ОБЗОРЫ РАССКАЗОВ КОНКУРСА СК-8 "ЛЕДОВЫЕ ШИРОТЫ, ХОЛОДНЫЕ МИРЫ"
НИК НЕЙМ
Здравствуйте участники конкурса СК-8! Решил почитать и отрецензировать рассказы основной номинации. Поскольку обзоры до 10 рассказов не публикуются, пишу пока "в стол", накапливаю рецензии, а потом, начиная с десяти буду добавлять уже в текст обзора по мере обстоятельств. Но раз вы видите мой обзор на конкурсе, значит я уже достиг критической отметки в 10 рассказов и погружаюсь глубже в холодную мутную воду критики, которую я стараюсь согреть дружелюбием и сделать прозрачной.
Пару слов о методе рецензирования. Я всегда стараюсь объяснить авторам почему оценил так, а не иначе, что взял за критерии. Для тех, кто не знаком с моими критериями, я отсылаю к статье про Интерес-Финал-Эмоции-Язык:
Хочу, чтобы вы, уважаемые коллеги, понимали, что оценки, которые я вывожу, - абсолютные и должны быть переведены в относительные для сравнения с оценками других критиков. А как это? Быстро и приблизительно это - УМНОЖИТЬ НА ДВА. Точнее пока не получится, для этого мне надо прочесть и оценить все рассказы и рассчитать коэффициент перевода. Обещать это я пока не могу, хотя постараюсь. Пожелайте мне в этом удачи! И ещё, в кавычках, красным - это слова авторов, то есть - цитаты из рассказов.
Морозко И. Ледяной король.Мистика
В стиле мистики - всё в порядке. Однако есть что покритиковать.
Во-первых, идею, что "Ледяной Король" это некий дух невинно замороженного человека, который вершит суд над другими людьми. Я вижу в этой идее - логическую ошибку, если людей морозит "Ледяной Король", а не обычный холод, то кто же заморозил человека, ставшего "Королём"? Понимаете, да? Неплохо было бы отточить идею кто морозит, когда морозит и прочее вокруг холодной смерти.
Во-вторых, хотя как читатель я сопереживаю герою рассказа, я не считаю убийство методом самосуда моральным. Ни первый полицейский не тянет на "вышку", ни тем более второй, стрелявший в убийцу своего коллеги. А что вы на его месте не стреляли бы? Понимаю, конечно, что люди настрадались из-за произвола представителей власти, но вспомните революцию с миллионными жертвами, когда палачи нередко были из бывших страдальцев.
И, наконец, в-третьих. Не вижу я, что дело происходит в ледовых широтах и т.п. Разумеется, зима. И зима холодная. И Новгородская область холоднее многих других областей, хоть и не всех, но разве события рассказа не могли происходить зимой где угодно? А может и летом. Представляю, что у "Короля" и летом морозильной мощности хватило бы человека заморозить.
Однако я отдаю себе отчёт, что рассуждения реалиста и любителя НФ мало применимы к мистике.
Будем считать баллы: есть некоторый интерес (у меня) - 1, финал не сильный (наказание не моральное) - 1, сопереживание есть - 1, язык - ясный, кое-какие недочёты - 1. Итого - 4 балла.
Замечено в тексте:
"Особенно теперь, когда он не просто Мониторщик Ваня, а руководитель правозащитной организации, которая занимается расследованием случаев полицейского беспредела" - малохудожественно, официозно.
"Иван сказал: возьму руководство на себя, только оставьте". Нет кавычек в прямой речи. Также, лучше уточнить, что "оставьте офис", а не "меня".
"Автомобиль нёсся по заснеженной трассе, по обе стороны которой пролегали запорошенные белой ватой деревья" - разве деревья пролегают? Они же не срубленные.
"Да нет, просто холод я переношу легче, чем жару. От неё мне дурно делается. Тогда удивлённый Иван сбавил мощность". - Лучше уточнить - мощность печки, а то звучит, как поехал медленнее.
"Выходите из машины. Оба. Будем проводить осмотр" - Видимо, осмотр машины, а не водителя и пассажира. Кроме того, правозащитник Иван, сражающийся с беспределом полиции, в отличие от читателей, должен знать, что команда выходить из машины - незаконная для осмотра, и потому потребовать у полицейских вначале составить протокол и привести понятых.
"Лучше бы и впрямь повесили "Титаник" и эрцгерцога!" - Видимо, автор имеет в виду на него "повесили" эти дела.
"Уработался" - ...?
"Один стоял он заснеженной обочине" - пропущено "на"?
"В той, что капитан Холодов и лейтенант Январёв мертвы..." - В том
"Ничего себе, какое богатство привалило!" - А какое? 1 кг горного хрусталя стоит $20 - $30. Вряд ли можно выручить за кучку горного хрусталя (не в изделиях!) существенно большую сумму, а тем более в ломбарде.
Угадайка: автор ясен и очевиден для завсегдатаев СИ. Успехов вам, Олег Ракитин!
Марганцовчик. Нерассказанная притча. Фантастика
Неплохая недосказанная притча. Фантастическая. Постапокалиптическая. С этим - порядок. И мир холода есть. В модели "ядерной зимы", которая была предложена Карлом Саганом, как похолодание на год, а затем трансформировалась в длительный ледниковый период. В настоящее время эта модель превратилась в обратное - теплицу и парниковый эффект. Так что для конкурса: "Потепление климата" можно сделать вариант этого же рассказа с потеплением. Но поговорим о рассказе.
Читается он с любопытством - это 2, финал к сожалению, не вызывает у меня задуманного эффекта: трах камнем по бомбе и фейерверк. Если бы это было так просто, террористы давно бы нашли смертника для удара камнем. Даже кувалда не поможет, надо сбрасывать сверху, чтобы запустился механизм сдавления частей урана в критическую массу.
Так что финал, хоть и интересно спланированный для меня не сработал - 1.
Эмоции... Э-э-э не сильно работают, это же притча, нет места раскрутить, ну, допустим, 0,5. Зато язык красочный (мне понравился больше стандартного хорошего и понятного), поэтому 1,5. Итого 5 баллов.
Маленькие замечания к тексту: множество тире слитно с текстом, без пробела.
Это легко исправить, так же как и знаки в разрыве прямой речи (кое-где).
"Перед путником возникла черная покосившаяся башня, ... не осталось другого выбора, кроме как заночевать внутри жуткого незнакомого изваяния" - Изваяние, это скульптура, статуя, но не архитектурная постройка.
"Вознёс руки и замолил о пощаде" - замолил что - грехи, но не замолил о чём. Стал молить, взмолился.
"Нечасто вижу я" - Не часто.
И пару слов о ... Может стоить до... работать, про...длить? Что кажется слабоватым, помимо запланированного взрыва? То, что люди совершенно забыли, как добывать и сохранять огонь, и что это надо передавать от отца - сыну. А почему не всем детям? Почему - только старшему? Второе, почему нельзя взять часть огня, поджечь ветку и т. п? Факт убийства отца обойдён молчанием. Это не лучший приём. Может, имеет смысл развить, придумать почему? Отец никому не давал огня? Держал в тайне? Словом, какое-то почти библейское действие - во мраке. Это меня смущает. Я бы сочинял в направлении, что Азакай неправильно передал отцу разговор со Старым Духом и отец попытался убить сына во имя своей веры (против взрыва). Но, конечно, не смог противостоять сыну. В свою очередь, Тувум, узнав от Духа о возможном взрыве и о том, как разжечь костёр, догоняет брата, борется с ним, бьёт его камнем по голове и убивает. Наступает покой (ценой двух убийств), Тувум разжигает костёр и навещает Духа, от которого узнаёт, что бомба не могла бы взорваться от удара камня, просто камень по металлу даёт хорошие искры, чтобы восстановить костёр...
Неспящая в берлоге. Раб своего раба. Фантастика
Вначале рассказ мне весьма понравился. Это было очень приятно! Спасибо. Главным удовольствием был закручивающийся сюжет, что вызывало мой большой интерес. Я чувствовал, что за долгое время мне попался рассказ, которому я за интерес поставлю высший балл 3. И я ликовал, ведь любой, даже самый "мэтровый" писатель, а это, явно, не я, вышел из читателей.
Первым звоночком прозвучало предупреждение, что Бен, начальник Ричарда, "проклятый" и ежемесячно превращается в волка. (Я аж сам чуть не взвыл!) Затем - пошло по нарастающей. Ричард превратился в моржа, а его полицейские навыки - в моржовые, зато он познакомился с Нечто(м), которое и оказалось в итоге убийцей. Всё же, не забыв о прекрасном развитии сюжета, поставил за интерес 2,5 балла (интересно, сумеет ли какой-нибудь другой рассказ набрать у меня больший скор за интерес?)
Но, ясно, что падение интереса в конце рассказа будет связано с другим моим излюбленным компонентом оценки - финалом. Увы и ах! Он оказался для меня слит. Нет, не в полном смысле слова, чтобы не давать очков, но яркому рассказу подошёл бы яркий финал. Поставил 1 балл.
А теперь эмоциональность. Тоже мало. Ну, мне мало. Я капельку переживал за доброго моржа, за изгоя сержанта, так и не получившего рыжеволосую девушку, за его благородное "самоубийство". Хорошо ещё Холод не продолжил замораживать добрую старушку Англию, меняя одного хозяина на другого. За эмоции 0,5 балла.
И за язык - 1 балл. Хороший. Всё ясно. А что вдруг "помолвочное кольцо"? В смысле engagement ring? Так сейчас говорят вместо обручального?
И ещё вопрос: а этот рассказ разве не мистика?
Итого: 5 баллов. И наилучшие пожелания удачи!
Эскимоска. Играть в человеков. Фантастика
Постапокалиптическая зарисовка. Не уверен, что это - рассказ. Всё понятно, но для тех, кто мог бы не понять - объяснено и то, что роботы, и то что была Третья Мировая война, и "Я же предупреждал!" и, что все погибли, а машины играют в "человеков". Но если честно, то не очень интересно. За интерес 1 балл. А отсюда и тянется всё остальное, если мы и так знаем, что что роботы играют, то какого особенного, а тем более неожиданного, финала можно ожидать? Наверно, что люди не вымерли или возродились, или прилетели... Но неожиданностей не возникает... Кроме "остаётся играть в человеков... вечно". Очень спорная "вечность" роботов! Финал - 1 балл. Эмоций и сопереживания не возникло. А кому, роботам? 0 баллов. Язык - ясный, понятный, с элементами красивых эпитетов, хотя встретилось "скомкаюсь в комок", "откажет последнее - мозговой рецептор" - либо последний мозговой рецептор, либо у несчастного робота всего один рецептор... не говоря уж о непонятности этого "термина"; "пересохшихся чаш", - пересохших? "Слезовая муть" - слёзная? 1 балл. В сумме - 3 балла. Успехов!
Что ж, небольшой рассказ о фэнтезийном Севере. Первая половина описывает, как девушка стремится в полярную экспедицию, причём только Арктическую, Антарктиду - ни-ни... не предлагать! Это как-то настораживало и не случайно. Там, в окрестностях восстановленной полярной станции, девушка находит "некое кресло", изобретение "некого Королькова", которое сковывает её и обращает в "этакого морозного супермена". Автор, поверьте, чем меньше в рассказе непонятных для вас предметов, названий, людей, тем интереснее нам, читателям. Ладно, зачем же это было нужно? Чтобы "защищать человечество от губительного воздействия Арктики"! Это как? Ну, от других = плохих, которые могут "обрушить на планету всю мощь Севера"! Что сказать... конечно, уже не детский, но ещё - лепет. Не захватывает. Но оптимизм в рассказе присутствует: бывший сотрудник доставляет родителям письмо бывшей дочери, а ныне сверхсущества: "Скоро прилечу!"
Итак: интерес 1, финал 0, эмоциональность 0, язык 1. Итого два балла.
Пожалуй это всё, что у меня есть в активе по рассказу. Нет. Вот ещё:
Шуточная угадайка: Болеутолитель кошачий - это аспирин, то есть - ас Пири, ну а кто это, знают все полярники! Успехов вам, автор и не серчайте!
Бердыев. Твари. Фантастика
Я бы указал, что поджанр - хоррор. Для конкурса, возможно, и не важно, здесь читаешь всё подряд, а не то, что хочешь. А вот при издании не хочется вместо одного продукта получать другой. Что же можно сказать про рассказ? Читается он неплохо, с интересом, но очень уж типичный ужастик. Обычно, любителям подобных рассказов всё равно, кто и что пожирает героев, попавших во время каникул (праздников, походов) в безлюдное место, а то и в совершенно привычных местах, типа бассейна в парке. Главное, как смачно при этом чавкает монстр и что выплёвывает (например, обручальные кольца). Как правило, нет никакой подоплёки и объяснения кровавости событий. Лишь хруст костей и стоны. И фильмов таких лет на двадцать безостановочного просмотра (24/7). Холод в рассказе формально присутствует, но никакой роли не играет. Секс героев, несёт любителям кровавости приятное разнообразие.
Пошли считать. Интерес... Пока не понял, что это ужасы, было интересно на 2 балла, во второй половине интерес резко упал до 1. Возьмём среднее 1,5. Финал ничем не удивил и не порадовал. Герой, понимая свою безысходность, покончил жизнь самоубийством и, полагаю, спалил не только себя но и монстра (но, кто его знает, может, елка огнеупорная?!) За попытку борьбы со злом 0,5. Эмоциональность - присутствует, разумеется, 1 балл. Язык - неплохой, всё ясно, читается хорошо, 1 балл. Итого, 4 балла. Успехов!
Неспящая в берлоге. Воплощение. Фантастика
Неплохой фэнтезийный рассказ. Как всегда начну подсчёт с интереса. Да, было интересно читать, как и любое путешествие из одного мира в другой. 2 балла. Видите, как я измеряю определённые параметры определёнными очками? Это даёт авторам возможность сравнить читательское отношение (в данном случае, моё) к различным рассказам, своим и чужим. Разумеется, интерес появляется не только от интриги превращения и перехода в другой мир, но и от самого незнакомого мира. В данном случае, он почти не разработан и, поэтому, не столь интересен.
Финал закономерный и праздничный - герой возвращается в свой мир и покупает сыну подарок (к рождеству). Конечно, хотелось бы более неожиданного и феерического финала, а раз уж это рождественский период - более "хэппиэндного" завершения. За это 1 балл. Эмоций не много, но присутствует юмор, поэтому 1 балл. И хороший язык, это тоже 1 балл. Всего 5 баллов. Обратите внимание, что тут 5 баллов - это приближение к 5 снизу, а в другом вашем рассказе - сверху. Поэтому, если бы они столкнулись между собой при выборе - победил бы из них первый. А удачи желаю в обоих!
Vel 76. Дырокол.Фантастика
Прочитал с интересом. Средним. Почему? Как это понять? Пытаюсь разобраться. Что им всем друг от друга надо? Нашим - новый материал для электростанций. Найлам - наша технология. Вроде понимаю, а рассказ в этом меня не убеждает. Попытаюсь разобраться детально.
Первый эпизод
Снег, необычная метель, но герою понятно - откуда взявшаяся.
На стекло машины бросается что-то большое и белое (?)
Мнимые гаишники обстреливают и останавливают джип.
Жена героя исчезает.
Выводы. Много таинственного, но все эти сведения не связываются в общую картину - пока сюжет непонятен и, потому, не очень захватывает. Возможно меня занимают не столько описания, как идеи. Идей пока не вижу.
Второй эпизод.
Новый город на севере. Недалёкое будущее.
Герой после пропажи жены лечится инъекциями. Ему снятся "белые волки с промороженными до дна глазами".
По ТВ - выступление академика. Узнаём, что наши нашли ярилит - "новый источник энергии" (а что это такое?) Его добывают на дне моря в расщелине, построили два города и две ЯЭС. Будут выпускать сверхмощные ярилитовые двигатели и генераторы. Но материал вредно воздействует на отдельных людей.
Выводы. Видения героя, болезнь от ярилита, волки (глюки или мистика?) - связываются вместе, но исчезновения жены не объясняют. Интервью в ТВ - типичная объяснялка. Пока интерес не раскочегаривается. Выглядят слабыми идеи: нового материала, а тем более нового источника энергии, исключительное знакомство с этим одной страны, и какое-то обратное развитие: построили вначале два города, две ЯЭС, а ещё не запустили двигателей и генераторов нового типа? Не странно ли?
Третий эпизод.
Сотрудник Дима сообщает, что по ночам кто-то использует электрические погрузчики. И возят на них ярилит (обнаружена спец детектором) намёк на радиоактивность, но это плохо. Вывезти "минерал в сыром виде" невозможно (Так это минерал? Сырой?) А у героя хлещут глюки (волки с ледяными глазами, большерогие олени, "белая свора"). Кажется, что в руках пистолет.
Выводы. Ага, начало закручиваться нужное кому-то хищение...
Четвёртый эпизод.
Встреча с директором, который убил Диму. Герой противостоит ему, с пистолетом в руках. Директор рассказывает, что "белая свора" - это найлы, "энергетические существа" из другого, ледяного мира. Оказывается, на ЯЭС "прокололи дыру в другое измерение", Москва заставила торговать с найлами, обменивать ярилит на генераторы. Но найлы ещё и телепаты. Они контролируют сознание (тогда глаза делаются ледяными). Однако из-за болезни героя контролировать его не удаётся, тогда найл в виде волка бросается на него, но бывший спецназовец вышибает ему мозг (кровища из его энергетической башки хлещет, аж жуть! Энергия струится!) Директор, под шумок сбегает, а герой сигает от безысходности в ледяной мир найлов.
Выводы. В общем-то всё становится значительно яснее. Теперь осталось найти жену и воздать ворам по заслугам.
Пятый эпизод.
Герой сталкивается с найлом в его ледяном мире и понимает, что его сны были связью с миром найлов задолго до дыры, то есть через морскую впадину. Найл мысленно угрожает герою, который мысленно посылает найла на й.
Выводы. Совершенно согласен с героем. Давно пора их послать!
Шестой эпизод.
Найлы подсовывают герою своего в образе жены. Не герой стоек и ломает ему/ей шею, понимая, что это не жена!
Выводы.
Красавчик! Наши жён не убивают даже в бреду! Вот что значит опыт работы в спецназе!
Седьмой эпизод.
Герой понимает, что "найл могуч". Но он тоже не лыком шит, потому что его болезнь защищает героя. Побывав в сознании найла, он понял, что найлам нужны генераторы, чтобы делать дыры в мирах. Ибо свой мир они уже заморозили! И герой говорит врагам: "Хрен вам!"
Выводы. Вот как всё просто и понятно! Надо ли было так темнить? Может стоило сразу с понятного начинать?
Восьмой-Девятый-Десятый эпизоды.
На равнине стоит конструкция "дырокола" для пробивания дыр в пространстве. Это герой сразу понял по его рыку (а он-то думал это - лев!) И вот, стоит дырокол и рычит, а в дырку не лезет! А герой десять лет отпахал энергетиком и понимает, что если плюс с минусом перепутать - то кирдык найлам. Так он и делает своими отмороженными пальцами.
Вывод. А жена так и не нашлась...
Вот и разобрался. И убил всю романтику (если она, конечно, была).
Подобьём итоги: Интерес 1,5. Финал 1. Эмоции 0,5 (были вначале, когда ещё не понимал, что к чему, а потом улетели в "дыру от дырокола") Язык 1. Итого 4. Совершенно не моя фантастика, но фантастика. Успехов!
Угадайка: Ну, есть у меня приятель - любитель вломить файлом по найлам... но, как тут угадать, когда в наше время послать на хрен может каждый уважающий себя фантаст и даже барышня.
Седой. Снега. Фантастика
Читать мне этот рассказ было очень легко, но, увы, не очень интересно. Вся история показалась мне сродни разговорам на поминках: "А мама наверное сейчас там тесто замесила, а батя на стол накрывает" и что-то в этом роде. Я всегда думаю, что хорошо, что я неверующий, а то меня подобные разговоры обидели бы. Но, скажу по правде, ни разу не видел, чтобы кто-то из верующих обиделся бы, во всяком случае вслух никто не протестовал.
Фантастикой назвать этот рассказ могу лишь условно, потому что не реализм. Это какой-то специфический вид фэнтези, рассчитанный на людей с неопределённым отношением к религии. Во всех случаях рациональности в нём нет нисколько, да и веры тоже.
Но история рассказано неплохо и правила игры автора можно принять.
Итак люди с неочевидным (для кого?) балансом добра и зла попадают в Средний мир для окончательной постановки диагноза: "В Рай или в Ад". Там они могут разок-другой умереть (мёртвые-то!) и воскреснуть (из мёртвых второго порядка в мёртвых первого порядка!) мыслить, испытывать все человеческие чувства, а попав в Рай - жениться, завести детей и могут лет до восьмидесяти поработать председателем колхоза (При вечной жизни-то?!)
Что сказать? Читать - легко, протеста не вызывает, но многие вещи кажутся странными и вызывают лишь дружескую улыбку: "Ну и навертел автор! Не плохо, но мог как угодно иначе, и было бы совсем не хуже!"
А почему снега и холода? Смотритель не знал. А автор знает? Есть в этом какой-либо смысл, кроме привязки к конкурсу? Сомневаюсь...
Скажу также про финальные сцены. Кроме понимания переживаний не героя, а автора, я ничего особенного в них не вижу. Автору - сопереживаю, герою - нет.
Подсчитаем очки: интерес 1,5 балла, финал - 1 балл, эмоции - 0 баллов, язык 1 балл. Всего 3,5 балла. Успехов!
Снежная Бабка. Суб-Марина. Фантастика
Написано легким стилем и, я бы сказал, задорно. Разумеется, всё ясно и хорошо понятно. Интересно ли? Нелегко сказать. Действий и событий немного: добрая субмарина помогает инопланетянам улететь домой. Интерес не успевает развиться, как рассказ уже заканчивается, поставлю 1,5 балла за интерес. Финал - закономерный, что бы там субмарина про шпионов продажу Родины и "сдам" (куда надо) ни говорила, 1 балл. Эмоции - добрые, мне понравились, но использование Брэдбери в соавторах: вместо "Р значит ракета!" - "Р значит Марина!" не очень. За эмоции - 0,5. Язык - всё в порядке, 1 балл. Итого 4 балла. Успехов!
Шутливая угадайка: вообще, спору нет, есть на СИ знатоки подводного флота. И, полагаю, мы недавно встречались на конкурсе...
Мир Ясень. Скела о Битве Равноденствия. Фантастика
Пока что этот рассказ показался мне самым неудачным. Сколько я ни старался, читал его вдоль и поперёк, но так и не нашёл для себя ничего интересного. Поэтому за интерес 0 баллов. Это как раз редкая ситуация, когда я читал рассказ вынужденно, а не бросил его, как поступил бы с книгой (во многих странах купленную книгу, как и любой товар, можно сдать обратно без всякого объяснения причины или по причине низкого качества).
Финал: ничего не выяснилось, не произвело впечатления, не открылось, не удивило. Но не могу поставить 0, потому что 0 за финал означает, что автор всё испортил таким финалом, а в данном случае и портить было нечего. Автор просто перестал рассказывать, а мог бы и не перестать. Поставлю-ка я 0,5.
Эмоции. Не затронуло. 0 баллов. Ведь нас же затрагивают выдуманные саги. Вот мне интересно, почему кого-то затронет это сочинение? Как включиться в сопереживание? Право, не знаю. Марита в комментариях сказала пару хороших слов. Думаете не хотел бы к ней присоединиться? Не могу! Язык не поворачивается.
Язык рассказа. Не хорош, 0 баллов. Обычно, кто ясно мыслит - ясно излагает. Видимо я с этим рассказом мыслю неясно и, чёрт знает, что несу.
Всё же попробую привести один, два, три... сколько примеров?
"Сплавав... в плавание" - масло... масляное
"На том корабле, где Йиррин был желтобрюхим мальком, таких мальков было двадцать шесть - обычное соотношение, - вернулось шестнадцать - тоже обычное соотношение, и за море вновь, как он позже узнал, пошли семеро - тоже обычное соотношение" - Почему столько "соотношений"? Компьютер завис? И знаете, что мне больше всего не нравится в этой тройной, заворожившей ошибке автора? Что соотношением называется дробь, например трое против четырёх (3:4). А 26, 16 и 7 - это просто числа!
"А тут надобно сказать, что эту страну, несмотря ни на что, наши с вами короли и государи так и не завоевали, и ещё при последних королях предыдущей династии должность князя-стража лесной границы была и хотя так себе должность, не чета князю-стражу границы-по-холмам, то есть границы с Вирунгатом, однако же всё-таки должность, фу-ты-не-тронь" - а тут, надобно заметить, несмотря на то, что в этой скеле есть неуловимая в обычном соотношении, но, если старательно приглядеться, в необычном соотношении, а если причитаться, так что превращаешься в стража страниц, то в соотношении Равноденствия, некая валтагавская, а может и вирунгатская вышибательномозговая или мозговышибательная сила!
"Что я могу ещё сказать? Теперь я знаю". Наверно, это - какая-то высшая, недоступная мне поэзия. Нет, не Пушкина, а то что я цитировал выше. Но, большое дело! Я - не судья, не преноминатор, что-то "валта-гавкаю" себе. Главное, что моим мнением можно смело пренебречь. Правда, рассказ от этого лучше не станет. Суммарная оценка - 0,5 баллов. Успехов в дальнейшем творчестве!
Медвежадина. Холодеет кровь. Фантастика.
Наверно, как любителю НФ, а не фэнтези, мне не очень понравился рассказ в целом, но у него, несомненно есть достоинства.
Про интерес - средний. Не могу я заинтересоваться зелёными, которые всё могут. Даже если это доллары. И не зелёными, а красными, тоже. Сюжет прямолинеен: запустили робота (белого и пушистого) для выяснения тайны Севера, выяснили тайну и решили держать её в секрете. Интересно? Так себе. И с моей точке зрения рассказ пропитан бытовыми деталями, которые с одной стороны помогают проглотить его, а с другой - создают фон, от которого порой хочется укрыться в фантастике. Словом, это - дело вкуса. А за интерес 1 балл.
Финал. Не испортил настроения, но и не обрадовал. Что это значит? Тайну засекретили. Деньги спонсоров развеяли по ветру. Вот и верь после этого партнёрам. Счастья у героев не возникло, а жаль. 1 балл.
Аналогично, есть определённое сопереживание, но ни с кем себя не отождествил, сколько кайлом ни размахивал и белый мех ни примерял. 1 балл.
А язык рассказа нареканий не вызывает, ясный и понятный. Тоже 1. Хотел спросить, а почему "лептоп"? Я бы называл его лаптопом. Хотя ланч по-русски ленч. И ещё "алармирует"! Это ОК? Ничего, что я по-английски спросил?
Угадай-ка. Может Таня, может, Саша или Вова... Сдаюсь!
Тоширо. Лора. Фантастика
Вот пример, когда любитель научной фантастики читает НФ рассказ с трудом. Не включается интерес. Данных всё больше и больше, а картина размыта, как у андроида-демона, "нанюхавшегося" глациума и поеденного тлей в собственном арахнисе. И размер рассказа утомляет. Такое чувство, что первоначального замысла не было: как пошло - так пошло. Ну, по мне так пошло неудачно, поэтому интерес оцениваю в 0,5.
Финал - 1 балл. Кто кому смог - дал по башке трубой и - дело с концом.
Эмоции - я никому не сопереживал и ни за кого не болел. 0 баллов.
Язык - понятный, моментами с некоторой вычурностью (задумано, наверно, как поэтичность) 1 балл.
Итого 2,5 балла. Удачи!
Эскимоска. Под взором Иситока. Фантастика
Вначале мне показалось, что рассказ задуман как сказочная история о Севере, и очень быстро она превратилась в довольно реалистическую - о пропавшей экспедиции. Причём я даже задался вопросом, а в чём фант допущение, в том, что эскимосы (Умиак) прокляли бледнолицых (экспедицию Франклина)?
Интерес колебался между 2 (реалистические эпизоды и 1 - описание мира эскимосских богов). Возьму среднее - 1,5.
Финал довольно закономерный и ожидаемый, ничего не удивило или обрадовало. 1 балл.
Эмоциональность. Честно скажу, ужасы бреда и галлюцинаций меня не захватили, хотя не отрицаю, что они могут понравиться одним читателям, так же как и сказочный мир эскимосского пантеона - другим. Для меня более ценным было спасение одного из героев в финале, даже за счёт "обращения в новую веру". 0, 5 баллов.
Язык - хороший, ясный, иногда казался "излишне художественным" в эпизодах с эвенками. 1 балл.
Итого 4 балла за рассказ и пожелания удачи на конкурсе и в издательстве.
Ёжик. Сердце Севера. Фантастика
Рассказ, по моему, выражает начальную реакцию любого участника на конкурс "Ледовые широты, холодные миры". Кажется, что рассказ о них должен основываться на описании холода, ужаса и замерзания. Именно в этом видится признак такого мира. Если же это - не рассказ, а всего лишь введение в большую историю, то... увы, как самостоятельный текст он не производит впечатления.
Что, кроме описаний ужасов холода мы выносим из рассказа? Честно говоря, не знаю. Что человека всегда манят трудности неизвестного и малосовместного с жизнью приключения? Это известно и без рассказа.
Было ли интересно читать? Пожалуй, да. Однако, интрига с маленьким проводником не нашла разрешения, а, скорее, разочаровала, хотя она и была центром интереса. Поэтому - всего 1 балл.
Хуже с финалом рассказа. Возможно автор знает о чём пишет, но пока не выдаёт. Мне рассказ кажется просто наброском для будущей работы, а не самостоятельным произведением. В обоих случаях - плохо, финал считаю загубленным, 0 баллов.
Эмоции: есть, разумеется. Жаль исследователей и собак... 1 балл.
Язык, ясный, без особенностей, 1 балл.
"Решительные черты лица" - это какие? А нерешительные?
"Точно высеченные из гранита... черты лица" - наверно, точно - это словно и к точности отношения не имеет.
Итого 3 балла. Успехов!
Южанин. Вразвес. Фантастика
Снова - фэнтези. Довольно приятная, потому как романтическая... Однако, какая связь у рассказа с данным конкурсом? Ни "ледовых широт, ни холодных миров" в рассказе я не вижу.
Практически весь текст занимает построение мира переселенцев на планету, где "жизнь застыла в осени". Думаю, что создать такой мир, чтобы он был не фантазийным - очень нелегко. Что изменится в жизни переселенцев, если на планете не будет смены времён года? Будут ли растения давать урожаи, прорастать зерно, будут ли дрожжи сбраживать углеводы в спирты? А как повлияет на колонистов отсутствие циклов удлинение-укорочение дня и ночи? Может это нарушит циклы организма, и люди заболеют, "свихнутся"? Не приведёт ли нарушение циклов у женщин к полному бесплодию? А нужны ли переселенцам монеты вместо натурального обмена? А как и из чего они их делают?..
Разумеется, ну её в баню, эту НФ! Проще нарисовать знакомую жизнь с гнедыми коньками, разграбленными тракторами и неработающими компьютерами, сосисками, водкой, ярмаркой со старыми игрушками, добавить "ведьмаков" и получить новый мир с "сиреневыми псевдокедрами". Но автор старался, для того, чтобы ярче осветить отступление от правил повседневности ради любви. И, думаю, что у него это получилось!
Итак, если бы рассказ соответствовал теме конкурса, то я считал бы так: Интерес 1 балл. Финал 2 балла. Эмоции 1 балл, Язык 1 балл. Всего 5.
Желаю успехов!
Куры гриль недорого. Спасение. Фантастика
НФ Рассказ "Спасение" словно специально идёт за фэнтезийным рассказом "Вразвес", чтобы доказать мне, что создание НФ мира с его сложными связями ничуть не более "благородное" дело, чем создание сказочного мира, без всяких рациональных связей.
В "Спасении" описано или упомянуто довольно большое количество всяких технических штуковин:
1. Биосканер - опознаёт живое.
2. Притягивают космический корабль (чем?)
3. Андроиды
4. "Добывающая" планета (на ней добывают).
5. Ценный минерал фрилл (так и не узнаем, чем ценный).
6. Змееподобные пришельцы (крианты), которым фрилл служит сексуальным стимулятором.
7. Крианты замораживают всё вокруг.
8. Крианты легко обнаруживают углеродные формы жизни (имеют свой биосканнер) и уничтожают их, хладагентом, который вырабатывают.
9. Горячая кровь людей - угроза криантам! (Как?)
10. Корабли криантов (как и всё остальное у них) - это сверхорганизмы
11. "Сингеры" - уничтожители криантов
12 "Глостерский газ" - наркотик для криантов.
И, хотя я совершенно явно отдаю предпочтение НФ, подобные "перегрузки" всегда очень "утомляют", даже если они известны по другим рассказам. Раз объяснение сущности каждого эпизода вызывает новую техническую деталь, чем это отличается от фэнтези? (Я понимаю, только лишь рациональным объяснением, но всё равно, интерес падает).
Ещё хочу отметить некую "архаичность" рассказа, я имею ввиду, что он написан под "старину", как в 60-70е. Примеры:
1. Начинается рассказ с описания, как связист (радист) обращается к встречному космическому кораблю. А командир спрашивает его: "Что, не получается?" Не кажется ли, что обращение (в будущем) совершается автоматически программой, а результат виден на карманных (если не вживлённых чипах) экранах (типа современных смартфонов) капитана, штурмана и проч. начальства.
2. В сопровождении двух "бойцов" отправился на чужой корабль.
3. "Передатчик" вышел из строя.
4. Экипаж "польский", а в конце подлетает "грузинский" корабль "Мзекала" (такой сбалансированный интернационализм - из 60-х годов).
В целом интерес к рассказу 1 балл. Финал - совершенно закономерный, ожидаемый - 0 баллов (наши люди да змей не потравят?!), эмоции - 1 бал, есть за кого болеть и язык понятный, 1 балл. Итого 3 балла. Успехов!
Борей. Северная Сага. Фантастика
Симпатичная стёбная притча, особенно учитывая, что зга и есть тот стёб (стебель, хлыст), которым погоняют лошадь. Но, увы... это - не фантастика. И сразу становится неясно, как же оценивать то, что не соответствует условиям конкурса? Поэтому у меня есть лишь один способ: оценивать, как если бы рассказ соответствовал им.
В таком случае начнём с интереса. Читать довольно интересно 1,5 балла. Финал у истории практически отсутствует: "и они все умерли". С этой точки зрения - облом, 0 баллов. А то, что вывод понравился - это, скорее, не финал, а эмоциональная сторона рассказа, за что он и зарабатывает 1 балл. И за ясный хороший слог - 1 балл. Итого 3,5 балла. Удачи!
Помор. Чижик-пыжик. Фантастика
Хорошая сказочно-фэнтезийная история. Понравилась. Читать было легко и интересно - 2 балла. Финал неплохой, но очень предсказуемый. С того момента, как мальчик начинает превращаться в оленя, ясно, что это произойдёт, а потом рассказано, куда он попадёт. Так оно всё и случилось. Неожиданным было лишь то, что дед стрелял во внука, но этого не хватило на высокие очки финалу - 1 балл. Эмоции есть, но хотелось бы другого конца 1 балл. Если бы придумать, как неожиданно вылечить мальчика, то можно увеличить оценку по крайней мере за финал, но и возможно за сопереживание. Но, если смысл истории - вознесение на небо, то ничего и не сделаешь. Кому-то понравится, кому-то нет. С языком всё в порядке, 1 балл.
Итого, всего 5 баллов. Успехов!
Седой. Весна в городе. Фантастика
Рассказ мне понравился, хотя эксперимент странный... Не уверен, что жители городка терпели бы его, особенно после расстрела горожан. Хотя, автору виднее, это его рассказ.
Было ли интересно читать? Да, однако, начиная с добрых дел рассказ превратился в сказку, типа "Незнайки", в которой герой зарабатывал добрыми делами на волшебную палочку, а интерес упал. В среднем 1,5.
Финал 1 балл. Эмоциональность: тоже непросто, но имеется - 1 балл, и с языкам рассказа проблем не возникло - 1 балл. Итого 4,5. Успехов!
Сиртя. Синдбад фон Крузенштерн. Фантастика
Единственное, что я смог понять, что у автора есть фантазия. А вот куда она направлена, что зашифровано в его произведении, смысл всего написанного... не понятен. Если в этом была цель, то она достигнута! Однако, я как читатель, удивился названию рассказа, а в дальнейшем и его содержанию. Зато оценивать его мне очень просто: интерес - даже не возник, хорошо хватило закалки прочитать от корки до корки, не пропуская ничего. Увы, за интерес - 0 баллов. Финал - никакой, и по существующей системе даже 0 не поставить, потому что это бы означало, что финал испортил рассказ. А здесь и портить нечего было. Тогда 0,5 балла. Эмоций никаких не возникло, хотя я чувствовал, что автор пытается шутить. Но это ведь двусторонний процесс: один шутит - другому смешно. Или нет. Здесь - нет. 0 баллов за эмоции. А язык - без претензий, слова (в отрыве от текста) понятны. 1 балл.
Итого, общий балл 1,5. Успехов!
AuroraB. Ледяные псы Павла Добжеча. Фантастика
Думаю, что опять пролетел как "фанера над Парижем". Конечно, почувствовал поэтическую структуру рассказа, но нисколько не очаровался. А с точки зрения моих любимых интереса и взрывного финала - вообще, даже следов не уловил... Эмоциональность - весьма издали, условно.
Итак, перед нами постапокалиптический мир холода, в котором герои пытаются как-то прожить, и это им удаётся. Чуть было не потерялись, но нашлись, чуть было не замёрзли, но отогрелись, чуть было не остались за воротами, но успели, чуть было не попали в зубы к ледяным псам, но те "поняли" их добрую натуру и не тронули. А всё вообще плохо и печально: холодно, учёных убивают, а старшие по возрасту (родители и Старшие) уходят. Но любящие сердца - остаются.
Интерес - 1; финал - 1; эмоции - 0,5; язык - 1. Итого 3,5. Удачи!