Нейм Ник: другие произведения.

Обзор Рассказов Ст-2018 (Часть 1)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:


ОБЗОР РАССКАЗОВ СТ-2018 (ЧАСТЬ 1)

НИК НЕЙМ

  
   По старой памяти конкурсного обозревателя, я читаю все рассказы конкурса, а вот пишу обзоры лишь на некоторые - те, что мне понравились, чем-то обрадовали, обратили на себя внимание. Вместе с ними, по условию конкурса, консультант обозревает рассказы пятерых записавшихся на обзор авторов, и тут уж - как повезёт. Учитывая, что больше половины рассказов каждому автору на каждом конкурсе не нравится, я хорошо устроился - у меня большинство окажется что надо! А может, я - просто беззлобный критик.
  
  
   1. ЖЕНЬКИН ШОФЁР, Осипов В.
   Синопсис: хороший, цельный рассказ на тему "мужчина и женщина", читать интересно, хочется узнать, что же там за поворотом событий и отношений. Высокая оценка.
   Рассказ "Женькин шофёр" мне понравился. Не вполне уверен, что он описывает "последний шанс", но читать рассказ было интересно, хотелось узнать, как будут развиваться события. Полагаю, что я понимал ситуацию и мог вообразить себе эмоции героя, влюбившегося в юное очаровательное создание, не связанное условностями жизни и требующее максимализма от любимого. А тот?
   Вначале герой даже не представляет, что с ним творится. Он описывает свои чувства как путы, как узы из переплетения противоречивых эмоций - всё то, что современным языком называют "химией". Однако, лелея свою тайную любовь, герой начинает жить полнокровной жизнью, пока однажды не съезжает от жены к любовнице, однако - лишь на время, чтобы позже возвратиться домой с повинной. Оказывается, даже большая любовь может утонуть в мелочах повседневной жизни и взаимных претензиях. Кончается история тем, что героиня выходит замуж и, подобно пушкинской Татьяне, отказывает своей бывшей любви в отношениях, и он, униженный этим, чувствует себя её шофёром.
   Сама история звучит реалистично, правдиво. У меня не возникает недоверия к словам автора. Более того, появляется интерес, к чему же со временем придут герои. Возможна смена супруги, разрыв отношений с любовницей, или сохранение status quo.
   Давайте на минутку вспомним "Даму с собачкой" для сравнения. Герои обоих рассказов одного возраста - каждый, почти вдвое старше любовницы. Владимир из "Женькиного шофёра" понимает, что он "проснулся от прозябания, задышал полной грудью, жизнь засверкала яркими красками внезапных перемен, романтичных свиданий", а Дмитрий из "Дамы с собачкой" осознаёт, что его "явная часть жизни - ложна, а тайная - истинна". Ни один из них не знает, как решить возникшую жизненную проблему. Владимир даже ставит эксперименты, уходя от семьи и затем возвращаясь обратно. Но это не приводят к устойчивому равновесию. В итоге он остаётся с трещиной в душе, в то время как у Дмитрия "еще немного -- и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь, но самое сложное и трудное только еще начинается".
   Если сравнивать эти два рассказа в отношении интереса к описываемым событиям, то я совершенно не побоюсь отметить, что рассказ Осипова мне так же интересно читать, как и рассказ Чехова. Что же касается финала, то, как мы знаем, "Дама с собачкой" заканчивается явно оптимистически, а "Женькин шофёр" - нет. Но не сам по себе оптимизм решает дело, а способность Чехова убедить читателя, что герои, изменившись, найдут решение, выход, и читатель радуется за них и с ними.
   Возможно, и в "Женькином шофёре" героям в итоге будет не так уж плохо: Женька, по крайней мере, уже счастлива, а Владимир... разве ему нужно привыкать к новым условиям? Но читатель в финале через эмоции героя не чувствует этого, и ощущает вместе с ним лишь опустошённость.
   Вот мы незаметно и перешли к эмоциональному компоненту.
   Обратите внимание на разницу в восприятии любви двумя героями: Владимир гордится своим успехом у юной девушки: "я понимаю, что в тот момент восполнил сразу всех недостающих мужчин её жизни: отца, друга, сексуального наставника, спонсора". А Дмитрий стыдится, не обманул ли он Аню, выдавая себя не за того, кем казался ей: "он казался ей не тем, чем был на самом деле, значит, невольно обманывал ее".
   В "Женькином шофёре" эмоциональный компонент с моей точки зрения не дотягивает. С одной стороны, читателям преподносится, что герои сильно влюблены друг в друга. С другой, они видят эгоизм Владимира: "я был ей спонсором", "я оставлял в бутиках кругленькие суммы" и снисходительное отношение к девушке: "позже я понял, что она не влюбилась в меня, а любила изучать мужчин, особенно интересных (т. е. я - красив!) и состоявшихся (т. е. я - богат!)". Он подозревает, что Женька специально вытягивает из него деньги на дорогую одежду (иначе не придёт на юбилей), ювелирные украшения (цепочку из белого золота), но всё же не может отказаться от своего "наркотика" - т. е. отношений с ней.
   А что по поводу Женьки? Ну, она тоже не Аня, не "дама с собачкой".
   Вызов взрослому мужчине при первом же знакомстве: "Перенеси меня на руках", взгляд в упор, сексуальная раскованность и знакомство с запахом травки с детства мало кого удивят: допустим, это - признаки времени. Но поведение с Владимиром: "не подпускала к себе по несколько дней", "дразнила и наказывала, вызывая злобу и ревность" и "последние слова должна была произнести только она" - это уже характер. И, тем не менее, она всё же любит: "Ты рвёшь мне сердце! Я не хочу ни с кем тебя делить! - она обняла меня крепко и разрыдалась".
   Поэтому вопрос эмоций я оставляю открытым. Вполне допускаю, что кто-то переживает не меньше (если не больше), чем читая "Даму с собачкой".
   А теперь пару слов о языке. В целом - он хороший и красочный. Например: "Дождь прекратился так же быстро, как и начался, и большие капли, стекая с листьев и карнизов, уже радостно сверкали в ярких солнечных лучах". Но встречаются и штампы, эвфемизмы, коллоквиализмы. Например: дозы адреналина, сексуальный наставник, спонсор, "хочу тебя съесть", по ходу, стучать по вискам; человек, "связанный узлами"; "за рулём ездит" (т.е. сидит); "запихиваясь бутербродом".
   Итак если "Женькин шофёр" и "Дама с собачкой" равны по вызываемому у меня интересу, то первый несколько проигрывает в финале
   (-1), и языке (-1) и, возможно, эмоциях (0 - -1), что спорно. Полагаю, что Чехову 10, а Осипову - немного меньше.
   Удачи!
  
   2. ОСЕННИЕ МЕТАМОРФОЗЫ, Дмитриева Н.
   Синопсис: добрый, лиричный рассказ-фэнтези, читать приятно, хороший язык и образы. Оценка высокая.
   Писать отзыв на этот рассказ мне приятно по двум причинам. Во-первых, рассказ мне нравится, во-вторых, не являясь ценителем фэнтези и мистики в целом, я получаю от подобного блюда удовольствие гурмана. Наверное, всё потому, что рассказ с юмором, а на дворе - осень. Так или иначе, но "Метаморфозы" я оценил.
   Первое, что мне понравилось - это сочный, образный язык. Часто, я начинаю свои рассуждения и подсчёты с интереса, вспыхнувшего во мне при чтении рассказа. Я склонен не придавать большого значения неловким оборотам речи, шероховатостям изложения, если увлечён идеей, сюжетом, развитием истории и её неожиданным финалом.
   Рассказ "Метаморфозы осени" - яркий пример противоположного: плывёшь, покачиваясь на волнах эпитетов и красивых фраз - и тебе хорошо - "о, этот колдовской свет, и ясный, и обманчивый..."
   Давайте, всё же попытаемся разобраться в рассказе, пропустив "колдовской свет" через призму читательского восприятия.
   Первый же абзац рисует нам живописную картину: увядающая осень красуется в последних лучах солнца. Свет - это не просто лейтмотив рассказа, но и ключ к его таинственным метаморфозам. Слепящий, он изменяет природу и людей, а таинственный предзакатный - колдует на прощание, пока его не сменит густая чернильная темнота, и всё возвратится на печальные "круги своя".
   Рассказ раскрывает перед нами мгновения жизни бывших супругов, драму их чувств и памяти, напоминающую трагедию Финна и Наины из пушкинского "Руслана и Людмилы". Николай, подобно старому петуху с "обвисшим гребнем", пытается урвать "привет из далёкой весны", флиртуя с прелестной незнакомкой, и вместе с ним меня волнуют цокающие удары каблучков, отбиваемые "метрономом Ниночкиных бёдер". Нина, подобно сороке, пытается утащить яркие молодёжные вещи внучки и "повернуть время вспять", и вместе с ней, "чуть вздрагивая" во мне проступают "следы безжалостного времени". Но игры с временем не только очаровательны, но и опасны: каждый из героев получает свою долю горечи.
   Улыбнулся я магическим юмористическим образам: дразнящейся кариатиде, ковыляющему пуфику, кудахчущему петуху. А последняя фраза рассказа - порадовала своим оптимизмом.
   Наиболее сильными сторонами рассказа я считаю эмоциональность и образный язык. Интерес самой истории и неожиданность финала - несколько слабее, но в целом я оцениваю рассказ высоко.
   Остаётся пожелать автору удачи в творчестве и в жизни!
  
  
   3. ЗА ОКНОМ ЛЕТЕЛО ТРИ ПТИЦЫ, Павлов. С
   Синопсис: Очень действенный "сюр", который и есть наша жизнь. Написано хорошо, со вкусом, с юмором. Читал с любопытством. Единственно, хотелось бы более взрывного конца. Оценка - высокая.
  

"Если вас проглотила анаконда - остаётся один выход" (из анекдота)

  
   - А как это, взрывного? - спросил небритый мужчина в красном свитере, похожий на алкоголика. - Чтобы перья полетели во все стороны?
   - Он долбанутый! - сказала девушка без золотистого айфона. - Не слушайте его! Нам только теракта не хватает!
   - Та-ак, Хельсинки! Ну, хорошо! - подытожил старичок в светлой шляпе.
   С крыши раздался топот сапогов и скрежет металла: туда высадился десант и сели вертолёты. В тамбуре кто-то жалобно заблеял.
   - Тимофек, - послышался из динамика голос Марии, - ты крутой псих!
   - Ха-ха, ещё какой! Я вижу в перископ серых птиц на крыше состава.
   Раздался визг тормозов и оглушительный треск - это оба вертолёта сорвались с крыши и, прицепленные якорями к мощному составу, крушили столбы и заборы вдоль полотна. Пассажиры повалились друг на друга, дипломат от удара открылся, и отрезанная кисть вывалилась на пол.
   - Выходит, лысый едет в "Лисий Нос" хоронить руку, - сказала тётушка в светло-голубом плаще, но без чёрной лакированной сумочки.
   В этот момент кисть побежала по вагону, шевеля всеми пальцами, словно паук ножками, и декламируя:
   - По небу летят галки. Почему я не лечу? Жалко!
   - Kharms harms! - прокашлялась её сестра-близнец в жёлтом плаще и добавила:
   - Нет, это - страшилка для детей.
   - Ни с места, бросить оружие! - приказали десантники
   - Так - солдаты. Часы, знач, вернут. Эт хорошо!
   - Мама, нам самим теперь Айболит нужен! - заныли братья в куртках, дружно сплюнули на пол и побросали оружие в проход.
   Из тамбура в сторону "Раздельной" с шумом вылетели три белые птицы.
   - Птицы улетели, - заметил небритый мужчина в красном свитере. - Наша жизнь продолжается.
   В небе медленно таял белый облачный ягнёнок ...
  
   Полагаю, что автор хорошо воспроизвёл знакомую ему жизнь. Во всяком случае, очень многие её стороны я вспомнил, прокатившись в рассказе на Сестрорецкой электричке. Типажи и язык соответствуют времени. Рефрены создают юмор. Читать интересно, ситуации сопереживаешь, хоть и посмеиваясь. По хармсовски хорошо! И финал напряжённый. Высокая оценка!
   Удачи в творчестве!
  
   4. ВЕЗЁТ ЖЕ! Оркас А.
   Синопсис: О дружбе. Читал лет семь назад. Интересно. Законченная история, наполненная чувством дружбы, финал чёткий и оптимистичный. Хороший язык. Высокая оценка.
   Думаю, что это очень удачный фантастический или, если угодно, фэнтезийный рассказ. Как раз в нём и проходит та невидимая, неуловимая условная грань, между хорошей фантастикой и хорошей фэнтези. Но кому нужно её искать, если перед читателем кусочек удовольствия!
   Герой рассказа, мальчик Антон, попадает в ловушку, из которой ему необходимо выбраться. К удивлению, он встречает в ней другое существо - молодого дракона из неизвестного мира. Вначале оба насторожено изучают друг друга, но постепенно проникаются доверием и становятся друзьями. И только благодаря взаимовыручке и поддержке, двум непохожим мальчишкам удаётся спастись, реализуя свой последний шанс.
   Автор конструирует интересный мир (назовём его ареной, по рассказу Фредерика Брауна "Арена", 1944. Кто не читал - обязательно прочтите!), в котором два героя должны решить некоторую задачу, чтобы спастись. В обоих рассказах арены созданы некоторой высшей силой, которая олицетворяет высшую справедливость. Однако в рассказе Брауна за победу надо сражаться, и лишь победитель получит последний шанс, а в рассказе Оркаса - надо сотрудничать, и оба компаньона будут спасены. Возможно, время создания рассказов диктовало такие подходы, но самое ценное для читателей, это наличие хороших рассказов в любые годы.
   Пару слов об оценке рассказа. Я часто делаю это по нескольким простым параметрам (см. на моей страничке в очерках "Эксперимент с системой ИФЭЯ") Несомненно, читать "Везёт же!" - интересно, а финал рассказа ярок и оптимистичен. В ходе чтения мы проникаемся симпатией к герою Антошке, и вместе с ним понимаем, куда он попал, и как важен фактор времени в его действиях. От этого читатель начинает сопереживать и беспокоиться за судьбу мальчика. И пожалуй, за судьбу дракошки тоже! И наступает долгожданная развязка! Что ж, заслуга автора несомненная, а оценка за рассказ - высокая.
   Остаётся пожелать успехов на конкурсе - этом и других!
  
   5. ЛЮБИ МЕНЯ ИЛИ УЙДИ! Бесс О.
   Синопсис: ещё один рассказ на тему "мужчина и женщина" в стиле рэгтайм. Читать любопытно, меня, во всяком случае, тема интересует. Хороший финал рассказа - это достоинство! Эмоциональность, видимо, зависит от погружения: умом понимаю, но волнуюсь мало... Над языком ещё можно поработать. Оценка хорошая.
   Пока что самая большая группа среди конкурсных рассказов - это рассказы на тему любви. Рассказ, который нашёл меня сам, слегка необычен и отличается от остальных: в нём важным компонентом является музыка. Это его и сильное, и слабое место. Сильное - так как делает из него объект синтетического искусства: если вы являетесь любителем музыки, в данном случае, поклонником джаза, то получите несравненно лучшую картинку происходящего, читая "и глазами, и ушами". Но это одновременно и слабая сторона рассказа, потому что без музыкальной части рассказ теряет окраску, да и музыкальных читателей несравненно меньше, чем читателей вообще.
   Итак, желающие получить больше удовольствия послушайте
   https://www.youtube.com/watch?v=P8b7kQsQk7k оригинал 1929 г
   https://www.youtube.com/watch?v=lXPqx6OQYx4 модерн 2012 г
   Но вернёмся к рассказу.
   Двое неудачников встречаются в скромном подвальном кабачке: он пианист, тапёр, лабух, давно утративший успех, забывший о гастролях и потерявший семью (жену, во всяком случае) и она, маленькая серая мышка, с красивыми тёмными глазами. И между ними начинается игра по правилам, которые неизвестны ни ему, ни ей. Он музицирует для неё, не веря, что она обратит на него внимание. Она ходит в кабачок ради него, не веря, что он чувствует что-то ещё, кроме музыки, а тем более замечает её. И пианист решает пойти ва-банк: он играет джазовую композицию Дональдсона "Люби меня или уйди!" (В смысле "Люби или оставь меня") И к счастью для обоих, она знает песню, понимает послание и остаётся со своим избранником.
   Простенькая мелодраматичная история, написанная с любовью и теплотой не оставляет читателя равнодушным. Однако для каждого вовлечение и сопереживание будут соответствовать его или её жизненному опыту, романтичности и интересам. Вполне представляю, что кто-то пожмёт плечами, не найдя для себя никакой радости в истории, а кто-то будет наоборот, восхищаться сердечностью замысла. Могу сказать одно, рассказ найдёт своих читателей.
   Пару слов насчёт языка. Думаю, что автору можно поработать, над улучшением рассказа. В таком сжатом и эмоционально нацеленном тексте каждое слово должно быть заряжено и бить в цель!
   Желаю успеха!
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) О.Чекменёва "Беспокойное сокровище правителя"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) Д.Деев "Я – другой 5"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"