Этология Человека : другие произведения.

Чужие могут стать своими

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История человечества представляет собой, в основном, перечень различных боевых действий, войн, разбавленный социальными и научно-техническими достижениями. Агрессивность человека подтверждает не только наша повседневность, но и мировая литература, священные книги. Будучи падальщиком, каннибалом, хищником, человек удивительным образом вмещает в себя и альтруистические установки, располагает способностью к сопереживанию, состраданию, милосердию...

  
  
  История человечества представляет собой, в основном, перечень различных боевых действий, войн, разбавленный социальными и научно-техническими достижениями. Агрессивность человека подтверждает не только наша повседневность, но и мировая литература, священные книги. Будучи падальщиком, каннибалом, хищником, человек удивительным образом вмещает в себя и альтруистические установки, располагает способностью к сопереживанию, состраданию, милосердию. Проявив любовь и щедрость, он может через пару минут пойти убить, ограбить.
  
  Исходя из исследований ученых, до XX века в результате военных действий погибало до 7-10% землян.
  
  На словах люди, как правило, войну не поддерживают. Тем не менее, право одной группы убивать членов другой не оспаривается даже религиями. Сторонники мирного разрешения конфликта интересов в популяциях не пользуются серьезной поддержкой. Особенно, когда нужно отомстить, восстановить историческую справедливость, показать силу особой духовности.
  
  Интересно то, что убийство человека человеком обществом отвергается. Людям не нравится насилие со стороны малой группы. Агрессивные же действия большой группы начинают морально оправдываться, называться войной, революцией, подавлением бунта и т.д. Человек получает некое право убивать, находясь в большой группе.
  
  Зачем люди воюют? Есть множество теорий, выявляющих причины возникновения войн. Остается загадкой, зачем им вообще это? Да, победители в войне приобретают какие-то материальные ресурсы, повышают свой статус в военной, социальной иерархиях. Но при этом велик риск, погибнув, ничего этого не получить. К тому же, военные действия разорительны для конфликтующих сторон. Они невыгодны для большинства населения. Возникает много проблем политического, социального, экономического, демографического, психологического характера. Достаточно часто военные действия ведутся вообще просто так, без призов от победы, а из-за того, что испытывается ненависть друг к другу.
  
  Если бы люди тратили на компромиссы и созидание столько сил, сколько их вкладывается в агрессивные действия, то уровень развития цивилизации был бы совершенно иным. Но, видимо, этот путь к качеству жизни не для человека.
  
  До середины 70-х годов XX века считалось, что животные не воюют. Что целенаправленное преследование, истребление одной группой людей, входящих в другую группу (группы) свойственно только человеку. Исследования Джейн Гудолл, изучающей поведение шимпанзе в естественных условиях, опровергли имеющуюся точку зрения. Оказалось, что самцы (реже самки) могут собираться в группы и нападать на врагов, которых они избивают, кусают, топчут, пинают, вырывают клочья шкуры, поднимают и швыряют на землю, таскают по ней, выкручивают ноги и передние конечности. Для нанесения ударов используются камни, куски дерева. Нападающие не щадят и детенышей.
  
  Необходимо отметить, что враждующие, будучи родственниками, до конфликта, подчас, поддерживали теплые отношения. Пропитания было предостаточно, конфликтов на сексуальной почве не возникало. Отношения начинали портиться после разделения группы и появления нескольких лидеров (доминантов).
  
  Есть предположение, что жестокость каким-то образом связана со способностью к пониманию состояния организма, размышлению, состраданию. Боль причиняется потому что чувствуется, она вызывает агрессию, возбуждение, удовольствие. Разум помогает усовершенствовать способы и средства причинения боли для получения еще большего удовольствия. Мучая мы одновременно испытываем страх, жалость и злорадство. Жестокость чувствует чужую боль. Последняя способна вызвать желание причинить еще большие страдания, посмотреть, что из этого получится.
  
  В новых условиях выживания (расселение вне привычного ареала) наши предки оказались на территориях с ограниченными пищевыми ресурсами. Это привело к жесткой конкурентной борьбе за них. Мытарства поддерживали поведенческие мутации, ориентирующие помогать своим - членам одной группы - близким родственникам (альтруистические установки) и ненавидеть, убивать более дальних родственников, чужих (агрессия). Так как на природном уровне человек был вооружен плохо, для своего усиления ему пришлось объединяться с другими в группу.
  
  Человеческий предок - собиратель, нуждающийся в большом количестве белка, не имея мощных когтей, зубов, клыков, выжил, сотрудничая со своими и испытывая агрессию к чужим. Поведенческие навыки совершенствовались. В межгрупповой борьбе побеждали не более сильные физически, а умнейшие, более осторожные, наблюдательные, способные к коммуникации, взаимопониманию, взаимовыручке. Лидер, заботящийся о хороших отношениях в группе, работал на ее конкурентоспособность. Группе не выгодно, когда ее члены жестоко дерутся, убивают друг друга. Это ее ослабляет.
  
  Жестокое отношение к чужакам эволюционно стало подкрепляться извлечением из их преследования удовольствия. В нас удивительным образом совмещается любовь, сострадание и ярость к тем, кто не с нами.
  
  Разум всячески помогает агрессии. Впрочем, с его помощью ее можно и остановить. Разделение на своих и чужих можно поощрять, усиливать, а можно минимизировать, блокировать. Если говорить всем, что они братья и сестры, результат будет один. Если постоянно искать различия и разделять по ним, будет постоянное противостояние, сопровождающееся вспышками агрессии к тем, кто в чем-то не похож на нас.
  
  
  
  Литература
  Олейник Т. Примат примату - волк
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"