Назаров Роман Александрович : другие произведения.

В гостях у Нептуна. Первый раз под парусами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Возможно, именно в этом курортно-отпускном сезоне вы впервые окажетесь на борту парусной яхты. Романтика этого вида спорта не потускнела с годами, равно как и таинственный ореол вокруг профессии яхтсменов. Даем несколько рекомендаций о том, как подстраховаться от возможных неожиданностей и получить максимум удовольствия от прогулки под парусами.


   18.05.2010

Назаров Р. А.

В гостях у Нептуна

Первый раз под парусами

   Возможно, именно в этом курортно-отпускном сезоне вы впервые окажетесь на борту парусной яхты. Романтика этого вида спорта не потускнела с годами, равно как и таинственный ореол вокруг профессии яхтсменов. Даем несколько рекомендаций о том, как подстраховаться от возможных неожиданностей и получить максимум удовольствия от прогулки под парусами.
  
   Были сборы недолги
   Что для вас означают слова "парусный спорт"? Бесконечное лазурное море, легкий бриз, бело-синяя фуражка? Или соленые брызги, смозоленные руки и морская болезнь? Воображаемый образ яхт и парусного спорта может сильно отличаться от того, что будет происходить в действительности, поэтому целый ряд вопросов лучше прояснить заранее.
   Начнем с того, что яхты бывают очень разными (подробнее о типах яхт читайте в разделе "Яхты бывают разные"). Если проводить аналогию с сухопутным транспортом, есть яхты, подобные велосипеду по уровню комфорта, а есть водные "Роллс-Ройсы". Проясните, есть ли на яхте каюта, в которой можно держать багаж; оснащена ли яхта туалетом, умывальником, душем; есть ли на ней питьевая, горячая и пресная вода и кухня; будет ли у вас уголок, где можно переодеться в купальный костюм, полежать и отдохнуть в тени и прохладе?
   Позаботьтесь о безопасности гаджетов, без которых не мыслите своего существования - телефона или смартфона, фотокамеры и других. Если погода мокрая, отсутствие на яхте сухого места для хранения или герметичной упаковки может стать для электроники фатальным.
   Уточните маршрут и программу поездки. Будет ли остановка для купания и солнечных ванн? Сколько времени продлится поездка? Чем команда яхты собирается кормить пассажиров?
   Узнайте прогноз погоды. Учитывайте, что на поверхности водоема все погодные явления принимают свои экстремальные значения. Если предсказывают тихую погоду, солнце и жару - значит, солнце будет палить с удвоенной силой, отражаясь от гладкой поверхности воды, блестящей палубы и парусов. Готовьте крем от загара, легкую, но закрытую одежду на случай солнечного ожога кожи и головной убор, чтобы не получить тепловой удар. Если будет прохладно и ветер средней силы - на воде будет вдвойне холодно и довольно мокро (бррр!). Приготовьте полный запасной комплект одежды и обуви - случайности бывают разные. Если вам бывают нужны какие-то специфические медикаменты, обязательно приложите их к багажу.
  
   Клубный этикет
   На каждой яхте, в каждом яхтклубе свои традиции и правила, но есть общие законы, многие из которых неписаные. Основные запомнить нетрудно.
   Вы заслужите уважение капитана, если позаботитесь о чистоте обуви, перед тем, как взойти на борт, ведь песок - главнй враг всей палубной оснастки. Спросите капитана, где можно пристроить багаж, узнайте месторасположение основных помещений и выходов из каюты; поинтересуйтесь, какое место выделили вам.
   Покидайте яхту только с ведома капитана - неважно, сошли вы на причал или решили искупаться. Если вам захотелось искупаться, не прыгайте за борт - спросите, можно ли это сделать в данный момент. Мусор и отходы не бросают за борт - его хранят до возвращения на берег. Не пытайтесь привлечь чье-то внимание, широко размахивая руками - в море это считается сигналом бедствия.
  
   Выходим из гавани
   Хороший капитан - тот, который приобщит пассажиров к таинству управления яхтой: объяснит, как устроена оснастка яхты, даст настроить паруса и постоять у руля (под чутким руководством, разумеется). Но и ему будет проще, и вам, если вы окажетесь знакомы с некоторыми правилами (опять же неписанными). Для любопытных скажем, что эти правила объединяются туманным названием "хорошая морская практика".
   Итак, что надо и чего не надо делать на ходу? Следите за действиями команды и репликами капитана, чтобы вовремя услышать те, что обращены вам. Перемещаться старайтесь по наветренному борту - это тот борт, в который дует ветер. Наоборот, если вам требуется что-то вылить или бросить за борт, это делается с подветренного борта. Если яхта неожиданно накренилась или совершила маневр, лучшее, что вы можете сделать - это остаться на своем месте. Только убедитесь, что вы не мешаете движению парусов и снастей.
   Если за борт выпал человек, волной или порывом ветра за борт снесло какой-то предмет, экипаж будет занят разворотом яхты. Вы окажетесь полезным, если будете следить за упавшим предметом, все время указывая рукой в его сторону. Золотое правило гласит, что чем больше глаз следит, тем лучше.
   Не сидите на покоящихся на палубе снастях, старайтесь не наступать на них при перемещении. Не пытайтесь хватать наполненные ветром или треплющиеся паруса руками - это небезопасно.
  
   Курсы-галсы
   Вам доверили руль? Забудьте про лево-право! У каждого маневра есть свое название.
   Приведение - смена курса таким образом, что нос яхты поворачивает в ту сторону, откуда дует ветер. Уваливание - наоборот.
   Поворот - так называется маневр, при котором паруса яхты переходят с одного борта на другой, а ветер начинает дуть в другой борт. Если вы услышали команду "приготовиться к повороту", убедитесь, что паруса не смахнут вас за борт.
   Все управление парусами производится с помощью снастей. Здесь также есть определенные правила и термины. Не наматывайте снасти на кисти и пальцы и не давайте им скользить сквозь ладонь, чтобы не получить ожог: все действия с веревкой производятся последовательным перехватыванием из руки в руку с жестким захватом.
   Конец - это сокращенное название свободного конца веревки.
   Подобрать - не значит поднять с палубы. Если вас просят "подобрать синюю веревку", значит, вам надо натянуть ее туже. А вот слово травить со зловещим детективным оттенком означает всего лишь, что вас просят ослабить снасть.
  
   Морская болезнь
   Удивительно, но укачивание на яхте - явление довольно редкое. Чаще всего укачивает людей, которые боятся моря и чувствуют себя неуютно - достаточно правильно настроиться, поверить в профессионализм экипажа и поддерживать бодрое настроение, тогда морская болезнь обойдет вас стороной. Пара советов тем, кто не может побороть страх до конца: на палубе укачивает меньше, чем в каюте; морская болезнь пропадает, если отвлечься от собственных ощущений, занявшись каким-либо делом.
   Если выход на воду пришелся на бурный день, вы почувствуете то самое ощущение, как будто земля качается, когда снова ступите на берег. В отличие от морской болезни, это будет восхитительное чувство. А чтобы сохранить память надолго, включите в программу дня фотосессию на яхте, и в этом вам поможет экипаж: они-то знают, как правильно выбрать ракурс, чтобы снимком можно было гордиться!

Информационные вставки

  

Правила безопасности

  -- По палубе яхты следует всегда ходить в обуви. Лучше всего подходят кроссовки или сандалии, закрывающие пятку и пальцы.
  -- Узнайте, каков парусный стаж капитана; является ли он владельцем яхты или ему дали яхту один раз прокатиться. Если опытность экипажа вызывает у вас сомнение, разумнее отказаться от участия в поездке.
  -- Не прыгайте с быстро идущей яхты, равно как не подплывайте к яхтам, идущим под мотором.
  -- Разделяйте во времени море и алкоголь.
  

Десятка самых частых терминов

   Конечно, в ходе поездки вы нахватаетесь морских словечек, но чтобы вам поначалу легче было ориентироваться, приводим названия основных частей яхты: экипажу может быть невдомек, что вы незнакомы с терминологией.
   Кокпит - углубление в палубе, основная рабочая зона экипажа. Здесь находится руль, приборы, сюда выходят все регулировки и снасти.
   Форпик и ахтерпик - нежилые отсеки в носу и в корме для хранения разного снаряжения - якоря, снастей, подвесного мотора и так далее.
   Рубка - выступающая над палубой часть жилых помещений яхты, обычно с иллюминаторами.
   Гроб - нет, команда не готовится к отходу в лучший мир. Гробом называется длинный и узкий отсек под кокпитом. Обычно он используется как спальный отсек или для хранения вещей.
   Гальюн - туалет.
   Камбуз - кухня.
   Грот - как ни странно, не вход в каюту. Гротом называется один из парусов, который крепится к мачте своей передней кромкой.
   Банка - скамья. А еще этим термином обозначают мелкие несудоходные участки водоема.
   Рундук - пространство под койкой, предназначенное для хранения личных вещей экипажа и пассажиров.

Дополнительные материалы

Право руля: где и чему учатся яхтсмены

   Для того, чтобы самостоятельно управлять яхтой, нужны "корочки" - международный сертификат International Bareboat Skipper или сертификат яхтенного рулевого, используемый на внутренних водных путях России. Уточним также, что "права" на управление моторным судном не подходят для парусной яхты. За время обучения студенты изучают не только устройство и приемы управления яхтой, такие, как швартовка, маневры, управление в экстремальных погодных условиях, но и метеорологию, навигацию, радиосвязь, международный сигнальный свод и другие.
   Хотя внутренний российский сертификат и не действует за рубежом, требования к знаниям в российской программе выше, а сдаваемые экзамены строже. Кроме того, отечественный курс требует умения самостоятельно устранить многие поломки и имеет четко выраженную спортивную ориентацию, включая в себя основные знания по участию в парусных соревнованиях.
   По теории парусного спорта существует легкодоступная и качественная литература (к примеру, культовый учебник "Школа яхтенного рулевого", переизданный многократно), позволяющая учиться даже без инструктора. Поэтому, выбирая школу и программу обучения, учитывайте в первую очередь объем бесценных практических занятий.
   Получить в Москве можно оба сертификата. Чтобы найти подходящую по месторасположению и программе обучения школу, рекомендуем зайти на сайт Всероссийской федерации парусного спорта www.vfps.ru. Это еще и служит гарантией наличия у школы лицензии на обучение и законности выдаваемых "корочек".
  

Яхты бывают разные

   Почему бы не отправить своего ребенка в свободное плавание - в буквальном смысле? Специально для детей созданы детские швертботы. Наиболее популярен в России класс Optimist. Эта яхта-одиночка (управляет яхтой один человек) имеет длину всего 230 сантиметров, весит 30 килограммов и легко перевозится на крыше легковой машины. Следующим по популярности идет класс Cadet - эта яхта крупнее, и управляют ей два человека. Быстро набирают популярность и ультрасовременне детские яхты-одиночки Zoom-8.
   Наиболее сложные в управлении, но интересные яхты для взрослых - гоночные швертботы. В пример можно привести олимпийские классы - одиночки Finn и Laser, двойку 470. Эти яхты более компактны, чем крейсерские яхты (хотя не всегда более дешевы), но главная их прелесть - возможность в одиночку совершать короткие, 1-3 часа, и наполненные динамизмом выходы на воду. При этом не зависеть от расписания других членов экипажа - существенный плюс перед крейсерскими яхтами. Эти яхты требуют высокого мастерства: чтобы активно участвовать в парусных гонках, за сезон надо "нарабатывать" 300-500 ходовых часов.
   Поэтому если вы просто хотите катать детей или подругу, но нет средств на крейсерскую яхту, вам больше подойдет прогулочный швертбот. Компактные и легкие, эти яхты легко транспортируются и могут храниться даже в гараже. Отдельно упомянем надувные парусные катамараны, которые можно перевозить в багажнике машины. Отлично подходящие для озер и рек, они немореходны, и ограничены небольшими водоемами - озерами и реками.
   На вершине яхтенной иерархии находятся крейсерские яхты - все яхты, пригодные для многодневных переходов. Далеко не все яхты этого класса баснословно дороги и требуют больших водных пространств. Сюда входит, например, класс яхт Open-800, быстро набирающий популярность в России. Преимущество его в том, что он специально разработан с учетом правил автомобильной перевозки, поэтому яхту можно перевозить (и хранить!) на прицепе. Open-800 отлично подходит для водохранилищ, озер и рек Московской области.
  

У вас нет забот? Заведите яхту!

   После покупки яхты ее предстоит зарегистрировать. Любопытно, что существуют две параллельные системы регистрации яхты: государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) и Спортсудорегистра. Принципиальной разницы нет, но выбор зачастую определяется намерениями владельца по участию в парусных соревнованиях. Если яхта регистрируется как спортивное, а не как маломерное судно, владельцу имеет смысл и самому приобрести членский билет федерации парусного спорта. Встречаются яхты, зарегистрированные в обеих системах - "на всякий пожарный".
   Вторая важная проблема связана со стоянкой яхты, причем как с летней, так и с зимней. Не любая яхта по габаритам подходит для хранения на автостоянке, наружное покрытие теряет красоту от грязного городского воздуха. Поэтому для долговечности яхты лучше подыскать закрытое помещение на холодное время года.
   В большинстве случаев забота об уходе за яхтой лежит на владельце. Интересно, к примеру, наблюдать, как при приближении грозовой погоды владельцы яхт бросают все дела и мчатся в яхт-клуб проверять надежность швартовов. Конечно, рынок услуг по обслуживанию яхт начал складываться: за определенную плату наемный капитан снимет с вас большинство проблем, включая чистку яхты, стоянку и ее исправность. Однако развитие этого сервиса тормозится тем, что до сих пор не утвержден водный кодекс, а значит, практически все яхтенные стоянки, марины и яхт-клубы пользуются землей без законного основания. Меньше всего хлопот у тех владельцев, которые могут позволить себе держать яхту за рубежом - к примеру, в Хорватии, Греции или Финляндии. Такие случаи уже не редкость.
  

Укрепляем тело

   Тренеры сравнивают парусный спорт с "игрой в шахматы на качелях под проливным дождем". Трудно найти другой вид спорта, в котором требовались бы столь разнообразные навыки: интеллектуальная подготовка, скоростно-силовые качества, выносливость и закалка.
   Для подготовки к управлению яхтой окажется полезным любой спорт. Но предпочтения все же есть. Например, беговые лыжи и плавание предпочтительнее, чем бег и велоспорт, а из командных игр больше всего подходит баскетбол.
   Удивительно, но от морской болезни нет надежного профилактического средства, поэтому спортивные врачи рекомендуют включать в тренировки любые занятия, тренирующие вестибулярный аппарат. Наилучшим средством, конечно, является акробатическая гимнастика, но и такие игры, как баскетбол, тоже повышают его выносливость.
   Важна и силовая подготовка. Приводим комплекс из семи упражнений для тренажерного зала на те группы мышц, которые задействованы при управлении яхтой.
   Упражнение 1. Опора - скамья с обратным наклоном и фиксацией ног. Поднимать туловище, держа диск на груди в качестве утяжелителя. 3-4 подхода по 10 раз, вес утяжелителя - 10-15% от массы тела.
   Упражнение 2. Опора - та же. Статическое удержание туловища на весу, откинувшись назад под углом 45-90? (в горизонтальном положении) с утяжелителем на груди. 3-4 подхода по 1 минуте, вес утяжелителя - тот же.
   Упражнение 3. Исходное положение - прямая стойка с гантелями в опущенных руках. Сгибать руки в в локтях (локти остаются прижатыми к бокам). 3-4 подхода по 15-20 раз, вес утяжелителя - 10-15% от массы тела. Можно использовать штангу весом 20-30% от массы тела, но гантели предпочтительнее.
   Упражнение 4. Опора - наклонная скамья. Жим штанги из положения лежа. 2-3 подхода по 10-12 раз, вес утяжелителя - до 40% от массы тела.
   Упражнение 5. Подтягиваем штангу к груди. Исходное положение - наклон туловища вперед, спина прямая, колени слегка согнуты. 3-4 подхода по 10-12 раз, вес утяжелителя - 15-20% от массы тела.
   Упражнение 6. Разводим прямые руки с гантелями в стороны. Исходное положение - прежнее. 3-4 подхода по 10-12 раз, вес гантелей - по 7-10% от массы тела.
   Упражнение 7. Приседание со штангой на плечах. Спина прямая, подъем делается за счет сгибания-разгибания коленей. 3-4 подхода по 10-12 раз, вес утяжелителя - до 40% от массы тела.
  
   Выражаем благодарность директору ДЮСШ по парусному спорту г. Н. Новгорода Осокиной Наталье за помощь в сборе материала.
  
   Информация об авторе: яхтсмен с 1995 года; инструктор-методист и судья по парусному спорту; разработчик методик обучения детей в группах начальной подготовки по парусному спорту.

(c) Роман Назаров, 2010

  

Опубликовано в журнале Body Beauty & Fitness.

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"