В жизни современного Российского общества человек обретает опыт социальных отношений, который зависит от причастности его к решению собственной судьбы и судьбы России. Поэтому можно утверждать, что социально-экономические, социально-политические преобразования, происходящие в России, имеют глубокий педагогический смысл, то есть влияют на развитие человеческих качеств.
В связи с социально-экономическими преобразованиями появилась новая педагогическая задача: воспитать у человека потребность и способность стать хозяином своей собственной жизни, быть предприимчивым и конкурентоспособным, стремиться к успеху, не переступая границ морали и нравственности, чтобы не оказаться наказанным по Закону права.
По ходу социально-политических преобразований в России появилась возможность осуществить право на свободу волеизлияния, свободу слова, но это породило и агрессию, противостояние различных социальных группировок. При создании педагогически целесообразных условий для развития политической культуры населения необходимо воспитывать в людях такие человеческие качества как толерантность и коммуникабельность, информированность и образованность, принципиальность, оптимизм и др.
В связи с преобразованием общественных отношений меняются установки и стандарты качества образования, которые связаны с условиями социальной жизни. В педагогической среде рассматривается результат обучения и воспитания с учётом влияния социально-культурных условий. Вопрос компетентности и креативности личности, субъектности в творческой жизнедеятельности и инициативности в общественных отношениях целиком лежит в области культуры, зависит от возможности реализовать себя в реальной социокультурной среде. Направленность и качество отношений человека к жизни, в большей своей части, зависит от характера воспитательных отношений взрослых и детей. В каждом педагогически оправданном действии лежит замысел, выраженный в цели, задачах и методах. Не всегда целеустремлённый замысел получает прямое подтверждение в действительности, ибо каждый ребёнок выдаёт свои эмоциональные, познавательные и действительные ответы.
И всё же, педагог, участвуя в создании жизненной реальности, найдёт в себе силы увидеть и позитивный, и негативный исход воспитательных мероприятий. Так, например, целенаправленное развитие индивидуальных качеств ребенка, может привезти к эгоцентризму, который нужно считать положительным явлением на фоне полного отсутствия индивидуальной линии в жизни даже у взрослых людей, это развитие индивидуально-личностных черт и преодоление бездумного конформизма.
Отрицательный результат может проявиться при стремлении к крайности - это эгоизм или суицид. Эгоизм как способность жить за счет других людей, потребляя жизненные ценности только для себя, прежде всего для себя, или в конечном итоге для себя - это отрыв от реальной жизни, неспособность найти себе место и роль в социуме вследствие гипер уверенности в своей исключительности. Суицид может возникнуть как следствие неудовлетворённости личности при реализации запросов, которые не имеют под собой реальной почвы, неадекватны действительным возможностям человека.
Современно звучат цели: развитие субъектных черт человека, социальной активности или предприимчивости и успешности. Как хороший результат можно увидеть: конкурентоспособность, общественную активность и готовность к социально значимой деятельности. Но здесь же возникает дикая конкурентная борьба, даже в ролевых играх проявляется агрессивность по отношению к другому человеку во имя продукта, предмет-ного результата, непременного успеха в деятельности. Саморазрушение личности во имя желанной цели, активность и предприимчивость до лицемерия и нарушения нравствен-ных норм поведения.
Кто не стремится к развитию творческих способностей (в информатике, искусстве, спорте и т.п.). И как результат: поддержка человеческого таланта, совершенствование личностных качеств, развитие способностей, но только в одном направлении деятельнос-ти. Но может возникнуть отрыв человека от реальных жизненных условий, как следс-твие негармоничного сочетания факторов развития человека в практической жизни. Это отражено в судьбах победителей юношеских соревнований, лауреатов компьютерных олимпиад. Они проявляют неспособность к общению, к выживанию, становятся несчастными людьми после утраты побед и достижений в данном виде деятельности.
Любой из этих подходов к развитию индивидуально-личностных качеств человека может дать как положительный результат, так и отрыв от реальной жизни, неспособность найти решение проблем выживания, неготовность установить контакт с социальным окружением на основе общих норм жизни.
Так нерешённые педагогические проблемы совершенствования человеческого качества порождают социальные проблемы выживания. В то же самое время и условия социальной жизни порождают множество проблем в воспитании человеческих качеств.