Назаров Роман Александрович : другие произведения.

Мелкий почерк Suzuki: внедорожники в истории компании до 1998 гг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во всех внедорожниках Suzuki есть нечто неуловимо "сузуковское". Дизайн? Нет, пожалуй. Jimny и Vitara словно бы вышли не только с разных заводов, но и из разных эпох. Спортивность? Но внедорожники Suzuki не рвутся в спортивные рейтинги, хотя имеют все необходимые задатки.


   24.01.2010
  
  

Назаров Р. А.

Мелкий почерк Suzuki

Внедорожники в истории компании до 1998 гг.

  
  
  
   Во всех внедорожниках Suzuki (ударение на последний слог) есть нечто неуловимо "сузуковское". Дизайн? Нет, пожалуй. Jimny и Vitara словно бы вышли не только с разных заводов, но и из разных эпох. Спортивность? Но внедорожники Suzuki не рвутся в спортивные рейтинги, хотя имеют все необходимые задатки.
   Возможно, это своеобразное стремление к миниатюрности, исходящее из четкого понимания компанией своей ниши. Компактные внедорожники -- очень ограниченная ниша и в ней немного игроков, но Suzuki держится этой ниши. Даже флагманская модель Grand Vitara XL7 -- один из самых компактных в мире семиместных внедорожников.
   А еще это приверженность принципу "меняться, не меняясь". Глядя на Jimny, легко поверить, что этот малыш выпускается уже 40 лет. Suzuki предпочитает обновлять модели часто и понемногу, а если автомобиль разрабатывается "с чистого листа", у него будет новое имя, даже если предшественник был популярен.
   Единственный раз компания отступила от этого принципа в 2006 году, дав новому кроссоверу привычное покупателям имя Grand Vitara.
   Автомобиль родом из легкой промышленности
   Истории успеха вроде Генри Форда или Карла Бенца типичны для Запада. Молодой механик строит свой первый автомобиль в собственном гараже, и детище приносит ему славу и богатство.
   Другое дело Япония. Производство автомобилей многие компании начинали уже в расцвете славы, как побочный бизнес.
   Именно так произошло с Мичио Сузуки, основавшим "Ткацкие мастерские Сузуки" в приморской деревне Хамамацу. Двадцать лет спустя ткацкий станок собственной конструкции, включавший 120 (!) патентов, принес изобретателю международную известность. Долгие годы компания не знала горя, год за годом расширяя производство этих станков. Хотя дела шли отлично, Сузуки задумался о диверсификации бизнеса, остановив выбор на автомобилях. Компания даже успела сделать несколько прототипов, но началась вторая мировая война.
   После ее окончания Сузуки снова сосредоточился на ткацких станках, и может быть, мы так и не увидели бы автомобилей и мотоциклов с литерой S, если бы в 1951 году не обрушился рынок хлопка и спрос на станки упал. Тогда-то Мичио Сузуки и вернулся к идее производства моторизованного транспорта.
   Мотоциклетное подразделение компании появилось уже в 1952 году и сразу начало приносить доход. Спустя еще 3 года появился и первый автомобиль -- Suzulight.
   Скотина ЭлДжей
   В 1968 году Suzuki купила права на выпуск плохо продававшегося полноприводного автомобиля HopeStar ON360 у другой небольшой японской фирмы -- Hope Motor Company. HopeStar ON360 не имел дверей, оснащался складными сиденьями и двухтактным 21-сильным двухцилиндровым двухтактным двигателем Mitsubishi воздушного охлаждения объемом 360 куб. см.
   Перед тем, как начать выпуск, в автомобиль внесли серьезные изменения. Кузов подвергся рестайлингу; мото от Mitsubishi уступил место собственной разработке мощность 25 л. с. Чтобы уложиться в требования японского класса мини-каров, запаску пришлось снять с заднего борта и переместить в кокпит, чтобы габаритная длина не превышала 3 метров: так машина стала трехместной.
   Jimny 360, он же LJ10, он же Brute IV (в переводе "скотина, грубый, животное"), вышел в свет в 1970 году и стал первым массовым полноприводным мини-каром.
   Машиной торговали и на экспорт, в частности, в США. Однако мощности движка было явно мало для американских покупателей; машина с трудом развивала 45 миль в час.
   Поэтому в 1972 году появился LJ20 с двигателем водяного охлаждения мощностью 32 л. с., позволявшей разогнаться до 47 миль в час. Важным изменением был перенос руля на левую сторону. Небольшие изменения внесли во внешность машины: решетка радиатора стала вертикальной, одиночные габаритные и поворотные огни заменили сдвоенными.
   В 1974 году изменились параметры японского класса мини, и джип тут же оснастили двухтактным трехцилиндровым мотором водяного охлаждения объемом 539 куб. см. Мощность возросла всего "на одного пони", но улучшилась тяга на низких оборотах: нарекания на тягу были наиболее частым за пределами Японии.
   Даже потяжелев на 45 килограмм, джип разгонялся уже до 60 миль в час (хотя по-прежнему был хиловатым по мировым меркам). Новые правила мини-каров позволили запасному колесу вернуться на традиционное место, и машина снова стала четырехместной. Так появился LJ50, известный также как Jimny 550 и SJ10.
   Преображение
   Несколько лет ходили слухи о том, что Suzuki разрабатывает новый, более мощный двигатель, хотя компания это яростно отрицала.
   Двигатель действительно разрабатывался, совершенно новый, и инженеры кропотливо выхаживали его в обстановке строжайшей секретности, пока не решили, что могут гордиться результатами: четырехтактный четырехцилиндровый движок объемом 797 куб. см. развивал 41 л. с. и несравнимо превосходил все предыдущие разработки по развиваемой тяге, экономичности и чистоте выхлопа.
   Двигатель стал главным новшеством модели 1979 года, LJ80, хотя и в остальном машина сильно изменилась. Suzuki больше не смахивала по уровню комфорта на советский ЛуАЗ: передаточные числа коробки "растянули" для более комфортных поездок по шоссе, смягчили подвеску, изменили точки крепления задних амортизаторов и расширили колею обоих осей на целых 10 сантиметров для устойчивости. Салон обзавелся более изящными сиденьями и баранкой, спидометром, размеченным до 130 км/ч (плюс 30 км/ч по отношению к предыдущим моделям), добавилась сигнализация износа тормозных колодок. В полтора раза увеличился бензобак.
   Внешний облик соответствовал духу времени, хотя и предшественник узнавался безошибочно: более плоскими стали крылья, капот увеличился в высоту, а задний бампер образовал единое целое с фонарями и кузовом. В качестве опции теперь были доступны металлические двери; линейка кузовов обогатилась хардтопом и пикапом.
   Увеличивая мощность, размеры и комфортабельность Jimny, Suzuki явно выбрала верный курс, поскольку следующее поколение машины, появившееся в 1982 году, было еще популярнее. Suzuki продавала Jimny под тремя другими наименованиями: SJ30, Sierra и SJ410; мало того, в Индии внедорожник был известен как Maruti Gypsy, а в Австралии -- как Holden Drover. Немудрено запутаться!
   Увеличившийся до 970 куб. см. мотор развивал 45 л. с. и разгонял потяжелевшую на 140 килограмм машину до 68 миль в час, хотя по многим техническим решениям Jimny недалеко ушел от предшественников: тормоза блистали отсутствием гидроусилителя, коробка передач была четырехступенчатой, не было и защитного каркаса над кокпитом. Любопытная деталь: стояночный тормоз был встроен в раздаточную коробку. Зато выбор кузовов опять был богатейшим: кабриолет с низкими дверями, хардтоп, пикап, вариант с приподнятой панорамной крышей и хардтоп без остекления.
   В это же время Suzuki выкупает часть акций испанского завода компании Land Rover Santana SA, чтобы обойти ограничение по объему импорта японских машин в Британию, и начинает производство Jimny в Европе. Появилось производство внедорожников и в Индии.
   Год спустя к линейке кузовов прибавилась длиннобазная версия, "растянутая" в длину почти на 60 сантиметров, с салоном на 4 или 6 сидений. Интересный курьез: в продуктовой гамме имелся четырехдверный хардтоп, настолько редкая машина, что до сих пор ведутся споры, существовал ли этот вариант в действительности.
   Suzuki быстро обновляет внедорожник. Уже в 1984 году машина меняет внешность, тогда же появляется более мощная версия SJ413 с двигателем объемом 1324 куб. см. мощностью 64 л. с. Топ-версия наконец получила дисковые передние тормоза с гидроусилителем.
   Samurai
   Наблюдая за ростом популярности Jimny, компания решила, что более крупный автомобиль тоже будет иметь успех, и в 1985 году представила миру Samurai. Samurai стал первым Suzuki, официально поставляющимся в Штаты (у Jimny почти 15 лет не было статуса официально поставляемой модели). И именно здесь "Самурая" ждал грандиозный успех -- в первую очередь благодаря доступности. Самая дорогая версия стоила 7500 долларов, и если в первый месяц компания импортировала 1200 машин, то к концу года ежемесячные поставки выросли до 8000 машин! А в целом за первый год было продано 47000 "Самураев", что стало двойным рекордом: по объемам продаж кабриолетов в США и по объему импорта среди японских компаний в первый год импортной деятельности.
   Suzuki Samurai долгие годы почти не менялся, инженеры только совершенствовали подвеску, стремясь добиться лучшей плавности хода и устойчивости в поворотах. Небольшие стилистические изменения касались приборной доски и руля (он из трехспицевого стал современным четырехспицевым).
   С любовью к Америке
   В 1989 году появился внедорожник Suzuki, специально разработанный для американского рынка. Sidekick производился в Канаде, на совместном предприятии Suzuki/GM. В начале, чтобы быстрее вывести новую модель на рынок, ее оснастили двигателем от SJ413, но впоследствии заменили новым восьмиклапанным, с прямым впрыском, объемом 1590 куб. см. и мощностью 80 л. с.
   Создавая более крупную машину, компания сосредоточилась на ее шоссейных качествах. Передняя подвеска стала независимой, в качестве опции была доступна автоматическая коробка передач.
   Почему в России не знают Sidekick? Все просто: эта модель более известна под названием Vitara, изначально использованным для рынков Европы и Австралии. Suzuki переплюнула саму себя, стараясь для каждой части света найти подходящее название: в Азии машина известна как Escudo, в Канаде и южнотихоокеанском регионе это Asuna Sunrunner. А в Штатах невнятная брендинговая политика GM, партнера Suzuki, привела к тому, что машина продавалась и как Suzuki Sidekick, и как Chevrolet, Geo и GM Tracker.
   Год спустя компания подвергает Samurai серьезной модернизации. Впервые компания не увеличивает, а даже уменьшает объем двигателя с 1324 до 1298 куб. см. Мощность его, однако, увеличилась на 2 лошадиные силы, да и приемистость заметно выросла. Передний дифференциал интегрировали в коробку передач, соответственно изменились передаточные числа.
   Проходит еще год. Приходит очередь Vitara "вырасти". Появляется пятидверная версия, а с ней -- 16-клапанный 95-сильный двигатель объемом 1600 куб. см.
   В 1995 году изменившиеся правила безопасности в США вынудили компанию прекратить здесь продажи Samurai. Спасением модели компания займется несколько позже, а сейчас инженеры Suzuki поглощены выходом спортивной модели Sidekick Sport и ее европейским близнецом SWB Vitara Sport. Агрессивно выглядящий внедорожник на широких 16-дюймовые колесах ехал не хуже, чем смотрелся: новый двигатель был оснащен распределенным впрыском, мощность выросла до 120 л. с. Это в США, а для Европы, Азии и Австралии компания подготовила неплохой сюрприз в виде двигателя V6, развивавшего 134 л. с. Шестицилиндровая версия получила приставку LWB в названии.
   "Самурай" так и не вернулся в США. Чтобы компенсировать потерю американского рынка, компания увеличивает количество предлагаемых вариантов в других краях света. Совершенствуется подвеска и интерьер; неуловимо меняются "черты лица". Но главное -- расширяется гамма двигателей. Suzuki пока не имеет собственных дизелей, а солярка быстро набирает популярность в Европе, Азии и Австралии. Поэтому для первого рынка появляется Samurai с турбированным 1,9-литровым дизелем Peugeot, для двух других -- с двухлитровым аналогом Mazda.
   В 1996 году появился любопытный агрегат на базе Vitara - X90. Двухдверный внедорожник-купе со спортивными характеристиками подвески был популярен во многих островных государствах, но "не пошел" на более крупных рынках. Дизайн машины оказался слишком эксцентричным.
   1998 год
   Имея три линейки внедорожников, Suzuki уже не могла последовательно сосредотачиваться на совершенствовании одной модели. И 1998 год ознаменовался выходом двух полностью обновленных моделей -- Jimny и Vitara. Ничтоже сумняшеся, двигатели стали мощнее, а комплектация более богатой. Впрочем, на этот раз, вопреки сложившейся традиции, главные изменения коснулись дизайна: оба внедорожника теперь щеголяли округлыми линиями кузовов.
   Любопытно, что с этого года использование название Vitara проникло в США и внесло еще больше путаницы. Дело в том, что на одних рынках под словом Vitara продавался "округлый" джип с 4-цилиндровым двигателем, а Grand Vitara внешне ничем не отличалась, но оснащалась двигателем V6. В других регионах мира продолжала продаваться "угловатая" Vitara, а в новом кузове, независимо от двигателя, модель называлась Grand Vitara.
  

(с) Роман Назаров, 2009

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"