В аскетической и исихастской традиции трезвение это процесс выхода из состояния опьянения грешными поступками, желаниями, мыслями и эмоциями.
Следовательно если грех это духовное опьянение, то покаяние есть протрезвление, а
трезвение это уже не просто временное протрезвление, а устойчивое пребывание в ясности.
Описания этой реальности многогранные и весьма индивидуальные, что совершенно естественно, поскольку каждый человек уникален и неповторим, как и его судьба.
Но всё же в Писании есть достаточно информации для того, чтобы иметь представление о том, какова реальность истинного человека и кем именно является наш сокровенный человек на этом плане бытия.
Осознание этого, пребывание в этом осознании - по сути и есть трезвый взгляд на самого себя в идеале, то есть - практика трезвения.
Какова же эта подлинная природа мира и человека?
И что представляет собой истинная - неподвластная времени реальность?
Учитывая, что трезвение это трезвый, реальный взгляд на мир, нам следует, для большей ясности, попытаться найти ответы на два вопроса.
Первый вопрос очень важен и он таков: кем именно является реальный человек в контексте учения Христа?
Второй - не менее важен и это вопрос: где именно этот реальный человек находится?
Сочетание ответов на эти два вопроса, их синтез, создаст некую более полную, более целостную картину истинного мироустройства.
Другими словами - мы ищем ключ, без которого трезвение для многих остаётся либо фантазией, либо холодной интеллектуальной абстракцией, поскольку
без ответа на два вопроса - кто реален и где он - невозможно дать человеку эффективную практику трезвения как трезвого - правильного взгляда на самого себя и своё место в мироздании.
Итак, кем есть реальный человек по Писанию?
Апостол утверждает:
"Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас!"
(1 Кор 3:16).
Здесь сказано не образно и не поэтически.
Это в полном смысле онтологическое утверждение того факта, что человек уже есть храм Духа Божьего!
Где находится этот реальный человек?
Евангелие о Боге:
"Ибо мы в Нём живём и движемся и существуем"
(Деян 17:28).
Здесь говорится не о верующих,
не о Церкви, а обо всех людях вообще.
Следовательно бытие человека изначально помещено в Бога, причём не символически,
не морально, а экзистенциально.
Исходя из найденных ответов на наши два вопроса, следует сделать вывод, что истинный, реальный человек есть храм Духа Святого, и этот человек живёт, движется и существует в самом Боге!
И этот вывод не метафора, а ясное
библейское утверждение!
Таким образом чрезвычайно важно осознать и всегда помнить:
трезвение - это не создание новой реальности,
а осознание уже существующей.
Если реальность такова, что человек уже пребывает в Боге, и уже является храмом Его Духа, то трезвение есть процесс
возвращения сознания из временной иллюзии в эту вечную реальность
и прекращение отождествления с тем, чем человек не является.
Я прекрасно понимаю, что эти утверждения возможно покажутся некоторым чрезмерно возвышенными и слишком непохожими на то, где находится наш ветхий человек.
Это, к примеру, как если бы человеку, живущему в подвале, сказать, что он живёт в огромном доме с большими окнами на свет -
ему это покажется, мягко говоря, преувеличением.
Но ведь иллюзия и реальность и должны быть весьма непохожими!
Писание никогда не понижает планку реальности ради психологического комфорта нашей личности!