Этология Человека : другие произведения.

Основные теории рождения агрессии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Агрессия (агрессивная энергия) тесным образом связана с врожденной программой борьбы за выживание. Основатель этологии К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в человеческом организме спонтанно, непрерывно, постоянно, регулярно накапливается со временем ...

  
  
  = АГРЕССИЯ - РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВРОЖДЕННОГО НАСЛЕДИЯ =
  
  Предрасположенность человека к агрессии - есть следствие влияния естественного отбора.
  
  
  - Психоаналитический подход
  
  Основатель психоанализа З. Фрейд полагал, что прямо или косвенно все поведение человека проистекает из инстинкта жизни - эроса. Его энергия - либидо, направлена на воспроизведение, упрочнение, сохранение жизни. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение инстинктивных импульсов.
  
  Через некоторое время З. Фрейд предположил наличие второго основного инстинкта - влечения к смерти (танатос). Его энергия направлена на уничтожение, разрушение жизни. Отец психоанализа считал, что все человеческое поведение является результатом напряженного взаимодействия этих двух инстинктов.
  
  Конфликт между эросом и танатосом способствует направлению энергии последнего во внешний мир (от Я), на других людей. Танатос играет в этом процессе зловещую роль. Если энергия танатоса не обратится на другого, то подвергнется атаке, разрушению сам ее носитель. Сильная эмоциональная разрядка снимает напряженность, не позволяя перейти к опасным действиям. Экспрессивные действия, не приводящие к разрушению, могут выступить удобным средством предотвращения более проблемного поведения.
  
  
  - Этологический подход
  
  Агрессия (агрессивная энергия) тесным образом связана с врожденной программой борьбы за выживание. Важнейшие функции этой программы:
  - способствует расселению, освоению новых территорий;
  - работает на выживание наиболее сильных и энергичных особей (так агрессия улучшает генетический фонд вида);
  - обеспечивает лучшую защиту от нападения, выживание своего потомства (у сильных, агрессивных особей это получается лучше).
  
  Основатель этологии К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в человеческом организме спонтанно, непрерывно, постоянно, регулярно накапливается со временем.
  
  Реализация агрессивных действий осуществляется при наличии агрессивной энергии и способствующего разрядке стимула (стимулов). Чем больше накопленной энергии, тем меньшей силы необходим стимул для ее вывода во внешний мир. Агрессия может обрести материальные формы и без высвобождающего стимула, спонтанно. Чем больше времени энергия накапливается, тем серьезнее шанс получить именно этот сценарий развития событий.
  
  
  - Социобиологический подход
  
  Влияние генов длительно из-за того, что они обеспечивают адаптивное поведение. Вносят свой вклад в успешное репродуктивное поведение, благодаря чему попадают в следующее поколение.
  
  Люди со схожими генами (родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, поддерживают друг друга, ведя себя агрессивно по отношению к носителям малой вероятности наличия общих генов. Социобиологи считают, что к чужакам сообщества с родственными генами относятся враждебно, не упуская возможности всячески ограничить их допуск к ресурсам.
  
  Последние нужны для выживания. Агрессивность является средством ресурсного обеспечения с целью усиления генетической успешности во взаимодействии с конкурентами.
  
  
  
  = АГРЕССИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ =
  
  Источником агрессии является позыв (побуждение) причинить вред другому (другим), который вызывается внешними причинами.
  
  Агрессия берет начало в побуждении, которое представляет собой не инстинктивную мотивационную силу, а силу, возникающую из-за несоответствия запросов человека и его реальных личностных способностей, возможностей и достижений, конфликта желаемого и имеющегося. Мощность последней возрастает по мере усиления конфликтной ситуации.
  
  Психологи полагают, что несоответствие вызывает не прямую агрессию, а побуждает к ней. Причем, оно может порождать агрессивное поведение не всегда.
  
  Угроза наказания блокирует реализацию агрессивных действий, оставляя побуждение неизменным. Любые акты агрессии - скрытые от наблюдения (агрессивные фантазии), не прямые (удар кулаком по столу, ругательства в сторону), наносящие ущерб, снижают уровень побуждения.
  
  В основе агрессивных действий могут лежать осмысление или интерпретация чьих-то действий как провокационных, угрожающих.
  
  
  
  = АГРЕССИЯ - РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ =
  
  Исходя из теории социального научения А. Бандуры, агрессия является моделью социального поведения, приобретенной в процессе научения, реализуемой, скорее всего, в определенных социальных условиях, способствующих проявлению подобной поведенческой реакции.
  
  Агрессия рассматривается в качестве специфического социального поведения, которое усваивается, поддерживается и развивается таким же образом, как и другие формы социального поведения.
  
  Социальное научение происходит через наблюдение и научение других.
  
  Люди учатся вести себя агрессивно. Им необходимо получить знания, как пользоваться оружием, какие движения при физическом контакте будут для другой стороны более болезненными, какие слова и действия причиняют ей страдания. Подобного рода информацию человек получает не генетическим, а социальным путем.
  
  В теории социального научения роль наблюдений, непосредственного опыта огромны. Тем не менее, не отрицается и влияние биологических факторов. Например, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Никуда не уйдешь от того, что двигательная активность зависит от нейрофизиологических механизмов. С позиции социального научения, влияние биологических структур и процессов есть, но оно ограничено.
  
  Формы агрессивного поведения, частота его проявлений, ситуации, в которых оно реализуется, объекты, выбранные для нападения - по мнению А. Бандуры, во многом зависят от социальной стимуляции, влияния сознания.
  
  Широкий диапазон агрессивных реакций усваивается через прямое поощрение агрессивного поведения (непосредственный опыт). Если агрессивные действия получают положительное подкрепление (поддержку), вероятность их повторения вновь и вновь повышается.
  
  Агрессивное поведение повторяется человеком, который его наблюдает у других. При наблюдении формируется представление, что, как и в какой последовательности нужно делать для того, чтобы причинить неприятности противнику. Источников получения информации множество - это и поведение агрессивно настроенных людей, литература, сценические постановки, фильмы.
  
  Агрессия вдохновляет, если остается безнаказанной. Она может, при визуальном овладении агрессивными приемами, самым решительным образом наблюдающего ее человека подтолкнуть к нападению.
  
  
  
  Литература
  Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека
  Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия
  Лоренц К. Агрессия
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"