Налбандян Карен Эдуардович : другие произведения.

Откуда есть пошёл Мир Полдня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


Откуда есть пошёл Мир Полдня

  
   1. Пророк Полдня
  
   "Отягощённые злом, или Сорок лет спустя" - вещь, часто недооцениваемая.
   А между тем это - ключевое произведение Стругацких, та самая точка дивергенции, где наш обычный мир переходит в Мир Полдня.
  
   Следует отметить, что человечество Мира Полдня представляет собой единую надкультурную общность.
   Подобные общности возникали на Земле и прежде: христианский мир, мир ислама, Китай и др. И каждая такая общность имела своего пророка: Христос, Мухаммед, Конфуций. Смысл их учений - "делай другим то, чего хотел бы себе" - принцип, объединяющий людей.
  
   Так вот, таким пророком для Мира Полдня является Г.А.Носов.
  
   А начинается всё годах в 1980-90-ых, когда в заурядном городке появляется Демиург - существо такого могущества, что вблизи него искажаются причинно-следственные связи.
   Самый простой пример - две стреляные гильзы на площадке восьмого этажа в самом начале книги - те самые, которые отстреляет Марек Парасюхин - в середине. Я уж не буду углубляться в головокружительные эволюции рукописи Манохина.
  
   Главное: в чём цель появления Демиурга? Набирает странных людей, слушает их программы... Фактически, определяется, по какой дороге пойдёт дальше наш мир.
  
   Колпаков - Третья мировая? Отметается.
   Гершкович - Мир "Око за око"? Несерьёзно.
   Парасюхин? Русский вариант фашизма? Напротив, рассматривается достаточно внимательно (см. часть вторую). Кстати, окончательно Парасюхин отправляется на помойку в день появления Носова.
   Пересматриваются ещё масса других вариантов.
   И выбирается - Г.А.Носов. Не святой. Не ангел. Отягощённый злом, как и остальные кандидаты. Именно он и превращает мир эпохи пост-застоя (СССР китайского сценария) в Мир Полдня. Его Высокая Теория Воспитания. А что это такое? Цитирую Бориса Стругацкого:
  
   Вся наша "Теория Воспитания" базировалась на двух основных принципах:
   1. Воспитанием детей должны заниматься профессионалы, а не любители (каковыми обычно являются родители);
   2. Главной задачей учителя является - обнаружить и развить в ребенке его Главный Талант, то, что он умеет лучше многих.
   Подразумевается, что большую часть времени обучения ребенок проводит в школе-интернате. При этом он отнюдь не отрезан от мира и от своей семьи - родители могут когда угодно приезжать к нему в интернат, и сам он регулярно ездит домой.
   Я и до сих пор считаю, что только Великая Теория Воспитания способна кардинально изменить человеческую историю, прервать цепь времен и роковую последовательность повторений "отцов в детях".
  
   Это же точно сюжет "Гадких Лебедей":
  
   Вы же прекрасно знаете, что дети ваши ушли от вас по собственному желанию, никто их не принуждал, никто не тащил за шиворот. Они ушли потому, что вы стали окончательно неприятны. Не хотят они жить больше так, как живете вы и жили ваши предки. Вы очень любите подражать предкам и полагаете это человеческим достоинством, а они - нет. Не хотят они вырасти пьяницами и развратниками, мелкими людишками, рабами, конформистами, не хотят ваших семей и вашего государства. [...]
   - Вы можете быть совершенно спокойны за своих детей. Им будет хорошо - лучше, чем с вами, и много лучше, чем вам самим. Сегодня они не могут принять вас, но с завтрашнего дня приходите. В Лошадиной лощине будет оборудован дом встречи, после пятнадцати часов приходите хоть каждый день.
  
  
   В "Гадких лебедях" описывается именно момент внедрения идей Носова. Методы? Рвать по живому. А кто говорил, что будет легко? Уход детей. Разрыв связи поколений. Первая стадия формирования системы интернатов.
  
   Кстати, появление мокрецов - людей из ещё одной потенциальной реальности - опять нарушение причинно-следственных связей, почерк Демиурга.
  
   Мир Полдня - не идеал человечества. Но - меньшее из зол.
  
   И прав, выходит, тот житель Островной Империи, сказавший: "Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал - до вас и без вас, - а вы не догадываетесь об этом...".
  
   2. О фашизме в Мире Полдня
  
   Скажите, вы ненавидите Наполеона? Вы считаете его солдат эталонными исчадиями ада?
   Верно. Двести лет - срок, за который гаснет любая ненависть.
   Антон-Румата живёт примерно через двести лет после Второй Мировой. Тем не менее, фашисты продолжают оставаться для него олицетворением мирового зла.
   Вопрос: о тех ли фашистах идёт речь?
  
   Помните, краткий экскурс в историю Мира Полдня (ХВВ)?
  
   Последние схватки, последние путчи, особенно беспощадные, потому что последние. Уголовники, озверелое от безделья офицерье, всякая сволочь из бывших разведок и контразведок, наскучившая однообразием экономического шпионажа, взалкавшая власти... Пришлось вернуться из космоса, выйти из заводов и лабораторий, вернуть в строй солдат. Ладно справились. Ветерок перебирает листы "Истории фашизма" под ногами...
  
   Так что, похоже имелся в виду именно фашизм возрожденый. Кстати, косвенно это подтверждается кое-какими моментами в "Полдне XXII век".
  
   3. Рецидивы прошлого, или Дедушка на дембель едет, звездолет на гиперухабах покачивает
  
   Помните момент, когда четвёрка из 18-ой комнаты наезжает на Вальтера Сарояна? Вчетвером. На одного. По наводке учителя. Про этическую сторону см. приложение. Но кроме этической стороны, есть тут кое-что ещё:
  
   Мог бы найти Лина или Капитана, если у тебя чесались лапы, горилла!..
  
   Ключевое слово - "горилла". Почему именно горилла - полагаю, объяснять не надо? Сейчас ещё говорят "черножопый".
   В запале вырвалось то, что обычно старались вытравить. Подобно тому, как вполне интеллигентные люди во время скандалов вдруг начинают называть ближнего своего "жидовской мордой".
  
   Что дальше?
  
   Вальтер поколебался и вышел. Он знал, что это такое - драться с 18-й, но он все-таки вышел и принял стойку. Он чувствовал, что расплачиваться придется, и знал, что это лучший способ расплатиться.
   Атос неторопливо потащил рубашку через голову.
   - Постойте! - завопил Поль. - Останутся синяки!
   [...]
   Он собрал одежду Вальтера, лежащую в кустах, и прыгнул в воду. Вальтер проводил его беспомощным взглядом, а Атос запрыгал по берегу от восторга.
   - Полли! - кричал он. - Полли, ты гений! Что ж ты молчишь, Вальтер? Тверди, тверди, горилла: трусить, лгать и нападать!
   Капитан хмуро следил за Полли, плывущим по-собачьи. Полли создавал массу шума и оставлял за собой пенистый след. Да, он хитроумен, как всегда. Тот берег зарос жуткой крапивой, и голый Вальтер будет искать там свои штаны и прочее. Искать в темноте, потому что солнце заходит. Так ему и надо.
  
   Для Вальтера ситуация привычная - один против всех. И как себя вести в ней он знает. Вызов принят.
   А вот для 18-ой комнаты лёгкая травля оборачивается потенциальным мордобоем.
   Каковой никому особо не интересен. И под трескучие фразы делается самая обычная подлость - в стиле нынешней дедовщины. И "бить, чтобы не оставалось синяков" это тоже приём дедовщины.
   Впрочем, как и всё воспоследовавшее: трое держат, один закидывает одежду в крапиву.
  
   Приложение
  
   Вначале цитата:
  
   Учитель посмотрел чертежи и положил их на место. Увлечение продолжается, подумал он. [...]
   Учитель Тенин понял все. Он понял, что они хотят удрать, и он понял, куда они хотят удрать . [...]
   Им даже ничего не грозит: их не пустят дальше Аньюдина. Но им придется вернуться, а вот это по-настоящему неприятно. Вся школа будет смеяться над ними. Ребятишки иногда бывают злы, особенно в таких вот случаях, когда их товарищи вообразят, что могут что-то, чего не могут все. Он подумал о великих насмешниках из 20-й и 72-й и о веселящихся мальках, которые прыгают с гиком вокруг плененного экипажа "Галактиона" и разят насмерть...
   "Как их остановить? - думал Тенин. [...]
   - Кстати, о любви к ближнему, - сказал он, и экипаж снова порадовался этому "кстати". - Как называется человек, который обижает слабого?
   - Тунеядец, - быстро сказал Лин. Он не мог выразиться резче.
   - Трусить, лгать и нападать, - проговорил Атос. - Почему вы спрашиваете, учитель? С нами этого не бывало и не будет.
   - Да. Но в школе это случается... иногда.
   - Кто? - Поль подскочил. - Скажите, кто?
   Учитель колебался. То, что он собирался сделать, было, в общем, дурно. Вмешивать мальчишек в такое дело - значит, многим рисковать. Они слишком горячи и могут все испортить. И учитель Шайн будет вправе сказать что-то малоприятное в адрес учителя Тенина. Но их надо остановить и...
   - Вальтер Сароян, - сказал учитель медленно. - Я слыхал об этом краем уха, мальчики. Это все надо тщательно проверить.
  
  
   Учитель Тенин, дабы уберечь своих учеников от позора, сдаёт им чужого ученика. Классическим доносом. Сравнить:
  
      -- "Тут прокуратор умолк, оглянулся, нет ли кого на балконе, и потом сказал тихо: -- Так вот в чем дело -- я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью."
      -- "Имя, сестра имя" - "Бэкингэм"
  
  
   И делается это просто для того, чтоб выиграть время. А время нужно, потому как приготовления учеников к побегу учитель ... не разглядел. И вместо того, чтоб искать какие-то другие пути - идёт по линии наименьшего сопротивления.
  
   Вопросы по теме:
  
   1. Насколько всё это этично?
   2. Отдали ли бы вы своего ребёнка такому учителю?
   3. Как насчёт того, что "В истории было много случаев, когда ученики предавали своего учителя. Но что-то я не припомню случая, чтобы учитель предал своих учеников". Ну да, Вальтер не был непосредственно учеником Тенина, но, в широком смысле, отношения ученик-учитель тут присутствовали.
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"