Этология Человека : другие произведения.

Первые шаги в мире любви и опасностей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С самого момента рождения ребенок демонстрирует реакцию в виде ритмического плача, который является важнейшим сигналом о настроении. Приблизительно через пять недель у него появляется улыбка. В три-четыре месяца наблюдаются появление характера и реакция в виде смеха...

  
  
  Появившийся на свет ребенок в первые годы своей жизни быстро растет (до шести лет). Потом к 10-11-ти годам рост замедляется, чтобы возобновиться в период пубертации (10 -17 лет). Рост у парней заканчивается к 25-ти годам, у девушек - к 19-ти. Первые зубы у ребенка вырастают на 6-7-м месяце. Коренные зубы появляются к 6-ти годам. Зубами мудрости мы обзаводимся не раньше 19 лет.
  
  Новорожденные любят поспать. Среднестатистическое значение продолжительности их сна - 16,6 часов в сутки. С годами спится все меньше. Соотношение "сон-бодрствование" постепенно смещается в сторону активной деятельности, сокращая период отдыха организма до 8 часов. Мы спим не только ночью. Если чувствуем усталость, можем прилечь и днем. Чтобы пришел сон, нужно полежать в постели около 20 минут.
  
  Только что родившийся ребенок совершенно беспомощен. Он способен двигать только ручками и ножками. Когда ему исполняется месяц, лежа на животе, может поднимать подбородок самостоятельно. Это называется - держать головку. За пятнадцать месяцев с помощью себя любимого и близких он начинает ходить самостоятельно и произносить первые слова. Затем процесс пополнения словарного запаса идет с большой скоростью. К пяти годам мы уже знаем около 2100 слов.
  
  Такие темпы обучения связаны, скорее всего, с необходимостью быстрого получения точной информации во время коллективной охоты. Способность подражать звукам носит врожденный характер. Представители обезьяньего мира могут талантливо имитировать манипуляции, но научить их говорить невозможно. У них есть речевой аппарат, который в состоянии производить большое количество звуков. Но для появления речи нет необходимого для этого уровня развития мозга.
  
  Интересно, что некоторые птицы могут имитировать человеческую речь (попугаи, хохлатые майны, вороны). Они запросто произносят целые фразы, не обладая при этом пониманием, что с ними делать дальше, как можно ими пользоваться в жизни. Они умеют лишь копировать сложные звуковые сочетания, не более того.
  
  Такие звуковые сигналы, как вопль, смех, стон, хныканье, плач, ворчание, являясь видовыми средствами общения, издаются без обучения и во всех обществах, культурах и обозначают одно и то же. Передаваемая таким образом информация показывает эмоциональное состояние и дает представление о причинах его появления. Свое эмоциональное состояние мы выражаем и через такие врожденные реакции, как улыбку, усмешку, насупленность, испуг, гнев.
  
  С самого момента рождения ребенок демонстрирует реакцию в виде ритмического плача, который является важнейшим сигналом о настроении. Приблизительно через пять недель у него появляется улыбка. В три-четыре месяца наблюдаются появление характера и реакция в виде смеха.
  
  Малыш может плакать от боли, голода, одиночества, чужой, непривычной обстановки, не достигнув какой-то цели. У родителя, получившего сигнал, появляется желание прийти на помощь, избавить от физической боли или опасности. Оказавшись в объятиях, почувствовав укачивающие, поглаживающие родительские руки, как правило, ребенок успокаивается. Если этого не происходит, обращается более серьезное внимание на поиск причины обозначаемого неудовольствия. Родитель перестает беспокоиться только тогда, когда перестает получать сигнал тревоги.
  
  Что касается смеха и улыбки, то эволюционно они возникли из плача. Смех и плач рождаются разными настроениями. Вероятнее всего, смех - это трансформировавшийся плач, ставший вторичным сигналом. Издаваемые при нем звуки не такие пронзительные и не так сильно режут слух, как при плаче.
  
  Начиная узнавать маму, к малышу приходит боязнь чужих людей. Ему нравятся приятные, нежные, добрые лица, они приветствуются доброжелательным сигналом. Тем не менее, страх перед открывшимся миром постепенно растет, вызывая в каждой неприятной ситуации плач.
  
  Подчас матери сталкиваются с непрерывным плачем младенца первые три месяца. Так как никакие усилия не могут прекратить поток слез и криков, делается вывод о наличии вызывающего такое плаксивое состояние физического дефекта. На самом деле ничего подобного нет. Плач прекращается сам собой на третьем или четвертом месяце в тот миг, когда малыш запечатлевает образ матери и начинает ее узнавать, относиться к ней, как к своей защитнице.
  
  Нельзя недооценивать теснейшую связь между мамой и ребенком. Нервозные, беспокойные родительницы вызывают у младенца намного больше негативных реакций, чем рассудительные, уверенные в себе, безмятежные мамы. Прикосновения рук первых рождают неуверенность и тревогу. Появляется закономерное требование оградить себя от причины волнения. Родительница получает сигнал, который часто только усугубляет и без того неправильное поведение. Что вызывает еще большее неудовольствие ребенка. Такой ход действий может вызвать у малыша не только проблемы психологического характера, но и нанести ущерб его физическому здоровью.
  
  Чтобы этого всего избежать, необходимо лишь смириться с плачем и насколько это возможно успокоиться. Все остальное сделает врожденная программа импринтинга (запечатления). Благодаря ее работе, мама из неопознанного раздражителя превращается в знакомое лицо. Постоянный плач прекращается.
  
  Если мама делает что-то необычное, ребенок не знает что делать. С одной стороны, это самый близкий человек, защитник. С другой, он делает что-то настораживающее, пугающее. Подается двойной сигнал - успокаивающий и пугающий одновременно. Пугающий сигнал исходит от самого близкого человека. В результате, как ответные реакции, плач и сигнал приветствия ребенка смешиваются, рождая смех, означающий нестрашный характер угрозы.
  
  Научившись реагировать на волнующие, шокирующие ситуации, дети впоследствии начинают сами их провоцировать, превращая смех в игровой сигнал. Если приключение становится очень страшным, начинает приносить боль, появляется плач, который активирует защитную функцию родителя. Погружая себя при наличии игривого настроения в такое же состояние, ребенок расширяет базу знаний о своих способностях и возможностях, ресурсах, опасностях, физических свойствах окружающего мира.
  
  Со временем малыш начинает проявлять агрессию. Она необходима для самоутверждения. Появляются вспышки гнева и злой плач. Ребенок отрывисто вскрикивает, яростно дрыгает ногами и размахивает руками, накидывается на маленькие предметы, трясет большие, плюется, пытается царапаться, кусаться, ударить ногой. Спонтанность, нескоординированность, наличие плача показывают, что агрессивность пока еще не перешла в агрессию. Это произойдет, когда придет уверенность в себе, появится осознание своих физических возможностей.
  
  При желании напасть у ребенка, впрочем, как и у любого взрослого, плотно сжимается рот, глаза неотрывно смотрят на противника, брови нахмурены, кулаки сжаты. Для действия не хватает только повода.
  
  Детскую агрессивность можно уменьшать, сокращая численность группы и избегая скученности, снимая таким образом избыточное напряжение в вопросах повышения и удержания статуса, сохранения и расширения жизненного пространства.
  
  
  
  Литература
  Моррис Д. Голая обезьяна
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"