Наталья Я. : другие произведения.

Телесериал про бабушку. Серия 15. Своё жильё?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Сериал про бабушку. Серия 15. Своё жильё? 18.07.2011
  
      -- Бабушка и Наташа идут по зелёной улице. Асфальтирована только середина, а тропинки слева и справа - нет. За деревянными заборами бушуют немолодые сады. Свисают наружу ветки с яблоками и сливами. Дома тоже деревянные, в общем, всё как в Перловке, в посёлке Дружба, откуда они собираются переезжать. У одной из калиток - старый бетонный столбик.
   Наташа: "Бабуся, можно я на столбике постою? А то я скоро стану большая, и это будет неудобно сделать".
   Бабушка: "Постой, конечно. Это столбик около музыкальной школы - видишь, в глубине большой деревянный дом. И на нём табличка при входе?".
  
   2. За домами с участками вдоль улицы открываются для бабушки с внучкой бараки, тоже окружённые садами. За одним из бараков, сияя свежестью - новая, из светло-серого кирпича, 3- этажная школа. Входят в школу. Заходят в кабинет с табличкой "заведующая учебной частью". Там никого нет. Выглядывают в вестибюль - по вестибюлю бежит навстречу Лия. Она собрана, как вратарь во время матча.
  
   Лия: "Здравствуйте! Как я соскучилась! Обещают школу с недоделками принять, и тогда можно будет переезжать. Вам - от Перегудовых, мне - от Евы Иосифовны. Хотите перекусить? У нас буфет открылся".
  
      -- Входят в буфет. Он тоже новый, залитый солнцем, с большими окнами.
   Наташа (радостно): "Как краской пахнет! И пирожками! И кофе!"
  
   Лия: "Я вам по эклеру куплю и кофе, да?"
  
   Бабушка и Наташа кивают головами.
  
   Наташа: "Раньше мы эклеров не покупали. Наверно, мама стала больше зарабатывать".
  
   Лия (с горящими глазами): "Я сейчас вам школу покажу".
  
   Бабушка: "А квартиру?"
  
   Лия: "Там большие недоделки и строители не дают ключей".
  
      -- Старая школа в Бабушкине. Около неё толпятся ученики, выстраиваясь по классам. Наташа тоже стоит в паре с незнакомой девочкой. Звучат какие-то речи, которые слушаются вполуха. Колонна учеников торжественно направляется к новой школе, за несколько улиц. Это 1-ое сентября, мелькают белые фартуки. У новой школы тоже произносит речь директор новой школы, Антонина Фёдоровна, которую представляет какая-то начальница из РОНО. Директор невысокого роста, в дорогом сером костюме, с узелком волос на затылке. Острый взгляд небольших глаз, ловкие уверенные движения. Лицо некрасивое, но скорее доброе, чем злое. Рядом Лия. Учеников разводят по классам.
  
      -- Наташа сидит за партой в новеньком классе и разглядывает новую учительницу. Учительница - брюнетка с огромным блестящим узлом на затылке, худенькая, с большими карими глазами, с ресницами как у оленя, густыми бровями и крупными губами. Одета в простой дорогой костюм, великолепные туфли на очень маленьких ножках. Голос низкий, мелодичный, милый. Газель и виолончель в одном лице.
  
   Наташа - зрителю: "Тоже большой класс, как у нас в Перловке. Все такие незнакомые!"
  
      -- Лия прощается с бабушкой и Наташей на школьном крыльце.
   Наташа: "Я теперь каждый день буду в школу ходить?"
   Лия: "Нет, тебе будет далеко с бабусей из Измайлово ездить. Я буду тебе время от времени привозить уроки. Каждый день тоже к вам приезжать не смогу".
   Н: "Жаль, если учиться на дому, можно отстать от класса".
   Лия: "Ну, что же делать, потерпи".
  
      -- Грузовик с немногочисленным скарбом въезжает в ворота школьного двора. На крыльцо выбегает Лия. Из кабины выходит бабушка: "Лия, одень пальто, зима на дворе!"
   Выходит недовольная директриса: "Что вы так рано приехали? Там ещё полно недоделок!"
   Уходит обратно в школу.
   Лия: "Вы бы и сегодня не приехали, я сказала Антонине Фёдоровне, что если до нового года не въедем, то я буду искать другую работу. Тогда она дала ключи от квартиры".
  
   Грузовик огибает школу и оказывается у двери, ведущей в квартиру. Лия отпирает дверь. Борис, бабушка, Лия и Наташа входят в квартиру с взволнованными лицами.
  
   Квартира гулкая, пахнет извёсткой и краской, высокий потолок, огромные окна почти до земли. Две комнаты, кухня и санузел.
  
   Лия: "Антонина Фёдоровна сказала, что в РОНО не разрешили обе комнаты заселять, мы прописаны в одной. Но разрешила неофициально жить пока в обеих комнатах"
  
   Наташа: "Ванная! И горячая вода есть?"
  
   Лия: "Нет, ни горячей воды, ни газа пока нет, даже в химическом кабинете для опытов пока пробить не удалось. Но обещают сделать. Пока придётся, как в Перловке, готовить и кипятить бельё на керосинке".
  
   Наташа: "А когда мы заберём Кисаню из Перловки? Он, наверно, скучает без нас".
  
   Лия: "Я как-то навещала его. Выглядит нормально, у Смирновых живёт, где отопление ремонтировали среди зимы. Хозяйка его любит".
  
      -- Утро ослепительно-снежное, но без солнца - жемчужное небо словно отражает землю. Дверь из тамбура пришкольной квартиры открывается на пришкольную спортивную площадку, покрытую девственным, свежевыпавшим снегом. Наташа перешагивает порог. Слегка зажмуривается от белизны двора: "Какой белый снег! На нём можно рисовать, писать слова, лепить снеговиков. Новый снег, как чистый лист бумаги. Как моя будущая жизнь здесь.
  
   Мы начинаем жизнь с новой страницы. Оставим на этом снегу новые следы. Какими они будут? Немного тоскливо и хочется домой, обратно. Но где это? Будем ли мы счастливы здесь? Школа такая светлая, новая, радостная".
  
   Оглядывается на первый свой след у порога.
  
   Наташа: "Мне не хочется ни писать, ни рисовать на снегу, ни даже бегать на лыжах. Такое всё чужое и холодное. Хочу обратно, откуда вчера приехали.
  
   Но приехали от дяди Шуры, брата бабушки. Он недавно получил квартиру. У него жили с весны, ожидая, когда достроят школу. До этого снимали дачи под Москвой, а после войны, когда я только родилась, жили в бараке.
  
   Куда же вернуться? Уж точно не в барак. Я там родилась, но барак не помню - мама развелась с моим отцом, когда мне исполнился год. О причинах развода мне не рассказывали,- мала, не пойму. Куда же нам можно отсюда вернуться?
  
  
      -- Наташа бежит по пришкольной спортплощадке на лыжах, за ней - одноглазый Кисаня.
  
      -- Квартира при школе. Окна в морозных узорах. В углу - ёлка. Мебели очень мало, частично взята из школы, например, книжный шкаф, наполненный книгами. На стене - туркменский ковёр, из ашхабадских вещей. На столе у ёлки - пирог с вареньем, чашки и заварочный чайник. Бабушка проходит на кухню, выключает керосинку и приносит чайник с кипятком. Звучат куранты. Бабушка и мама поздравляют друг друга с новым годом.
  
      -- На слегка заснеженной спортплощадке - игра в футбол. По краям - взволнованные зрители. На площадке отличается однорукий лысый дядька. Он играет великолепно, и болельщики следят в основном за ним. Наташа подходит на лыжах к зрителям.
  
   Наташа - одной из девочек: "Кто этот однорукий?"
   Девочка: "В соседнем бараке живёт. У него жена красавица и сын в неё. А ты - дочка завуча?"
   Наташа: "Да. А что здесь раньше было, пока школу не построили?".
   Девочка: "Болото. Глубокая трясина, тут корова утонула. Место нехорошее, но, может, теперь получше будет. Школа так и называется: "школа на болоте, где утонула корова".
   Наташа: "А кто ещё при школе живёт?"
   Девочка: "Завхоз, его жена и двое сыновей".
   Наташа: "Меня Наташей зовут. А тебя как?"
   Девочка: "Люда Лаптева. Я здесь недалеко живу, в деревянном доме. Ты выходи играть на улицу. Зимой мы редко играем, а весной - до темноты, мамы не дозовутся".
   Наташа: "Приду".
  
      -- Ужин в квартире при школе. Ёлка под потолок мигает гирляндой Бориных лампочек.
   Наташа: "Мне сегодня одна девочка сказала, что в том крыле школы завхоз живёт. Хорошо, что при школе живёт мужчина, да?"
   Лия: "Да. Хороший человек. Жена у него - красавица, из кемеровских шахтёрок, и двое детей. Один - твой ровесник, другому несколько лет. Оба очень красивые. Книг у них много, Мельников-Печерский..."
  
      -- Морозный скрип шагов. Звёздное небо. Лия и Наташа идут по улице с большой сумкой. Звучит песня:
  
   "В субботу вечером, в субботу вечером,
   Когда огни в реке дрожат
   Снежинки в хороводе,
   И тысячи мелодий..."
  
   Лия: "Наташа, сначала ты пойдёшь мыться, потом я. Тётя Полина, когда узнала, что у нас нет горячей воды, пригласила нас к себе. Она уборщица у нас в школе, очень добрая женщина".
   Подходят к новенькой 4 - этажной "хрущобе".
  
      -- Дверь открывает сухощавая тёмненькая женщина: "Здравствуйте! Вы сразу мойтесь, я вам всё там намыла".
   Крохотная прихожая, маленькая комната. Лия уходит готовить ванну, Наташу приглашают в комнату. Обычная комната, в углу - телевизор. На стене - полка с книгами, отдельно стоит "Василий Тёркин" Твардовского. Книга не старая, но много раз читанная. По телевизору показывают "Дело было в Пенькове".
  
   Перед телевизором в кресле сидит усталый красивый мужчина, муж тёти Полины. На стульях за ним - Нина Волкова и Саша, её дети. Оба кареглазые, в мать, и красивые в отца.
   Наташа приникает к телевизору. Выходит из ванной Лия: "Наташа, мыться! Потом досмотришь".
   Довольно скоро Лия и Наташа выходят из ванной.
   Тётя Полина, сияя: "Ну что, намылись? Чай будете? Посидите, остыньте, на улице мороз".
   Наташа: "Тётя Полина, можно я "Тёркина" возьму?"
   Тётя Полина: "Иван, можно?"
   Иван: "Только ненадолго".
   Наташа: "Хорошо".
  
   15. Наташа и Лия идут по морозной тёмной улице.
   Наташа: "Мама, а что за забором, вдоль которого мы идём?"
   Лия: "Там воинская часть, она строит городок, окружающий школу. Они - наши шефы. Дом тёти Полины Волковой тоже построили они. Иван - слесарь на почтовом ящике, который работает на космос. На космос и дядя Боря работает, знаешь? Его дядя Тёма с радиостанции перетащил к себе в Подлипки, к Королёву. Тётя Полина говорит, что Ивана ценят как одного из лучших слесарей в институте. Без него ни одна ракета не взлетает. Видела,
   какой он серьёзный и усталый?"
  
   Наташа: "А где тётя Полина познакомилась с Иваном?"
   Лия: "Они в одной деревне жили, в Калининской области. В него вся деревня влюблена была. А он тётю Полину выбрал, и, по-моему, правильно сделал, как ты считаешь?".
   Наташа: "Да!"
  
      -- Звуки популярного вальса Мурада Кажлаева для электронных инструментов. Наташа на спортплощадке у школы. Она в лыжном костюме, на ногах - зимние ботинки. Середина спортплощадки представляет собой замёрзшую лужу, из которой Наташа раскатала себе каток. Она танцует на льду не на коньках, а в ботинках, но пытается быть похожей на фигуристов и иногда это получается.
  
   Наташа - зрителю: "У бабуси нет здоровья и времени водить меня на фигурное катание. И потом там надо деньги платить и костюмы шить, и коньки покупать. Я фантазирую, что выступаю как фигуристка, в красивом костюме, под музыку. А зритель у меня есть, и довольно благодарный", - кивает на окна школы. Там в окнах - лица учеников, зимние каникулы кончились, перемена между уроками. Они хлопают и машут руками. Это однозначное признание.
  
   Наташа: "Может быть, им не столько нравится моё катанье, сколько мама? Завуча в школе редко любят, но маму любят и боятся, и ведь она не только завуч, но и учитель химии, и ведёт химический кружок. А химию в нашей школе тоже любят!"
  
   Продолжает кружиться на льду под звуки вальса.
  
      -- Лия ночью стоит над столом в комнате, в которой не спят. На столе разложены разноцветные фишки. Она очень устала, закрываются глаза. Входит бабушка: "Лия, что ты не спишь?"
  
   Лия: "Понимаешь, я составила расписание на 3-ью четверть, а оно многих не устраивает. Приходится на ходу переделывать. Это ещё что! Вот когда школу открывали и никак не могли открыть, и разные классы были распиханы по разным школам, а потом всё это здесь соединилось, и опять не сразу улеглось, я составляла расписания каждую ночь. Зато я так научилась это делать, что одна моя однокурсница попросила меня составить ей расписание, когда тоже стала завучем. Ты её не знаешь, это Лёля, мы с ней не были близкими подругами. Обещала торт. Вот жду" (устало улыбается).
  
   Бабушка: "Ложись, завтра доделаешь, потерпят немного, уже четвёртый час. Ты посмотри, на кого ты похожа".
  
   Лия: "Мама, пока не забыла, я хочу фамилию сменить обратно на Никитину. А то мне самой себе приходится доверенность писать, чтобы зарплату получить".
  
   Бабушка: "Всё потом, ложись!"
  
      -- Комната при школе. Солнце заливает её и играет на морозных узорах. Воскресный неторопливый завтрак. Каша, маринованная треска, крутые яйца, чай. Лия, бабушка и Наташа одеты в демисезонные пальто - плохо топят. На ногах валенки.
  
   Наташа: "А откуда у нас такая новогодняя ёлка была? Жалко выбрасывать. Она начала осыпаться, но у нас так холодно, что, наверно, ещё постоит?"
  
   Лия: "Постоит. Эту ёлку привёз для всех сотрудников школы, наш учитель труда - целую машину. Ты его видела, такой круглолицый, румяный. Он добрый и преподаватель прекрасный. Вообще Антонина Фёдоровна умеет собирать вокруг себя хороших специалистов. Биолог у нас Иустинья Даниловна - прекрасный педагог, правда, с дисциплиной не очень хорошо, выговор у неё на "о", сейчас нам дали участок, будет сад закладывать и опытные делянки. Математик - Надежда Александровна, такая чёткость в построении урока, самые сложные темы умеет объяснить просто - я была на уроке, даже удовольствие получила. Русский язык и литература - Эвелина Гавриловна, великолепно преподаёт язык, вот только литературу несколько засушивает, нет живинки. Зато дисциплина твердокаменная, даже чересчур. Английский - Зинаида Михайловна Лейвич. Мне трудно оценить, я немецкий учила, но славится по району результатами. Есть, конечно, и слабые учителя, куда же без них. Наташа, а тебе интересно слушать мои мысли вслух? Я просто от рабочей недели отойти не могу. Мама, а тебе?"
  
   Бабушка и Наташа (хором): "Интересно!"
  
   Бабушка: "Лия, ты теперь начальник, тебе надо новое платье. Посмотри, в чём ты ходишь. Ведь ты ещё молодая женщина. Из школы журнал мод берём, рассматриваем, а ты всё в одном и том же. Я сошью тебе платье, но
   теперь я уже не та стала - не могу за одну ночь. Купи себе что-нибудь готовое, ведь ты теперь хорошо зарабатываешь, и за квартиру сумасшедшие деньги не надо платить".
  
   Лия: "Антонина Фёдоровна любит по магазинам бегать. Задание мне даст - и убегает. Она хочет меня как-нибудь с собой взять, подобрать что-нибудь".
  
   Бабушка: "Да уж подбери, а то неудобно перед людьми, платье на коленках с заплатками".
  
   Наташа: "А мне платье?"
  
   Открывает журнал мод 57-ого года, зима.
  
   Наташа: " Здорово, что школьная библиотека подписывает много журналов и можно их взять домой".
  
   Перекладывает журналы: "Наука и жизнь", "Знанье - сила", "Вокруг света", "Техника - молодёжи". С интересом перелистывает.
  
   Бабушка: "Что ж, и тебе купим, но тут спешки нет, я могу и сама сшить. Лия, съезди как-нибудь в ГУМ, купи Наташе платье".
  
   Лия: "Хорошо. Там в "Техника-молодёжи" начали печатать "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова. Очень интересно".
  
   Наташа: "Надо будет почитать. Ты знаешь, когда ты приходишь с работы, не обижайся, но от тебя пахнет серой" (улыбается).
  
   Лия: "Естественно, я же химик, опыты делаю. Духами мне в школе душиться бесполезно. А как тебе твоя новая учительница, Маргарита Дмитриевна?".
  
   Наташа: "Она милая, добрая и красивая, но всё равно я скучаю по Александре Андреевне, и Маргарита Дмитриевна не такая строгая, а мне нравилось, что Александра Андреевна строгая".
  
   Лия: "А с подругами у тебя как? Ты уже месяц здесь в школу ходишь, класс нравится?"
  
   Наташа: "Я трудно схожусь с людьми. Тут Нина Волкова дежурная была, так я Володю Кулешова вспомнила, как шарф ему порвала, когда дежурила. Понимаешь, надо было на перемену классную комнату проветрить, все должны были выйти в коридор, а я никого не знаю, куда деваться в этом широченном коридоре - тоже, в Перловской школе узкие коридоры были,
   так я у Нины попросила разрешения остаться в классе, она позволила. А так я ещё никого не знаю".
  
   Лия: "Ничего, познакомишься".
  
      -- Тёмная улица. Звёздное небо. По улице бегут Лия и Наташа.
   Лия: "Только бы успеть до закрытия, а то хлеба совсем нет дома".
   Наташа: "Извини, я забыла. За молоком сходила, керосин принесла, а про хлеб забыла - "Последним из могикан" зачиталась".
  
   Лия ( все слова обе выкрикивают, потому что бегут): "Я тоже в своё время зачитывалась этой книгой, а сейчас увлекаюсь фантастикой. Казанцевым, Беляевым, Ефремовым. Мы живём в удивительное время! Звёзды стали ближе! Ты хотела бы стать астронавтом?"
  
   "Конечно!"
  
   Мама с дочкой убегают по тёмной зимней улице. Над ними сияют огромные ясные звёзды. Вальс Мурада Кажлаева.
  
      -- Раннее зимнее утро. За окном слышен, несмотря на двойные стёкла (а может, благодаря открытой фрамуге), зычный мужской голос: "Сэм - восэм!"
  
   За этим возгласом следуют звуки барабана и баяна, ритмические хлопки в ладони и шум многих шагов. Камера заглядывает в окно крыла школы, симметричное тому, в котором расположена квартира Лии. Там спортивный зал. В спортивном зале репетирует ансамбль грузинских танцев. Девушки и юноши преображаются. Их лица вдохновенны. Они плывут над полом,
   исключая те моменты, где мужчины топают ногами. Мальчишки и впрямь чувствуют себя мужчинами, да ещё какими - джигитами настоящими они себя чувствуют! У каждого у пояса - кинжал, плечи развёрнуты, взгляд орлиный. Несмотря на ранний час, у окон спортзала снаружи есть зрители - они пришли в школу пораньше, чтобы полюбоваться на своих одноклассников.
  
   Одна из школьниц: "А кто руководитель?"
   Другая: "Реваз Александрович Джаниашвили, учитель черчения. Он служил в стройбате, что за забором школы, сейчас учится в педвузе. Говорят, ансамбль будет выступать на фестивале".
   Одна из школьниц: "Очень может быть, здорово танцуют, прямо мороз по
   коже".
  
      -- Звонок будильника. Наташа поднимается с раскладушки, идёт в ванную, делает зарядку под открытой фрамугой. Идёт в халате на кухню. Бабушка накрывает завтрак на кухонном столе - овсянка и кофе с молоком, хлеб с маслом. Всё это и дельнейшее показать в ускоренном темпе, циклически. Часы показывают 2 часа. Наташа возвращается из школы, обедает с бабушкой за кухонным столом: щи, треска под маринадом, котлеты, квашеная капуста, варёная картошка, толокно. За кухонным окном крики: "Завуч! Завуч!" Пробегает группа подростков, прячущая сигареты, проходит, сутулясь, Лия. Через некоторое время садится за стол. Наташа в пальто, валенках и варежках готовит уроки. В окно за занавеску лезут рожи, рассматривают её, хихикают, исчезают. Меню ужина не отличается от завтрака, только иногда оладьи.
  
   Все слушают радио, Наташа доделывает уроки, Лия проверяет тетради и готовится к урокам.
  
      -- Наташа раскладывает раскладушку, стелит постель, выходит из ванной в спальной рубашке. Она тушит свет и ложится. Из кухни - полоска света и приглушённые голоса.
  
   Наташа: "Мне представляется, что здание, в котором мы живём, - это замок, где на ночь поднимаются мосты, а я - принцесса, которая в этом замке ждёт принца. Потом я представляю (популярный вальс Мурада Кажлаева), что я как на ковре - самолёте поднимаюсь на своей раскладушке над школой, над Бабушкиным, над Москвой, над Россией и над планетой, поднимаюсь перпендикулярно плоскости орбиты нашей планеты, поднимаюсь над плоскостью нашей Галактики и удаляюсь от неё в межгалактическое пространство. Мне не холодно и не страшно. Я засыпаю".
  
      -- Диван в одной из комнат Лии при школе. На нём бирка - он принадлежит школе. На диване сидит Наташа с подругами.
   Наташа: "Девочки, как здорово, что вы все смогли прийти на мой день рождения. И такие подарки чудесные! Оля, тебе понравились пирожки? Это и я жарила тоже, с бабушкой вместе".
  
   Оля: (Улыбчивая светловолосая девочка в очках, с ямочками на щеках): "Конечно, ты молодец, я думаю, всем понравились".
  
   Девочки дружно кивают. Их человек десять, среди них - Нина Волкова, мама которой приглашает Наташу и Лию мыться в ванной.
  
   Входит бабушка: "Наташа, там твой отец приехал. Хочет поздравить тебя с десятилетием".
  
   Наташа бледнеет и выходит из комнаты в коридор. В другой комнате сидит Саша. Он по-прежнему красив и мужествен, одет в простой приличный костюм.
  
   Саша: "Здравствуй, Наташа, поздравляю тебя, вот тебе альбом в подарок. Пусть в нём будут только счастливые моменты сфотографированы".
  
   Наташа смотрит на него диковато. Молча берёт бархатный алый альбом, сухо благодарит и поворачивается к двери: "Можно я пойду к своим подругам?"
  
   Саше больно, но он старается этого не показать. Смотрит на часы, пытается поддерживать разговор с Лией.
  
   Лия: "Что ты смотришь на часы? Тебя ждут? Поезжай".
  
   Саша: "Да, я, пожалуй, поеду". Отпивает из вежливости несколько глотков
   из чашки, встаёт, надевает пальто, и, не заглядывая в комнату, где сидит Наташа, выходит из квартиры.
  
   Наташа - поддерживая беседу с подругами, зрителю: "Я не хочу показывать девчонкам, как мне больно". Не могу же я уединиться в туалете, чтобы выплакаться. Вот закончится всё это, тогда в раскладушке поплачу".
  
      -- Вечер. Наташа в темноте в раскладушке.
   Наташа: "Я мало знаю про отца. Мама и бабушка говорили мне, что у меня хороший отец. Мне даже мечталось, что когда-нибудь он подъедет к нашей школьной квартире на чёрной волге, в генеральском мундире, награждённый многими орденами. Бабушка рассказывала, что мой дед, её муж, мечтал, что муж моей мамы будет героем Советского Союза. Я смутно помню, что отец привозил мне нарядные платья, учил меня ходить и рассказывал о том, какие хорошие люди моряки и как красиво море.
  
   Мама и бабушка не объяснили мне, почему отец с нами не живёт, но когда мы с бабушкой разговаривали с кем-нибудь в очереди за мясом или с продавщицей в керосинной лавке, посторонние женщины были уверены, что отец нас бросил. Что он - подлец, и жалели меня. Я не знаю, что думать. Но обида на отца накапливается и переходит на всех мужчин. Я не хочу выйти замуж за человека, который в любой момент может меня бросить с ребёнком на руках. Вокруг меня - счастливые семьи, тётя Клава с дядей Сашей, дядя Гена с тётей Таней, дядя Боря с тётей Лючией. Но при мне уже много раз говорили, что я никогда не выйду замуж. Мне очень больно".
   Плачет тихонько.
  
   "Альбом, который он мне подарил, я видела в магазине. Он мне нравился, но думалось, что нам никогда не купить такого. И вот у меня есть такой альбом...
  
   (с улыбкой): А ведь отец, наверно, подумал, что мы живём в двухкомнатной квартире с горячей водой, газом и работающим унитазом, с тёплыми батареями! И мы живём в Москве почти, а он с новой семьёй - в Ивантеевке. А может, отец не виноват? А кто виноват? Мама? Бабушка? Кто?
  
   Он был неверен моей маме? Она ушла от него с ребёнком на руках. Он виноват в том, что мы трое - мама, бабушка и я, - скитались по съёмным комнатам на дачах и считали каждую копейку? Если бы мы жили с отцом, мама бы не работала как сумасшедшая, а у меня была бы белая шубка из цигейки, как у некоторых девочек.
  
   Я всегда помнила отца. Он приезжал к нам на дачу сначала часто, потом реже. Он был огромен, прекрасен и могуч, с добрыми голубыми глазами и полными карманами шоколадных конфет. Мама ругалась, что у меня от сладкого заболят зубы и отпускала гулять в пшеничное поле за околицей, которая была прямо за оградой дачи. У ограды на участке рос огромный дуб, а на поле - ещё несколько, и особенно было здорово, когда дул ветер, шелестел в кронах и гнал по полю блестящую волну.
  
   Отец рассказывал о том, какие смелые и ловкие люди - моряки. Они всё могут, и на них можно положиться. Ведь даже в шторм, когда палуба ходит ходуном, они все вместе с капитаном управляют кораблём и двигаются в заданном направлении. Он пел мне морские песни и дарил красивые платьица. Мне тогда было пять лет.
  
   Я всегда ждала, когда приедет отец, но он приезжал всё реже, а потом совсем перестал. Конфеты привозил мамин брат и братья бабушки. Конфеты тоже были шоколадные. Все братья искренне восхищались моей внешностью и всем, что я говорила и делала. Отец, наверно, никогда больше не приедет. Я его обидела".
  
   Засыпает в слезах. Вальс Кажлаева.
  
      -- Кухня в пришкольной квартире Лии. За окном медленно и густо падает снег. Наташа и бабушка завтракают. В снежных хлопьях мимо окна промелькнула тёмная фигура с палочкой. Стук в дверь. На пороге - Мария Георгиевна из Власовки.
  
   Мария Георгиевна: "Здравствуйте! Узнаёте?"
   Бабушка: Здравствуйте, Мария Георгиевна, проходите. Гостьей будете. Идите на кухню, мы там завтракаем".
   Наташа молчит и отворачивается.
   Наташа - зрителю: "Не знаю, почему я не подала виду, что узнала её. Почему я не поздоровалась? Потому, что она была почти уверена, что я не помню её? Потому, что Мария Георгиевна напоминает о нашем нищем подвешенном существовании, когда мы меняли жильё чуть ли ни каждый год? Мне кажется, что она может принести с собой несчастье. И мне стыдно за такие мысли - ведь меня крестили благодаря Марии Георгиевне, а для меня это очень важно. Я так благодарна Марии Георгиевне за
   чувство веры, которое она сумела мне передать!
  
   Мы как-то ходили с бабушкой в церковь, и у меня было ощущение, что всё это родное для меня. И это тоже благодаря Марии Георгиевне! Когда мы возвращались из церкви, мне вдруг захотелось пить, и бабушка попросила в одном из домов на улице по дороге в церковь воду для меня. Бабушка разрешила мне пить из кружки, про которую мы ничего не знали - чистая ли она. Это было поразительно!
  
   Но Мария Георгиевна уединилась с бабушкой на кухне и никак не может с ней наговориться. А мне пора бежать в школу. Ой! Какой красивый прозрачный набалдашник у палки Марии Георгиевны!".
  
   Закрывает за собой дверь.
  
   26. Мария Георгиевна и бабушка на кухне. Бабушка молча слушает гостью. Та не постарела - ей просто больше некуда стареть, - но истерзана переживаниями.
  
   Мария Георгиевна: "Я больше всех на свете любила внучку Наташу, а она полюбила замужнего человека. Бес попутал. Такая девочка хорошая была! Чистая, светлая. Что же делать?"
  
   Бабушка ( с большим сочувствием): "Терпеть, конечно. Молиться. Надеяться".
  
   По лицу Марии Георгиевны текут слёзы. За окном медленно падают крупные хлопья.
  
      -- Наташа стоит в коридоре квартиры при школе. В руках у неё полотёр. Она вытирает пот со лба.
   Наташа: "В нашей квартире паркет. Время от времени мама приносит из школы электрический полотёр и я натираю пол. Мне так жалко тратить на это время! Но нравится запах мастики.
  
   Обычно я натираю в один день одну комнату. Я много времени трачу на домашнее задание, потому что отвлекаюсь и много смотрю в окно. За стеной, слева от стола - химический кабинет, иногда оттуда долетают звуки взрывов. Мне всегда страшно - чем-то кончился этот взрыв? А мама смеётся, когда я говорю ей об этом".
  
      -- На этажерке в горшке - маленькая финиковая пальма, на другой этажерке - апельсиновое деревце. Оно тоже маленькое. Оба растения выглядят великолепно. Наташа подходит к ним.
   Наташа: "Здорово, что у нас есть место для цветов. Мы посадили финиковую косточку и лимонное зёрнышко ещё когда снимали комнату. Теперь они подросли. Говорят, они могут стать большими. Забавно".
  
      -- Детский плач взахлёб. Наташа рыдает над письмом, на которое неудачно перевела картинку.
  
   Бабушка: "Ну что ты плачешь, девочка моя? Другую картинку переведёшь".
   Наташа: "У меня больше нет такой красивой, в магазин далеко идти, и письмо теперь надо переписывать, а я его уже отправить хотела! Это письмо к Магде Дергдёвой, в Чехословакию, я выпросила адрес у Оли, мне неудобно, что я отобрала у неё адрес, и сама редко пишу".
  
   Входит Маргарита Дмитриевна: "Что это у вас дверь открыта? Наташа, что ты плачешь? А Лии Викторовны здесь нет?"
  
   Удивлённая увиденным, уходит. Наташа моментально перестаёт плакать: "Фу, как неудобно, как маленькая!"
  
      -- Школьный зал. Занятия хореографического кружка. "Итальянская
   Полька" Чайковского. Отрабатывается сольный номер. Наташа с газовым шарфом в центре внимания. Она наслаждается музыкой, движением и вниманием.
  
      -- Школьный зал. Концерт. Наташа в голубом атласном купальнике с тем же шарфом исполняет тот же номер, потом упивается аплодисментами. Одноклассники широко раскрытыми глазами провожают её мелькающую мимо фигурку.
  
   Реваз Александрович - Лии: "У вашей дочери большие способности к танцу. Хотите отдать её ко мне в ансамбль? Я из неё солистку сделаю. Я вам благодарен за то, что вы поддержали меня на педсовете, сказав, что я - учитель от Бога".
  
   Лия: "Это действительно так. Я скажу ей, выбор зависит от неё. Но думаю, она будет больше заниматься общеобразовательными предметами - арифметикой и родной речью".
  
      -- Богатая квартира. Хорошая мебель, просторные комнаты, фарфор, хрусталь, ковры. На широком диване среди ковров сидит на постели, распустив немыслимой густоты волосы цвета воронова крыла, Маргарита Дмитриевна. Её окружают ученицы в фартуках.
   Маргарита Дмитриевна: "Не расстраивайтесь, девочки, я должна скоро поправиться. Слушайтесь пока другую учительницу. Мама, дай девочкам фрукты".
  
   Входит невысокая полная татарка с очень красивым лицом. Теперь понятно, на кого похожа Маргарита Дмитриевна. Девочки чинно чистят апельсины и сдержанно угощаются.
  
      -- Жужжание жуков, лепестки яблонь на подоконнике окна, открытого в комнате при школе. В окно заглядывает девочка: "Наташа! Иди с нами в штандер играть!"
  
   Наташа радостно выбегает навстречу приглашению. Играют прямо посередине улицы - машин здесь почти не бывает. Звучит песня: "Ну ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай..." Все радостны и доброжелательны.
  
   Когда Наташа не в игре, то разговаривает с Людой Лаптевой, красивой блондинкой, выделяющейся ростом среди ровесниц.
  
   Люда ( гордо): "Мой отец - гардеробщик, мама - токарь, они оба из казаков. Мне ещё в первом классе Боря Зорин присылал среди урока записки с признаниями в любви".
  
   Наташа - зрителю: "Вот бы мне кто прислал! Но я не так красива, у меня длинный нос, и женственности не хватает, и чего-то ещё, может быть, уверенности. Почему Люда гордится тем, что её отец - гардеробщик? Позже я узнала, что он делает гардеробы и работает на фабрике "Лира" недалеко отсюда. Мамина сотрудница по знакомству помогла маме купить на этой фабрике гардероб - может быть, его делал Людин отец".
  
      -- Ночь. Огромные окна открыты, занавески колышутся от ветерка. За окном кто-то шумно вздыхает и шелестит травой. Лия встаёт в спальной рубашке с раскладушки и подходит к окну, высовывается: "Кто тут ходит по газону? Ну-ка уходите сейчас же!"
  
   Она и ночью - завуч школы.
   Наташа: "Мама, ну куда ты идёшь! Подожди, я с тобой!"
   Лия: "Лежи, я сейчас".
   Приглушённые голоса за окном, Лия возвращается.
   Лия: "Это солдаты из стройбата, который за забором, лошадь пасут. А какие-то девушки им помогают. Я их разогнала. Как жасмином пахнет!"
  
   Наташа: "Ты что, ходила перед ними в спальной рубашке?"
   Лия: "Нет, я плащ накинула. Спи".
  
      -- Бабушка с сумками и Наташа с рюкзаком садятся в поезд из вагонов дореволюционных времён с фанерными выцветшими стенками. У Наташи горят глаза от предвкушения поездки.
  
   Наташа: "А далеко ехать до дачи дяди Саши?"
   Бабушка: "Довольно далеко. Устраивайся поудобнее, к окну сядешь, когда подальше отъедем от Москвы.
   Наташа: "Я так рада, что окончила 3-ий класс на все пятёрки! И мне нравится ходить с рюкзаком, как путешественнице!"
  
      -- Бабушка и Наташа снова в шалаше. Из него виден очаг с навесом, около которого стоят несколько больших кастрюль на небольшом столе. Рядом - небольшой сарайчик, чуть подальше - строящийся дом. Всё это окружено грядками. Утро.
  
   Наташа: "Надо будет сейчас полить свою грядку с клубникой. Тётя Клава поделила между всеми детьми грядки, надо и прополоть, но жарко уже с утра и лень. И как это ей не лень целый день и каждый день на огороде возиться!"
  
   Бабушка: "Надо будет сейчас на завтрак кашу сварить. Ты какую хочешь?"
   Наташа: "Никакую. А на обед картошка будет?"
   Бабушка: "Будет, и даже с тушёнкой, мама привезла".
  
   Выходят из шалаша. Наташа поливает грядку, выискивая созревшие ягоды, бабушка принимается чистить большой таз картошки.
  
   Наташа присоединяется к ней. Постепенно просыпается ещё человек десять дачников и все дружно чистят картошку, переговариваясь тихими, ещё не проснувшимися голосами.
  
   Лёня (красивый смуглый парень, сын дяди Саши и тёти Клавы): "Я тут недалеко бочаг нашёл. Можно окунуться в жару".
  
   Бабушка: "А для закалки лучше с утра. Наташа, давай завтра с утра окунёмся?"
  
   Наташа: "Да!"
  
   Лёня: "Папа собирается для вас с Наташей люкс строить, чтобы вас по ночам комары не ели".
  
   Бабушка: "Да они нам не мешают, верно, Наташа?"
  
   Наташа: "Да".
  
   Тётя Лиза (старшая и любимая сестра тёти Клавы, очень толстая): "Завтра за грибами пойдём. Пойдёте?"
   Бабушка: "Хотелось бы, но надо готовить обед. А Наташа пусть сходит"
  
   Галя, дочь подруги тёти Клавы: "В Москве фестиваль начался. А мы тут сидим".
  
   Бабушка: "Здесь надёжнее. У Наташи в школе прививки сделали от африканских болезней, но всё-таки страшновато".
   Лёня: "Похоже, скоро дождь будет. Пойду в сарай, там у меня гитара".
   Наташа: "Можно послушать?"
   Лёня: "Конечно".
  
      -- В сарае за столом, окружённом лавками, сидят слушатели. Полутьма - за стёклами бушует ливень. Лёня, демонстрируя рельефные мышцы, поёт полублатные песни, детишки увлечённо слушают и смеются, где смешно. Бабушка продолжает чистить картошку.
  
   37. Фестивальные улицы Москвы. Бабушка, Лия и Наташа идут в потоке улыбающихся, нарядных людей по празднично украшенным улицам. То там, то здесь слышны музыка и песни.
  
   Наташа: "Хорошо, что мы купили материалы нам всем троим на платья, да? Бабушка, а ты скоро сошьёшь мне сарафан из клетчатой шерсти?"
   Бабушка: "Там видно будет. Как буду себя чувствовать. Пока жарко его носить. Пойдём на выставку, в павильон "Мороженое?"
  
   Лия и Наташа (хором): "Пойдём!"
  
      -- ВДНХ. На эстраде у фонтана "Дружба народов" танцует школьный ансамбль грузинских танцев Реваза Александровича Джаниашвили. Публика в восторге. Бабушка, Лия и Наташа заворожено следят за танцем. Наташа гордо и ревниво оглядывается на зрителей. Одна из женщин, иностранка, подходит к Наташе и протягивает ей прозрачную шариковую авторучку - редкость по тем временам.
  
   Наташа: "Your address? Please".
   Женщина делает вид, что не понимает, и уходит с группой иностранцев.
  
   Наташа - зрителю: "В моей жизни был всего один урок английского языка, но мне почему-то кажется, что он мне почти родной".
  
      -- Большой пустырь, заросший короткой травой разной высоты, с проплешинами. Здесь несколько брёвен для тренировки служебных собак и иногда откуда-то забредают пастись последние коровы Бабушкина. Посреди пустыря стоит статная женщина с милым простонародным лицом. Голова покрыта платком, как у колхозницы, она окает, что производит на всех слишком сильное впечатление. Это учительница биологии Иустинья Даниловна.
  
   Иустинья Даниловна: "Надо будет вскопать целину отсюда и вот до того куста. Это сегодня ваше задание. Здесь будут яблони, а там - вишни. Начинайте, не стойте. Лучше, если вы оденете рукавицы, а то будут водяные мозоли".
  
   Школьники нехотя начинают ковырять плотную землю, в которой попадаются кирпичи.
  
   Иустинья Даниловна: "Ну кто так копает? Вы так и до завтра не управитесь. Вот, смотрите, как надо!"
  
      -- Снова дача дяди Саши. Ночь. Бабушка и Наташа в шалаше. Громко поёт соловей. Звенят комары. Обе не спят.
  
   Бабушка: "Наташа, ты чувствуешь, как пахнут ночные фиалки*?"
   Наташа: "Да".
   Бабушка: "Пойдём, я покажу тебе, как они растут".
   Забора ещё нет, и выйти с участка можно в любую сторону. Бабушка и внучка выходят из шалаша навстречу полной луне и идут к поляне, где светятся в лунных лучах белоснежные фиалки. Где-то вздыхает гитара, звенят комары, огромные звёзды словно манят взлететь.
  
  
      -- Завтрак на даче у кухонного навеса.
   Дядя Саша: "Мне сегодня соседка Эля кричит: "Здравствуйте, Александр Никитич!" А я не вижу, откуда голос. Тогда она высовывается из кустов, голая, машет мне рукой и опят прячется!"
  
   Все смеются.
  
   Дядя Саша: "Просила передать, что ей надо в Москву уехать, и надо за кроликами присмотреть - вода, корм, немного клетки почистить. Кто-нибудь хочет?"
  
   Наташа: "Я хочу".
  
   Дядя Саша: "Пойди, скажи, а то она волнуется".
  
      -- Наташа у сарая с кроликами. Входит в сарай, гладит кроликов, кормит их. Закрывает дверь и направляется с чувством выполненного долга на дачу дяди Саши. Она видит, что рядом с сараем бегает кролик. Открывает дверь в сарай. Хватает за уши кролика, вбрасывает в сарай, закрывает дверь. Идёт от сарая. Снова видит уже другого кролика и снова проделывает то же самое. Так несколько раз, пока не видит, что попался тот же самый. Ищет отверстие в сарае и закрывает его доской с кирпичом.
  
      -- В сарае - весёлая смуглая женщина, её менее яркий муж и их дети - мальчик и девочка. Все четверо худощавые.
  
   Тётя Клава: "Ну что, соседи, ещё чайку?"
   Смуглая женщина: "Да нет, и так засиделись. Так не забудьте - завтра поход мой супруг организует. Кто пойдёт? Поход на весь день".
  
   Наташа: "Я!"
   Супруг: "Имейте в виду, вставать рано, иначе не успеем в обе стороны. Нужен рюкзак, бутерброды, термос с чаем, что-нибудь на случай дождя, прочная удобная обувь, на голову от солнца косынку или кепку, куртку от комаров".
   Наташа: "Хорошо, я будильник поставлю. Во сколько сбор?"
  
      -- Густой лиственный лес. На вырубку выходит небольшая группа детей во главе с соседом. Вырубка заросла крапивой. Дети ведут себя хорошо, никто не хнычет. Вдали видны башни монастыря.
   Сын соседа: "Что это? Уже Зосимова пустынь?"
   Сосед (радостно): "Да, это она. Мы близко подходить не будем. Там сейчас сумасшедший дом".
  
   В некотором отдалении от них по тропинке проходит худой мужчина с неподвижной блаженной улыбкой на лице. Все переглядываются и отступают в крапиву. Достают бутерброды и прямо стоя в крапиве перекусывают. Звенят комары. Вдали погромыхивает.
  
      -- Наташа и дядя Саша сидят у кухонного навеса.
   Наташа: "Дядя Саша, а что такое многоступенчатая космическая ракета?"
   Дядя Саша берёт прутик и рисует на дорожке три ступени, показывая на рисунке и на словах, как они отделяются, придавая оставшимся ступеням скорость. Звучит музыка Скрябина "Поэма огня".
   Наташа в восторге.
  
   Наташа: "А правда, что у нас свой колодец будет? Или мы будем всё время воду у соседей брать?"
  
   Дядя Саша: "На той неделе начну. Будет у нас свой колодец! А что вы с Нюрой не спите в люксе? Я же для вас специально сделал, из металлических листов. Комар носу не подточит!"
  
   Наташа: "На комаров мы с бабушкой внимания не обращаем, а любим слушать соловьёв. Их из шалаша лучше слышно, и не так душно".
  
   Дядя Саша: "Почему Лия не приезжает? У неё сейчас отпуск. Она - моя любимая племянница!"
  
   Наташа: "Нам кота нельзя бросить одного, мы при школе живём, его не на кого оставить".
  
      -- Зал в школе. Кружок бального танца. Полонез. Наташа в первой паре с ослепительной красоты кавалером Сашей Стрельниковым. Но она на него не смотрит, упоённая музыкой. Танцуют хорошо. У стены стоят Лия, учительница бальных танцев и Реваз Александрович. Урок ведёт невысокий румяный старичок, одетый безукоризненно, с фигурой танцора.
  
   Реваз Александрович: "Лия Викторовна, Наташа должна учиться танцевать. Она для этого рождена!"
   Учительница бальных танцев: "Ещё не поздно, Лия Викторовна, отдайте её в балетную школу, я замолвлю словечко!"
   Лия: "Я говорила с ней, она сама не хочет".
   У всех собеседников удивлённые лица.
  
      -- За окнами класса темно. В классе - завораживающе - тёплый низкий женский голос читает текст из книги "И один в поле воин". На парте перед каждым - стопка нарезанных к новому году из салфеток снежинок. Все поглощены книгой.
  
   Наташа - зрителю: "Маргарита Дмитриевна вышла замуж по большой любви за шахтёра и уехала к нему под Читу в шахтёрский посёлок. Мы очень скучаем без неё. Но у нас теперь Людмила Павловна. Нам так хорошо с ней на внеклассном чтении, что даже домой не хочется, хотя дом свой я очень люблю"
   Снегопад за окном, новогодний вальс.
  
  
  -- научное название - любка двулистная
   8/13/2011
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"