Везнич Навий : другие произведения.

Бог род

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бог Род, а где собственно вы его нашли, помимо кабинетного мифотворчества, и шизофренического идиотизма неодолбославия?

  Сколько же копий сломано на эзотерических площадках, сколько ж слюней разбрызгано вокруг темы славянского пантеона, и кого только туда не впихивают, и кого только не выдумает больная фантазия, однако одну тему хочется рассмотреть более детально:
  Давеча состоялся диспут о наличии, или отсутсвии в пантеоне славян бога Рода, порядка 80% площадки пытались ссылаться на работы Б. А. Рыбакова "Культ Рода и Рожанец".
  Пожалуй начнём с самого главного - кабинетное мифотворчество Б. А. Рыбакова имеет место, однако многие ранние свои статьи, очерки, заметки, и пр. он сам и опроверг, это во-первых; во-вторых, более поздние работы по пантеону разбирались научным сообществом, и международным, где приводились доводы не в его пользу... В общем, дабы не пошатнуть авторитет этого замечательного человека, предлагаю начать рассматривать концепцию "Культ Рода и Рожанец" не под призмой пантеона:
  Сам Борис Александрович не утверждал о наличии в пантеоне бога с именем Род, и про его помощниц Рожанец, Борис Александрович выделил концепцию первопредка, основываясь именно на основных находках подтверждающих наличие Культа предков у славян, т.е. речь не шла о каком-то божестве, или боге, сама концепция говорила о том, что у восточно-славянских племён есть общие истоки, общий предок, а так как существовалы периоды перехода между патриархатом и матриархатом, так же сам процесс рождения был связан с женщиной на прямую, естественно надо было совместить важность женщины и при этом выделить патриархальное начало, отсюда и была взята концепция культа рода - первопредка, и рожанец - как истока матриархальной системы. Ни о каких богах и богинях не шло речи. Можно взять в примеры переводы Балтийских учёных-славистов, где так же выдвигали концепт о старшем предке - "родоначальник", при этом ни кто не вводил в пантеон, так как в основе лежит культ предков, а не культ богов. Так же стоит учитывать наративные источники, в которых говорилось о почитание общего первого предка, а не о почитании бога рода. Если рассмотреть более детально саму суть обряда почитания рода, о которой говориться в летописях, и подаётся как почитание бога Рода, мы увидим множество нюансов:
  1. Паганьцы в праздники чтут в рощах своих предков у костровищ
  (Т.е. почитание предков даже во времена двоеверия на Руси можно было наблюдать и за пределами домового алтаря, как следствие на праздниках, при большом скоплении, каждый посетитель празднества почитал своих предков)
  2. В общем угаре почитают свои рода (не какого-то бога рода, а каждый свой род)
  3. Приносят жертвы своим предкам
  (Опять же в летописях говорится о том, что каждый жертвует только своему роду)
  4. Приносят жертвы камням и деревьям
  (Т.е. идолам сделанным из камней, древесины, или природным изваяниям ввиду их специфичности, речь идёт именно об идолопоклонстве, т.е. о принесении жертв всему пантеону, а не об одном боге с именем Род)
  Таким образом, даже из 4х пунктов можно выделить парадигму, о том, что славяне почитали предков и богов одномоментно, не отделяя на различные временные промежутки славления, тем самым проводя линию родства между культом предков и культом богов.
  Если смотреть историю развития славянского язычества, то мы безусловно можем выделить элемент того, что культы богов возникли не на пустой концепции, а были выведены из культа предков, на это указывает не только "родственные" взаимоотношения между людьми и богами, но и в рамках пантеона, где среди богов имеются свои родственные связи, как среди людей был ритуал братания(побратимства), так и среди богов упоминаются эти же элементы, при этом стоит учесть, что культ предков как культурное явление возник гораздо раньше, чем культ богов! Таким образом, можно обратиться с вопросом к приверженцам фантазии о едином боге Роде, из каких источников они черпают информацию, что натыкаются на его описание и упоминание?
  То что в мифологической парадигме славян есть концепция первого общего предка между людьми и богами, ни как не может быть основой для появления в пантеоне бога Рода! Почему в греческой мифологии например Прометея не объявляют отцом людей, ведь именно он стал первоисточником тепла для выживания человечества, фактически став "отцом" принёс себя в жертву, Зевс так же создал людей, а до этого людей создал Кронос, но что-то как-то отсутствуют упоминания что отцы людей это боги, и как-то нет на этом акцентов, да даже если вспомнить скандинавов, где некоторые называли Одина всеотцом, не было парадигмы, где б он выделялся в отдельного бога первопредка, он всегда совмещал несколько функциональных особенностей (бог воин, бог мудрец, бог оборотень, и т.д.), а вот у славян надо было обязательно вопреки логики и здравому смыслу выделить именно бога Рода, основываясь на "тыкнув пальцем в небо"...
  В общем, не плодите сущностей без нужды, нет и не было ни когда ни у каких племён славян бога Рода, не извращайте концепцию первопредка, думайте логически и включайте критическое мышление...
  Имеющий уши да услышит,
  Имеющий очи да узреет, Да обрящет ищущий!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"