"Antes de volver a dormirme imaginй (vi) un universo plбstico, cambiante, lleno de maravilloso azar, un cielo elбstico, un sol que de pronto falta o se queda fijo o cambia de forma."нtulo 67 de Rayuela de Julio Cortбzar
"Прежде чем снова заснуть, я представил (увидел) пластичную вселенную, меняющуюся, полную чудесных случайностей, эластичное небо, солнце, которое внезапно исчезает, остается неподвижным или меняет форму".
Глава 67 классиков Хулио Кортасара
Прежде чем заснуть, перед Мартиным мелькали с молниеносной скоростью разные кадры из его жизни, после чего он думал о многом, и не только о "пластичной" вселенной, о молчаливой Луне, о пролетающих облаках, но и о том, что не успел сделать, что успел совершить, что необходимо ещё успеть сделать в этой сложной, непредсказуемой жизни, пребывая одновременно и в прошлом, и в настоящем времени, и пытаясь, насколько это было возможно его способностям заглянуть хоть одним глазком, в будущее время. В эти минуты в его душе сочетались странным образом и огорчение, и успокоение. В той или иной степени, Мартин об этом думал всегда, ещё с детских лет. Но с возрастом это стало происходить значительно чаще, о чём он никогда ни с кем не делился. Иногда он пытался записать свои мысли, чтобы зафиксировать состояние своей души, но, сделав это, тут же уничтожал записи, не доверяя им, только потому, что они могли быть излишне сиюминутно эмоциональны. Однако через некоторое время снова садился делать записи. Примечательно, что они иногда шли потоком, волна за волной, но потом вдруг по непонятным причинам записи прекращались, которые Мартин снова уничтожал. Важно отметить, что писал он, в конечном итоге, всё же не для того, чтобы выразить своё состояние души, дабы кому-то поведать об этом. Через свои записи Мартин пытался разобраться в самом себе, проанализировать свои поступки, понять свою сущность. И если он их уничтожал, то, пожалуй, потому что чувствовал, что где-то он фальшивит самому себе, нет, не сознательно, а лишь потому, психика любого человека так устроена, что есть желание как-то оправдать самого себя. Как известно, время неумолимо летит вперёд и его мало остаётся, чтобы многое ещё успеть сделать. Быстрота времени и, соответственно, всей жизни наблюдается во всём: в окружающих людях, в близких и незнакомых, часть которых вдруг исчезает навсегда, во взглядах и деяних современного общества, в изменении окружающей среды, природы, в появленни новых шокирующих сленгов, в охватившей молодое поколение паутины компьютеризации. Мартин чувствовал, ощущал, что жизнь настолько стремительно изменяется, что он уже, возможно, чуть-чуть может отстать от неё, несмотря на всю свою продвинутость, говоря тем же одним из новоявленных сленгов, а ему этого очень не хотелось. Нет, при этом он не омрачался, не сетовал на то, что вокруг происходит модернизация жизни. Он, проявляя любознательность к миру, в котором живёт, не только шёл в ногу со временем, но и пытался, иногда успешно, иногда безуспешно, всё же хоть на миллиметр опередить в своём движении время. По-большому счёту, это была его забавная игра со временем, похожая, при всей понятном различии, на игру, которую вёл, например, в своём знаменитом романе аргентинский писатель Хулио Флоренсио Кортасар Дескотте, к слову сказать, и не только он. Огромный интерес, ценность любой игры, особенно игры со временем, имеющая широкий диапазон самых разных аспектов жизнедеятельности, состоит, не смотря на её основные каноны, в наличии возможности проявления удивительной изобретательности тех, кто в ней участвует, дающей получение неописуемого восторга, даже если вдруг игра будет в самом конце проиграна, от чего никто не застрахован. Этот восторг компенсирует все неудачи, потому, как казалось Мартину, он и есть лейтмотив всего человеческого существования. Важно в любой игре уложиться по времени, которое даётся на её проведение, чтобы, как в шахматах, не попасть в цейтнот или в цугцванг. Время это своеобразная, как считал Мартин, аренда, которую соизволил дать нам, людям, сам Бог. Люди всегда испытывают дефицит времени, которого, как и денег, много, как им кажется, не бывает. Но чтобы многое успеть сделать в жизни, необходимо выбрать точные приоритеты, что равносильно было бы выбрать на длительное пользование только две-три книги из 170 миллионов изданий в The British Library, и последовательно, рационально стремиться к ним, что далеко не всегда получается. И это Мартин тоже хорошо понимал. Однако такое полное понимание пришло к нему лишь тогда, когда времени у него стало, как говорится, в обрез. И как ни странно, он при этом не паниковал, а наоборот, успокаивался. Ещё с детских времён ему была присуща успокоенность в самые критические, казалось бы, моменты, чему Мартин и сам удивлялся. Значит, говорил Мартин сам себе, так и должно быть. Поэтому он, как и его amigo Марио, не впадал в депрессию, а продолжал довольствоваться тем, что у него есть. Нет, это, как могло бы показаться кому-то, не признак малодушия. Мартин был реалистом, понимая, что мало кому удаётся правильно жить. К тому же, ещё неизвестно, что такое правильная до конца жизнь. И существует ли она, правильная жизнь, на самом деле? Возможно, это миф, созданный людьми, чтобы присвоить себе ореол непогрешимости.
Прежде чем заснуть, Мартин смотрел в калейдоскоп времени, видя в нём забавные, грустные и радостные картинки прожитой жизни. И уже заснув, он продолжал видеть во сне невероятно чудные картинки, сменяющиеся одни за другими: перед его взором возникал вдруг импозантный капитан в эполётах Джон Уильямс Уилсон, командовавший шхуной "Ancud" или планета Сатурн, на кольце которой бежали конькобежцы, или же сеньора Helen, кормящая грудью своего младенца, или же бродяга, спавший под большой плакучей ивой и услышавший шаги приближавшего человека, притаившись при этом не из-за страха за себя, а из-за того, чтобы не напугать незнакомца своим неожиданным присутствием глубокой ночью, лежащим под наклонившими ветвями ивы. Картин было такое множество, что проснувшись Мартин продолжал их рассматривать, чем прежде снова заснуть.