Об авторе:
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 'ВСТРЕЧИ С СОБОЙ' Аннотация к разделу: Встречи со своими достоинствами и недостатками, самооценкой, самомнением, радующей и пугающей реальностью, тайнами, табу, поведенческим наследием предков, нашим бессознательным
Дорогие посетители страницы Просветительского проекта "Встречи с собой"!!!
Есть идея создать просветительско-дискуссионную площадку (клуб, форум, конференция, etc.) для обсуждения таких тем, как: - Как у каждого из нас проходят встречи с собой, что это дает? - Бессознательный мир нашей личности - взаимодействие с ним - Поведенческое наследие предков в повседневности
Информация, которая здесь размещается, помогает лучше разобраться в нашем поведении, понять, объяснить, изменить его для более эффективного преодоления возникающих неясностей, трудностей, неприятностей, проблем.
Чем лучше мы знаем себя, тем легче ориентироваться нам в происходящем. Познавая природную, врожденную природу своих мотиваций, мы обретаем возможность принимать более правильные решения, стать снисходительнее к себе и другим.
Мы живем в огромном, сложном, интересном мире. Каждый миг жизни - праздник для живой материи, окруженной со всех сторон мертвыми мирами, основа бережного отношения к ней.
Удивительный переход из небытия в осознание мироздания - источник неиссякаемой радости от понимания и использования полученных способностей и открывшихся возможностей.
Добро пожаловать в потрясающий мир врожденных основ человеческого поведения!
Жизнь, взаимодействие с окружающим миром постоянно проверяют организмы на устойчивость, оставляют в них появляющиеся изменения, помогающие выжить, приспособиться к имеющимся условиям. Эволюционные процессы поддерживают изменения, которые нужны жизни, служат ее продолжению...
Каждый из нас является носителем приблизительно 30000 генов, каждый из которых отвечает за работу той или иной части человеческого организма. Все вместе они составляют геном человека. Геном подобен книге. В ней есть слова, грамматика, синтаксис. У слова есть значение. Значения этих удивительных слов еще очень плохо изучены ...
Появление на Земле фотосинтеза сопровождалось экологической катастрофой для большинства обитающих тогда на планете видов жизни. Выделение в результате его кислорода их уничтожало. Кислород для них был загрязнителем...
Древние люди были слабыми, бегали плохо. Им было очень трудно защищаться от хищников. Отбор поддерживал передвижение на двух ногах, увеличение объема мозга, мозговую деятельность...
Наша история (эволюция человеческого рода) насчитывает приблизительно 4,4 млн. лет. Ее основатель окончательно не определен. Пока еще не найдено таинственное звено - представители предков, вставших на трудный путь уникальных преобразований ...
Выживание наших далеких предков стало возможным благодаря удивительному процессу превращения вегетарианцев в хищников (плотоядных). В нас совместились два совершенно разных способа питания, образа жизни. Такие мощные изменения не могли не привести к раздвоению личности. Человек стал совокупностью черт двух противоположных друг другу миров ...
Неандертальцы были сильнее и умнее кроманьонцев, применяли творческий подход к решению разных проблем, изобретали орудия, средства добывания огня. Главная проблема, которая привели их к исчезновению около 30000 лет назад, заключается в том, что они жили небольшими популяциями. Социальный отбор в них был менее выражен - более мягок ...
Когда маленький ребенок постепенно, сначала очень неуверенно пытается с четырех конечностей встать на две ноги, затем делает это, обретает устойчивость, начинает двигаться и извлекать из вертикального положения определенную пользу, нашему взору предстает ускоренный процесс перехода к прямохождению наших далеких предков...
До сих пор остается тайной, при каких условиях, каким образом человек потерял свой волосяной покров. Он согревает в холодную пору. Когда жарко, защищает тело от перегрева, мешает солнечным лучам повреждать кожу. Определенно, только перенесение существа в совершенно новую среду обитания может лишить его шерсти ...
Все интеллектуальные возможности человека хранятся в мозге. Их осуществляют составляющие его нейроны, размножающиеся только в материнской утробе. После рождения у человека новые нервные клетки не появляются. В течение всей жизни человека нейроны погибают. После 50 лет гибель нервных клеток становится все более интенсивной ...
Орудие - это то, чем "орудуют" - пользуются для достижения поставленной цели. Еще в недалеком прошлом считалось, что факт изготовления каменных орудий древними людьми подтверждает разумность последних. Но исследования не стоят на месте. Они показали, что орудия могут изготавливаться и животными...
В криминальных новостях то и дело промелькнет информация о том, что где-то кто-то кого-то съел. О процветающем когда-то людоедстве нам свидетельствует каменный нож, с помощью которого в далеком прошлом мясо снималось с костей, затем совершались жертвоприношения. Применяется он и по сей день - в обряде обрезания мальчиков...
Человек является крупным существом и не мог прокормиться собирательством в северном лесу, степи, тундре. В далеком прошлом плотность населения в саванне была невелика. Для увеличения численности популяции, расселения, освоения новых ландшафтов нужно было расширять свою экологическую нишу - искать новые способы добывания пищи...
Переход от срывания фруктов к групповой охоте изменил поведенческие модели наших далеких предков. Изменения не миновали и способ питаться. Искать пищу стало труднее. Потребовалась более тщательная организация ее поиска. Утратилась необходимость потребностям утолять голод и убивать добычу находиться в тесной зависимости друг от друга ...
Научному этапу накопления знаний у человека предшествовал этап приобретения эмпирических знаний. В древнее время человеческие группы зависели от природного мира. Понимание закономерностей, которые лежат в основе его пребывания на Земле, имело огромное значение для выживания, движения вперед ...
Человек, стремясь выжить, формировал в течение тысячелетий различные отношения с другими видами жизни, с которыми ему приходилось взаимодействовать на территории своего обитания. В итоге, на сегодняшний день мы имеем пять основных категорий представителей живых организмов, занимающих определенное место в жизни человеческих популяций ...
В далеком прошлом и дети, и взрослые мечтали о покровительстве сильного, страшного хищника. Можно попробовать внушить себе и другим, что такой союз заключен. Это стремление - выдать желаемое за имеющееся, лежит в основе древних культов животных - покровителей ...
Человеку свойственно символическое отношение к животным. Свирепое животное принимается военным символом. Выглядящее неуклюжим, милым животное признается символом детства. Острота его зубов, агрессивность при этом не учитываются. Формы животных используются в качестве идолов, образов, эмблем, наших карикатурных изображений ...
Успех индивидуума, человеческих группы, популяции стал со временем в большей степени зависеть не от качественного набора генов, а от качества приобретенных во взаимодействиях знаний. В таких условиях естественный отбор утрачивает возможность совершенствовать вид. Человек остался биологически незавершенным существом, взяв инициативу в процессах отбора в свои руки ...
Человек занял самую широкую экологическую нишу, доминирующее положение в биосфере, научился добывать и перерабатывать ресурсы в самых разных климатических условиях. Он научился под свои нужды выращивать растения, животных. Складывающаяся ситуация позволяет констатировать, что господство человеческих сообществ в экосистемах чревато поражением интересов других видов ...
Эволюция может идти как в сторону усложнения исходного, так и в сторону его упрощения (инволюция). Она не запрограммирована на прогресс, достижение жизни счастливой, гармоничной, торжество социального блага (чтобы все были умными, добрыми, заботящимися о других, стране, обществе в целом)...
Племена, изучаемые в качестве первобытных, пришедших к нам в примитивном состоянии из прошлого, на самом деле таковыми не являются. Они представляют собой человеческие группы, оказавшиеся в научно-техническом, культурном тупике, жертвами социальной катастрофы, идущими в специфическом, присущем только им направлении ...
Родившийся человек - не чистый мир (tabula rasa), который можно заполнить желательными моделями поведения и таким образом получить нужное. Только что родившийся ребенок - мир с наследием, который достался от предков. От рождения он наполнен действиями, проверенными трудно вообразимым числом ситуаций и количеством его предков. Действиями, позволившими им выжить, добиваться победы ...
Человек приходит в мир с программами поведения в нем. Это врожденная информация, подсказывающая человеку, что нужно делать в той или иной ситуации. Полученное из прошлого выстрадано, проверено неисчислимым количеством поколений предков, условий жизни и обстоятельств ...
Человек достоин быть проинформированным о том, из чего состоит, что в нем и как работает, что он получает от своих предков, родителей, как это наследие влияет на его повседневные действия. Полученная информация умному человеку может помочь более грамотно решать имеющиеся в его жизни задачи ...
Врожденная информация передается с помощью генов. Хранится на клеточном уровне. Научные исследования показали, что многие нейроны (нервные клетки) ответственны за хранение той или иной информации. Одни из них хранят сведения о представителях разных видов, другие - обеспечивают образ определенного места в пространстве, третьи - обладают умением записывать (запоминать) новую информацию - запечатлять ...
Наукой, изучающей врожденные основы человеческого поведения, а именно передаваемые генетическим путем поведенческие программы, является этология человека. Этологи пытаются понять причины того или иного поведения, прослеживают, как оно менялось во времени...
Согласно исследованиям этологов, побуждающий в поиску нужного, реализации того или иного врожденного поведенческого акта источник внутренней физиологической мотивации находится в центральной нервной системе особи. С точки зрения этологов "стимул" - это не просто внешнее воздействие ...
Однояйцевые близнецы видят одинаковые сны, при болезнях - одинаковые галлюцинации. Практически в 100% случаев у них совпадают цвет глаз, волос и кожи, форма бровей, носа, губ. У 97% совпадают умственные качества, у 92% - отпечатки пальцев. Большой научный интерес представляют идентичность и синхронность поступков...
От наших далеких предков нам достались легкая возбудимость, раздражительность, агрессивность, обидчивость, злопамятность. Вместе с тем, в багаже из прошлого пришли и общительность, стремление смягчать конфликтные ситуации, ритуалы приветствия, улыбки, способность к дележу пищевых и иных ресурсов, похлопывания по спине, объятья...
Чтобы правильно выбрать опору в начале своего развития, модель сексуального поведения, не заблудиться на территории, для человека важен специфический тип обучения - запечатление сигнальных стимулов (импринтинг), которые вызывают нужное для выживания врожденное поведение ...
Научные исследования показали существенную роль генов в передаче физических и анатомических признаков по наследству. Родители ребенку могут передать гены, влияющие на его внешность (цвет волос, глаз, рост, телосложение, др.) и здоровье. От генов зависит успешность обучения человека тому или иному виду работ ...
Огромная, сложная, созданная социумом инфраструктура в основе своей имеет биологические мотивации. Она их, конечно же, маскирует. Многие уверены в том, что ими движут некие небиологические цели. Они же люди! Постоянно забывая, игнорируя тот факт, что люди до сих пор - часть мира живого, природы ...
Организация жизни любого человеческого сообщества, его функционирование, иерархический порядок базируются на агонистическом поведении. Это поведение представляет собой комплекс таких реакций, как нападение, угрозы, подчинение и бегство. ...
Консервативность - потребность не допускать каких-либо перемен, подчинять свою жизнь одному и тому же выработанному и принятому порядку. Он может быть неудобным, нелепым, смешным. Тем не менее, его нарушить очень трудно ...
Любопытство исследователя присуще всем млекопитающим. Его сила зависит от количества способов выживания. Если в процессе эволюции шло усовершенствование какого-нибудь одного способа (специализация), то смысла проявлять повышенный интерес к сложности окружающего мира не было...
Современная жизнь социума наполнена достаточно навязчивыми призывами учиться. Они обращены к разным возрастным категориям граждан, профессиональным сообществам. По большому счету озвучивается то, что и так уже есть ...
Неприятие унаследованных свойств, определяющих социальные потребности, поведение выгодно людям, которые управляют иерархиями. Их мечта - неограниченная формируемость человеческой личности с помощью полностью контролируемых источников поведенческих норм ...
Не успев войти в автобус, вагон поезда, какое-нибудь помещение, человек ищет взглядом место, на котором он мог бы посидеть. Плюхнувшись на него, мы расслабляемся, начиная, подчас, подремывать. Основная масса людей ведет себя именно так, бессознательно подчиняясь общебиологическому принципу экономии энергии...
Мозг - весьма своеобразная, загадочная структура. С помощью него мы думаем. Он - главный помощник для выживания, достижения успеха. С другой стороны, мозг не любит думать, препятствует мыслительному напряжению ...
Мы уже успели забыть, что испытаний и приключений, без которых мы изнываем в нашем мире, было крайне много в нашем прошлом. Их не нужно было искать. Они очень быстро сами находили человека и наказывали увечьями и смертью тех, кто плохо разбирался в таящихся в них опасностях ...
Ресурсной основой выживания является набор ресурсов, обеспечивающих выживание человека (земля, вода, мясо и т.д.). В далеком прошлом важно было иметь жизненное пространство - территорию, ресурсов которой хватало для реализации базовых врожденных мотиваций ...
Мы относимся к территориальным видам и охраняем свою территорию всю жизнь. Коллективная оборона нашей общей территории воспринимается людьми, как нечто само собой разумеющееся. Что свидетельствует о врожденном (инстинктивном) характере этой потребности ...
У каждого из нас есть индивидуальное пространство. Оно представляет собой определенное расстояние человека до других людей, которое поддерживается на бессознательном уровне и необходимо для ощущения комфорта в окружающем его мире. Кроме такого пространства ...
Главные цели маркировки территории - подать сигналы: "это моя земля", "я здесь был", "это я". Маркировать место - посылать сигнал другому и себе. Воспринимая, ощущая свои метки, человек чувствует себя увереннее, успокаивается. Сигнал самому себе - "я у себя дома"...
Любая группа людей решает какие-либо задачи на основе иерархического порядка, подразумевающего наличие пирамидального принципа распределения статусов. Отношения между людьми являются иерархическими вне зависимости от того, явно или неявно представлена иерархия, осознают они ее наличие или нет ...
Иерархию возглавляет один человек (доминант), группа людей (доминирующая группа), союз доминирующих групп. Иерархия человеческого общества - иерархия не столько индивидуумов, сколько всевозможнейших групп, группировок...
Иерархические отношения формируются, поддерживаются с помощью нападения (редко), демонстраций угроз (у человека очень развито угрожающее поведение), подчинения (умиротворения), бегства из группы...
Если во главе группы становится умный, талантливый, порядочный человек, то ей весьма повезло. Вполне возможно, что группу ждет успех. Доминантом может стать и асоциальная личность, аморальная, психически больная. В этом случае иерархию ждет неприятное будущее ...
В отношениях "начальник - подчиненный" работает врожденная программа, которая контролирует (регулирует) уровень агрессивности сторон в разных ситуациях. Есть два варианта режима ее работы - мягкий и жесткий...
Вся наша жизнь протекает в самых разных иерархиях. Семья, детский садик, школа, дворовая компания, институт (лицей, курсы переподготовки), завод (фирма, корпорация, др. источники доходов), магазины, различные учреждения - иерархии, в которых мы решаем различные задачи по выживанию, ресурсному обеспечению, функционированию. ...
Очень многое зависит от личных качеств человека, возглавившего иерархию. Доминант, обладающий негативными чертами, может приблизить к себе недалеких, глупых, жестоких людей, которые будут служить ему верой и правдой. Когда будет нужно, его поддержат. Когда нужно, будут преследовать того, на кого укажет лидер. Если они это делать не будут, то мигом окажутся на нижних иерархических уровнях...
Чем слабее на человеческое поведение влияет рассудок, тем оно примативнее. Вернейшим признаком высокой примативности человека является подчиненность его бытия "зову сердца". Интеллект тут мало что может сделать. Высокоинтеллектуальная личность может быть при этом очень даже высокопримативной ...
Выяснение отношений, выстраивание иерархического порядка, соподчинения, как правило, происходит не с помощью нападения на противника (физического насилия), а с помощью различных ритуалов - обмена сигналами и позами (демонстраций) ...
Статус человека в группе может меняться в зависимости от ситуации. Не является жестко закрепленным. Есть врожденная характеристика человека - ранговость, способствующая получению им иерархического статуса. Успешность раскрытия ранговости индивида зависит от условий ее реализации...
Существенную роль в статусной борьбе отводится схватке характеров, изобретательности, упорству. Низкостатусный индивид может с помощью грамотно выбранных поведенческих маневров достичь более высокого статусного уровня в обход своих руководителей ...
Человеческое сообщество способно к формированию различных моделей организации бытия. Это и автократия, и олигархия, и демократия. Иерархию может возглавлять человек (автократия), группа богатых, влиятельных (олигархия), группа старших по возрасту (геронтократия) ...
Если мы в состоянии убедительно реализовывать умиротворяющее поведение, то получаем от этого весьма существенные дивиденды. Возьмем для примера такую важную для многих водителей тему, как правильное поведение в конфликтной ситуации с представителями государственной власти, отвечающих за безопасное движение на дорогах. Значительная часть нарушивших правила дорожного движения водителей своим неграмотным общением с инспектором только усугубляют ситуацию ...
Иерархическое сознание позволяет строить иерархии любого типа, в том числе смешанные, представляющие собой соединение человеческой иерархии со сверхуровнем над ней. Место сверхдоминанта может занять могущественная сила, от которой зависит выживание человеческого сообщества. Его лидерам было выгодно взаимодействовать с этой силой, демонстрировать ее поддержку, особые отношения...
Биологической емкостью среды является способность природного окружения обеспечивать нормальную жизнедеятельность (дыхание, питание, размножение, отдых, др.) определенному числу организмов или их сообществ без заметного нарушения самого окружения. Каждый вид имеет свою биологическую емкость среды ...
Количество пищи определяется состоянием возобновимых ресурсов - ресурсов, которые могут быть возмещены или восполнены в результате естественных (природных) процессов, или усилиями людей (растительные ресурсы, охотничьи и промысловые животные, водные организмы, генетический материал) ...
Популяции любых видов (бактерии, растения, животные), оказавшиеся в благоприятных условиях выживания, увеличивают свою численность взрывным (по экспоненте) образом. Она превышает значение, соответствующее биологической емкости среды обитания вида. Среда обитания обедняется, разрушается...
Главными потребителями энергии и вещества в биосфере являются мелкие организмы (бактерии, грибы, простейшие, животные - черви, моллюски, членистоногие). Крупные занимают в этом процессе незначительное место. Позвоночные животные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - с человеком в т.ч.) потребляют около 1% продукции биосферы ...
Увеличивающая свою численность популяция оказывает давление на свою среду обитания, в т.ч. экосистему, биосферу. Среда обитания представляет собой совокупность различных видов, которые являются друг к другу пищевыми объектами, конкурентами, потребителями. На давление она отвечает с помощью различных факторов, сокращающих численность вида до приемлемого для остальных уровня ...
Высокая плотность популяции вызывает изменение отношения к браку, рождению детей. Потомство перестает быть важнейшей ценностью для общества, семейных пар. Люди больше внимания уделяют карьере, развлечениям. Основное внимание переносится с зачатия на сексуальные удовольствия...
Прорывы и достижения в науке, технике, культуре происходили при небольшой численности народонаселения. Во времена расцвета Древней Греции, Китая, Великого Рима на планете жило не более 500 млн. человек. Цивилизованных среди них было и того меньше. Это никак не сказывалось на техническом, культурном развитии народов, населяющих названные страны...
Сохранение численности популяции на постоянном уровне возможно при рождении союзом не менее двух детей. Каждый человек готовит себе замену. Учитывая преждевременную смертность, нежелание части особей создавать семью, рожать, есть необходимость в незначительном увеличении количества детей, компенсирующего имеющиеся объективные потери...
Уровень смертности в детском и репродуктивном возрасте, в основном, зависит от условий среды проживания (экология, экономические успехи общества, др.), образа жизни и находится во взаимосвязи с биологическими механизмами регулирования численности населения, которые реагируют на него с помощью различных стратегий воспроизводства потомства ...
Люди с помощью традиций, обычаев, законов, воли могут контролировать свое репродуктивное поведение, но это вовсе не значит, что они сознательно в силах влиять на численность сообществ на популяционном уровне ...
Все организмы жизненного пространства любой местности - животные, растения, грибы приспособлены друг к другу. Взаимодействия между ними многообразны и сложны. Время приспособления их друг к другу - это время не истории человечества. Полученный результат - достижение равновесия, контролируемого природными регулирующими процессами ...
Популяционные потребности в воспроизводстве населения находятся в тесной связи с культурой. Такую зависимость можно проследить на примере отношения общества, государства к такому явлению, как гомосексуализм. Культуры разных государств в разное время относились к нему в диапазоне: лояльное - нетерпимое отношение. Самое нетерпимое отношение к гомосексуалистам демонстрировала фашистская Германия, которая физически их уничтожала...
Негативные изменения в экологическом состоянии окружающей среды привлекают внимание все большего количества людей. Человеческая цивилизация оказывает давление на среду обитания и чувствует ее ответную реакцию. Проявляется это воздействие в постепенном изменении установок в массовом сознании - с наплевательского отношения к природе до почти что религиозного поклонения...
Два пола - интересный природный феномен, результат перехода к другой, более сложной стратегии размножения. Что-то заставило его свершиться. Двуполое размножение дает возможность получить большее генетическое разнообразие потомства. Это очень важное функциональное приспособление ...
Время размножения приходит в жизнь каждого человека. До этого момента девчонки и мальчишки "презирают" друг друга. С определенного возраста взаимный интерес появляется, усиливается. Изменяется внешний вид особей, голос, начинают вырабатываться половые гормоны, у каждого пола - свои ...
Социальные идеи об упразднении семьи являются утопиями. Им противостоят родительская инстинктивная (врожденная) программа иметь наследников - детей и врожденная потребность детей иметь родителей - мать и отца. Социальные установки не смогут полностью блокировать врожденные потребности взрослых и детей...
При правильном совершении какого-либо поведенческого акта мы получаем вознаграждение - приятные ощущения, позитивные эмоции. Награда выдается в специальных центрах в нервной и эндокринной системах. Выброс спермы (правильное исполнение репродуктивного акта) вознаграждается оргазмом ...
Пожениться, жить счастливо и умереть в один день - это замечательная схема для вида, у которого есть в наличии только одна - моногамная сексуальная поведенческая стратегия. Таким образом живут, например, аисты. Но не люди...
Потребность нянчить маленького ребенка матерью, дочерьми, сестрами родившей женщины имеет врожденный характер. Бабушки обожают заботиться о внуках. Еще совсем маленькие девочки с большим удовольствием оказывают помощь своим еще меньшим сестричкам и братьям...
Основу древних человеческих сообществ составляла жесткая иерархия боеспособных мужчин, занимающихся охотой, защищающих территорию популяции, старающихся ее расширить. Это требовало от мужчин быть более агрессивными, подразумевало их доминирование в сообществе. Социальная человеческая система организована по патрилокальному принципу - на основе доминирования мужчин над женщинами ...
В природе в половых отношениях выбор не осуществляется на основании равноправного взаимодействия сторон, каких-либо компромиссных решений. Инициатива выбора неодинаковая. Один пол выбирает, другой либо соглашается, либо отвергает предложение ...
В человеческих отношениях есть такая часть, как соперничество (соревнование) нескольких людей за внимание другого. Соперничество за позитивное внимание понравившегося человека позволяет последнему выбрать наиболее отвечающего его требованиям партнера для половых отношений, создания семьи...
Женщины применяют различные критерии при выборе партнера. Это может быть и надежность, и внешность, здоровье, в т.ч. иммунной системы, еще что-то. Выбор критериев зависит от требований, которые предъявляются мужчине, востребованности тех или иных его качеств. Основные критерии отбора являются врожденными, неизменными во времени...
Женское тело представляет собой совокупность сигналов, получаемых и оцениваемых мужчинами. Они либо возбуждают, либо нет. Чем более оголена женщина, тем больше параметров - сигналов считывается теми, кто смотрит на нее. Многие культуры это учитывают и стараются защитить женщин от взглядов чужих людей, мужского интереса вне стен дома ...
При выборе человека многие из нас руководствуются женским или мужским стереотипами привлекательности, которые состоят из набора признаков. Часть их неизменна. Это лицо, фигура, женская грудь. Есть в нем и те, которые меняются. Повышенной привлекательностью пользуются партнеры, имеющие черты сходства с людьми, которые окружали в раннем детстве...
При выборе партнера, "второй половинки" для создания семьи, имеет значение внимание, которое обращают на мужчину другие женщины. Для женщин мужчина, которым интересуются другие женщины, становится более привлекательным. В данном случае работает врожденное правило выбирать тех, кто представляет ценность и для других ...
Женщине важно знать, насколько активно и эффективно в случае возникновения опасности мужчина сможет ее защитить. Ей интересно посмотреть, как он будет вести себя в стычках с другими претендентами на получение ее внимания, незнакомыми мужчинами. Женщине нравится, когда мужчина быстро приходит на помощь при возникновении опасности...
У женщин есть врожденная способность обменивать доступность к своему телу на более активное участие мужчины в ее жизни, его ресурсы. Такой половой контакт называется поощрительным спариванием. По сравнению с необходимым для оплодотворения, он является явно избыточным ...
Важной частью женской привлекательности является общеизвестная формула 90-60-90. Женщина располагает развитыми грудью и бедрами. И то, и другое для мужчин является привлекательным сигналом. Постоянно притягивающим мужчину к женщине. Ему хочется почаще становиться активным участником каких-то манипуляций с ними ...
У большинства мужчин молодые женщины пользуются большим вниманием, чем носительницы более зрелого возраста. Причину такого рода внимания можно найти в женской способности рожать детей. Чем моложе женщина, тем она здоровее, тем выше шанс получить от нее качественного ребенка. Выбор более молодых для размножения не имеет какого-либо особого биологического смысла. Мужская реакция базируется на работе древней программы ...
Обоняние играет большую роль в выборе привлекательного партнера. Половые феромоны есть у мужчин и женщин. Их влияние воспринимается мозгом, принимающим решение, но при этом человек не замечает этого запаха, не фиксирует его, не отдает себе отчета, что он есть. Отмечено, что приятно пахнущие мужчина или женщина имеют и более привлекательную внешность ...
Наиболее известным символом женской привлекательности является кукла Барби. Производители этой фигурки правильно уловили параметры, которые чаще всего обращают на себя мужское внимание. Она сексуальна, обладает признаками, действующими на мужчин возбуждающе ...
При росте сексуального желания и настрое мужчины на кратковременную связь, привлекательность женщины вне зависимости от ее внешнего вида, телосложения усиливается. Чего не скажешь о наблюдающих за мужчинами женщинах. Мужчины ориентированы на то, чтобы иметь побольше сексуальных связей. Если ситуация позволяет это делать, возникающей возможностью они с удовольствием пользуются ...
Как показывают исследования, испытываемое чувство не вечно. Оно работает некоторое (ограниченное) время для того, чтобы человек смог выбрать, вступить в сексуальную связь, произвести потомков. Затем наступает совместное проживание без накала страстей, с более объективной оценкой друг друга. Замечаются как достоинства, так и недостатки ...
С точки зрения биологии, нормальными индивидуумами могут называться только те, которые способны принять посильное участие в успешном воспроизводстве вида. Священники, связанные требованиями целибата, монахи и монахини, старые девы, заядлые холостяки и люди, активно поддерживающие однополые отношения - индивидуумы, не приносящие жизни главное - ее продолжение...
Древние люди необходимому в своей повседневной жизни - оружию, орудиям труда, одежде, предметам быта, иному имуществу придавали статус личной собственности. В человеческих сообществах поддерживался, соблюдался запрет ее трогать. Будучи врожденным, он дошел и до наших дней ...
Утопическая идея осчастливить всех рождает сверхцентрализованную систему, которая забирает в центр все ресурсы и пытается их раздать так, чтобы всем всего хватило, все были довольны. Собирающие и распределяющие при этом становятся самыми важными людьми в обществе ...
В далекие времена, у первобытных племен заметную роль в поддержании социальных связей играл обмен подарками, приятной помощью (услугами). Равноценности обмениваемого не придавалось какого-либо существенного внимания. Имел значение сам факт дарения, желания что-то отдать просто так человеку ...
Эволюция женщины была более трудной, чем мужчины. Ей пришлось заниматься сложнейшим комплексом вопросов, связанных с родами ребенка. Естественный отбор столкнулся с проблемой трансформации организма по линии: голова ребенка - таз женщины...
В наше время находящейся не в самом лучшем психофизическом состоянии роженице помогают окружающие ее люди, родственники. Эта помощь имеет глубокие корни. Древней женщине было еще труднее. Она очень нуждалась в помощи соплеменников ...
С самого момента рождения ребенок демонстрирует реакцию в виде ритмического плача, который является важнейшим сигналом о настроении. Приблизительно через пять недель у него появляется улыбка. В три-четыре месяца наблюдаются появление характера и реакция в виде смеха...
Замечено, что есть врожденные программы, которые проявляются в детстве, подростковом возрасте, после взросления не реализуются. Так, например, дети очень любят взбираться на деревья, сидеть на ветках, раскачиваться, строить на них жилища, их сильно притягивают дупла, пещеры ...
Выживание наших далеких предков зависело от состояния специализации по интеллектуальному развитию (развития мозга, интеллекта), которое нуждалось в увеличении периода обучения ребенка. Просто большой мозг ничего не дает. Его нужно заполнить информацией, самыми разнообразными знаниями...
В каждом из нас живет врожденная программа поиска матери, покрытой шерстью, соединения с ней для появления ощущения безопасности, спокойствия. Программа эта очень заметна в действии у маленьких детей. Они обожают пушистые игрушки, предметы. Ребенок с удовольствием хватает пушистое, прижимает к себе, замирает...
Для ребенка родители - ближайшие партнеры, главная опора в жизни, изначальные передатчики социальных знаний и навыков (источники векторов социализации). Дети любят своих родителей. Это чувство имеет большое значение для того, чтобы следовать за ними, слушаться их, учиться у них ...
Для ребенка очень важно чувствовать в семье иерархию, свое положение (статус) в ней. Особенно это нужно мальчикам. Для качественного воспитания им важно видеть отца во главе семьи, испытывать уважение к нему, ощущать и признавать его авторитет, позволяющий передавать знания, требовать подчинения и получать его ...
Старшее поколение биологически запрограммировано на передачу своих знаний и опыта молодежи. В человеке работают врожденные программы по передаче и получению знаний, накопленного жизненного опыта. Представители старшего поколения обожают учить чему-нибудь молодежь. Даже, если передаваемая информация уже не соответствует реалиям дня ...
Ребенок кричит, когда хочет привлечь внимание к своим нуждам. Крик ребенка вызывает ситуация разлучения с матерью. Это стрессовая ситуация. Она порождает страх, желание подавать сигналы: "я потерялся", "я тут", "возьмите меня". Эти сигналы направлены на то, чтобы заметили, помогли, позаботились...
Ребенок, наряду с усилением интереса к окружающему его миру, начинает обращать внимание на человеческую логику. На смену инстинктивной логике у детей приходит время ответов на вопросы: зачем и почему? Наступление периода обучения логике взрослых сопровождается бесконечным почемуканьем...
Детям нужны игрушки. Если имеющихся не хватает, они не нравятся, из подручных материалов делаются другие. Детское воображение в получившемся способно увидеть куклу, любое домашнее, прирученное или дикое животное ...
Детям и подросткам (особенно мальчикам) свойственно создавать группы. В них устанавливаются иерархические отношения, отрабатываются в игровой форме различные врожденные программы ...
Задача школы - сделать аномальный - городской образ жизни нормой. Школа - многолетняя система тренировок, позволяющая приспособить человека к аномальному, смягчить действия стрессоров цивилизованного мира ...
Стремление преследовать может появиться во взаимоотношениях между детьми как в семье, так и в классе, дворовой компании. Детей никто не учит травить слабых. Они чутко реагируют на слабину. Их она настораживает, раздражает, начинается преследование ...
Родители бывают весьма недовольны, когда их чада дерутся. Особенно не любят драки мамы. Тем не менее, физические контакты в форме нападения в детско-подростковом возрасте важны, нужны. Драки, особенно у детей и подростков, являются обязательным условием для качественной социализации...
В древних цивилизациях Египта, Индии, Греции, Риме дети не стыдились своей наготы. Она была привычной. Они часто играли нагими, их окружали статуи, барельефы, фрески, вводящие в мир голых богов, героев, воинов, спортсменов, танцовщиц. Родители не боялись наготы, не считали ее чем-то ужасно постыдным, безнравственным...
Половое поведение современного человека в основе имеет врожденные программы, пришедшие из прошлого. Одни из них приемлемы в сегодняшней жизни, другие являются атавизмами. Если бы мы отдались полностью во власть нашего древнего полового поведенческого наследия, то показали бы себя весьма грубыми, примитивными, диковато-нелепыми особями...
Врожденная программа воровства присутствует в каждом из нас. В ком-то она выражена сильнее, в ком-то слабее. Масштаб ее реализации зависит от значимости заложенного, качества полученного воспитания, условий раскрытия личностного потенциала, возраста, жизненного опыта, степени рассудочности...
Взрослый мир не очень-то любит разговаривать с ребенком о смерти, показывать ему ее, считая, что таким образом оберегает от ненужных в его возрасте переживаний, потрясений. Ребенку приходится часто знакомиться со смертью одному ...
Стоит вспомнить, что в далеком прошлом 12-ти летний человек уже был полноценным членом сообщества, мог иметь жену, принимать активное участие в охоте, исполнении различных общественных функций. Современный ребенок подобным похвастаться не может, он растет, развивается медленнее ...
В процессе развития ребенка в нем начинает проявляться критическое восприятие поступающей информации, протестные настроения, поведение. Мы начинаем замечать, что ребенок перестает слушаться, начинает поступать наперекор сказанному. В подростковом возрасте непослушание и критический взгляд на все, что говорят взрослые, усиливается...
В человеческом быту под агрессией, как правило, понимается нападение ничем не оправданное, несправедливое. В животной форме агрессия подразумевает нападение, причинение физического ущерба раздражителю, его убийство. Человек является существом с высокой степенью агрессивности...
Агрессия (агрессивная энергия) тесным образом связана с врожденной программой борьбы за выживание. Основатель этологии К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в человеческом организме спонтанно, непрерывно, постоянно, регулярно накапливается со временем ...
Агрессия возникает в человеке естественным образом (раздражителя нет) и вызывается (раздражитель есть). Агрессия ищет выход. С ее усилением порог реализации агрессивного поведения снижается. Сложность, серьезность поводов для выхода накопившегося снижается. Для совершения агрессивного поведенческого акта бывает уже достаточно любого, подчас, совсем мелкого повода ...
В агрессивно настроенном человеке, который готов незамедлительно напасть на противника, происходят заметные изменения физиологического характера. Организм человека с помощью автономной нервной системы настраивается на действие...
Умиротворяющее поведение демонстрирует смирение, покорность, исключительно добрые намерения с помощью различных поз и слов, которые успокаивающе действуют на победителя или же человека с разрушительными устремлениями и действиями, смягчает его агрессивность, позволяет уйти из зоны конфликта ...
При контакте с агрессивно настроенным человеком нам хочется уклониться от конфликта с ним, его успокоить (умиротворить). Если же конфликт все же произошел, то есть стремление уступить, сдаться и забыть о случившемся, как о неприятном сне. Это врожденный отклик на удар...
В группах, испытывающих сильное влияние культа ресурсной силы, практикующих достижение более высокого статуса при избирательно работающих цивилизованных правовых отношениях, воздействие агрессивности на иерархические перемещения возрастает ...
Стоящие на более низком социальном уровне позитивно реагируют на призыв к преследованию неугодных главе иерархии. Унижение преследуемых - поведение, унаследованное от наших далеких предков. Эта врожденная реакция может использоваться доминантом (доминирующей группой) для натравливания толпы на своих противников ...
После смерти (свержения) диктатора или тирана люди ведут себя по-разному. Кто-то откровенно радуется. Кто-то горюет, потому что лишается какой-либо выгоды, преференций. Основная масса норовит сделать что-нибудь дурное в отношении умершего (потерявшего высший статус). Пытаются уничтожить памятники ему, уничтожают портреты, всячески его поносят и проклинают...
Агрессия и страх взаимосвязаны. Агрессивное поведение сопровождается приступом страха. Страх может вызвать рост агрессивности, агрессию. Чем человеку, группе, обществу в целом страшнее, тем они становятся агрессивнее...
Агрессивно настроенная сторона, нападая, затрачивает на это много энергии. Нападение на жертву может не иметь никаких прагматических выгод. Получается, что энергия тратится впустую...
Людям нужны поведенческие образцы, шаблоны. Они усваивают их через непосредственный опыт и наблюдение. Причем, акты, которые не наказываются, одобряются, закрепляются сильнее...
По наблюдениям ученых, пол доминирующий в сообществе, занимающийся защитой территории, проявляет более агрессивное поведение. Социальная система людей организована по патрилокальному принципу, который предусматривает доминирование мужчин над женщинами...
Пристальный взгляд в большинстве случаев показывает агрессивные намерения. Очень трудно его выдержать. Наша культура запрещает долго, не мигая смотреть на другого человека (таращить глаза невежливо). Сами того не желая, мы начинаем нервничать, когда нас в упор долгое время рассматривают. Большинство людей, бросив взгляд, его тут же отводит...
Общение с членами группы имеет для человека огромное значение. Нарушение социальных связей, приводящее к росту социальной напряженности, приводит к дискомфорту, стрессу. Конфликт нарушает единство, усиливает неопределенность ситуации, снижает групповую конкурентоспособность. Конфликтная ситуация приводит в действие врожденную программу примирения ...
Событие, переживаемое как неприятное, побуждает к агрессии. Если не допустить такого его восприятия, агрессии можно избежать. Если человек считает, что его ситуация не обижает, он не обижается (сознание впереди реакции). Неплохой способ контролировать агрессию ...
Война является самой известной формой коллективного человеческого поведения. Можно ли назвать ее пороком, чем-то страшным, нуждающимся в решительном исправлении? К сожалению, воинственность имеет подсознательные корни. Склонность и способность убивать - наше врожденное наследие...
Миллионы лет наши предки жили группами. Проживание группой совершенно естественный образ жизни людей. Он опробован временем, доказал свою полезность. В конкурентной борьбе с изолированными семьями и ведущими одиночный образ жизни людьми группы выигрывали по разнообразию и надежности сохранения накопленного опыта, практических навыков и традиций ...
Успех в охоте, защите от опасных хищников и недружественных соседних человеческих сообществ во многом зависел от желания и умения мужчин объединяться. Жесткое отношение к слабым в группе охотников требовало для повышения выживаемости его смягчения в сторону более активного сотрудничества со всеми участниками походов...
Мужчинам очень хорошо знакомо чувство солидарности. Оно их объединяет буквально во всех организациях, начиная с различных предприятий по зарабатыванию денег, до клубов, братств, ученых и тайных обществ, банд. Часто, являясь частью иерархии, ее члены носят определенную форму, значки, какие-то другие опознавательные символы ...
Человека создал естественный отбор. При определенных условиях он действует в направлении увеличения мозга, повышения интеллектуальности. Человеком человека сделали трудности, которые появились с переселением на землю, усложнение мозга. Развитие мозговой деятельности было вызвано необходимостью учиться действовать в нестандартных ситуациях ...
Приблизительно 10 млн. лет назад стала формироваться система социализации и, как следствие, начал действовать социальный отбор. Человек предрасположен решать задачи в стабильных ситуациях. Самые агрессивные и умные представляли опасность. От них старались избавляться. Это процесс селекции в скрытой форме. Таким путем шла эволюция...
Организация общества представляет собой суммарный результат взаимодействия между членами человеческого сообщества. Обмен информацией, ее передача (коммуникация) - сущность социального поведения. Если человек изменяет свое поведение под влиянием действий другого человека, мы наблюдаем результат передачи информации ...
Межгрупповая борьба поддерживает изменения, поведение, которые одной особи не нужны, но выгодны группе, заинтересованной в выживании. Группы, поддерживающие людей плохо приспособленных к жизни, но обладающих интеллектом, способностями глубокого познания окружающего мира, творческим потенциалом, которые помогали побеждать другие группы, быть успешнее их, имели больше шансов выжить ...
Чем более социализирована система, тем меньшее значение в ней имеет интеллект. Он непонятен, пугает, раздражает. Простые люди выживают, приспосабливаются к требованиям среды, размножаются лучше...
Человек является существом социальным. Умение правильно вести себя в обществе самым непосредственным образом влияет на приспосабливаемость индивидуума, эффективность размножения. В мозге есть системы нейронов, отвечающие за общение ...
Взаимная ответственность может появиться там, где возникают проблемы с индивидуальным выживанием. Ее рождает острая необходимость в совместных, консолидированных усилиях для того, чтобы противостоять опасностям. Консолидация представляет собой способ суммирования усилий людей для достижения жизненно важных целей...
Если люди имеют желание наладить и укрепить дружеские отношения, они предпринимают определенные действия с целью понравиться друг другу. Прежде всего, они друг другу начинают улыбаться ...
Составляющие нашу жизнь этапы роста и развития наполнены всевозможными страхами, которые приходится как-то переживать и преодолевать. Все виды страха являются фактором, наносящим мощный удар по психофизическому здоровью человека, являющимся источником повышенного артериального давления, ранних инфарктов, нарушения работы почек, других органов ...
Реакция организма на стрессор - приспособительный механизм, мобилизирующий в критический момент все силы организма для победы над опасностью, врагом. При наличии стрессора организм переходит в режим работы "атака или бегство" ...
Важнейшие стрессоры современности - недостаток движений и избыток впечатлений. Для наших предков находиться в четырех стенах длительное время было невозможно. У них был другой образ жизни. В природе нет позы - "за столом". Она нарушает работу крово- и лимфообращения, дыхания, пищеварения...
Важнейшими рецептами спасения от стресса, получаемого человеком при взаимодействии с цивилизацией, являются: активный образ жизни (движение), погружение в экстрим, применение психостимуляторов, использование трансовых практик...
Общечеловеческая мораль, морально-этические нормы нашего поведения с помощью разума взяты и развиты из врожденных ограничений, переданных нам дочеловеческими и человеческими предками. Мы не рождаемся безморальными. Это важно знать ...
Наши далекие предки отличались слабой вооруженностью. Они не могли похвастаться острыми зубами, когтистыми, сильными руками. Поэтому врожденные запреты (естественная мораль) на причинение вреда соплеменникам были слабыми, легко нарушаемыми. Конфликты не представляли серьезной опасности. К убийству они приводили редко ...
В каждом из нас есть врожденная программа сопереживания. Когда у нас "сжимает сердце", можно совершенно определенно сказать, что это результат ее работы. Сопереживание противоречит разуму. Оно иррационально. Иррациональность и свидетельствует о том, что мы имеем дело с инстинктивным, бессознательным импульсом, пришедшим к нам из далекого прошлого...
Альтруизм - самопожертвование во имя другого (других). В ходе естественного отбора альтруистические устремления должны, казалось бы, исчезать. Но этого не происходит. Альтруизм остается с людьми ...
Человек с рождения склонен искать, определять "своих" и "чужих". Разделение идет по разным признакам: язык, облик, взгляды, статус, социальная принадлежность, культура, расовое, национальное происхождение, религия. Идет как в отношении представителей своего вида, так и любого другого. Различия вызывают отторжение, даже не смотря на то, что признаки чуждости могут быть второстепенными, ложными ...
Гул голосов имеет большое значение. Показывает, что собрались "свои". Человеку комфортно в этом шуме, который свидетельствует, что его приняли, с ним общаются. С чужими человек не проявляет такой коммуникативной активности. Голоса, формирующие шум, это сигналы - "это я" и "это мои люди" ...
Альтруизм имеет врожденную основу и бывает разным. Одной из его разновидностей является альтруизм, направленный исключительно на "своих" (парохиальный альтруизм). Помощь "своим" сопряжена при этом с враждебностью к разного рода чужакам...
История человечества представляет собой, в основном, перечень различных боевых действий, войн, разбавленный социальными и научно-техническими достижениями. Агрессивность человека подтверждает не только наша повседневность, но и мировая литература, священные книги. Будучи падальщиком, каннибалом, хищником, человек удивительным образом вмещает в себя и альтруистические установки, располагает способностью к сопереживанию, состраданию, милосердию...
Шанс выжить, прожить дольше, приспособиться к новым условиям у нас появляется только в том случае, если человечество будет поддерживать свое генетическое разноообразие, культурные различия. Нам может помочь только максимально возможное разнообразие, сохранение всего, что можно сохранить.Таков путь к максимальной устойчивости вида...
Игра возможна только при наличии рассудочной деятельности. Необходимым условием начала игры является избыток сил (энергии). Игра - ресурсно-затратное поведение ...
Благодаря играм собираются сведения о слабых и сильных сторонах участников, иерархическом положении их родителей, усваиваются основные варианты коммуникативных реакций, правила поведения в сообществе. В ходе игр мы учимся драться, угрожать, выстраивать, поддерживать, прерывать дружественные, союзнические отношения, достигать поставленных целей...
Игровое поведение считается ребячеством, характерной чертой детства, делом юных по духу людей. Такое поведение свойственно начальным стадиям развития человека, предваряющим его вхождение в более жестокий, взрослый мир. Часть подготовки подрастающего поколения к вхождению во взрослые иерархии...
Игра обладает интересной особенностью (признаком) - повторением. Ритмичные действия действуют на центры удовольствия, раздражают их. Человек попадает в зависимость от того, что приносит ему удовольствие. Хочется его больше и больше. Для этого нужно больше играть...
У детей, подростков, взрослых, особенно мужского пола участников взаимодействий игрового характера, повышение или понижение статуса в игре оказывают влияние на жизнь неигровую. Ребенок, победивший в игре, повышает свой статус у сверстников, пользуется большим их уважением...
В основе игры лежат смещения смыслов, запреты и перевоплощения. Игра - совокупность условных действий. Не преследует конечной цели. С ее помощью не добиваются определенного результата. В игре нет реальных участников и действий, есть актеры и роли...
Игра позволяет приобретать, перерабатывать, загружать информацию в память, которая впоследствии используется для решения той или иной задачи. Понятно, что качество впитываемой информации существенно влияет на качество жизни человека. Приобретаемые сведения наслаиваются на информацию, передаваемую врожденным путем...
Участие в игре спасает человека от скуки. Он получает приятное времяпровождение, нужное для полноценного психофизического развития. Игра дает больше ощущений в единицу времени. В этом она интереснее жизни. В игре можно управлять более успешнее событиями, чем в реальной жизни. В ней можно стать, почувствовать себя сильнее, умнее, лучше ...
На самом деле язык - средство быстрого определения своих, отделение их от других. Средство разделения на своих и чужих, поддержки первых, давления на вторых. С помощью языка метится территория. Инструмент присвоения. Назвать - присвоить. Пометить, как свое. Язык - средство вербальной (с использованием слов), семантической (искаженных значений слов) агрессии...
Развивающийся интеллект у человекообразных ничего хорошего им не принес. Малочисленные популяции занимали небольшие территории, были близки к вымиранию. Увеличивающийся объем мозга, большой объем получаемой путем подражания и самостоятельно информации, длительный период обучения не помогали...
До сих пор во многих из нас живет уверенность в том, что речь представляет собой уникальное явление, свойственное лишь человеку. На самом деле это далеко не так. Речь человека имеет приличные биологические корни. Научные исследования доказали, что речевые зоны имеет мозг не только человека, но и других видов живых существ...
Необходимость формирования основы для совместных действий в целях успешной охоты, требующей их разрабатывать, координировать, согласовывать, способствовала развитию коммуникации, речи. Приобретенное затем стало активно использоваться в статусной борьбе, межполовых взаимодействиях, для обмана...
Смех расслабляет человека. С точки зрения выживания это опасно. Тем не менее, смех остался. Значит, давал весомое преимущество, которое перевешивало невыгодность расслабления. Смех связан с подкорковыми, доречевыми, древними структурами мозга - лимбической системой...
Протягивая руку, мы пытаемся умиротворить нападающую сторону, умоляем о помощи (просим милостыню), показываем дружеское расположение. В условиях неравенства иерархических статусов, подчеркивания старшинства одной из сторон, рукопожатие может заменяться на поклон и целование руки вышестоящего ...
Поведение может выявить психическое, психологическое состояние человека. Реагируя на стимул (стимулы) тем или иным поведением, человек бессознательно демонстрирует состояние, в котором находится ...
Воспитать в себе какие-либо способности нельзя. Способности нельзя расширить, увеличить. Они либо есть, либо их нет. Их можно только выявить, поддержать, реализовать. Человеческие способности - комбинация наиболее выраженных не в психологическом, а в морфологическом смысле структур мозга...
Для того, чтобы выжить и добиться лучшего, человек должен был заниматься изучением окружающего его мира и себя. Ребенок пробует все предметы на вкус, прочность. Ему хочется все посмотреть, потрогать. Подбирает все, что лежит и досягаемо, тянется к тому, что висит. Мальчишки обожают все разбирать по винтикам. Им интересно, что находится там - внутри ...
Большинство горожан проводит основную часть своего времени где-то на высоте 3 - 4 метров и более от земли. Это 2-й и выше этажи многоэтажных городских строений. В частных домах спальни находятся, как правило, на 2-м этаже. Заметьте, почему-то люди не очень хотят спать на первом (на земле) ...
В детстве многие из нас любят качаться на качелях, подниматься и опускаться по канатам, перепрыгивать с одного места на другое, испытывая при этом захватывающее ощущение полета. Люди спокойно летают на самолетах, прыгают с парашютом. Полет у подавляющего большинства не вызывает негативных эмоций. Он нравится, притягивает ...
Древние люди не боялись жить у воды. Искали в ней пищу. Предполагается, что именно под влиянием воды наши далекие предки лишились своего волосяного покрова. По наследству к нам перешла любовь к воде. Она притягивает современного человека, который с удовольствием плавает, купается, копошится в ней, ловит рыбу...
Люди разжигают костер и как зачарованные смотрят на огонь. Тысячи лет назад так же на него смотрели наши предки. Правда, для них он был намного важнее, чем для нас. Любовь к огню пришла из прошлого и имеет врожденный характер. Дикие животные огня боятся. Одомашненные к нему привыкают. Как и человек, огонь любят собаки. Тяга к нему бессознательна, инстинктивна ...
Интересна природа устойчивого желания солидного количества мужчин охотиться. В доме все есть, с работой все в порядке, а с охотничьей страстью ничего не поделать. Она сильнее покоя, достатка. Кто-то предпочитает бродить по лесам с ружьем в одиночестве. Кому-то важно, чтобы он был частью сплоченной мужской группы ...
В генетической памяти есть программа шевеления ушами. Миллионы лет уже не нужна. Кто-то крайне трудно ее вызывает. У кого-то вообще не получается. Кому-то нужно только подумать об этом, сосредоточиться. Программа реализуется быстро...
Собака сопровождает человека по жизни. Содержать собаку - затратное по деньгам, времени, нервам дело. Ее нужно кормить, выгуливать, лечить, контролировать, содержать в чистоте. На рациональном уровне современному человеку тяжело объяснить, зачем ему нужна собака. Нужна и все тут...
Во все времена на помощь природе приходил удивительный феномен ее сакрализации в человеческом обществе. В его основе находится полуподсознательная уверенность в высшем, безупречном совершенстве и авторитете природы ...
Потребность отмщения в нас имеет врожденный характер и весьма сильна. Она преодолевает страх, неуверенность, мобилизует человека, запускает программу коллективного поведения, объединяет людей для борьбы. Крайняя форма мстительности - кровная месть, переходящая из поколения в поколение...
Культура - совокупность знаний, привычек, навыков, особенностей поведения, передаваемых из поколения в поколение социальным путем. С помощью обучения, подражания. Эволюционное прошлое человека, биологические основы его поведения влияют на процесс формирования культуры ...
Человеческая культура несет в себе функции, отличающие ее носителей от представителей животного мира. Это отвлеченное мышление, словесный язык, дающие возможность образовывать свободные символы, распространять с их помощью индивидуально приобретенное знание. Развитие культуры идет быстрее, чем эволюционный процесс ...
Вначале человек думает над тем, что представляет для него интерес. Затем результаты размышлений сравниваются с накопленным опытом, чувственными данными. Делаются выводы - корректируются первоначально сделанные умозаключения. Сравнение возникшей внутри закономерности с существующей во внешнем мире - метод, с помощью которого живой организм приобретает познания ...
Этология человека вынуждена развиваться в сложное время. Время активно-агрессивного, устойчиво-настойчивого отрицания принадлежности человека к животному миру, его рождения с огромным набором врожденного поведения. Эта реальность подрывает наивную веру человека в то, что он является полновластным хозяином своей жизни. Стоит захотеть, напрячься и все будет, как надо. Когда ему говорят, что все не так просто, возникает желание избежать усложнения. Убегая от реальности, трудно серьезно что-либо менять в своей жизни к лучшему. Путь к нему проходит только через бескомпромиссное, объективное познание себя. Понимание и принятие себя такими, какие мы есть ...