Этология Человека : другие произведения.

Рассудок и агрессивность, примирение агрессора и жертвы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    При контакте с агрессивно настроенным человеком нам хочется уклониться от конфликта с ним, его успокоить, умиротворить. Если же конфликт все же произошел, то есть стремление уступить, сдаться и забыть о случившемся, как о неприятном сне. Это врожденный отклик на удар...

  
  
  В группах, испытывающих сильное влияние культа ресурсной силы, практикующих достижение более высокого статуса при избирательно работающих цивилизованных правовых отношениях, воздействие агрессивности на иерархические перемещения возрастает.
  
  Демонстрация агрессивности в определенных субкультурах (подростки, молодежь), условиях проживания (армия, тюрьма) охотно используется для повышения, защиты своего иерархического статуса. Для этих же целей она применяется в межпоколенных взаимодействиях (конфликт старых и молодых), семейных отношениях (конфликт отцов и детей).
  
  Физически слабый парень с плохим характером, эгоистическими установками имеет высокие шансы столкнуться с непониманием взаимодействующих с ним людей, подвергнуться преследованию со стороны своих однокашников. Если это случится, с годами в нем накапливается очень много агрессивности, которая будет способствовать статусному продвижению.
  
  Если такому человеку повезет и он займет высокое иерархическое место, всем мало не покажется. Занимаясь собственным благополучием, он будет плохо относиться к людям. Давно подмечено, что диктаторы и тираны часто в детско-подростковом возрасте были биты сверстниками, не пользовались у них уважением, оставаясь в одиночестве, мечтали о реванше.
  
  Людям нужны поведенческие образцы, шаблоны. Они усваивают их через непосредственный опыт и наблюдение. Причем, акты, которые не наказываются, одобряются, закрепляются сильнее. Отсроченное на неопределенный срок наказание, сомнение в том, что оно будет назначено поощряет насилие.
  
  Есть точка зрения, что сцены насилия имеют позитивное значение, помогают человеку освободиться от накопившейся агрессии. Постановочные драки, нападения заменят настоящие.
  
  Исследования показывают, что демонстрация различных видов насилия усиливает вероятность и интенсивность реализации агрессивных действий. В памяти закрепляются образцы несущих насилие поведенческих актов. Видеоматериалы в данном контексте являются учебниками, хранилищами шаблонов проявлений агрессии.
  
  Человек обогащается ими, воспринимает передаваемое как установку на действие, поведенческую инструкцию. Действует принцип - что сделано, показано, сказано - приемлемо, так как это есть. Если наказание переносится в будущее, у человека появляется сильное искушение сделать наблюдаемое, желаемое сейчас.
  
  Считается, что спортивная борьба, наблюдение за ней - это хороший способ разрядки напряжения. К сожалению, канализация накопившегося не отталкивает человека от насилия. Наоборот, усиливает стремление к нему. Весьма наглядным доказательством этого утверждения является агрессивное поведение футбольных фанатов, выражающееся в оскорблении, преследовании, избиении фанатов другой команды, посетителей матча. И агрессивность, насилие только растут.
  
  Агрессия и страх взаимосвязаны. Агрессивное поведение сопровождается приступом страха. Страх может вызвать рост агрессивности, агрессию. Чем человеку, группе, обществу в целом страшнее, тем они становятся агрессивнее. Легкой формой страха является возникающее беспокойство, а злобы, ненависти, неприятия - раздражение.
  
  Мы с ненавистью и бесстрашно убиваем посмевшего покуситься на нашу кровь комара. Можем прогнать достаточно крупное, знакомое, безобидное животное. Встреча же с незнакомым, непонятным, способным за себя постоять, потенциально или реально опасным вызывает уже страх.
  
  Наши попытки избавиться от паука, мыши сопровождаются нервозностью. Мы немного нервничаем, побаиваемся их реакции на наши действия. Страх усиливается, когда мы пытаемся прогнать пчелу, осу, крысу, маленькую собачку. С человеком все уже намного сложнее и страшнее.
  
  Взаимодействие испытываемых человеком внутренних побуждений - страха и агрессивности, способствует реализации одновременно нескольких стремлений - напасть на противника, убежать от него (противоположные друг другу типы поведения).
  
  Состояние, состоящее из страхов и агрессивного восприятия происходящего - весьма опасное состояние. Опасное необъективной оценкой ситуации, невозможностью прогнозирования ее развития.
  
  Конфликт страха и агрессивности, в случае наличия сильного, опасного противника, может привести к переадресации агрессии на более слабого человека, неживые предметы (бьем посуду, кулаком об стену, стол, ногой по тому, что можно пнуть, др.).
  
  Равновесие испытываемых побуждений способно вызвать замещающие действия. В этом случае негативная активность вытесняется другими ее видами, не связанными непосредственно с имеющейся ситуацией (человек начинает заниматься каким-то другим делом).
  
  Не стоит забывать, что человек, несмотря на страх и агрессивность, может испытывать необходимость в контакте, общении. Страх и агрессия могут отталкивать его от другого человека. Одновременно может испытываться и желание взаимодействовать с ним. Эти состояния представляют собой компоненты тонкого баланса, нарушение которого может привести к ухудшению психоэмоционального настроя, ощущения жизненного комфорта человека.
  
  Агрессивно настроенная сторона, нападая, затрачивает на это много энергии. Нападение на жертву может не иметь никаких прагматических выгод. Получается, что энергия тратится впустую. Немотивированная жестокость считается несправедливым и бессмысленным поведением.
  
  Значительные агрессивность (злоба), внутренний настрой на иерархический поединок (есть сильное стремление удовлетворить свои статусные амбиции, а не на ком), наличие в поле зрения объекта, являющегося внешне более слабым, беззащитным, вызывают желание выместить на нем накопившееся, победить его.
  
  С точки зрения разума и закона нападение, возможная победа бессмысленны, несут в себе потенциальную угрозу наказания (риск репрессий) со стороны государства. Но человеку очень сильно хочется... И это решает все!
  
  При контакте с агрессивно настроенным человеком нам хочется уклониться от конфликта с ним, его успокоить (умиротворить). Если же конфликт все же произошел, то испытывается врожденная реакция на удар, заключающаяся в стремлении уступить, сдаться и забыть о случившемся, как о неприятном сне. Есть надежда на то, что нападающий, видя наше подчинение ему, поменяет гнев на милость, успокоится.
  
  Наблюдения и исследования показывают, что нападающий, видя такую реакцию на свое поведение, становится еще более наглым, агрессивным. Чтобы его успокоить, потребуется еще большая уступчивость. Это плохой сценарий развития событий. Если мы хотим жить в мире, управляющемся не природными импульсами, а рассудочными решениями, необходимо дать забияке отпор. Это вполне разумное и правильное поведение.
  
  Лучше всего в данном случае организовать групповой отпор. Совместный отпор представляет собой отличное оружие, останавливающее агрессию нападающей стороны, считающей противника слабее себя. На такое поведение у агрессора нет врожденной программы ответа. В подростковых коллективах есть интересный способ защиты от зарвавшегося хулигана - "темная". Побитый таким образом будет после нее намного умнее и осторожнее.
  
  Общение с членами группы имеет для человека огромное значение. Нарушение социальных связей, приводящее к росту социальной напряженности, приводит к дискомфорту, стрессу. Конфликт нарушает единство, усиливает неопределенность ситуации, снижает групповую конкурентоспособность.
  
  Конфликтная ситуация приводит в действие врожденную программу примирения, которая включает в себя просьбы жертвы о помощи, умиротворение агрессора, переадресацию агрессии жертвы, утешение и успокоение жертвы, принесение извинений, примирение сторон. Феномен врожденной предрасположенности к примирению обнаруживается уже у детей двухлетнего возраста.
  
  Процесс примирения (его вероятность, заинтересованность в нем, наполнение) зависит от вида социальной организации группы, качества исходных отношений между агрессором и жертвой, степенью заинтересованности в социальных связях друг с другом, воспитания, дискомфортного состояния агрессора, которое выражается в испытываемом им чувстве вины. Начало процесса сигнализирует об окончании агрессивных действий, снижает напряженность в отношениях.
  
  В группах, в которых подчиненные чувствует себя более спокойно, свободно, начальники проявляют интерес к качеству отношений, примирение чаще идет со стороны подчиненных. В деспотических иерархиях примиряющей стороной чаще становится доминант (более низкая мотивация, страх подчиненных). В случае наличия конфликта между людьми, находящимися в натянутых отношениях и не желающих идти навстречу друг другу из-за статусных соображений, примирение может состояться с помощью третьего лица - посредника.
  
  В конфликт вовлекаются:
  - родственники (близость генотипа);
  - репродуктивные партнеры (зависимость репродуктивного успеха от здоровья, благополучия одной из сторон);
  - носители более высокого статуса - лидеры группы (заинтересованность в сохранении управляемости, общегрупповой стабильности).
  
  У предков человека программа примирения работала только в отношении своей группы, состоящей из знакомых друг с другом, поддерживающих тесные социальные отношения. В отношении чужаков программа не реализовывалась. Человеческое сообщество постепенно совершенствовало врожденное поведенческое наследие на уровне культуры через социализацию и со временем механизмы примирения распространились на межгрупповые отношения.
  
  Таким образом культура примирения вмещает в себя как врожденные, так и приобретенные социальным путем знания и навыки, стандартные словесные формулы, ритуализированные движения, в т.ч. совместные трапезы, ритуальный обмен подарками. Целью всех этих действий является социальная интеграция, нейтрализация агрессивности.
  
  Как человеку реагировать на собственную агрессивность? У каждого из нас есть много претензий к внешнему миру. Не замечают, не уважают, не додают, оскорбительно себя ведут, смеются за спиной. К агрессии нас побуждает события, переживаемые как неприятные. Мы злимся. Хочется так дать! Чтобы поняли и изменились. Гнев накапливается. Находится объект для разрядки. Случается конфликт (чаще всего, скандал), снижающий уровень агрессивности.
  
  При этом разум оценивает ситуацию субъективно. Он испытывает очень сильное давление врожденного поведенческого наследия. Хочется скинуть свое раздражение на более слабого человека. Это самый простой путь снятия напряжения. И не самый лучший для потенциальной жертвы.
  
  Почему бы не попробовать поговорить о наболевшем с более сильным человеком?! Конечно, для такого поступка нужно усилие воли, подчинение разуму. Агрессивность будет израсходована на сопротивление самому себе. Продемонстрировано превосходство перед более слабым. Ведь сделанное - это почти что подвиг. Где уж ему до него. Причем, форма демонстрации состояния будет необидной, доставляющей удовольствие всем сторонам.
  
  Если человек считает, что его сложившаяся ситуация не обижает, он не обижается (сознание впереди реакции). Это неплохой способ контролировать агрессию. Свое состояние можно контролировать его понимая, узнавая, переставая в мыслях и действиях опираться на чувства. Через комментирование происшедшего, переживаемого мы учимся понимать, описывать, узнавать ситуацию, свое состояние. Используя для этого рассудок, нам в любом случае уже труднее необдуманно действовать.
  
  Среди специалистов бытует точка зрения, что жестокое, оскорбительное наказание, как правило, заставляет смириться, но пробуждает еще большую агрессию. Лучшее наказание за агрессию - умеренное. Оно заключается в том, что агрессор останавливается, ему высказывается неодобрение. Человек это воспринимает не как оскорбление, а как сигнал о необходимости смены характера действий. В ряде случаев это действительно происходит, но далеко не во всех.
  
  Агрессию (конфликтность), возникающую при внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии, не нужно скрывать, ей необходимо противодействовать, развивая социальный интеллект, склонность к сотрудничеству, кооперации.
  
  
  
  Литература
  Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Homo militaris
  Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
  Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется
  Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
  Марков А.В. Ген альтруизма
  Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"