Сериал про бабушку. Серия 14. Последняя дачная зимовка и жизнь в семье брата. 28.06.2011
--
Дом с верандой в осеннем саду. Он незнаком зрителю - пришлось переехать. У веранды Наташа делает яичницу для куклы из цветов пижмы на игрушечной сковородке. Рядом стоит парень в куртке с кокеткой, которые носили только в середине 50-ых. Это племянник бабушки Юра, он приехал из Новосибирска и временно живёт у дяди Саши.
Наташа: "Юра, садись к столу. Сейчас будет яичница".
Юра: "Чем это вы меня угощаете? Травой какой-то? Нет, я не буду".
Оба смеются.
Юра: "Меня мама в Новосибирске так не кормит. Я её пельмени люблю и беляши с мясом. Тётя Клава тоже в еде не обижает".
На крыльцо террасы выходит Лия: "Юра, к столу".
Камера через веранду проходит кухню с печкой и показывает комнатку с накрытым столом.
2. Наташа с подружкой качаются на качелях и, хохоча во всё горло, поют:
"Крутится-вертится шар голубой,
Крутится - вертится над головой,
Крутится - вертится хочет упасть,
Кавалер барышню хочет украсть"
Подружка ( Это крупная еврейка с густыми сросшимися бровями и несколько монголоидным лицом, тёмными волосами): "Пойдём ко мне домой. Я познакомлю тебя с родителями, посмотрим телевизор".
3. За окном темно. Наташа не может оторваться от телевизора.
Мама подружки, кокетливая крашеная блондиночка: "Наташа, может Семён тебя проводит?"
Наташа (из вежливости): "Я здесь рядом живу".
4. Наташа идёт по краю посёлка в темноте. Слева - посадки. Стучит в дверь. Лия открывает, чуть не плача, ведёт на кухню, хватает первое попавшееся в руки - мокрое кухонное полотенце, и лупит Наташу. Та плачет навзрыд. Ей, конечно, больно, но больше всего жалко маму. Она никогда не видела её такой. Сын хозяйки дачи, которого часто наказывают за плохие отметки, сочувственно смотрит из-за угла.
5. Школьный коридор. По коридору идёт Наташина учительница Александра Андреевна и ведёт за руку ангелоподобную девочку. Слева и справа от них толпятся ученицы класса Александры Андреевны, наперебой стремясь подержать свободную руку Галочки.
Наташа (из угла коридора): "Мне тоже очень хочется вести за руку дочку Александры Андреевны, но, по-моему, она твёрдо стоит на ногах и её ни с какой стороны поддерживать не надо"
6. Комнатушка. На диване сидит невысокий лысоватый еврей и читает книгу. Входят дочка этого еврея большеглазая, с густыми ресницами, Зоя, и Наташа.
Зоя (у неё особенный голос, словно под языком хрустальный шарик, и это гармонирует с блеском огромных глаз: "Папа, это Наташа, моя одноклассница. Я обещала ей дать "Робинзона Крузо"".
Папа: "Очень приятно, дай, конечно".
Наташа заворожено оглядывает полки с книгами.
Наташа: "Сколько книг! Можно я потом ещё "Приключения Гулливера" возьму?"
Папа: "Потом можно".
7. Комнатка в доме с верандой. Окна покрыты толстым слоем инея. В кровати подо всеми одеялами лежит в шапке Наташа. Когда она говорит, у неё изо рта идёт пар.
Наташа: "Хозяйка, у которой мы сняли в этом году комнату, не предупредила, что у них в любой момент может сломаться отопление. А тут как раз морозы. Мама и бабушка очень волнуются за меня. Мама в школе отогревается, а бабушка сибирячка. Но мне холод нравится! Я чувствую себя как полярник на льдине! И чувствую, как меня любят. А сегодня приедет дядя Боря отопление чинить. Так интересно!"(зарывается в одеяла).
8. Наташа с ведром идёт к колонке. Зимняя ночь. На узкой дороге огромная овчарка. Наташа ставит перед собой ведро и ждёт, когда уйдёт овчарка. А она не уходит и слегка улыбается.
Наташа: "Я понимаю, что стыдно бояться, но кто её знает, что у неё на уме. Мама должна скоро прийти с работы. Подождать? А вдруг я здесь замёрзну и умру? Поворачиваться к хищнику спиной нельзя. Овчарка - хищник?"
Плачет. В конце улицы появляется Лия. Овчарка улыбается ещё шире и уходит.
9. Наташа сидит на кухне с худеньким бледным мальчиком. Они готовят домашнее задание.
Наташа - зрителю: "Я прикреплена к мальчику, переболевшему полиомиелитом. Он приехал с Украины, где была эпидемия. Я должна ему помочь нагнать класс".
Наташа - мальчику: "Ну как ты не понимаешь, это - смешанная дробь! Я же тебе объясняла! Ты сказал, что понял!" (хлопает его книгой по лбу)
Мальчик молча опускает голову.
Наташа: " Ой! Прости. Пожалуйста! Я больше никогда не буду! Ты не думай, я не злая! Ну что мне сделать, чтобы ты простил?"
Мальчик: "Я прощаю. Повтори, пожалуйста, ещё раз про смешанные дроби".
10. В класс входит незнакомая учительница и говорит: "Александра Андреевна заболела. Я буду у вас вместо неё. Ничего страшного, простуда. Во 2-ом "В" тоже болеет учительница. Староста, кто-нибудь может пойти туда хоть книгу им почитать?"
Староста: "Ярцева, Надеждина, Сирис, Столпер, Виденчева и я".
"Кто из названных хочет?"
Наташа поднимает руку.
"Иди. Вот тебе русские сказки, почитай. Я приду попозже".
Наташа счастливая идёт по коридору: "Мне давно хотелось побыть учительницей".
11. Другой класс. Тишина. Наташа дочитывает сказку.
Наташа: "А давайте домашнее задание сделаем? Что вам задали по арифметике?"
Подходит к одной из девочек, берёт тетрадь с заданием, читает вслух условие задачи.
В класс входит другая учительница. Она видит класс, усердно списывающий с доски решение задачи.
12. Шипенье котлет на сковородке. Кухня в доме с верандой. У кухонного столика - Наташа. Бабушка жарит котлеты и разговаривает со своим братом Мишей. Он приехал повидаться с сестрой. Болеет, сильно похудел.
Разговор идёт о детях дяди Миши. Один заканчивает институт им. Губкина, другой - мореходное училище.
Наташа слушает их разговор, который долетает до неё приглушённым.
Приглушённо звучит траурная мелодия.
Наташа: "Я никогда не забуду синие зимние сапожки, подаренные дядей Мишей, и как мы у него гостили. Я люблю его. Но он так болен, что мне неприятно находиться с ним в одной комнате, я не хочу его поцеловать. Стыдно, но не хочу. Мне его очень жаль. И мне сейчас неприятно даже на котлеты смотреть, хотя я их обычно с удовольствием ем".
13. Школьный коридор. Стайка девочек окружает Наташу. Одна держит чернильницу, другая - учебник, на котором лежит открытка для поздравления с 8 марта.
Одна из девочек: "Опаздываем. Сейчас уже придёт Александра Андреевна, а открытка не готова. Лариса, держи ручку. Наташа, пиши открытку"
Наташа: "Как я её напишу? Навесу, что ли? А если кляксу поставлю? У меня руки потные и дрожат от волнения".
Та же девочка: "А ты успокойся и напиши. Столпер болеет, Ярцева отказывается".
Наташа, как штангист перед взятием веса, делает глубокий вдох и начинает писать. Девочки заворожено следят за её пером.
14. Весенний день. Не то парк, не то лесок. В нём - дом культуры с колоннами, белый, типичный. Александра Андреевна ведёт класс в кино. Мальчишки бегают вокруг чинно вышагивающих девочек. Рады все. Афиша фильма - "Выстрел в горах".
15. Наташа сидит в салоне самолёта на сидении, обитом красным бархатом. С интересом смотрит в маленькое круглое окно. За окном - поле аэродрома. По проходу между креслами идёт экскурсовод и рассказывает про самолёт и аэродром. Класс и Александра Андреевна внимательно слушают.
Экскурсовод: "Красивый салон?"
Дети (дружно): "Да!"
Экскурсовод: "Сейчас мы зайдём в салон другого самолёта, тоже очень красивый, у него кресла обиты пурпурным шёлком, только я вас попрошу там не садиться в кресла".
16. Свист стрижей, косой свет заходящего майского солнца. Наташа играет в мяч с соседкой и его другом. Соседка моложе друга на несколько лет, но их дружба имеет перспективу превратиться в юношескую влюблённость. Наташа бросает на них косые завистливые взгляды. В лоб Наташе с щелчком врезается здоровенный майский жук.
Соседка: "А Вовка ловит жуков и сажает в спичечные коробки. Вовк, дай Наташе посмотреть".
Друг соседки открывает коробку. Наташа смотрит на жука. Тот шевелится.
Наташа: "Отпусти его, он летать хочет!"
Вовка: "Нет, я его сначала ребятам покажу".
Игра продолжается, но Наташа больше не завидует соседке. Море цветущих яблонь и вишен, жужжание майских жуков, посвист гоняющихся за ними стрижей.
17. Фойе музея им.Ленина в Москве. Взволнованные школьники доучивают по обложке тетради торжественное обещание октябрёнка. Ванька Пронин прибегает: "Ребята, там в зале скульптура голого Ленина!"
Ребята(с интересом и смущением): "Не может быть!"
Ярцева (красивая смуглянка северных кровей с толстой косой): "Девочки, не тряситесь вы, там это обещание хором повторяют, каждому наизусть знать не обязательно, я сама видела".
Девочки перестают трястись.
18. Наташа стоит на крыльце старого некрашеного подгнивающего дома на краю посёлка.
Наташа - зрителю: "Мне не хочется входить в этот дом. В нём пахнет гнилью, грязью, нищетой. Но жалко девочку, которая тут живёт. Она тоже болела полиомиелитом, и с ней никто не хочет играть. Она живёт вдвоём с мамой, а та с утра до вечера на работе"
Стучит. Здоровается и входит.
19. Наташа выходит из старого дома и грустная, но довольная собой идёт по краю посадок домой. Натыкается на помойку. Видит резиновую куклу - негра. Рядом заводную железную жабу. Начинает плакать и бежит домой.
Наташа - зрителю: "Это мои самые нелюбимые игрушки. Мама знает об этом, и поэтому потихоньку выбросила на самую дальнюю помойку. И если бы она спросила, можно ли их выбросить, я бы согласилась. Но когда я увидела их на помойке, мне стало так жалко их! Я попрошу, может быть, можно принести их с помойки?"
20. Наташа слушает Лию.
Лия: "Мы на днях уезжаем. Несколько дней поживём в доме, где жили раньше, потом вы с бабушкой поедете пока к дяде Саше, а к осени нам дадут квартиру при школе, куда я перейду работать, в Бабушкине. Я пока поживу в Подлипках у Евы Иосифовны - ездить каждое утро из Измайлово в Мытищи невозможно".
21. Дом, который раньше снимали зимой.
Наташа - зрителю: "Я снова в этом доме! Дом этот - и мой немного! И Дружок немного мой! Он рад! Им провели отопление и телефон! Кому бы позвонить? Люде, дочке председателя исполкома? Других знакомых с телефонами у меня в Перловке нет. Она такая воображала! Кичится отцом, одеждой, едой и посудой! Может, не звонить?"
Набирает номер: "Люда, здравствуй! Я уезжаю, совсем. Если хочешь, приходи попрощаться. Придёшь? Ну, жду".
22. К калитке подъезжает грузовик с дядей Борей в кабине. Грузят вещи. Наташа просится в кузов.
Уже в кузове: "Ой! Я же забыла предупредить! Завтра концерт на выпускном утреннике, я танцую сольный номер в балетной миниатюре, и у меня нет замены! Что делать? Я не знаю школьного телефона! Как я подвела Ксению Владимировну! Люда, Люда, сходи, пожалуйста, в школу, предупреди!"
Грузовик отъезжает от калитки.
--
Кухня на квартире дяди Саши и тёти Клавы. Завтрак. Вдали в чистом летнем воздухе звенят трамваи, под окнами щебечут птицы. За столом - тётя Клава, бабушка, Наташа.
Тётя Клава: "Наташа, я тебе сырочек купила глазированный. Лёнька хотел съесть, когда в школу собирался, но я уберегла"
Наташа: "Я не люблю глазированные сырочки. Тётя Клава, а вы руки перед едой не вымыли, а бабушка всегда меня учила, что надо мыть руки перед едой".
Красноречивая пауза.
--
Звонок в дверь. Шумно входит сестра тёти Клавы с сыном и дочерью. Если тётя Клава - красивая женщина с добрым лицом, то её сестра Надя не красива, но пикантна, улыбчива, с ямочками на щеках. Она рыжеволоса, веснушчата, как и её дети, Таня и Саша.
Впрочем, Таня не просто рыжеволоса, но густоволоса и не без оснований чувствует себя неотразимой. У неё большие ярко-зелёные глаза и фарфорово-белая кожа, хорошая фигура, мелодичный голос.
Наташа сидит на балконе и читает книгу. Это "Детство" Л. Толстого.
Наташа - зрителю: "Как интересно и просто написано - не оторвёшься. Мне кажется, я тоже так могу. Надо попробовать, вдруг получится?"
Саша и Таня подходят к балкону и в шутку закрывают дверь на балкон изнутри. Наташа обнаруживает это не сразу и начинает плакать: "Вот Лёня никогда этого не делает, он даже меня защищает от тёти Клавы, когда мы с ней спорим из-за чистоты".
Испуганные Таня и Саша открывают дверь на балкон.
Наташа успокаивается не сразу: "Лёня меня даже однажды поднял с дивана, когда я у них ночевала и упала на пол, и подоткнул одеяло".
Таня: "Ну, это было, когда ты ещё в школу не ходила, а теперь ты большая и не должна плакать по пустякам. Прости нас. Мы же пошутить хотели. Ты не скажешь тёте Клаве?"
Наташа: "Не скажу. Это Саша выдумал, он злой".
Таня: "Он мой брат, и для меня он хорош. У тебя просто братьев нет, а то ты бы их тоже защищала".
Бабушка и тётя Клава из коридора потихоньку наблюдают эту сцену.
Тётя Клава (грустно): "А знаете, Нюра, Наташа никогда не выйдет замуж".
Бабушка опускает глаза.
--
Женя, дочь дяди Саши, ведёт Наташу по ГУМ'у. Женя показывает Наташе ГУМ, они идут без определённой цели. Заходят в ювелирный отдел. Наташа во все глаза смотрит на нитку бриллиантов. Их немного, но они крупные, великолепной воды, простой огранки.
Женя: "Я бы хотела подарить тебе какой-нибудь пустячок, но это не пустячок. Что ты хочешь, чтобы я тебе подарила?"
Наташа: "Записную книжку. Мне хочется писать рассказы, книги. Я уже взрослая, и понимаю, что не смогу писать так, как писал Лев Толстой. Но вот сейчас я читаю "Детство" Толстого. Мне кажется, что это написано легко, без усилий. Я понимаю, что это не так. Но мне хотелось бы попробовать, поучиться сочинять".
Женя смеётся. У неё великолепные белые зубы на смуглом чернобровом лице, смех добрый. Она в очках - косоглазие. У неё маленькие ступни и кисти рук, изящные движения.
Женя: "Записную книжку я могу тебе подарить. Пойдём, выбирай".
--
Тётя Клава и Наташа в большом продуктовом магазине. Сталинская лепнина на потолке и стенах, канделябры и жирандоли. У Наташи разбегаются глаза от разнообразия товаров.
Тётя Клава, слегка пополневшая с тех пор, как впервые появилась в этом сериале, всё ещё очень красива. Она одета к лицу, но просто, и выглядит счастливой женщиной. Она рада, что может купить для гостей хорошие продукты.
Тётя Клава: "Сырочек будешь глазированный?"
Наташа: "Я их не люблю. Мне нравятся стеклянные бутылки с кефиром, молоком и ряженкой. У нас в Перловке молоко разливное".
Тётя Клава: "У нас тоже можно такое купить. А молоко в бутылках появилось недавно. Мне больше нравится разливное, оно здесь тоже есть, но если хочешь, давай купим в бутылке. Ты что хочешь - молоко, кефир, ряженку или варенец?"
Наташа стоит в растерянности, не зная, что выбрать. Ей хочется всё попробовать.
--
Вечер. На столе в большой комнате накрыт ужин. В углу - включённый телевизор, и все сидят боком к столу, чтобы смотреть. Показывают фильм про Зою Космодемьянскую. В кадре партизан под пыткой. У него окровавлено лицо, течёт кровь из носа.
Наташа: "Мне всегда думалось, что герои выглядят красиво, а у этого под носом что-то красное висит. А! Поняла! Это режиссёр виноват. Надо было эту сцену снять как-то иначе".
Лия: "Наташа, это фильм для взрослых, ты пойди в другую комнату почитай".
Натаща, прикрыв глаза рукой и отвернувшись к стене, выходит из комнаты. Входит бабушка с кастрюлей в руках: "Кто-нибудь хочет картошки с мясом?"
Дружное: "Да!"
Лия - зрителю: "Мне так жалко маму - она всё время у плиты. Все телевизор смотрят, а она готовит, у плиты стоит. А ведь у неё больное сердце. Я устала, мы готовим новую школу к учебному году, но надо пойти помочь".