Налбандян Карен Эдуардович: другие произведения.

Мысли о фильмах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Терминатор. "Асса". "Звёздные войны". О Робингуде Белом, или Шутки переводчиков (Обновление 13.01.2012)


   Мысли о фильмах
  
   Терминатор
  
   1.
  
   "Терминатор-2" не просто боевик. Какой-то очень человечный, что ли. Есть в боевой машине что-то от средневековых баллад. Может - о рыцарях, а может - о самураях.
  
   "Людей убивать нельзя. - Почему нельзя? - Нельзя...потому что нельзя". И тот момент, когда Терминатор, боевая машина, с удивлением разглядывает маленького ребёнка.
  
   А главное - главное другое. Два самых главных слова "Терминатора - 2": "No Fate". Нет судьбы. Мы сами делаем её. И женщина, ребёнок и устаревший киборг спасали человечество. Потому что - мы сами были другими. Меняли мир, как хотели.
  
   "Терминатор - 3" - о другом. Это - разочарование. Это то, что от судьбы не уйдёшь. И фраза - девиз маленького человека эпохи обскурации: "И я понял, что самое главное - не предотвратить Судный День. Главное - выжить, с теми, кто тебе дорог" .
   Очень плохой знак.
  
   2.
  
   ...Вообще, вся трилогия о "Терминаторе" доказывает лишь одно - преимущество серийной, полевой модели перед всякими единственными и уникальными суперами.
   Серия Т-100 ("Шварценеггер"), как уже было сказано, полевая модель. Рабочая лошадка. Солдаты этой войны.
   Т-100 проигрывает последующим моделям в скорости, оснащённости, мощности и чёрт-те ещё. Тем не менее, неизменно побеждает. За счёт чего?
   В первую очередь - надёжность. Все системы многократно продублированы - этот момент из "Терминатора-2", где ему засадили здоровенный металлический прут и перекорежили всё что можно. Тем не менее, процессор находит альтернативные контакты и переключается на них.
   Второе - программное обеспечение. Обратите внимание, насколько полно он использует все свои возможности.
   Систему под Т-100 писал естественный отбор войны.
  
   "Асса"
  
   В своё время очень любил фильм "Асса". А несколько лет назад пришло в голову: "А каково было тому, крутому мафиози". Ведь он с Банананом находился в неравных условиях. Как всегда бывает у человека, занятого делом, посравнению с болтуном-бездельником.
   Наверное, это и внутренние изменения. В студенчестве - тебе близок пофигист-Бананан. С возрастом начинаешь понимать мафиозо.
  
   Кому умирать молодым?
  
   Есть тип персонажа, каковой очень вреден к исполнению в России. Он появляется на экране каждый раз на закате десятилетия, и неизменно фильм становится культовым, а исполнитель погибает. При странных обстоятельствах.
   На закате 70-ых на экранах появился великолепный Глёб Жеглов. Высоцкий умер через год.
   В конце 80-ых возник мрачный Моро-Цой. Через год Цой разбился при невыясненных обстоятельствах в аварии.
   В конце 90-ых появился обаятельнейший убийца Данила Богров. Бодров-младший погиб при сходе лавины через пару лет после выхода "Брата-2"
  
   Троя
  
   Если вдуматься, фильм - о истории всех войн - о том, как кончается спорт ("ничего личного") - и начинается война всерьёз - после гибели первых друзей. И о том, как кончается война - и начинается зверство.
  
   А ещё - о простых парнях из спецназа, десанта и морской пехоты (потому как десант с кораблей выглядел аккурат высадкой на Окинаве) - которые не имеют ничего против друг друга - и должны разгребать за политиками.
  
   "Звёздные войны"
  
   Один из ключевых моментов обращения Аннакина к Тёмной стороне - это убийство Дуку.
   Но не само убийство - как таковое.
   Помните, как дело было? Начальство в лице Верховного Канцлера приказало "Убей" - и он убил.
   Приказ убивать пленных можно рассматривать, как преступный, ну да это вопрос второй. Хочу напомнить, что маленькие группы спецназа пленных не берут никогда - где они их таскать будут? То есть, пленные-таки берутся, но тут же по потрошении и ликвидируются.
   В фильме опущено, что Аннакин на тот момент уже который год воевал - так что отрубленные головы и убитые пленные вряд ли были для него новостью.
  
   Представьте ситуацию, где несколько американских спецназовцев прорвутся через все препятствия и захватят самого Бен Ладена - полуживым.
   В дверь ломится толпа фанатиков - отбивать. И тут приходит команда от Президента США - "Кончайте его". Долго ли будут сомневаться?
   Штука в другом: Аннакин выполнил то, к чему сам стремился. Это не было принципом "ничего личного". Банальнейшая первобытная месть - по принципу - оторвал мне руку? - А я тебе обе руки и голову вдобавок.
  
   И вот это-то и расшатало его мораль.
  
   Ну и в заключение старая японская байка: "У самурая убили сеньора. Он долго мотался, нашёл убийцу и собрался убивать. Убивец из последних сил взял и плюнул ему в глаза. Самурай встал и ушёл. Потому как это было бы уже не местью за хозяина - а за мелкое оскорбление, нанесенное себе"
  
   О Галактическом Сенате
   О Галактическом Сенате из "Звёздных войн". Кого из сенаторов мы знаем? Прекрасная принцесса Амидала, двадцати с чем-то лет. Безмозглый Джа-Джа Бинкс. Ну и сенатор Палпатин.
   Проблема не в Палпатине. Проблема в том, что когда парламент собирают по критерию телегеничности - ничего хорошего там не будет. Никто же не выбирает по критерию телегеничности врачей или пилотов.
  
  
   Параллели
  
   1. Две книги - один сюжет
  
   Сюжет какой книги тут пересказан?
  
   Молодой парень, пилот-звездолётчик и мастер фехтования, оказывается с заданием в столице некоей страны. Парень состоит в полувоенной, не очень многочисленной организации, имеющей целью поддержание порядка, добра и справедливости в данной стране.
  
   У парня есть закадычный друг и коллега - тоже мастер фехтования. С другом они знакомы с детства, в первой части книги описано их другом совместное путешествие, имевшее место ещё много лет назад.
  
   У парня есть начальник, невысокого роста, пожилой и очень умный. И парень и его друг считают своего начальника одним из своих учителей.
  
   Ну и наконец у парня есть девушка, можно сказать жена, с которой они безумно любят друг друга, но порядки организации не дают ему быть с ней, что вынуждает обоих скрывать связь.
  
   Начальство не слишком одобряет эту связь, но и не препятствует ей.
  
   В стране назревают большие неприятности. Один из её правителей - личность с тёмным прошлым - не тот за кого себя выдаёт. Галантный собеседник, вежлывый кавалер - внутри скрывается чудовищная личность.
  
   Правитель неоднократно дружески общается с парнем и предлагает ему сотрудничество. Парень, понимая опасность этого человека идёт к руководителю своей организации, но ничего хорошего из того не получается.
  
   Будучи практически на грани нервного срыва, парень общается и с другом, и с начальником, но получает в ответ лишь общие слова, ничуть не помогающие ему.
  
   Тем временем, пресловутый руководитель вступает в тайный контакт с врагами государства и провоцирует их на вооружённое выступление, что позволяет ему в одну ночь свергнуть законную власть, ввести в страну преданные себе войска и захватить единоличную власть. Враги государства, которых он спровоцировал, в ходе выступления погибают, причём одного из их руководителей убивает друг парня.
  
   Тем временем, парень убеждается, что его начальство тоже не ангелы.
  
   Короче, чтоб долго не затягивать, кончается всё это плохо: девушка по вине парня погибает - при том, что он вообще-то пытался её спасти, парня эвакуируют, злой правитель погибает от его руки.
  
   Ответ: "Трудно Быть Богом", "Месть Ситхов"
  
   2. "Волны гасят ветер" - "Месть ситхов"
  
   Помните, эту сцену из ВГВ?
  
   "Тойво, прищурясь, разглядывал черные полосы облаков, перерезающие
   медно-багровое зарево заката. Сизо-черные нагромождения лесов у горизонта.
   Тонкие черные вертикали тысячеэтажников, встопорщенные гроздьями кварталов.
   Медно отсвечивающий, исполинский купол Форума слева и неправдоподобно
   гладкая поверхность круглого Моря справа. И черные попискивающие стрижи,
   дротиками срывающиеся из висячего сада кварталом выше и исчезающие в листве
   висячего сада кварталом ниже."
   Тойво Глумов спорит с женой - и они друг друга не понимают. У каждого своя работа, у каждого своя правда. А за окном фантастической красоты закат.
  
   И кончается это тем, что он идёт на официальную встречу с замдиректора Харьковского филиала Института чудаков Логовенко - а на самом деле - нечеловеческим существом - люденом - и не сумев избежать искушения сам становится люденом. Предавая надежды Макса Камерера - своего начальника, навсегда теряя любимую жену.
  
   А я вспоминаю ещё один такой закат над фантастическим городом - из "Мести Ситхов".
  
   Анакин Скайуокер спорит с женой - и они друг друга не понимают. У каждого своя работа, у каждого своя правда. А за окном - фантастической красоты закат.
  
   И кончается это тем, что он идёт на официальную встречу с Канцлером Сената Палпатином - а на самом деле - нечеловеческим существом - ситхом - и не сумев избежать искушения сам становится ситхом. Предавая надежды Мейса Винду - своего начальника, навсегда теряя любимую жену.
  
   3. Ещё одна параллель
  
   В этом фильме, вышедшем в 1981 году, все мы могли видеть, как два сыщика - опытный и не очень - ведут охоту на опасного преступника.
   Роль опытного сыщика исполняет человек, бывший мужем Марины Влади.
   А как называется фильм?
  
   Ответ: "Профессионал". Мужем Марины Влади был Робер Оссейн, а "Место встречи изменить нельзя" вышло ещё при жизни Высоцкого - в 1979 году
  
  
   О Робингуде Белом, или Шутки переводчиков
  
   В детстве смотрели замечательный сериал "Робин Гуд".
   И там, в самом конце, шайку Робин Гуда обкладывают войска, кто может - уходит, Робин прикрывает.
   И вот момент - остаётся он один, на холме, вытаскивает последнюю стрелу, натягивает лук и все осаждающие дружно подаются назад - ибо быть последним покойником войны никому неохота. Словом, стрелу он выпускает куда-то в пространство, после чего шериф Ноттингемский выдаёт сакраментальное "УБЕЙТЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА". После чего стрелять начинают все.
   Но ещё до того, как вынуть стрелу, Робин Гуд говорит фразу, каковая, сильно подозреваю, была приколом переводчика:
  
   "Шериф. А я и так страшно устал".
  
   Про образ Алисы
  
   Обратите внимание, что образ Алисы - внешность, поведение - Арсенов один в один скатал с "Греческой смоковницы". Отчётливые эротический моменты там есть: обнажённая спина Алисы в первых кадрах, прыжок из окна, где демонстрируются ляжки... А ведь по сценарию Алисе в этом воздушном платье надлежало валиться в пруд, а потом вылезать ("Здравствуй, мокрая футболка"), а также сидеть в ванне с Юлей. К счастью в 1980-ые деятелям искусства приходилось ещё смирять свои педофилические порывы. Тот же Крапивин, кстати.
   И кстати Арсенов был не первым. Тот же Рязанов взял в "Иронию судьбы" Барбару Брыльску, снимавшуюся в польской эротике.
   А до них художники Возрождения писали Мадонн с проституток.
  
   Коля Герасимов
  
   Когда-то я уже касался этой темы. Сейчас хочу написать подробнее.
  
   По крайней мере половина секрета фантастического успеха фильма "Гостья из будущего" - в Коле Герасимове.
   Помните, по книге Коля - спортсмен, пионер и вообще глубоко начитанная личность?
   Дружная семья, папа с мамой на собственном катере делавшие 100 км в день, что сам Коля дистанцией не считал.
  
   Режиссёр Арсенов сделал совершенно гениальный ход.
   Его Коля - никто. Абсолютнейшая серость. Он не выделяется из толпы ничем. Он не имеет особых примет. Он не знает и не умеет ничего выше среднестатистичского уровня. Не талант. Абсолютно среднестатистическая одежда, квартира, семья - мать-одиночка, отсутствие отца. И в довершение всего лицо наследственного алкоголика, авоська с бутылками от кефира (ГОСТ 15844-80) и непрошибаемое умение не удивляться ничему. Всё это сделало его настолько реальным, осязаемым персонажем, что зритель автоматически воспринимает все его похождения, как документальную реальность - такое вот свойство человечаской психики.
  
   Эффект присутствия, своего рода. Ведь самая лучшая фантастика - это та, которая отличается от реала всего одной деталью. Так вот, именно Коля делает этот реал - реальным. После Коли зритель верит во всё - и в машину времени в подвале заброшенного дома, и в Алису, и существование абсолютно замечательного класса (само по себе - почти фантастика)
  
   Потом, именно Коля создаёт тот серый фон, на котором сверкают и Алиса, и Коля Садовский и все остальные.
  
   Ну и наконец - на месте Коли каждый мог представить себя. Своего рода "шанс". От тебя не требуется ни таланта, ни силы, ни ловкости - просто как-то раз оказаться в нужное время в нужном месте.
  
   Как это случилось по жизни с Алёшей Фомкиным - человеком, который просто сыграл себя.
  
   О Коле и будущем
  
   Мысль - тот момент, где Алиса рассказывает одноклассникам их будущее. А ведь Коля был единственным, кому не было предсказано ни счастья, ни долгих лет жизни... Было сказано лишь, что он будет писать стихи для своей одноклассницы, которая станет киноактрисой. Но она уже была ею, и он уже писал ей стихи - о чём знала вся съёмочная группа.
   А будущего ему не было. Да и как скажешь человеку, что отпущено ему меньше 10 лет жизни - и не самой лучшей?
  
   Кстати, Алиса тоже будто бы напрочь лишена способности удивляться, как и Коля - но сходство кажущееся. Она просто знает, что это за время, что у этого времени впереди - оттого и не удивляется ни подлости, ни глупости человеческой - лишь смотрит снисходительно. Удивляет её другое: "Вечер... Такой, как у нас...".
   А ещё момент, когда Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина. Ведёт холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь.
  
   Волк - кто он?
   Мультфильм "Ну погоди". Первая серия, там, где канон ещё не успел устояться.
   Волк в этой серии - интереснейший типаж.
   Метко стреляет - что навскидку, вслепую, по мышечному чувству и зрительной памяти, что по движущимся предметам. Между прочим, попасть по тросу, закреплённому на несущемся катере - задача нетривиальная. И стоит обратить внимание, насколько профессионально он при этом залегает и выбирает укрытие. Виден явный военный опыт. Добавить сюда вождение катера и подводное плавание и получается у нас вполне себе боевой пловец. А классический момент, когда он закидывает на крышу трос и лезет по нему? Боец, причём профессиональный.
   И при этом отношение к ментам - видно зэка, причём недавно освободившегося, которому есть, что терять.
   То есть имеем ветерана каких-то войн, капитально отсидевшего и недавно вышедшего на свободу.
   И имеем зайца - всего из себя такого чистенького, благополучного...
   А теперь ещё одна похожая коллизия: "Операция Ы". Оба фильма сняты почти одновременно - 1969 и 1965 год, соответственно.
   Причём, тут она повторяется дважды: и в случае с Федей и в случае с троицей Трус-Балбес-Бывалый.
   Присмотримся: Федя, Алексей Смирнов, ветеран войны, ходил в разведку, два ордена Славы.
   Никулин - ветеран войны, награды и всё такое.
   То есть, речь идёт о нестарых ещё людях, лет 40-50. Мужики в расцвете сил. Прошедшие огонь и воду, умеющие убивать...и не нашедшие себя в мирном времени. Дальше криминал, отсидка, выход на свободу - всё это остаётся за скобками. Это ведь проявление всё того же вьетнамско-афганского синдрома. То есть, так, сквозь смех, освещается серьёзная проблема.
   Во-первых - табуированная в СССР тема преступности среди бывших фронтовиков.
   Во -вторых - взаимоотношения этого, потеряного поколения и новой молодёжи.
   В общем, в Штатах "Рэмбо", у нас "Ну погоди".
   "80 дней вокруг света".
   Пересматривал недавно мультфильм "80 дней вокруг света".
   В сущности есть две зеркальные пары: рыцарь, знающий цель, и оруженосец - лихой и придурковатый. И состязаются они за прекрасную даму. Отличия: отношения лорда Мейза с Фиксом - отношения повелителя и слуги. Повелитель либо посылает слугу с явно непосильным заданием "Пойти туда, не знаю куда", либо берётся за дело сам - в этом случае слуге остаётся роль "Пойти, принести". Отношения Фогга и Паспарту - учитель и ученик. В каждой серии учитель даёт ученику принцип, стратегемму, а потом показывает, как с его помощью можно выыпутываться из безвыходных ситуаций.
   И в конце серии ученик осваивает принцип.
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Д.Владимиров "Парабеллум (вальтер-3)" (Постапокалипсис) | | А.Майнер "Целитель 2" (Научная фантастика) | | Н.Жарова "Выжить в Антарктиде" (Научная фантастика) | | В.Василенко "Смертный 2: Легат" (Боевое фэнтези) | | У.Соболева "Легенды о проклятых-1. Безликий" (Любовное фэнтези) | | LitaWolf "Королевский отбор" (Любовное фэнтези) | | Д.Владимиров "Киллхантер" (Боевая фантастика) | | В.Конте "Omega. Инстинкт борьбы" (Антиутопия) | | Н.Шнейдер "У бешеных нет души" (Постапокалипсис) | | В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2" (Боевик) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "Император поневоле" П.Керлис "Антилия.Полное попадание" Е.Сафонова "Лунный ветер" С.Бакшеев "Чужими руками"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"