Мысли по развитию общества
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Война, как способ межкультурного общения. О законах и пассионариях. Опыт земледелия и отношение к технике. О парнях и девушках. Когда погибают лучшие. Трудно быть великим. О возвращении к законам предков. О стереотипах имперского мышления. О социальных экспериментах. О взаимодействии инстинктивного и разумного поведений. О пророках. О неполных семьях. О смешении языков (Обновление 13.01.2012)
|
О законах общества
Диагноз
Диагноз: у этого мира поехала крыша. Капитально поехала. Понятия добра и зла, плохого и хорошего смешались до полной неразличимости. Полная дезориентация.
И чтоб не рехнуться - надо твёрдо решить для себя - что такое хорошо, а что такое плохо. И тупо верить в это - не обращая внимания ни на что.
Впрочем, у этого мира есть одно преимущество перед Толкиеновским. Если вдуматься, то будучи предоставленным самому себе, без высшего вмешательства, мир Арды неизменно скатывался ко злу. В нашем мире тенденция обратная - в конце всё и всегда бывает хорошо.
История не кончается - что бы не писал Фукуяма. Просто - прогресс не бывает вечным.
Конкретно сейчас мы стоим на пороге. Чего?
Я бы сравнил теперешний мир с Римской Империей I или II века нашей эры - всё пучком, и лишь опытный глаз заметит смертельную болезнь. Впереди упадок и разорение, гражданские войны, Великое переселение народов, Чёрная оспа, возникновение мусульманства...
Ещё бы я сравнил наш мир с Европой XII века. Относительно объединённая Европа, относительно благополучный мир, относительная религиозная терпимость, европейское государство в Палестине, расцвет искусств.
Впереди уход из Палестины. Уже действует Темучжин - пока не Чингис-хан - и поднимается на востоке Волна. А за ней эпидемия Чёрной смерти (которая, как установлено, чумой не являлась, а являлась, предположительно одной из геморрагических лихорадок - Эбола из того же семейства ).
Или с Японией того же века. Взлёт Хейанской культуры - но уже откованы на востоке мечи гражданских войн.
* * *
ХХ век развивался по канонам хорошего романа. Вначале осенний тёплый свет начала века. Прорывы в науке. Первые самолёты, первые автомобили. А потом - "Титаник". Как предупреждение - что дорога больше никуда не ведёт и удаче приходит конец.
И он пришёл. 1914-ый. Первая Мировая , за ней - великая эпидемия гриппа, унесшая больше жизней, чем война. Потом 20 лет грозного затишья - и Вторая мировая.
А потом стало лучше. Может быть оттого, что люди увидели настоящее Зло. Ведь самые добрые книги века - "Маленький принц", "Король Матиуш I", "Властелин Колец" писались именно в жуткие годы войны.
Потом были Стругацкие, Битлз...
И - конец века -фейерверки Миллениума.
Только вот в погоне за тем, чтоб всем было хорошо - было упущено что-то важное.
И совсем недаром началась романтизация отрицательных героев - та же "Чёрная Книга Арды".
Было уже. Лучшие люди планеты писали книги о сильном человеке, которому всё нипочём - ни лягушку зарезать, ни друга на дуэли грохнуть.
Пока не получили целое поколение таких Сверхлюдей.
* * *
Совсем не зря идёт кампания по дискредитации Л. Гумилёва. Главное положение его теории - не пассионарность.
Утверждение, что нет бессмертных народов. И что нет вертикального прогресса.
Война, как способ межкультурного общения
Война - время взаимопроникновения культур. Причём взаимопроникновения, лишённого всяких предрассудков и предубеждений. Главный критерий: результативность.
Первобытные народы осваивают автомат Калашникова, стратегию, баллистику и пилотирование МиГ-29.
Продвинутые нации, напротив, вдруг начинают увлекаться коллекционированием скальпов или обрядами вуду.
Помимо достижений технических, осваиваются язык противника, его культура и многое другое. Иногда даже его боги.
Всё, что поможет одержать победу.
О законах и пассионариях
В мире, находящемся на гумилёвской стадии подъёма, каждый находится на своём месте. Каждый занимается той работой, к которой подготовлен наилучшим образом. И всех объединяет одна цель. Такое общество Гумилёв сравнивает с вышедшей в поход экспедицией.
Общество говорит человеку одно: "Будь тем, кем ты должен быть!"
Если ты король - будь королем, если ты министр - будь министром, если ты рыцарь - будь рыцарем и не вылезай никуда; исполняй свои функции, если ты слуга - будь слугой, если ты крестьянин - будь крестьянином, плати налог.
Ну хорошо. А если, скажем, король не соответствует своему назначению? - Свергнуть его, нечего с ним цацкаться! А если министр оказывается глупым и некомпетентным? - Да отрубить ему голову! А если рыцарь или всадник оказывается трусоватым и недисциплинированным? - Отобрать лошадь, оружие и выгнать, чтобы близко и духом его не пахло! А если крестьянин не платит налог? - "Ну, это мы заставим, - говорили они, - это мы умеем".
В общем, каждый должен был быть на своем месте.В этой стадии развития люди предпочитают ориентироваться больше не на законы, а на собственный здравый смысл. Потому как во-первых, каждый член общества компетентен в своём деле и добросовестен в его исполнении. Во-вторых, "выйдя в поход" общество оказывается в некотором смысле на Terra incognita, где прежние законы и правила работают не всегда.
Ну а в третьих, в условиях, когда все члены общества воспринимают друг друга, как членов одной...ну если не экспедиции, то хорошо подобранной банды, они и относиться будут друг к другу не по уставу, а по понятиям.
Закон выполняется - но выполняется дух закона, а не буква.
Законы с регламентацией каждого чиха, появляются позже, на следующих стадиях, когда в структуру общества входит куча народу некомпетентного, который требуется срочно натаскать и использовать. А для натаскивания и последующего прослеживания за исполнением создаётся бюрократия. Следящая за исполнением именно буквы закона.
А потом уже законы начинают вытеснять здравый смысл.
Опыт земледелия и отношение к технике
Этап земледелия - необходимое звено на пути к технической цивилизации.
На этом этапе народ учится простому правилу: большинство достижений цивилизации требуют немалых вложений сил и средств для своего создания и ещё некоторых - для поддержания в рабочем состоянии.
Нации и отдельные индивидуумы, пришедшие к достижениям технического прогресса от охоты и собирательства, минуя этап земледелия, относятся к достижениям техники очень характерно - выжать как можно больше, вкладывая как можно меньше.
О парнях и девушках
Парни и девушки того же года рождения относятся к разным поколениям.
Mолодые самцы - материал расходный. Это именно те "цифры, которыми решаются политические задачи". Пройдя через сито войн, парням ещё нужно достигнуть уровня, подняться и т.д. На всё это уходят годы. Короче, парни - как вино, чем старше, тем лучше.
А вот девушки наоборот - материал скоропортящийся. Чистая физиология: яйцеклетки закладываются до рождения. В результате тридцатилетний парень - молод и в расцвете сил. Тридцатилетняя девушка - возрастная первородящая.
Поэтому браки между ровесниками для человека - вещь не слишком естественная. Естественно скорее обратное - девушек поколения - свежих и красивых - берут мужчины лет на 6-10 старше.
Но вот с введением общего нераздельного образования добавился ещё один фактор: сверстницы оказываются ближе - духовно.
Когда погибают лучшие
Когда погибает незнакомый молодой парень - его конечно жалко. Но в общем-то воспринимается спокойно: потому как молодые самцы материал расходный, природа их для того и готовила, чтобы драться и погибать - та же подростковая и юношеская и агрессия и гиперсексуальность.
А вот когда погибают дети и девушки - это признак тревоги. Они погибать не должны, а если погибают - значит враг добрался до твоей пещеры, тут уже бой за существование.
И ещё момент: почему смерть красивой девушки - трагедия. Красивая девушка - это витрина, демонстрирующая удачное сочетание генов, которое надо использовать, смешать со своими и это обеспечит твоим потомкам преимущество в выживании. Классический пример: все синие глаза происходят от единственной мутации. Очень удачной мутации, надо сказать, практической пользы ноль - а шансы на продление рода в разы растут.
Так вот, женщина - это не так обидно, она сыграла, удачные гены ушли в популяцию, достанутся не тебе - так твоим детям. А вот смерть девушки - это обрыв линии, потеря. Вот об этой потере и траур.
Трудно быть великим
Быть великим человеком в XX веке было выгодно. Почёт, уважение, в какой-то степени иммунитет от закона. Сейчас - подняться над средним уровнем означает навлечь на себя неприятности.
Менты, бандиты, гоблины...
В общем-то, причин я вижу две. Первая: обскурация на дворе. Непассионарное быдло знать не хочет, почему кто-то заслуживает особого отношения. Все люди равны, не так ли?
Вторая: инфляция самого понятия Великий. В прошлом влияние Великого на свою жизнь ощущал каждый: вакцина от бешенства, "Война и мир", динамит, ядрёна бомба, полёт Гагарина, песни Высоцкого. Каждый из таких великих был ценностью. Убери такого - и заменять его будет некем. Жизнь потеряет что-то очень важное.
Что такое теперешние великие? Телеведущие, певички, поющие чужие песни, раскрученные актёры, писатели-халтурщики, художники, малюющие собачьим дерьмом. Трави их дустом - придут другие, ничем не хуже и не лучше. А почёта и уважения они требуют - как те, прошлые.
В какой-то момент до народа дошло.
Первым звоночком стало убийство Листьева. Тогда это казалось невероятным: все привыкли, что человек в телевизоре - это существо не совсем земное. А ничего не случилось. И вот тогда-то пошло мочилово.
О возвращении к законам предков.
Когда нация попадает в великий переплёт, из которого имеет шансы не выбраться, она часто бывает вынуждена измениться, сломав свой стереотип и переняв у других наций лучшие черты. Обычно - под предводительством великих лидеров.
Замкнутые нации открываются миру.
Воинственные - начинают мирную торгово-культурную экспансию.
Мирные и слабые - вдруг становятся сильными и воинственными.
Фундаменталистские режимы начинают заниматься высокой наукой.
Атеистические лидеры называют сограждан "братьями и сёстрами".
Интернациональные правительства делают ставку на национализм.
Ну, вы поняли.
Но когда переплёт заканчивается, примерно через поколение или два начинается "возврат к корням". И начинается он исподволь, снизу. С книжек. С промывания в нужном направлении мозгов детишкам.
Что надлежит жить по законам предков.
Что эти гнусные [подставить имена лидеров] свернули нацию с её исконного исторического пути.
Что надлежит вооружаться (расформировать антинародную армию, спалить богопротивные университеты, закрыть границы - нужное подчеркнуть).
И вот тогда-то приходит нации пятилапый северный пёс.
Ясно, что подобные идеи для нации - что-то среднее между ядом и наркотиком - и приятно, и оценить адекватно нельзя, и здоровье разрушает.
Но печаль в том, что и запретить-то эти идеи нелья.
Ни один лидер не скажет: "Законы наших предков - это дерьмо и невежество. Хуже того - они были неверными или просто устарели. У нас было дикое и страшное прошлое. Но сейчас мы прошли всё это и возращаться туда не должны".
И не потому, что его линчуют.
И не потому, что это - взгляды маргинального меньшинства.
А просто потому что именно единое прошлое, единые мифы...и даже единые заблуждения - делают из толпы - нацию.
Мрачное
"А главная причина, пожалуй, в том, что города, которые предали своих детей, долго не живут".
(Выстрел с монитора)
А на самом деле - нации, которые разучились любить своих детей, тоже долго не живут.
А что такое - любить детей?
Это - когда дети - главный приоритет жизни, и то, что ради этого нужно чем-то жертвовать (временем, качеством жизни, работой, сексом) - не воспринимается, как жертва.
Это - когда люди, детей иметь не желающие, воспринимаются обществом, как больные на всю голову или проcто несчастные
Это - когда существо, выразившее готовность пнуть ребёнка, не набирает сотен восхищённых комментариев на ЖЖ
Это - когда не требуется законодательно утверждать и охранять ребёнка - потому что никакому отморозку и в голову не придёт обидеть ребёнка.
Это - когда всяческим извращенцам, рекламщикам и юристам не дают на километр приблизиться к воспитанию ребёнка
Это когда люди воспринимают контрацептивы, аборты и др. - как неприятную необходимость - вроде химиотерапии - а не как фундаментальное право человека
Это - когда никому не приходит в голову утверждать, что ребёнок - равен в правах взрослому и обязан нести ту же ответственность - потому что всем ясно, что это - РЕБЁНОК
А вот когда этого всего нет - нации остаётся бессильно наблюдать, как дворы заполняют дети чужих народов. Знаете, как вымирающие нации ненавидят ЧУЖИХ детей?
Ну и ещё несколько слов
Беда в том, что теперешнее общество предпочитает законодательно регламентировать даже те области, в которых нужны не хорошие законы, а просто здравый смысл.
Беда в том, что теперешнее общество очень хорошо помнит свои права и очень слабо - обязанности, в результате чего его и требуется заставлять их выполнять. И стимулом становится не совесть, как было всегда в свободном обществе, а страх. А как называется человек, работающий за страх? РАБ
Беда в том, что люди разучились терпеть и уступать - в результате стал разваливаться сам фундамент общества - потому как человек все же существо общественное. Кстати, оттого же и распадается столько семей.
Человек может жить...
- либо за идею (абстрактную цель) - те же Жанна д'Арк, Йони Нетаниаhу - чаще всего детей не оставляют.
- либо ради своих потомков (наши деды)
- либо ради себя (теперешнее поколение)
А правда в том, что "как человек" человек живёт какой-то период жизни - юность, молодость, когда его обеспечивают предки. А дальше - время отдавать долги - уже на детях. Да и на старость родителей. Как в том анекдоте - работать, как вол. Проблема в том, что тут-то и следует "А жить когда?", потому как человек уже привык к определённому качеству жизни и терять его не хочет. Но где-то тикает маячок, совесть мучает.
И, чтобы заглушить её, начинают возникать блестящие теории - что надлежит не ограничивать себя ни в чём. Что женщина равна мужчине (сама о себе позаботится). Что дети вполне способны отвечать за свои поступки (могут зарабатывать себе на жизнь сами и не фиг с ними возиться). Что родителям лучше всего в доме престарелых. Что смертельно больной просто счастлив, когда его отключают от системы жизнеобеспечения, а ещё лучше - разбирают на органы.
Если у человека главный приоритет - дети, он устроится ещё на три работы и поднимет всех шестерых.
Так что, когда в современной семье говорят, что не заводят много детей, чтобы обеспечит всех - имеется в виду "чтобы не страдало качество жизни родителей"
Время безответственности.
О Великих
Когда правителя называют Великим?
Собственно для этого требуются два обстоятельства.
Первое - естественно, чтобы он был великим. Но самого по себе это недостаточно.
Второе - чтобы те, кто правят после него, были ничтожествами.
Александр Великий - после него начался развал империи и всё такое.
Наполеон Великий - реставрация Бурбонов
Пётр Великий - Екатерина I, Анна Иоанновна
Екатерина Великая - Павел I
То есть, титул "Великий" возникает обычно от ностальгии по Старому Доброму Времени. Чаще всего, у всяческих ветеранов, ну, помните классическое "богатыри - не вы".
Забавнее всего, что нередко преемник сам по себе не является ничтожеством. Просто он вынужден разгребать завалы, оставшиеся в экономике и др. после похождений Великого.
О стереотипах имперского мышления
У каждого народа - свои условия жизни и свои способы присособления к ним.
Где-то от невесты требуется целомудрие, где-то не требуется, а ещё где-то невеста обязанна собирать себе на приданое ритуальной проституцией.
Где-то покойников хоронят, где-то сжигают, а в некоторых районах Непала так вообще принято небесное погребение, при котором труп расчленяется и отдаётся грифам, кои и доставляют душу на небо.
Кто-то бегает по снегу голышом, кто-то надевает на жаре стёганные толстенные халаты.
Все эти способы проверены веками существования в конкретных условиях.
Стереотип имперского мышления: считается, что способ существования, принятый в Империи - лучший в мире и единственный, приличествующий цивилизованному человеку. От языка и одежды до формы анкет и секса. Все, придерживающиеся иных - объявляются дикарями.
Так например, европейцы считают варварами арабов, ходящих закутанными в чёрную материю. Естественный опыт европейцев утверждает, что на солнце надо раздеваться. Что совершенно верно на севере, но на юге приводит к жутким солнечным ожогам, плечам в россыпи пигментаций и раку кожи в дальней перспективе.
А римляне считали варварами любые народы, надевающие штаны. В свою очередь европейцы называли дикарями народы, штанов не знающих.
Мораль: хуже всего, когда один народ начинает судить другой своими мерками.
Более того, именно индивидуумы, ведущие себя наиболее знакомым для тебя способом могут быть извращенцами и преступниками в своём народе.
О пассионарности
Самое слабое место теории Л. Гумилёва - это, бесспорно, вопрос о том, откуда пассионарность берётся. Гумилёв предполагал, что это - воздействие неких космических лучей. Именно за эти "космические лучи" гумилёвскую теорию пинает ком не лень. Но Гумилёв, при всей своей разностороннести, не был биологом.
Лучше всего поискать аналоги в природе.
И самой удачной иллюстрацией явления пассионарности среди животных - является саранча.
Как известно, она существует в двух формах - одиночной (кузнечик) и стайной (собственно саранча). Они отличаются и внешне, и поведением - стайная форма способна к самоорганизации в стаи, в ней включается инстинкт миграции.
Вылупившаяся из яйца личинка может развиться в одну из двух форм - в зависимости от того, какая из генетических программ будет запущена.
Что, в свою очередь, зависит от того, сколько особей своего вида она видит за время развития. Делали даже эксперимент - выращивали единственную личинку в клетке с зеркальными стёклами, где она наблюдала кучу своих отражений. В результате личинка развивалась в стайную форму.
А сколько особей своего вида личинка видит за время развития - зависит от плотности населения. Критической плотностью является та, которую не сможет прокормить ландшафт. Меньше критической массы - вырастет в одиночную форму. Больше - и изменяется решительно всё - облик, поведение. И прёт стая - согласованно, бесстрашно. Многие погибнут, но оставшиеся найдут новый ландшафт, а из яиц отложенных ими вновь выведутся одиночные формы. (Подробнее о саранче - здесь )
Обычно такое возникает после жаркого влажного лета.
Конечно, с человеком всё обстоит сложнее - но не требуется привлекать при этом всякие сомнительные сущности, типа космических излучений.
Любопытно, что тот же пассионарный толчок, который привёл к нашествию Чингиз-Хана, начался именно с длительного периода увлажнения Степи.
Вот как это было:
Под воздействием громадного климатического маятника, который определяет изменения в атмосфере Земли, сухие периоды на западе Евразийского континента соответствуют периодам увлажнения восточных областей. То, что было благом для Европы и Руси -- сухой теплый климат, продержавшийся до начала XIП века, было благом и для монголов: дожди кормили степь. Правда, благо это было относительно -- всеобщего блага не бывает. Степь наступала на русские леса, и к русским городам приближались кочевья половцев: иссушение степей на юге, у Каспийского моря, заставляло степняков искать новые пастбища севернее.
Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а следовательно можно было прокормить больше едоков. Больше рождалось детей и больше вырастало. Население степи сильно увеличилось. Произошел своего рода демографический взрыв, а приложить руки избыточного населения было не к чему -- кочевое хозяйство в этом отношении очень ограниченно. Да и степь, хоть и широка, не беспредельна. И как только климат стал постепенно изменяться, дождей стало меньше, трава -- реже, оказалось, что в степи множество лишних людей.
Эти лишние люди были всегда -- в каждом роду появлялись отщепенцы, бунтари, которые по той или иной причине переставали подчиняться строгим и незыблемым древним законам. Такие люди отделялись от кочевья, ставили свои курени, становились как бы хуторянами. Но, отказавшись от контроля родовой верхушки, эти люди лишались и защиты рода -- жизнь их была полна опасностей. Некоторые уходили в леса Северной Монголии, занимались там охотой и рыбной ловлей, а то и разбоем. Часть их пыталась вести свое хозяйство, другие сбивались и ватаги -- так легче было прожить и найти добычу. Их было немало в обильной степи, но, когда климат начал ухудшаться, жизнь усложнилась в первую очередь именно для этих изгоев.
И. В. Можейко, "1185 год"
Или вот ещё :
Итак, на Севере стало тепло и, как писано в одном хорошем романе о викингах, "наступили времена изобилия и достатка, когда собирался такой прекрасный урожай ржи, а улов сельди был настолько велик, что большинство людей легко могли прокормить себя [что в Средневековье случалось нечасто - К.Е.]". Итог этого "изобилия и достатка" - норманская экспансия в Европе: "датская дань" в Англии, варяжские дружины при всех состоятельных государях, колонизация Исландии и Гренландии, плавания в Америку. То же самое - на Юге, где стало влажно, пустыня обратилась в степь, и такое же "изобилие и достаток" посетило кочевые скотоводческие народы Центральной Азии; итог - "Монгольское нашествие" от Китая до Адриатики. На это же время приходится и расцвет городских цивилизаций в африканских саваннах - Канем, Гао, Гана, Мали, Ифе...
К.Ю. Еськов, "ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ И ЖИЗНИ НА НЕЙ"
Не знаю, что является таким триггером у человека. Но то, что в жизни и поведении человека инстинкты играют роль - факт.
Может, тот же территориальный инстинкт - хорошо виден в транспорте, когда народ рассаживается только по пустым местам.
Или голод - голодный человек становится злым и раздражительным, поведение направлено на поиск пищи.
Или сексуальная неудовлетворённость - когда восприятие становится настолько романтичным, что оказавшаяся рядом Баба-Яга начинает казаться Василисой Прекрасной, а человек оказывается сильно подвержен любой романтической теории (например, что на небе шахида будут ждать 70 девственниц). Между прочим, эта версия лично мне нравится тем, что позволяет приткнуть теорию Фрейда.
А в общем, скорее всего, триггер - какое-то состояние одной неудовлетворённости, сигнализирующее о недостатке ресурса, либо всё в комплексе.
Неслучайно, состояние обскурации начинается с того, что:
А вот в инерционное, тихое время начинают возникать теории о том, что всякому человеку надо дать возможность жить, человека нельзя оставить, человеку надо помочь, надо его накормить, напоить, ну, а если он не умеет работать, что же - надо научить, а если он не хочет учиться, - ну что ж, значит плохо учим. Словом, самое главное - человек, все для человека. Поэтому в "мягкое" время цивилизации при общем материальном изобилии для всякого есть лишний кусок хлеба и женщина.
Л.Гумилёв "Конец и вновь начало"
Ничего не напоминает?
О пассионарности-2
Начать опять-же с определения.
Вот классическое, гумилёвское:
Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной) [*1]. Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.
Лев Гумилёв "Конец и вновь начало"
А если немного переформулировать"?
Например, так:
Пассионарность - способность человека под воздействием определённых условий организовываться в общественные структуры той или иной численности.
Можно показать, что гумилёвское определение легко выводится, отсюда, как следствие.
То есть, идёт всё ещё от времён животных.
Пока условия благоприятны - отсутствуют враги, достаточно пищи, позволяет климат - выгоднее селиться либо отдельными особями, либо парами.
При наступлении неблагоприятных условий срабатывает биологическая программа организации в стаю (колонию, племя) - так проще выживать, охотиться, защищаться и др. Затем определяется цель - то ли переселиться за три моря, то ли вырезать соседнее племя.