Неделько Григорий Андреевич : другие произведения.

Лиловый огонёк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Почти лирическая и довольно напряжённая история о последнем полёте разумной машины и её робота-водителя...]

  (Продукт Лаборатории альманаха "Фантаскоп" и портала фантастика.рф)
  
  Григорий Неделько, Валерия Гуляева, Евгений Никоненко
  
  Лиловый огонёк
  
  Фантастический ремейк известного фильма
  
  Этот рейс я запомню на всю оставшуюся жизнь, хотя жизни той... В общем, это мой последний полёт.
  
  Раньше, будучи молодым, полным энергии, с безупречно работающими запчастями, я никогда не думало, каково машинам, готовящимся уйти под пресс. Здесь нет ничего страшного - есть только неизбежное. И моя неизбежность наступит завтра.
  
  Как я уже сказало, мой нынешний рейс - последний, но, боюсь, он так и останется неоконченным, вот что самое неприятное. Бывало, я не справлялось с поставленными задачами: иногда по вине водителя, иногда - по собственной вине, а когда-то - из-за неподвластных мне обстоятельств. Однако подвести моего шофёра именно сегодня, учитывая задачу, перед нами поставленную, а ещё то, что с такой крупной неудачи начинается послужной список хорошего парня... это, как мне кажется, верх несправедливости. И я ничего не могу поделать. Разве что... рассказать вам, как всё было.
  
  Ах да, забыло представиться: такси. Летающее. Погромыхивающий раритет...
  
  ...Мы остановились, и Чарли указал на машину, которой предстояло стать моим орудием производства. По крайней мере, на сегодня, потому что завтра её списывали.
  
  - Полетаешь пока на этой, а потом, возможно, подберём тебе другую, получше.
  
  - Пока?
  
  - Ну, ты понимаешь: телепортаторы, то да сё... Такси уже не так популярны. Но пару-тройку машин последней модели мы сможем раздобыть, ведь даже в наш век мгновенного переноса находятся люди...
  
  - И роботы, - добавил я.
  
  - И роботы, - Чарли согласно кивнул, - которым хочется по старинке... ну, ты понимаешь, - присовокупил он своё любимое выражение. - Уж не знаю, в чём дело, наверное, в привычке.
  
  Я кивнул, попутно обходя машину, осматривая её, похлопывая по чистому жёлтому боку - знакомясь со своей "кормилицей", как мы, таксисты, называем транспортные средства, на которых работаем. Пусть и на один день, но мы должны были стать друзьями. Командой.
  
  Чарли оставил нас наедине, незаметно удалившись.
  
  Сев в машину, я сразу почувствовал Атмосферу. Она исходила ото всего: от кресел, приборной панели, сенсоров... Чтобы лучше проникнуться ей, рассказать такси о себе и узнать побольше о нём, я подсоединился к специальному разъёму и завёл двигатель...
  
  ...Информация хлынула в меня, подобно бурной реке, вхлёстывающейся в море. Давно я не испытывало этого. Мой последний водитель, с которым я проработало семнадцать лет, был человеком, до него - тоже были люди, и только самый первый шофёр, как и - вот ирония! - самый последний, оказался роботом. Я уже забыло ощущения, которые возникают при Контакте, и в течение нескольких секунд, растянувшихся до нескольких лет, в меня хлынуло столько инфы о моём новом шофёре, что я невольно растерялось.
  
  Впрочем, быстро успокоилось, поскольку выяснилось, что старший брат - так мы называем шофёров - парень добрый, ответственный, правильный. Короче говоря, лучший представитель роботов. Во всяком случае, это утверждали записи в его микросхемах, которым мне не было смысла не верить, и его программа.
  
  "Что ж, - подумало я, - начало неплохое. Полетаем!.."
  
  И в ответ передало ему информацию о себе...
  
  ...Такси не имело вредных привычек, как то: ломаться, выпрашивать лишнюю порцию топлива или тому подобное. Характером обладало неперечливым. Работало чуть ли не на износ. Удивительно близкая мне позиция - что трудиться надо так, чтобы потом не было мучительно больно, - сблизила нас сразу и намного сильнее, чем месяцы знакомства.
  
  Продолжая осмыслять пропущенные через меня сведения о такси, я подумал, что надо закрепить успех. Этому нас учили в школе вождения. Ничто не сближает двух механических существ больше, чем общее дело.
  
  Мы подлетели к воротам. Те просканировали машину и автоматически открылись. Выпорхнув в синее, покрытое белыми кучевыми облаками небо, мы полетели над Москвой. Она давно стала одним из центров мира - наряду с Токио и Лондоном, - поэтому в ней несложно встретить иностранцев: как обычных людей, так и роботов. Хотя что значит "обычных людей"? Роботы составляли девять десятых населения планеты, и всего лишь одна десятая приходилась на людей, по каким-то причинам не улетевших на Марс или другие обжитые планеты.
  
  Я вспомнил мультфильм, снятый ещё в далёком-предалёком XX веке по книжкам тех же лет. Всё это мы проходили на курсах вождения. Нам показывали древний мир так называемых гомо сапиенсов и рассказывали о том, каким они видели будущее. Естественно, будущее наступило не столь быстро, как им представлялось, и было иным, нежели они думали, но в целом я немало узнал на тех курсах о людях, их фантазии, желаниях и мыслях. Подобные знания немало помогали в работе.
  
  Мы облетели несколько кварталов, то снижаясь, то вновь набирая высоту, и уже намеревались вернуться на базу, когда внутри салона раздался голос:
  
  - Эс-Икс-105?
  
  - Да? - ответил я.
  
  - Срочно следуйте на улицу Грановского. Там, у пятого подъезда дома номер двадцать шесть, вас ожидает первый клиент. Так получилось, что это - секретарь правителя Российского Содружества. Все остальные наши водители в данный момент заняты, так что ответственная миссия забрать клиента и доставить по назначению возложена на вас.
  
  - Есть, господин, - ответил я по форме. "Господами" назывались все представители мужского пола, роботы и люди. - Ну что, дружок, полетели?
  
  И я направил машину в сторону центра.
  
  Синхронизировав свои внутренние и внешние процессы с алгоритмом работы такси, я подсоединился не только к источнику неизвестной информации, находящемуся в авто, то есть, если угодно, к чувствам и чаяниям металлической колесницы. Помимо этого в недрах собственной личности, и, в первую очередь, в центре управления жизненной системы, в самом мозгочипе, я открыл доступ для очеловечивающего ПО старой модификации, впаянного в устаревшей конструкции схемы такси.
  
  Я сразу ощутил нечто неожиданное; если и не пугающее, то удивляющее. Похоже, ПО или испортилось - точечно, однако неизбежно, - или по иной причине (например - а чем чёрт не шутит?! - по воле такси) функционировало вразрез с задачами, для которого создавалось. По мере продолжения Контакта - отправляясь за пассажиром высокого ранга, довозя его до здания Госдумы и улетая прочь - я неизменно испытывал разные незнакомые вещи. Те, которым не удалось бы подобрать определения и названия, если бы я не встречался с ними в поседневной жизни, пусть и в качестве наблюдателя. Названные вещи касались роботов крайне опосредованно.
  
  Я воспринимал мир и населяющие его существа и аппараты как нечто тёплое, думающее, мыслящее. Я не рассуждал автоматически и механически, трезво и холодно, а сочувствовал и понимал. Сомневался и размышлял. Удивлялся и боялся, а после - смеялся про себя и старался сохранить спокойствие. Словом, мир моих микросхем и микрочипов перестраивался во что-то очень напоминающее человеческие мировоззрение и взгляды. Я будто бы сам становился человеком. И вот уже это не могло не беспокоить...
  
  А "очеловечивающее" ПО действовало на полную катушку, меняя, если так можно сказать, мое только что сформировавшееся мировоззрение. Да, я неслучайно выбрал это слово, поскольку определения вроде "мыслительная программа", по моим ощущениям, имеют ко мне всё меньшее отношение. С каждым разом отчётливее я воспринимаю себя как некую сформировавшуюся личность, способную свободно мыслить, принимать самостоятельные решения и обладать правом выбора и аутоидентификации. Все эти явления никак не вяжутся с искусственностью моей природы и изначальной ориентированностью на обслуживание человеческих потребностей...
  
  Когда мы парили над механизированной Москвой, городом, где на первом месте стояли роботы, а не люди, я пообещал такси выкупить его. И сделал это. "Новая знакомая" обошлась гораздо дешевле, нежели я предполагал, поскольку вложения ограничились лишь небольшой взяткой непосредственному начальнику, а само такси "отправилось", как и планировалось, на утилизацию. Разумеется, только "на бумаге".
  
  С работой оказалось труднее. Как и любой робот, я не мог просто пойти и уволиться подобно человеку, но у меня были права на выходные и отгулы, чем я и воспользовался, выкроив пару деньков. А потом просто не вышел на работу. Да, я сел за руль моей "крошечки", и мы слетали в одно место, чтобы затем ракетой, вихрем, но и двумя личностями, людьми, беглецами умчаться прочь из Москвы.
  
  Что будет дальше, я не знал. Но всякий из нас, железных братьев, слышал истории о роботах, получивших очеловечивающее ПО. Эти истории, или даже байки, постоянно рассказывались за бокальчиком энергетического коктейля, вихрем пролетали по микросхемам во время подзарядки на коллективной станции, являясь, по сути, частью некой мифической идеи о свободе робота и становлении его как личности. Не став исключением, я с изрядным скепсисом относился к подобным россказням, но где-то внутри, если вспомнить популярную среди людей фразу, теплился лучик надежды, и центральный процессор нещадно блокировал эти проявления, считая их абсолютно нелогичной цепочкой мыслительного процесса.
  
  Тем не менее, судя по этим басням, робот вынужден был кинуться в бега, ибо становился опасным для четко работающей системы. И система могла устранить его, как потенциальную угрозу для своей стабильности. Ходили даже слухи о неких "убийцах", настоящих машинах для уничтожения, кибернетических механизмах, выслеживающих и ликвидирующих "очеловеченных". Конечно, страшилки и сказки для новособранных вызывали у меня улыбку, но теперь... я подумал: а что, если это правда? И за нами начнется охота? Что ж, время рассудит, а пока надо действовать согласно задуманному - нами, бездушными, казалось бы, механизмами! - плану.
  
  Была глубокая ночь. Я потягивал энергетический коктейль, сидя в пустом баре на одной из федеральных транспортных трасс и размышляя о своих новых "технических характеристиках". Я и не заметил, как из темноты зала ко мне подошел неизвестный робот и сел рядом.
  
  - Эс-85, - Он протянул мне руку на манер человеческого приветствия.
  
  Я нехотя пожал ее. Роботы так не здороваются - это привилегия людей, что и настораживало.
  
  - Успокойся, - Эс-85 рассмеялся. - И я бы советовал тебе привыкать к тому, что ты теперь больше человек, нежели робот.
  
  - Откуда?...
  
  - Ха-ха, видел бы ты собственное лицо, - робот уже совсем по-простецки хлопнул меня по плечу. - Ребят вроде нас можно сразу распознать, если знать как, разумеется. В структуре твоего электромагнитного поля существуют определенные...э-э-э...включения.
  
  - Включения?
  
  - Да. Непосвященному они могут сигнализировать просто о несбалансированной работе некоторых твоих систем или что-то в этом роде, - Эс-85 снова засмеялся. - Но тому, кто знает, понятно, что "лиловый огонек" - это признак "своего".
  
  - "Лиловый огонёк" - всего лишь способ для такси оповестить потенциальных пассажиров, что места для пассажиров свободны, - немного устало, однако в большей степени заинтересованно возразил я.
  
  - У него - может быть. А у тебя?
  
  - Знак особого построения внутренних схем, перестройки базовой ментальности. Обыкновенное стандартное оповещение.
  
  - А теперь вдумайся в свои же слова, - с усмешкой предложил нагловатый тип.
  
  Я не стал этого делать - намеренно. Вместо того спросил:
  
  - О каких таких "своих" вы говорили?
  
  Эс-85 сморщился.
  
  - Давай на "ты".
  
  Я поразмыслил секунду-другую.
  
  - Ладно. Давай.
  
  Услыхав моё согласие, Эс-85 ободряюще улыбнулся и продолжал:
  
  - Да, ты не один такой, приятель. Добро пожаловать в наше братство.
  
  Он снова протянул мне руку, но на этот раз я ее пожимать не стал.
  
  - Понимаю, - тут же опять заговорил он, - ты мне не доверяешь. Это нормально, это говорит о том, что твое ПО работает правильно. Сомнения - черты человеческой природы.
  
  - Просто я не знаю, тот ли ты, за кого себя выдаешь.
  
  Я действительно сомневался. Этот робот столь легко распознал во мне признаки "не заводской прошивки"... Возможно, и другие "посвящённые" не менее осведомлены и наблюдательны. Не факт, что мой случайный знакомец руководствовался добрыми намерениями.
  
  - Успокойся.
  
  Эс-85 снова хлопнул меня по плечу, и это уже начинало раздражать. Тогда я быстро забыл об объекте раздражения, поскольку сам факт появления несвойственной роботам функции, или эмоции, вызывал во мне немалое беспокойство. Однако, и любопытство.
  
  - Все эти басни про киборгов, - говорил тем временем робот, - так и останутся баснями.
  
  - Но басни-то на пустом месте не рождаются, - заметил я.
  
  - Эх. Давай лучше угощу тебя коктейльчиком.
  
  Я не успел ответить, а он уже щелчком подозвал робота-бармена. Подъехавшая старая хреновина, походившая, скорее, на кофе-машину на колесах, равнодушно наполнила бокалы энергетическим напитком.
  
  - Нам, конечно, - Эс-85 отхлебнул из бокала, - недоступен сверхбогатый арсенал спиртных напитков, что есть у людей, но спасибо и за то, что имеем.
  
  - Так что там с баснями? - Я решил вернуть разговор в прежнее русло.
  
  - Басни есть басни.
  
  - То есть никто не охотится за "ребятами вроде нас"? - иронично, хотя и с долей растущего любопытства уточнил я.
  
  - Ну, системе, естественно, неприятно появление роботов, не действующих в соответствии с алгоритмами, но на планете, где роботов в шесть раз больше, чем людей, охотиться за отдельными индивидуумами с "очеловечивающим" ПО нет особого смысла. А киборги - это вообще сказки. Максимум, что произойдёт, - сотрут тебя из базы данных со всеми вытекающими последствиями.
  
  - Вроде невозможности подзарядки?
  
  - В том числе. Но успокойся, против этих мер тоже есть контрмеры. Я же существую, будучи стертым из базы, - Эс-85 улыбнулся во весь свой рот и почему-то широко развел в стороны руки, а потом стал пить коктейль.
  
  - Значит, нам ничего не грозит, - подытожил я.
  
  - Нам? Так ты не один?
  
  - Да. Я и моя... - я замялся.
  
  - Возлюбленная, - Эс-85 вновь улыбнулся и как-то лукаво подмигнул. - Называй вещи своими именами.
  
  - Ну, пускай будет так, - я впервые улыбнулся ему в ответ.
  
  Да, возлюбленная. Как странно-приятно звучит! Сколько необычных, неизведанных чувств вызывает всего только одно слово.
  
  Чувства... Я теперь способен испытывать их, и это совершенно новые для меня явления. Чувства никак не вяжутся с логикой и прагматичностью действий робота, и осознание этого буквально взрывало мой электронный мозг. Если бы не очеловечивающее ПО, то я бы легко мог сам себя загнать в ступор, ибо центральный процессор просто бы не нашёл нужного логического объяснения и решения. Но сейчас... Сейчас я начинал улавливать смысл слов того чиновника, которого недавно вёз на моём любимом такси. Само понимание сути тех вещей, о которых он говорил, ничто без привязки к ним чувств и эмоций. И это верно.
  
  - Ну что? Идем? - Слова Эс-85 вернули меня на землю.
  
  - Куда?
  
  - Стирать тебя из системы.
  
  Вскоре выяснилось, что мой говорливый приятель Эс-85 - сотрудник Всепланетного Бюро Статистики. Вместе с ним мы вошли в красивый белый автонебоскрёб, здание Бюро. После этого, когда я пару минут посидел на стуле, подключённый к компьютеру, всё изменилось. Некто Тэ-507, друг Эс-85, стёр мои прежние данные и обновил их. Отныне в главном статистическом компьютере содержалась полная и точная, не терпящая возражений и сомнений инфа относительно меня, а именно - документально подтверждённое свидетельство моей "смерти по негодности". Либо, пользуясь людской терминологией, утилизации.
  
   [Продолжение в сборнике - увы, платно... :| :// ]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"