Надыктов Александр Геннадиевич : другие произведения.

Артюр Рембо - поэтический маг и бунтарь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


   Артюр Рембо - поэтический маг и бунтарь.
   Если бы представители иной цивилизации предложили мне рассказать только об одном человеке, чтобы иметь некое представление о духовном мире землян, я поведал бы им о жизни и творчестве блистательного французского поэта Артюра Рембо, поразительно яркой, колоритной, экстравагантной личности. Что уж говорить об инопланетянах, если и для большинства россиян, следует признать, имя Артюра Рембо(1854-1891гг.), к сожалению, малоизвестно.
   Прекрасная Франция всегда сверкала изумительными личностями, среди которых и Рембо из Шарлевиля, оставивший гениальный след в мировой поэзии. Мы благодарствуем великолепной Франции за то, что она подарила миру эту бесценную, удивительную драгоценность, благодаря которой человечество получило возможность бесконечно наслаждаться необыкновенными и богатейшими поэтическими красками и образами. Лично меня, человека уже весьма зрелого, поэзия Рембо взбудоражила, потрясла, опрокинула традиционность мировосприятия, не только расширив его границы, но бурным потоком сломав их, раскрепостила, таким образом, в пространственном и временном измерении. Рембо помог мне, как, думается, и многим, увидеть отчётливее волшебное великолепие Мироздания. Он заставляет, используя свой поэтический дар, землян (и, наверное, это оценили бы представители других планет) почувствовать ещё зримее, что наша планета Земля, является лучшим творением Всевышнего Разума в космическом пространстве.
   В истории французской лирики было достаточно имён, которые по своему поэтическому мастерству не уступали, а может быть, иногда превосходили Рембо. Например, Шарль Бодлер, которого сам Рембо называл "королём поэтов". Или звезда французской поэзии Поль Верлен. И всё же, на мой взгляд, Артюр Рембо - самая экстраординарная поэтическая личность. До Рембо и после него не было в мировой поэзии поэта, который бы за пять лет - с пятнадцати лет и до двадцати - создав гениальные произведения, сразу после этого сознательно покончил с литературной деятельностью. В остальные 18 лет жизни от былого застенчивого и одновременно яростного гениального юноши не осталось, пожалуй, и следа. Ниже я попытаюсь объяснить, почему это произошло, не претендуя, разумеется, на полную достоверность.
   Для короткой поэтической жизни Рембо характерна страстная непримиримость. Пожалуй, он был самым дерзкой поэтической личностью в истории человечества. Но это не означает, что его мастерство ограничивалось юношеским максимализмом. Приходится лишь удивляться его поэтическому дарованию: в его стихах присутствуют и поразительная образность ("лазурь в соплях и солнце в лишаях", "флаг - окровавленным мясом над шёлком морей"), и безукоризненная словесная передача световой и тепловой энергии, и сочная цветовая палитра, оттенки которой невероятно фантастичны ("муаровые ленты", "дымчатый газ", "золотой бархат", "рубиновые лозы").
   Поэтическая магия Рембо заключается в том, что его стихосложение рождает в человеке достоверную зримость описываемой предметности со всеми её свойствами. В тоже время, как представляется автору этих строк, через выбор самой предметности и её изображения художник выражает состояние своей души. Стоит прочитать одно из лучших произведений Рембо, "Пьяный корабль", чтобы убедиться в этом. Состояние его души - это жгучее стремление выскочить из привычных рамок ощущений. На это способны лишь очень одарённые, чрезвычайно незаурядные творческие личности. По мнению выдающегося американского писателя Генри Миллера, выраженного в его грандиозном художественно - философском эссе "Время Убийц", "тип Рембо вытеснит в будущем тип Гамлета и тип Фауста". Смелое заявление, не правда ли?! Однако, думается, всё же, не стандартно мыслящий, бесподобный создатель умопомрачительных романов, Г.Миллер прав. Гамлет и Фауст это лишь грани гигантской фигуры Артюра Рембо, с его головокружительным, захватывающим дух внутренним миром. Автор этих строк не ставит перед собой цель достаточно объёмно излагать это понимание. Ибо лучше аргументировать, чем это сделал сам Миллер, пожалуй, никто не может совершить.
   Вся поэзия Рембо проникнута насквозь отрицанием существующего миропорядка, потому что он видел в нём ханжество, фальшивость, бесконечную суету. Для Рембо миропорядок - это не только нравы, устои общества. Это и сам он. И отрицает Поэт в себе ту упорядоченность, ту стереотипность, что сковывает его, цепко держит в рамках заданного кем-то мироздания. И Рембо неистово кипит, свирепствует, яростно бунтует, отрицая всякий конформизм, который проник в психологию личности и любого общества в целом. Прошло почти сто двадцать лет как не бьётся пламенное сердце замечательного французского мятежного поэта. Думается, если бы он жил сейчас в современной России, то негодуя и клокоча от сплошного безобразия, повальной мерзости, от унижения и оскорбления, от лицемерия и продажности, с которыми повседневно сталкивается нормальный человек, то ушёл бы снова в иной мир. И ушёл бы не из-за своей слабости, а потому, что невозможно физически жить в обществе, где конформизм проник во все его поры. Именно это и явилось причиной того, что ещё в юношеские годы Рембо оставил своё общество в поиске вселенской свободы. Великий бунтарь пытался вырваться из прошлого и настоящего. Он всегда стремился, рвался в будущее, где отсутствует "скука мирового безобразья", если использовать меткое выражение русского, тоже замечательного, поэта Георгия Иванова, который, как никто в русской поэзии, близок по умонастроению к Рембо. Покуролесив по городам и весям, побывав в разных странах мира, он и там, к своему сожалению, не обрёл необходимого для него вдохновения. Находясь под палящими лучами человеческого безразличия, он вынужден был уйти в тень, закрыться, законсервироваться и жить только своим богатым внутренним миром, не открывая его уже никому.
   Почему же этот поэтический маг навсегда покинул поэзию? Тот же Г.Миллер объяснял это тем, что "как поэт, он уже сказал всё, что мог. Возможно. Но позволю себе предположить другое объяснение. Рембо так "прохолоформировал"( как однажды удачно выразился о себе Г.Иванов ) своё сознанье, что необходимость для него выражать себя в поэзии исчезла. Как поэт он мог ещё выразить себя. Но ему это уже не нужно было, ибо поэзия сделала своё дело, выведя его на орбиту абсолютного созерцательного мировосприятия, что ведёт к полной отрешённости от активных действий, о чём, если не ошибаюсь, проповедовал ещё древнейший Лао - Цзы.
   Почему Рембо, бунтарь из бунтарей, скиталец и бродяга, побывавший во многих странах мира, которому западноевропейские бывшие хиппи и нынешние российские бомжи и в подмётки не годятся, богохульник, писавший на заборе "Смерть Богу", в конце жизни выразил редкую веру в божественное начало? Говорят, священник, исповедавший Рембо перед смертью, сказал его сестре: "Ваш брат верует, дитя моё. Он верует, и мне ещё не доводилось видеть столь глубокой веры". Думается, что его трансформация от христианского отступника до глубоко верующего человека объясняется, помимо всего прочего, и тем, что творчество некоторых гениальных личностей проходит какой-то этап тягостного и дерзкого разрыва с общепринятыми представлениями о существовании мироздания. Абсолютизация свободы, которую взваливает на себя гордый человек, является непомерной ношей для него. Но потом, через творческие муки и иные страдания, а их на долю Рембо хватило через край, наступает прозрение. Только человек с мощным характером находит в себе силы признать свою неправоту и, тем самым, покаяться. Надо иметь настоящий бунтарский характер, чтобы переосмыслить своё миропонимание, изменить линию своей жизни, восстать против самого себя. Рембо родился поэтическим магом и бунтарём. Он прожил короткую жизнь поэтическим магом и бунтарём. Артюр Рембо ушёл из жизни поэтическим магом и бунтарём.
   Его вклад в мировую литературу, в культуру мысли и чувств, в понимание истинных ценностей жизни ощущается до сих пор. Многие великие художники кисти и слова 20 века, создавая свои шедевры, испытали, несомненно, влияние творчества Рембо. Вглядываясь в картины Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Альфаро Сикейроса, читая Франца Кафку, Джеймса Джойса, Генри Миллера, Уильяма Фолкнера, Хулио Кортасара, Г.Иванова и других авангардистов, чувствуешь их связь с Рембо, который утверждал: "Мы должны быть, безусловно, современными". Современность! В этом и есть вся сущность великого поэта из маленького городка Шарлевиля. Быть современным - это квинтэссенция творчества и всей жизни Артюра Рембо. Он всегда будет оставаться современным для нас и будущих поколений, ибо в его душе и сердце происходило то же, что бурлит и в нас, что будет волновать и радовать последующие поколения.
   Возникает иногда вопрос, могла бы существовать жизнь без гениев и бунтарей? Конечно же, жизнь протекала бы и без них. Но вот ещё один вопрос. А какая же это была бы жизнь? Позволю себе публично ответить: она была бы серая и скучная.
   Александр Надыктов.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"