Неделько Григорий Андреевич : другие произведения.

С Т андарт качества (консультантский обзор группы 2 конкурса "С Т (Свободное творчество) - 2013")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Следите за обновлениями! В обзоре: Эдуард Шауров "Отпетые ксенофилы или концепции контрацепции", Елена Калугина "Отнюдь", Екатерина Бережная "Экзотический десерт или необычайные приключения Кати, её мужа Андрея и их совместно нажитого кота Вани", Артём Фролов "Ramble On!", Виктор Медведев "А зомби здесь тихие...", Алексей Зырянов "Цирк номер 8: концовка форс-мажора", Удонтий Мишия "Планета Срам", Ирина Пантелеева "Заколдуй меня на счастье...", Ink Visitor "Только дети, жрецы и безумцы", 10. Иван Андрощук "Аборигены библиотеки", 11. Кроатоан "На краю ночи", 12. Евгений Шруб "Герой", 13. Иулсез Алди Клифф "Вторжение", 14. Вячеслав Ледовский "Новые горизонты".]


Григорий Неделько

С Т андарт качества

(консультантский обзор группы 2 конкурса "СТ (Свободное творчество) - 2013")

Всем хорошего конкурса!

В качестве предварения пара слов о "критериях судейства". Вообще-то их у меня нет, а если бы были, описал бы так: интересность. Ну вот, говорил про два слова, тогда как тут всего одно. Зато очень важное. На мой взгляд, самое важное. Если ваш рассказ заинтересует меня, лично я сочту его удачным. При этом жанр для меня неважен: мелодрама, боевик, комедия, эротика, детектив... И направление не играет роли: реализм, фантастика, постмодернизм, мистика, любовный роман, ЖЮФ, МЮФ... То же могу сказать про объём. Просто сделайте читателям интересно вашими текстами, друзья! Это и есть, на мой взгляд, стандарт качества, которого, к сожалению, очень не хватает сейчас, - интересные тексты. Ну что ж...

...let the competition - and literature of course - begin!

:) ;)

(Первые отклики - завтра, 18.09.2013. Начнём со льготников, как логично предположить.)

Несоответствие теме или полное её отсутствие будут озвучивать только в "вопиющих" случаях, лады?

Итак, погнали!

Вначале 1 льготник, как и упоминал, а также 1 нельготник. Думаю, так и будем продвигаться, пока льготники не закончатся (сорри за фразу), ну а дальше рассмотрю остальных участников группы.

[Да, может, ругань упраздним? :))) Взялся за обзор, как и обещал, вчера, а поток дел вынудил сидеть до третьего часа ночи. :) На 2 часа с минутами опоздал, а обзор - вот он. ;) ]

1. Эдуард Шауров "Отпетые ксенофилы или концепции контрацепции"

   Хорошо, довольно уверенно, вполне технично написанный рассказ на пикантную тему, пикантность которой чуть нивелируется (и это хорошо, по-моему) фантастикой и инопланетянами, а с другой стороны, ими же доводится чуть ли не до абсурда, до сюра даже (что мне тоже по душе). Помню рассказ на другом конкурсе, куда "Ксенофилы", по моему мнению, не вписались именно из-за своей смелости. Уважаю смелых авторов. Уважаю умелых авторов. Уважаю смело-умелых авторов.
   Сам сюжет меня не очень заинтересовал, однако следить за описаниями мира, удивляться - понравилось, безусловно.
   Характеры, думаю, выписаны в целом реалистично. Не по нраву мне такой тип поведения, взгляды - у женщин ли, у мужчин ли, - но это личное дело автора отклика, к рассказу напрямую отношения не имеет, на консультантский отзыв никак не влияет.
   Что ещё? Удачные и точные приёмы - в большинстве своём, - к тому же зачастую необычные. Пахнуло абсурдисткой НФ (или просто Ф), которую, бывало, писал Шекли - а в определённые периоды она доминировала в его творчестве. Один раз даже на пару с Эллисоном создал "Человека, который сидит на стуле". Оба американских фантаста не чурались подобных тем, эротизма - скрытого или явного. Впрочем, это уже совсем другая история...
   Вернёмся к нашим пришельцам.
   На "СТ", особенно принимая во внимание тему, рассказ смотрится уместно, по-моему. Высший балл я бы не поставил, если б пришлось оценивать, но на сей раз в конкурсе, по причинам технического характера, не участвую. Похвалить есть за что. Оценка должна быть не средней, а выше, на мой взгляд, за технику пускай. Считается, что надо взять высокоморальную идею и облечь её в классическую форму, сделав это при помощи открытых многие годы назад литературных приёмов, а помимо ровного языка без экспериментов. Вы согласны? Я - нет. :)
   Эдуард, если сократить чуть рассказ (например, первый эпизод, который просто диалог) и добавить сюжета, возможно, даже экшна, получилось бы отлично, а сейчас как минимум хорошо. Сомневаюсь, что "Ксенофилов" в ближайшее время опубликуют, из-за темы, в первую очередь: недостаточно _высоко_моральна и слишком оригинальна. Вы согласны? Я - нет. :) Пора немного расшевелить литературу, а то она постепенно, но неуклонно (с) превращается в литературку. Рассказ кому-то может прийтись не по душе, и я их понимаю: себя тоже к фанатам причислить не могу, но надо уметь различать качественную и некачественную прозу. Если опубликуют, прошу свистнуть, порадуемся вместе. ;)
   Удачи, Эдуард!

2. Елена Калугина "Отнюдь"

  
   Юмористическо-пародийно-стёбно-постмодернистская славянская фэнтези.
   Собственно, на этом можно было бы и закончить, но как же, ГАН - и вдруг пишет настолько короткий отзыв. Непорядок. Ну что ж, будем приводить к порядку.
   Юмор забавный, ничего не могу сказать. Тематика, сюжет, приёмы, даже язык, как и в предыдущем рассказе, резковаты, за что, однако, не ругаю. Но если в "Ксенофилах" всё смотрится, точно, процентов на 80 гармонично, то здесь... Впрочем, для наглядности прибегнем к наглядности:
  
   1. По утрам пила Василиса кофий мелкими глоточками, изящно топыря мизинчик. 2. Изредка, в минуты глубокого душевного волнения, доставала девица из сундука своей прабабушки пропахшее нафталином словечко "отнюдь".
     
      3. При всей своей тонкой душевной организации, Василиса обладала гренадерским ростом, недюжинной физической силой, грудью уверенного пятого размера, тонкой талией, восхитительно округлыми бёдрами, копной густых русых волос, пухлыми губками и наивными, широко распахнутыми синими глазами, обрамлёнными пушистыми ресницами. 4. Весь этот богатый набор в летнюю пору паковала она в белый топ с отложным воротничком и символические джинсовые шорты на босу попу, в коем наряде выходила исполнять служебные обязанности по надзору за вверенными ей лесными угодьями.
  
   [Мысли взрение: Хм, "Василису" автор "выделила" не сразу...]
  
   1. Стиль русских романов второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров).
   2. Стиль, не считая инверсии, практически современный, если забыть о лёгкой, в этом предложении, иронии (которая, между тем, верная спутница множества отпрысков современного творчества), - в принципе, ЖЮФ.
   3. Публицистический стиль.
   4. Стиль отчёта.
  
   И постоянные повторы (имя героини, минимум) стоит, по мне, частично заменить/ разредить/разбавить - либо всё вместе. К текстам в этом плане не придираюсь, но глаз режет, мешает читать. Даже если интересно, смешно, стопоришься, начинаешь раздражаться не по собственной воле - какой тогда эффект ха-ха.
  
   Всё это не к тому, что текст плохой или т. п. Нет. Написать юмористическое произведение очень сложно, и наибольшую сложность представляет стилизация. Она вообще одна из самых трудных штук в лит-ре. Например, создать рассказ в жанре хоррора раз плюнуть: смешай кровь с кишками и взболтай. Трэш получился? Ну трэш - но хоррор же. С юмором та же ситуация: мало сказать шутку - надо облечь её в нужную форму. Идеальный пример - русские анекдоты. Можно даже матерные вспомнить, они обычно смешные, нередко ржачные и, кстати, по стилю, если вдуматься, соответствуют анализируемому рассказу.
  
   Насчёт разговорного словечка "отнюдь" (разговорное - по Ожегову; 2-е значение, по нему же) уже высказывался. Нет, не в обзоре. Я бы это слово в качестве названия, в том числе и стёбного текста, не использовал, но здесь не могу быть объективным. Это вообще сложно, почти как стилизация. :)
   Многие шутки и/или идеи шуток понравились. Современно, узнаваемо. Избито, не без этого, но не "прям уж вторично". Жаль, форма рушит задумку. Экшн в конце - уже хорошо. Но до этого, половина рассказа или больше, - сплошняковая экспозиция, причём обычная, без увлекательных игр с формой, а постмодерн же, по-хорошему. Середины нет или она представлена тремя-пятью предложениями. Расширить произведение раза в два хотя б, вырезав ненужные детали: пошутить ведь можно и по делу, а не только на отвлечённые темы.
   Концовка хорошая. Название обыграно тоже удачно, причём несколько раз. Улыбка при прочтении иногда появляется (у меня, во всяком случае). Возможно, попросту не стоит воспринимать этот рассказ-зарисовку серьёзно, в чём, между прочим, нет ничего страшного: у Чехова есть абсолютно несерьёзные вещи, бессмысленные, пародия на Верна, скажем. Мне очень нравится: расслабляет, веселит.
   Такой, знаете, сказочный, юмористический, чисто женский трэш вышел, на грани добра и зла по юмору. Во всём перечисленном, к слову, не вижу ничего плохого. :)
   Удачи, Елена!
  

3. Екатерина Бережная "Экзотический десерт или необычайные приключения Кати, её мужа Андрея и их совместно нажитого кота Вани"

   Очень приятный рассказ: и языком, и героями, и сюжетом.
   Ровный, хороший, забавный, зримый язык. Читаешь и расслабляешься. Уже ради такого эффекта стоит писать, тем более что рассказ юмористический.
   Героям верю, фальши в их поступках и мыслях не вижу, надуманности, штампов или некоей червоточины (т. е. червоточины не к месту), на мой взгляд, нет.
   Сюжет в меру спокойный, во всяком случае, без эксцессов. Такая лёгкая комедия с элементами эксцентрики и ситуационности. Действие узнаваемо, реалии тоже, что опять же приятно.
   Вроде бы описания длинны, но, с другой стороны, подробны, раскрывают героев, фабулу - весь текст, - и читаются легко, и написаны в одном стиле, соответственно, не претензия ни в коем разе.
   Рад, что ещё пишут обаятельные техничные комедийные истории, а не только трэш, американщину или американский трэш, которые, впрочем, будем честными, также надо _уметь_ написать достойно, потому что есть "Четыре комнаты", а есть последние комедии с Эдди Мерфи типа "Чокнутого профессора - 2" (правда, это не критичный пример).
   Но мы отвлеклись. Спокойный рассказ, скорее, для женской аудитории - вот что получилось. До-о-олгое название, кстати, в тему. Ну и ещё это история для тех, кому просто нравится недрайвовое, зато жизнерадостное времяпровождение.
   Успехов, Екатерина! :)
  

4. Артём Фролов "Ramble On!"

   Очень хороший, качественный да и сложный текст. Первое предложение вызвало вопросы длиной, но читалось легко, поэтому плюс за него, однозначно. Хотя можно, конечно, разбить на парочку по крайней мере, чтобы излишне, с первого же захода не грузить читателя. Тем более, дальше я столь длинных фраз не видел, а особого назначения у предложения нет вроде как.
   Ну да бог с ними. Рассказ. Или миниатюра. Или - зарисовка... Да опять-таки неважно. Очень интересно. И пусть концовка открытая, т. е. отсутствует вовсе, атмосфера делает текст крайне любопытным. Дух хард-бойлд-детективов с саундтреком в виде "Лед Зеппелин", написано вполне по-современному, происходить же может и в наше время.
   В аннотации указано: "небольшой рассказ-метафора". Всё верно. Именно потому, видимо, и хорошо, что нет концовки, точнее, сюжета... как такового. Зато есть идея, мысль - надо лишь её ухватить. И подумать. Но, Артём, предупреждаю, обжёгшись сам :) : немногие этим занимаются, оттого-то символизм не особо в почёте. Хотя Стивен Кинг считает, что символами писать проще всего, "король" сам с них начинал. Возможно, Кинг прав. Но у вас не только символы - ещё и реалии, удачно перенесённая на бумагу действительность, причём иностранная.
   Название, как понимаю, тоже "цеппелиновское" :) , правда, там нет воскл. зн., если правильно помню.
   "Это была "Лестница в небеса", песня, которою Джонни называл саундтреком к Толкиену". - Обожаю песню "Stairway to Heaven". Знаю только одного человека, который говорил, что ему не нравится эта великая вещь. Но не стоит о нём. :) Ассоциация с Толкином неожиданная, занимательная, однако, поскольку в "Лестнице" много фолковости/народности, понятная. При этом, если не ошибаюсь, играется она в ля-миноре, чисто хард-роковой - ставшей таковой с тех пор - тональности.
   Джонни, насколько знаю, - Джон, значит, Джонатан, а Джо - Джозеф = Джонатан/Иоанн/Иван, а Джозеф/Иосиф.
   Персонажи не то чтобы живые, но харизматичные, стильные. Читал как будто фильм смотрел. Опять же штампов нет. Либо вы "умудрились" использовать их к месту - сложное дело, весьма и весьма. :)
   Хочется узнать, что дальше? Да. И, если верить предисловию Нила Геймана к недавно выпущенному на русском языке его и Эла Саррантонио сборнику "Все новые сказки", - это главная удача любого рассказа, когда автора спрашивают "А что было дальше?". Возможно, пара дополнений, намёков хотя бы, ещё больше заинтересовала бы аудиторию, сделала бы произведение полнее, но и без того потенциал есть, бОльшая часть которого раскрыта, безусловно.
   "Продолжайте бродить", удачи! :)
  

5. Виктор Медведев "А зомби здесь тихие..."

   Постмодернистская фантастика, так бы я охарактеризовал текст.
   Умелая игра с содержанием, стилем, интересные персонажи, пусть и описанные парой слов. Понятно, на какое произведение аллюзия/намёк. Но смысл, а равно и финал - да и сюжет в целом, совсем иные.
   Мне понравился посыл. Мне понравился кураж. Мне понравилась ирония. Даже грубость и сухость слога к месту. Да что там, неоригинальное название тоже играет в пользу рассказа. В общем же, необычный взгляд и на старую историю, и на постмодерн.
   Только, если я правильно понял назначение имён "девушек", E надо переименовать в I. :) Или ошибся?..
   Лаконичный увлекательный текст. Успехов, Виктор!
  

6. Алексей Зырянов "Цирк номер 8: концовка форс-мажора"

   Любопытный текст: ритмичный, красивый, пожалуй, и приятный. Непонятный, правда: написан равно отчасти, возможно, потому, что с однозначным намёком на стихотворность.
   Приглянулась игра с формой.
   Показалось, что после половины текст скачет, причём, не исключено, безосновательно, хотя этот стиль, в целом, выдержан во всём рассказе.
   Оригинально, нечто вроде смеси философии, абсурдизма и иронии, неореализма то есть, а значит, нового взгляда на утомившую повседневность.
   Спасибо отдельное за умелость и бесстрашие! :) И - удачи!
  

7. Удонтий Мишия "Планета Срам"

   Можно быть кратким: мне понравилось.
   Но, думаю, имеет смысл немного развернуть мысль.
   Оценил, прежде всего, достаточно техническое обращение с тем же постмодернизмом (одни имена чего стоят - и ведь создают юмористический эффект). Весь рассказ пропитан иронией, лёгкой, практически незлобивой. Косяков как таковых в тексте нет.
   Но вот на начало я бы обратил внимание: очень длинная вводная, данная в виде лекции. Ничего не имею против этого приёма, но он применяется с первого же слова. Некоторые "сетевые мэтры (лишь цитирую их почитателей) любят подобным образом писать - и срывают аплодисменты влюблённых поклонников. Однако знаю ваши способности, Удонтий: вы не только хорошо пишете, но и знаете, как "скомпоновать" рассказ, где расставить акценты, что сделать, чтобы произведение получилось лёгким, ненапряжным и вместе с тем глубоким. И с ПМ-ом умеете обращаться, пусть и (говорю о том, что читал) часто в качестве только лишь одного из литературных средств. Потому и удивился, прочтя долгий пересказ-открывашку. Его вообще можно выкинуть или переместить ближе к середине, мне думается.
   Стоит ли сократить диалоги? Не исключено. Хотя они глаз не особо цепляют, а ещё во многом раскрывают героев, их характеры, особенности.
   Спасибо за хорошую юморную _историю_! История - это всегда интересно. Что настоящий рассказ без неё... :) Всего вам!
  

8. Ирина Пантелеева "Заколдуй меня на счастье..."

   Вполне удачная, на мой взгляд, комедийная мелодрама. Лирическая комедия.
   Лёгкий слог, нет лишних деталей, много живости, (в большинстве своём) забавные диалоги. Но последние же ставят, как мне кажется, тексту подножку: поскольку рассказ - на 25 "самиздатовских" килобайт - состоит чуть ли не целиком из разговоров, действия мало. В мелодраме это оправдано, потому что там неспешное, вальяжное действие, - здесь же и драйв ощущается, ей-ей, местами точно. Возникает диссонанс: задорный стиль и меланхоличное содержание, которое ещё сильнее разрежают шутки. Думаю, если привести к единообразию и, может быть, расширить текст, в частности поюзать описания (не только локаций, но и героев, их личностей), то рассказ значительно выиграет.
   Однако, несмотря на "крайнюю лаконичность" и некую обрывистость, персонажей видишь, происходящее в общем-то понятно. Женский текст, что найдёт своего читателя.
   Спасибо, и желаю вам! :)
  

[Со льготниками закончили: вынужден был немного пересмотреть свои планы. Но обозрю всех, конечно же. Далее примерно по столько же откликов приблизительно такого же объёма будет появляться в обновлениях. Следите (если интересуетесь)! :) ]

  

[Вот мы и подошли к финишной прямой, то есть этого обзора и первого тура. Дальше привожу работы, которые не были сняты.]

  

9. Ink Visitor "Только дети, жрецы и безумцы"

   Отличный рассказ с глубоким саспенсом.
   Причём лично меня порадовал не столько язык, ровный, но богатый, и не напряжение, грамотно "смешанное" с действием, и не умная, умелая стилизация под старину, без часто встречающегося перегиба (оно и понятно: живём совсем в другом времени), а композиционная изобретательность. Ни одной объяснялки, по крайней мере, затянутой и в стандартных для большинства авторов местах. Даже пара абзацев средней величины о герое и мире не считается, поскольку им предшествует довольно подробный эпизод. Хотя важно не это - привлекает внимание, что автор избежала шаблонности не в ущерб, а в плюс, по-моему, тексту.
   Она снова написала длинное произведение и сделала это интересно.
   Смутила разве что некая неврастеничность персонажей, которая, с одной стороны, сейчас весьма популярна (уж не знаю, каждый ли писатель сознательно привносит такое в свои творения, чтобы понравиться читателю), а с другой, снижает реалистичность, добавляет детскости-подростковости. Саспенсовое же, мрачное произведение должно быть если не взрослым, то отстранённым.
   Удачи!
  

10. Иван Андрощук "Аборигены библиотеки"

   Странноватый стиль, особенно что касается языка. Впрочем, я бы отнёс это к плюсам, тем более что язык в нужной степени гладкий.
   Тут уже есть объяснения, хоть и не в критических количествах и масштабах.
   Идея интереса, мне понравилась, оценил ещё и, скажем, как любитель литературы. :) Но, по сути, смесь объяснений с диалогами и перечислениями не очень приглянулась в качестве формы.
   Текст среднего объёма, поэтому сложно сделать более точные выводы. Ем не менее, такой размер - не слишком большой и не очень маленький - наверное, лучше всего подходит для выражения идей, что не подразумевают множество действия.
   Рассказ в целом качественный.
   Успехов!
  

11. Кроатоан "На краю ночи"

   Это не рассказ :) , это не проза даже - это "поэзия". Чтобы не быть голословным:
  
   "Я слышу, как вхолостую щелкает баек старого револьвера, слышу глумливое эхо в заброшенном здании школы - будь то надрывный звонок или же суетливый топот детских ножек по обшарпанным ступеням, будь то едва уловимое позвякивание уцелевших стекол в окнах или же пронзительные скрипы ржавых дверных петель. Готов поклясться, что различаю, как шуршит на ветру пожухлая трава, и как хрустит гравий под подошвами ботинок... бесчисленного множества пыльных заношенных ботинок! А еще голоса, голоса, да... Я жду, и мое ожидание не напрасно. На остров медленно надвигается ночь.
     На остров медленно надвигается ночь.
     Медленно надвигается ночь..."
  
   За один технически и интонационно верный рефрен в конце цитаты текст, мне думается, заслуживает высочайшей оценки. Это уже владение пером/клавиатурой/письмом.
   При этом - ни одного лишнего слова.
   При этом - одинаковый и одинаково чарующий и затягивающий в себя ритм, подобный важным грузным перекатам ночных волн-великанов на неспокойной глади Мёртвого моря.
   При этом - выверенный стиль, интересная история, закольцованность композиции.
   И название соответствующее - красивое, запоминающееся - и без пафоса, излишнего точно.
   Ваш ник, автор, напомнил мне рассказ одного известного американского писателя :) , и вы, что называется, не ударили косичками в грязь. Так ещё, возможно, написал бы этот текст Лавкрафт, если бы жил сегодня.
   Спасибо и удачи!
  

12. Евгений Шруб "Герой"

   Замысел и попытку стилизации (под "классическую" фантастическую боёвку) оценил, разумеется.
   Но исполнение, к сожалению, не понравилось:
  
   "Мы уже второй год штурмовали эту планету. Плохое снабжение и не особый энтузиазм наших войск не давал полностью овладеть этим перевалочным плацдармом в данном секторе Галактики".
  
   Ненужный повтор ("это"), канцелярность ("данном", да и всё второе предложение по звучанию), сбоящая логика во фразе "не особый энтузиазм"... Это ведь начало рассказа и два небольших предложения.
   По-моему, имеет смысл вычистить и сократить текст, сделав его менее грузОвым, а заодно добавить яркости, может, даже оригинальности - в стилистическом плане здесь очень нейтрально. Даже у Шекли, любителя коротких фраз и коротких рассказов, было полно оригинальности: в описаниях, идеях...
   Но старание видно, способности тоже.
   Всего вам!
  

13. Иулсез Алди Клифф "Вторжение"

   Рассказ в общем хороший, а учитывая основную идею - вельми. :)
   Мог бы быть интригующим, если бы, как и в предыдущем, не тормозил язык. Замечания у меня те же, правда, указанных моментов меньше.
   Концовка, пожалуй, сильнее, чем в предшествующем тексте. Да и лаконичнее написан рассказ.
   Диалоги живые, персонажи вполне на уровне.
   Также фантастика, без стилизации только - во всяком случае, явной.
   Всего наилучшего!
  

14. Вячеслав Ледовский "Новые горизонты"

   Хороший стиль, немного рваный, но приятный, без излишеств и мешающих повторений.
   Начало рассказа я бы лично облегчил, в частности, убрав или сократив подробное введение в курс дела с первых же слов текста.
   По ходу дела тоже можно градус поясняемости сбавить, мне кажется. Однако тут уж определённо ничего криминального.
   Приятная фантастика, чувствуется тяготение к предмету (во всех проявлениях, так сказать).
   Желаю удачи и успехов!
  

Засим всё. Спасибо, что были с нами (ну, как говорится :) )!

И вам - всего самого наилучшего! И удачного завершения конкурса!

Всегда ваш

ГАН

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   7
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"