Назаров Роман Александрович : другие произведения.

Город, Xxi век

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зарисовки о будущем - о таком будущем, которое я хотел бы увидеть.


   Город, XXI век
   Зарисовки о будущем - о таком будущем, которое я хотел бы увидеть.
  
   Сознание
   Веры и доктрины в голове человека уступили место разумному скепсису. Вместо убеждений вроде "я верю в правильность этой модели мира и уверен, что все остальные ложные" будет убежденность в том, что "такая модель дает наилучшие результаты, но если появятся другие, я их с любопытством попробую". Все люди разделятся на исследователей прошлого и будущего. Те, кто легко создает новые идеи, будет заниматься их созданием, а педанты, любящие копаться в прошлом - историки, археологи - будут проверять, появлялась ли идея раньше и какой опыт по этой теме у человечества уже есть. А механический труд будет использоваться в качестве отдыха.
  
   Город
   В городе кардинально решили проблему пробок, сравняв тротуары с мостовыми и отдав их машинам. Классические тротуары остались только на узких коротких улочках, где машин практически не было. В остальных местах от них остались жалкие огрызки полуметровой ширины вдоль стены домов, отгороженные от мостовой столбиками.
   А вместо тротуаров над дорогами, посередине улиц, на уровне второго этажа домов поставили коридоры для пешеходов с прозрачной крышей и стенами, идущие вдоль улиц, ветвящиеся на перекрёстках, с лестницами, спускающимися к подъездам домов. На стыках улиц под сводом этих тротуаров висели таблички, как в метро: стрелка и перечень десятка ближайших улиц, к которым выйдешь, если свернуть здесь.
   Администрация долго думала, прежде чем решиться на строительство таких тротуаров. Во-первых, это были серьезные финансовые вложения, во-вторых, что ни говори, они существенно меняли облик города. Однако вложения в строительство компенсировались заманчивой возможностью ликвидировать пробки на дорогах, да и чистить крытые тротуары было гораздо проще. Меньше стало светофоров, особенно пешеходных, на чем также сэкономили.
   Впоследствии оказалось, что в первое время, пока тротуары были новинкой, они даже принесли городу дополнительный доход. Побродить по диковинным коридорам, полюбоваться сверху на улицы и поток машин съезжались туристы изо всей страны, да и из других стран. По популярности у туристов "воздушные тротуары" на время обогнали московскую Красную площадь. Поток туристов схлынул, только когда и другие города обзавелись "воздушными тротуарами" по примеру нашего.
   Горожане также восприняли новинку на ура. Помимо исчезнувших пробок, воздушные тротуары давали возможность гулять по городу, не боясь ни дождя, ни ветра. Без светофоров и зебр, да при всегда хорошей погоде в них, пешеходы стали добираться до места назначения гораздо быстрее, реже пользоваться машинами и автобусами.
   Долго ломали голову над тем, как сохранить озеленение города. Для того, чтобы расширить проезжую часть, все деревья на улицах пришлось бы спилить. Впрочем, детальный расчёт показал, что всё равно наибольшая часть деревьев растет во дворах, а те, что на улицах, зачастую и выглядят не слишком хорошо, и постоянно болеют, и подрезать их приходится постоянно, чтобы они не задевали провода. То ли дело во дворах!
   Один специалист по фитодизайну предложил оригинальное решение проблемы - и сразу стал знаменитым (вообще успех воздушных тротуаров весь складывался из оригинальных решений; часть из них потом оказались неудобными, и от них пришлось отказаться, и я записал только те, что прижились). Этот дизайнер предложил посадить под опорами столбов, на которых висят воздушные тротуары, вьющиеся виды растений, способные тянуться очень высоко и создавать большую и густую копну листьев. Мысль пошла дальше: не только столбы, а вся линия земли под тротуаром могла быть отдана растениям!
   А сами тротуары в отдельных местах сделали с небольшим подогревом (лишь бы они не промерзали) и посадили в них вечнозелёные виды растений, чем также привели в восторг жителей - раньше горожане только в отпуске на юге видели, например, магнолии.
   Администрация на деле стала заботиться и о том, чтобы горожане пользовались велосипедами, роликовыми коньками и другими мускульными средствами передвижения. Например, у каждого супермаркета появились удобные крытые велопарковки, наподобие тех, что делают около детских поликлиник ради колясок.
  
   Экономика
   Администрация города ввела закон, по которому пустыри и срубленные участки леса отдавались под посадку ценных пород деревьев. За эти посадки выплачивалась премия.
   Плотины ГЭС на Волге переоборудовали так, чтобы мигрирующие по реке рыбы могли возвращаться в верховья на нерест. Для этого всего-то понадобилось приделать к дамбе с обеих сторон по две воронки из волноломов, которые сходились к мелкой и неширокой бетонированной протоке. С одной стороны от воронки оставался проход для судов к шлюзам, с другой - стекала вода от плотины. Со стороны шлюзов, конечно, рыба заходила мимо воронки, но не много - не настолько широк был этот проход. А со стороны плотины вообще не совалась - слишком сильным там было течение. В основном рыба шла в воронку и в конце концов попадала в протоку. Сделана эта протока была "змейкой", чтобы уклон был небольшим и течение воды оставалось медленным и плавным.
   А федеральное правительство начало вкладывать много средств в производство биопластмасс и биотоплива.
  
   Кризис
   Конечно, в 2020 году разразился следующий финансовый кризис - лопнул пузырь альтернативной энергетики. Правительство города на этот раз не стало говорить о трудностях и о возможностях, предоставляемых кризисом. Новый губернатор посмотрел на него глазами Рузвельта - как на время закладки фундамента для роста. Появилась масса рабочей силы, которую за небольшую зарплату, обеспеченное жильё и питание направляли на посадку лесов, парков и садов, расчистку пустырей и свалок, очистку рек и других водоемов.
   И вот сразу после кризиса область вышла на первое место по экологической чистоте и объемам нового строительства, ещё через десять лет, когда в стране началось повальное увлечение вегетарианством, стала крупнейшим поставщиком фруктов и ягод, а через пятьдесят лет стала ещё и крупнейшим в стране поставщиком строительного леса.
  
   Законы
   Новый закон о рекламе запрещал рекламные щиты. Носители рекламы отныне должны были нести социальную функцию. Таким образом, например, городское правительство переводило уличные фонари с городских затрат на содержание рекламными агентствами, по одному району в год. Каждый фонарный столб теперь нес на себе рекламный щит, но и каждый рекламный щит освещал улицу. А у города появились свободные средства, чтобы ввести множество полезных и красивых новшеств.
   Город обзавелся лавочками буквально перед каждым домом - не доской на двух столбиках, как раньше, а удобными лавочками со спинками и мягкими сиденьями. Конечно, каждая лавочка призывала что-нибудь купить (их тоже содержали рекламные агентства). Но зато владельцы ревниво следили за чистотой и исправностью этих лавочек.
   Запрет на рекламу обернулся также бумом меценатства. Стало нельзя просто навязывать информацию о своем товаре; зато разрешалось заплатить за какой-нибудь социальный, культурный или развлекательный проект и рассказывать о нём - ну, и о себе, конечно. Так вслед за "Мегой" с ее катком и детскими площадками появились фитнес-центры, принадлежащие сетям спортивных супермаркетов; городские автобусы, троллейбусы и трамваи с кафе, барами и ресторанами быстрого питания; дешевые такси от дилеров "Шкода", "Ниссан" и "Фольксваген"; детские сады, входящие в структуру многоэтажных бизнес-центров; частные школы при промышленных предприятиях и многое другое.
  
   Пенсионный взнос из обязательного стал добровольным. Новый закон принимался на референдуме. Организаторы движения за добровольность пенсионных отчислений объясняли - с тех пор, как чисто физический труд сдал позиции умственному, люди перестали терять работоспособность в старости. Да, некоторыми профессиями невозможно заниматься после определенного возраста, но даже получая пенсию, военные, учителя, летчики и многие другие все равно искали возможность заработать. Да и размер пенсии практически никого не устраивал, а платить больший пенсионный налог люди не хотели. Кроме этого, успехи медицины сделали старость активной и работоспособной, и люди перестали стремиться уходить на пенсию. Таким образом, пенсия сама собой уступила место социальной страховке и пособиям на переквалификацию и обучение. Референдум прошел на "ура".
  
   Школа
   В школах ряд курсов перевели в категорию "по выбору": физику, химию, иностранные языки, литературу, историю, географию и закон божий.
   Зато появились новые курсы - психология общения, тайм-менеджмент, основы правильного сна и отдыха, культура питания, вождение транспортных средств.
   Среди бизнесменов и политиков вошло в моду преподавание в школах. Уроки давали им чувство собственной нужности, а кроме того, связь с наиболее живой частью населения - молодежью. В свою очередь, молодые люди явно выигрывали от общения с людьми, состоявшимися в профессиональной сфере, волевыми и осведомленными в последних тенденциях.
  
   Автомобили
   Как предки могли ездить на своих драндулетах?! Ведь были времена, когда машина не то что не могла реагировать на крен, а даже не приподнимала кузов. Их подвеска была набором рычагов, пружин и гасящего колебания элемента... Никакого продвижения с появления карет в 17 веке. Подумать только, какую революцию произвела активная подвеска. Можете ли вы представить себе, что ваша машина не могла перешагнуть через бордюр, а должна была его объезжать? На кочках машины опасно раскачивались, в поворотах кренились. Предкам приходилось долго умудряться, чтобы построить такую хитрую систему рычагов и так тонко подобрать баланс гашения колебаний и жесткости пружины, чтобы обеспечить комфорт, и все это работало только на дорогах одного определенного типа, на одной скорости.
  
   Расцвет России начался в 30-х годах XXI века, когда по возрасту пришло к власти поколение, которое в самом начале века как раз было молодыми специалистами. Это были люди, для которых слова "тренинг", "коучинг", "аутсорсинг" были привычными. Эти люди знали, что деньгами и властью надо делиться с теми, кто на тебя работать, и что доверие более плодотворно, чем скрытое жульничество.
  
   В XXI веке человечество достигло верха монументальности, потом интерес к ней стал угасать. Появились технологии "выращивания" живых биозданий, гибких в трансформации, практичных, не оставляющих отходы после окончания срока службы. Люди поняли, что "вечные" конструкции отбирают у них пространство мира, и он становится теснее.
   Вот почему начиная с XXX века и далее человечество практически перестало оставлять следы, и неудивительно, что археологи следующей расы решили, что человечество на этот период исчезло с лица земли, поскольку потеряло свои знания.
  
   Сейчас мы наблюдаем зарождение кремниевой жизни не в космосе (где ее существование предсказывали теоретики и фантасты), а на земле. Солнечные батареи - кремниевые растения, точнее, их светособирающая часть, аналог хлорофилла. Все полупроводниковые устройства, наоборот, расходуют энергию, полученную батареями. Устройства будут умнеть и плодиться без вмешательства человека, под контролем автоматики... полупроводниковой, опять же.
  
   Письмо губернатору о пустырях
   Дорогой наш губернатор, кроме всего вышеперечисленного, выглядящего фантастически и нереалистично (хотя и только потому, что мы пока не очень гибки в мышлении), есть много способов сделать город красивее и удобнее для жителей практически бесплатно. И я буду рад, если хотя бы часть этих идей придёт тебе в голову. Пусть даже тебе будет казаться, что ты сам их придумал.
   Взять, к примеру, городские пустыри. У нас их много. Земля под ними ничейная. А даже если и "чейная" - что с того? Они портят облик города. Детям вечером ходить мимо них опасно. Грязно там, вот и не нужны они никому, кроме бомжей.
   А мы между тем боремся с собаками. Собаки гадят на улицах и пугают прохожих и детей. Мы издаем запрещающие законы, ограничивая агрессивные породы, вешаем таблички "на детской площадке выгул собак запрещен!"
   А собака, между прочим, друг человека. И тоже страдает от неустроенной нашей действительности.
   Оглянувшись незамыленным взглядом, мы обнаружим, что буквально перед каждым домом есть клочок земли, который лишь выиграет от того, что его расчистят и на дерево прикрепят свежевыкрашенную табличку "место для выгула собак". Даже если это место принадлежит кому-то или какой-то организации.
   Разве жители будут против, если город возьмёт на себя благоустройство пустырей? Пусть хозяин им не пользуется - почему бы не расчистить его, вывезти мусор и поставить одну полосу препятствий для дрессировки собак - это разве дорого? Или вы боитесь, что хозяин земли сотрет вас в порошок за то, что у него теперь не пустырь, а собачья площадка? И даже если у него есть планы на застройку - ну почему бы в те год-два-три, пока он собирает средства и готовит проект, не осчастливить местных собаководов? А когда на месте собачьей площадки возведут здание, можно будет расчистить следующий пустырь.

(c) Роман Назаров, 2009.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"