Итак, как я и предсказывал во вступлении, наблюдался второй пик подачи рассказов. Это был пик последнего дня. Думаю, что в этот день подали десять рассказов, но что интересно, видимо, подавали сильные игроки, ибо среди десяти последних рассказов я выделил четыре (40%), претендующих на высокие оценки, хотя обычно количество рассказов с высокими оценками составляет у меня 10% от всех рассказов. В этом обзоре я представлю те самые четыре рассказа и ещё один, который прочёл совершенно случайно. Как правило, внеконкурсные рассказы лежат у меня в запасе, и если я их читаю, то в последнюю очередь. Но, поскольку никто не застрахован от ошибок, я случайно прочёл внеконкурсный рассказ, от которого получил большое удовольствие. Поэтому его я тоже включаю в данный обзор.
19. ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ, Надёжкин, А.
Синопсис: надёжный приключенческий и н/ф... фанфик.
Как создать коктейль миров "Встреча на Эльбе"?
Смешайте в пропорции 1:1 мир Полдня Стругацких и Пирра Гаррисона, положите побольше Максима Каммерера,добавьте щепотку Камероновской Пандоры и каплю Нави, сбрызните пилотом Кирком из Родденбериевского "Звёздного Пути" и обязательно украсьтеЯзономдинАльтом. Готово к употреблениюдля всей честной компании!Аппетитно, вкусно и надёж-Кино :))
Хоть продукт не создан фантазией творца, а лишь вызван к памяти колдовством подражания,тем не менее, оценка довольно высокая.
Мне вполне понравился рассказ о контрабандистах. Но представляя фанфик не на специальном конкурсе, автор рискует собственным реноме. Разумеется, фанфик - не плагиат текста, но... наверняка, заимствование героев, мира (обстановки), идей и характеров, которые мы уже успели узнать и полюбить раньше. Я нисколько не сомневаюсь, что авторы, которые пишут фанфики (даже такой маленький кусочек, как мой, в отзыве Павлову С. на его "За окном летело три птицы"), хотят выразить своё уважение работе мастеров. Рассказы о Шерлок Холмсе пишут страстные почитатели Конан-Дойля, о динАльте - Гаррисона, о хоббитах - Толкиена. Но всегда надо быть готовым к тому, что, половина успеха фанфика будет отдана в виде дани преклонения перед создателем мира... А если создателей несколько? Значит, сообразим на всех!
Успехов автору в сочинении рассказов и фанфиков.
20. САМСОН РАСПРАВИЛ КРЫЛЬЯ, Волкова В.
Синопсис: хорошая светлая история о первой любви. Интересно и эмоционально. Особенно для юношества. Оценка довольно высокая.
Ещё одна хорошая история о любви, представленная на этом конкурсе. С первых же фраз она легко читается и постоянно удерживает интерес. Мир героини понятен и чист. Он чем-то напоминает мир Тани из "Дикой собаки динго, или повести о первой любви" Р. И. Фраермана, написанной восемьдесят лет назад, но по-прежнему включаемой в список ста книг для чтения школьников в РФ.
Возможно, больше всего рассказ понравится молодёжи, я не верю, что она ищет только клубнички. А как насчёт сложившихся людей, им это будет скучно? Не думаю, ведь в душе каждого взрослого продолжает жить юное существо, способное хоть иногда видеть мир глазами подростка. Но, возможно, я неправ, и молодёжь хочет чего-то крутого и взрослого, а реминисценции об ушедшей юности лишь удел стариков, тронутых Альцгеймером.
Словом, я хочу сказать, что то, что точно, психологично и честно передаёт мир любого героя: ребёнка, подростка, взрослого или старика - интересно всем читателям, независимо от возраста.
Да, ещё пару слов о финале рассказа. Мне он понравился. Правильная идея, хорошее исполнение и яркий образ!
Технический совет - прогнать рассказ через редактор Ворда и исправить множество опечаток (отсутствие пропусков, четыре точки и т. п.)
Я оцениваю рассказ довольно высоко. Успеха на конкурсе!
21.ТРИСЕСТРЫ, Post S.
Синопсис: рассказнеплохой. Читать попурри из жизни трёх сестёрлюбопытно, и всё,в основном,ясно, но чувствуется какое-то сомнение... Лейтмотив хорошо известен, но...Деталей мало, факты неточны?Надо подумать. Оценка в целом хорошая. Сейчас и подумаем вместе.
Название рассказа меня сразу заинтересовало: будет ли продолжена история сестёр? Да, оказалось так. Но, несмотря на общность героев, созданных Чеховым и далее живущих в советское время, тон рассказа совсем другой. Основным новшеством в пьесе Чехова, да и наверно, в его творчестве в целом, было создание повседневной "комнатной жизни", оставляющей общественные события на заднем плане.
В отличие от оригинала, в данном "фанфике" мы, современные, видим гораздо больше примет времени. Кроме того, письма в рассказе так далеко отстоят друг от друга, что вместе создают не динамическую картину жизни (пьесу, кино), а скорее фотоальбом. Для кого-нибудь это будет достоинством рассказа, который позволяет читателям самим заполнять пустоты между письмами, а для кого-то, наоборот, недостатком, недосказанностью.
Итак, приступим.
Не будем думать, что продолжение классики чем-то плохо, но как-то мне встречалось продолжение Анны Карениной, в которой Анне пришивают отрезанную голову, и она становится медсестрой. Не понравилось совсем!
Здесь же - совершенно реалистическая идея, ведь жизнь не остановилась в 1903 году. Вот и интересно поглядеть, как сложатся судьбы полюбившихся нам героинь, и как автор это передаст.
Напомню, что пьеса начинается в 1900 году, когда трём сёстрам Прозоровым, Ольге, Маше и Ирине, соответственно 28, 23 и 20 лет. Действие пьесы охватывает года три, а в письмах мы возвращаемся к ним через 18 лет.
Кроме фактического материала, постараемся, по мере возможности, сравнить язык героев пьесы и рассказа.
Письмо первое, от Ирины -_Ольге: 1921 г. Уже прошли: Русско-Японская война (50 тыс ум, 75 тыс - в плену), Первая революция (9 тыс убито), Первая Мировая война (2 млн убитых 4 млн - в плену), Февральская и Октябрьская революции, первая пандемия инфлюэнцы (испанки) (15-20 мин как не бывало), расстрел царской семьи, потрясший интеллигенцию, Гражданская война (10 млн минимум сгинуло). Ни слова об этих мелочах.
Но не стоит удивляться, это вполне по-чеховски. Разве где-то в пьесе есть упоминание каких-либо исторических событий, кроме двух слов о пожаре Москвы 1812? Нет, это характерно для драматургии Чехова, выносить такие события на задний план.
В первом письме ничего этого нет, кроме того, что Маша живёт в Париже и в 44 года поёт "почти голая" в кафешантане. Ладно, поверим. О её муже Кулыгине - ни слова. Ни сейчас, и ни потом. Кем работает Ирина, с кем она живёт в свои 41 год - тоже ни гу-гу. Это, пожалуй, уже не по-чеховски. Про Ольгу узнаём, что она всё "в Париж, в Париж". "Спрятаться бы куда, в Саратов". Ага! Именно туда, в самый центр голода - Самарскую и Саратовскую губернию, где голодали десятки миллионов (пусть 10) а умерли единицы миллионов (1-2 млн).
Мне кажется, доживи Чехов до подобных событий (он узнал лишь о начале Русско-Японской войны), то несколько иначе отобразил бы их в своей новой пьесе.
Мы узнаём, что Ирина была на Бассманном ("у дома нашего детства"). Нет, они жили на Старой Басманной улице. И что Кругловы были в ресторации на Руе де Сеньо. Вряд ли зная несколько языков, включая французский, Ирина пишет не по-французски название улицы, да ещё не Рю, а Руе, как человек пролеткульта. Этим веет от её слов: "с запахом разврата", "зафанфарил" и "сильно шикарной" (привет из Одессы-мамы), "громкие усмешки мужчин" (усмешка - это улыбка и даже у мужчин - беззвучная).
Описание природы - значительно лучше, хотя "весна краснощёкая" как-то по-есенински, а "бездонное синее небо" по-толстовски (Л. Н.)
Письмо второе, от Ольги - Ирине: 1922 г.
Ого! "Я ушла из ГПУ" (устала допросы стенографировать!)
Здесь два явных ляпа. Это мы с вами прекрасно разбираемся в ГПУ. Главное политическое управление было только создано в феврале 1922, заменив ЧК, а в те годы народ хорошо знал лишь ЧК и чекистов. Так что фраза "из ГПУ" летом 1922 года несёт мало информации Ирине.
Кроме того, имея отношение к допросам, Ольга, наверняка давала подписку о неразглашении, и будучи уже достаточно умудрённой в свои 50 лет вряд ли бы делилась с сестрой, не говоря уж о том, что уход из подобных организаций всегда был и остаётся чреватым для здоровья и благополучия ренегата. Поэтому не верится, что в такой ситуации Ольге до сравнений нимфы и себя: не до жиру, быть бы живу.
Несколько удивляет стенографирование в ГПУ на допросах (не за речью Ленина или Троцкого поспевать надо было) и не столь важны были речи допрашиваемых.
Про Тузенбаха я, честно говоря, не понял. Что значит "нет права ему писать"? Тузенбаха застрелил на дуэли Солёный в 1903 году.
Воспоминание о Вершинине. Цитировать его совершенно неуместно и неразумно. Это в 1900 году интеллигентные люди терзались своей недостаточной активностью, малой пользой для общества и думали, что будут вспоминать жизнь как "неумную, недостаточно чистую и даже грешную". Теперь они вспоминали её как райскую.
Не верится, что Ольга рассуждает о феминистках, философии природы и априорной лживости мужской природы. Отродясь не было у неё таких мыслей и даже слов.
Третье письмо от Маши - Ирине: 1925 год, Маше 48 лет. Она всё ещё поёт. А генерал Вершинин в 67 лет (ему было 42 в 1900) работает таксистом. Крепкие ребята! Однако память у них подкачала. Генерал вообще не узнаёт свою любовницу (кстати, представляете, что эмигранты в одном городе неплохо друг друга знают). А Маша, разумеется, узнаёт, но не желает ни поговорить со старым другом - большой любви её жизни, ни узнать о его жене и дочках и ни словом не обмолвиться с любимой сестрой о потерянной любви. Мне не верится. А Чехов бы поверил в такое?
Не понял я, почему Маша думает, что генерал Вершинин жил бы в Петербурге, водил бы собственную машину? Разве она глупа? В Париже хорошо знали о печальных судьбах большинства царских генералов в России.
Выражения "туманный росчерк тоски", "выпитый огонь осеннего октября", "эпитафия нежности", "зависшие воробьи", "потрёпанные бесприютностью", "голые прозрачные скелеты деревьев", "ноябрь графичен" - нет это не Чехов и даже не Маша.
Единственно правильно, что мелькнуло на заднем плане - "смерть главного". (Можно даже опустить "революционера" для ясности).
Четвёртое письмо Ирина - Маше: 1927 год.
Начну, наоборот, с языка. Рассуждения о схождении параллельных прямых... Небытие, мир, дыра в нём, дьявол, рыцарский конь... - не нравятся мне атрибуты мышления Ирины. Она может даже болеть, но по-чеховски, а здесь, ну, очень далеко от образца. Какой-такой студент ухаживает за 47-летней женщиной... И почему она тоже, как и Ольга, которая служит в "храме искусств" работает с художниками? Это - режиссёрская находка, или случайно "девушек" перепутали? С кем не бывает!
И ещё в подворотне надпись - "Надежда убивает разум". Это бессмысленный афоризм из видеоигры "Уровни страха" 2016 года. Не надо "впаривать".
Пятое письмо, Ольга - Ирине: 1932 год
Самое непротиворечивое письмо. Младшая Ольга, а ей уже 52 года, пишет, что чувствует "как раздвигается занавес трагедии". А до того все тридцать лет что был, антракт? Много рассуждений, и ни слова о страшном голоде 1932-33 унёсшим 2-8 миллионов жизней.
Шестое письмо, Ольга - Маше: 1937 год
Сразу же непонятка. "Выправить новые документы на Прозорову" пишет 65-летняя Ольга своей 60-летней сестре Маше в Париж. Смеётесь, автор? Кто писал в Париж в 37 году, самоубийцы?
Но это не всё. Ольга пишет: "С фамилией Тузенбах меня никто не выпустит, ты же понимаешь?" Уверен, что Маша ничего не понимает. Во-первых, ни с какой фамилией не выпускают, во-вторых, Тузенбах 35 лет назад лишь сватался... и то - к Ирине. С какого же бодуна у Ольги фамилия стала Тузенбах? Это большое упущение.
О каком издательстве Андрея Семёновича речь? Знавал я одного Андрея из пьесы - их брата, но был он Андреем Сергеевичем и вряд ли бы появился в письмах только в 1937 году.
Здесь еще слабость, но уже русского языка: она собирается переводить "Толстова". Нет, автор, Толстого. "Этова" бывшая преподавательница гимназии не могла забыть, даже в 65.
"Она ушла из ГПУ". Здрасьте! Уже 15 лет как ушла!
А слов "эпицентр" и "окоём" - нет в словаре языка Чехова... А "услышала запах"? По-моему, тоже... "Женские линии гор"? Это что?
Седьмое письмо, Ирина - Ольге: 1937 год
57-летняя женщина пишет 65-летней сестре об искусстве и голых... Ну, ужас, у них, конечно... Самый натуральный в письме - воронок. А что, бабушек тоже хватали - и в застенки? Пытали одиноких без мужей, детей, связей? Тут уже "вампирами" повеяло...
Восьмое письмо (и последнее), Маша - Ольге: 1940 год
А теперь постаревшая Маша (63 года) из Парижа пишет старой Ольге (68 лет) за железный занавес и через немецкую армию, которая вот-вот войдёт в Париж (Франция воюет с Германией с 1939). И Маша сообщает Ольге... О-о-о, что от Ирины нет писем... Печаль мне с романтиками...
Чего же мне не хватало? Какой-то яркости, необычности... изюминки, верных фактов, глубокой трактовки, простых чеховских слов. Хотелось больше действий и эмоций в такие "не застойные" времена. Но мало ли, чего мне хотелось...
Я считаю, что работа заслуживает хорошей оценки и верю, что автору по силам перечитать Чехова и доработать историю сестёр из теперешней заготовки в яркий рассказ.
Успехов!
22. ЖУЖИКИ, Чорний К.
Синопсис: добрый рассказ о науке, побеждающей тяготы лагерной шараги. Читать интересно, финал яркий, переживаешь за героев и даже испытываешь симпатию к жужикам, созданным (со знаком качества) для залазания в...сюду (а не жужжания). Оценка высокая. Удачи!
Легко писать отзывы на хорошие рассказы. Тему понимаешь, героям сопереживаешь, читаешь с интересом и получаешь себе удовольствие! Правда автору, в таком случае мало чего перепадает. + и всё. Вроде "лайка".
Пройдусь всё же немного по рассказу, для "пользы дела".
Сеттинг хороший, образы яркие, особенно Волк, Клистирбаум и Охренашия. Я уже по нынешнему имени автора предвкушал услышать грузинские мотивы в его рассказе. Палыч не так колоритен, но может, это и к лучшему - обобщённый образ учёного.
Мне также понравились жужики - эти добрые животные лекари. Имя этим обрывкам "колючей проволоки" для залазания в небольшие отверстия организма выбрано удачно. Всякие порицания в связи с невозможностью подобных генетических скрещиваний - отсылайте туда же, в эндо.
Блошки:
"Ходил болеть (где?) на воскресных футбольных баталиях" - по-моему (куда?) - на воскресные футбольные баталии.
"Руки на себя наложил, - донеслась из второй шеренги чья-то злая шутка. - Махал, махал, да силу не рассчитал". - Слова от автора поставил бы в конец, иначе злая шутка относится к "руки на себя наложил" - "Руки на себя наложил, махал, махал, да силу не рассчитал, - донеслась из второй шеренги чья-то злая шутка".
И сразу вопрос: а в лагере злые это кто, уголовники? В шарагах их не должно быть. Просто злой учёный? Сомнительно...
"Удар о землю" (в строю). - Сознание обычно резко не выключается, позволяя телу присесть, сложиться, согнуться (сберегая от тяжёлой травмы), конечно кроме резкой остановки сердца или выстрела в голову и т. п. А у Палыча даже не в мозгу опухоль была. Словом, может "толчок о землю", "свалился, съехал на землю".
"Про... чего - логов?" Палыч - биолог, генетик. Как бы должен знать и понимать, а тем более после годов дружбы с Клистирбаумом.
"В связи с чем, собственно, я здесь и нахожусь". - М-м-м. Они приятели сколько-то лет, позднее признание, значит "объяснялка для читателя".
"Любят они меня, что ли", - думал порой Палыч. - Вон, на Князя или Липатова не реагируют вовсе, при виде дежурного пса сворачиваются в клубок и ощетиниваются, а на куратора-то - вообще бросались, разбивая морды о стекло серпентария!" Пунктуация прямой речи.
- Отпускать тебя не велено. Разбираться придут, может и Сам пожалует, - вслух псов и Волка поминать по лагерному Клистирбаум не рискнул, обезличено выразившись на всякий случай. (Эти слова я убрал бы, и так ясно.) - Пока тебя посмотрю, если не возражаешь. - "Пока", как будто потом посмотрит начальство.
Поселенцы, Князь и Липатов - кажется, что в лагере поселенцы (те, кто уже отправлен на поселение). Но я делаю ошибку, слово поселенцы появилось не вначале рассказа, и думаешь о людях, как о лагерниках.
Понимаю, что Илье надо по сценарию толкнуть серпентарий, но лампа с серпентария не поможет (и он это знает!). Подсвечивать снаружи внутрь невозможно. Сам эндоскоп даёт сильный свет для осмотра и фотографий. Как же выкручиваться? Просто толкнуть серпентарий?
Кстати и зияющего хода в эндоскоп не должно быть. А то может быть нежелательный (для врача и кабинета) эффект. Когда врач хочет, он может вынуть манипулятор, и тогда образуется узкий проход. Но не помню, чтобы вынули и оставили открытым. В качестве шутки GakwybQAUnM - ссылка для поиска на YouTube (тупо, но смешно).
Можно ещё подумать о проктоскопе (весьма устаревшем). Это прямая металлическая трубка, через которую можно осмотреть участок прямой кишки до 30 см. А опухоли чаще - выше. Но чтобы не заморачиваться, может, стоит оставить как есть. Ну 2-3 врача поворчат...
"В воздухе лазарета паузы" - может, сократить на лазарет?
"Вот возьму пункцию" - пункция - это прокол, её не берут, а делают. Биопсию! Её и берут, и делают.
"А пять лет назад он говорил заметно ровнее!" - Долго что-то растёт. Может (это не очень быстрый рак), но через пять надо больше симптомов. Кашель! Оставьте как есть, но скажите - два года.
"Сейчас я тебе укольчик поставлю!" - Сказал бы "вколю", "сделаю". Ставят систему, иглу, клистир.
"Записав наблюдения в рабочую тетрадь (журнал), исследователь с головой ушел в свою работу".
"Виноват во всем - я! - вздернув бородку, с порога"... Бородка появилась в конце рассказа впервые.
"Когда смысл ситуации полностью проник сквозь спирт в сознание Волка и уронил в него зерно надежды, начлагу немного полегчало". - Поработал бы. Сквозь спирт? Обронил, посеял...
"Смолили самокрутки. Оба некурящие" ... Сомнительно как-то.
Пожалуй - все мелочи, которые заметил.
Успехов!
23. РАЗГОВОР НИ О ЧЁМ, Надёжкин, А.
Синопсис: рассказ мне понравился своей идеей и простотой исполнения. При том, что его интересно читать, испытываешь беспокойство за героев и решение, которое невозможно найти. Возможно, читатели от этого расстраиваются и оценивают рассказ не так высоко, как я.
Если предполагать, что каждому автору хочется получить рецензию на свой рассказ (а это вовсе не истина), то автору данного рассказа просто случайно повезло. Я перепутал и прочитал этот рассказ, думая, что он конкурсный. И рассказ мне весьма понравился. Вот я и взялся за отзыв, хотя в отсутствии случайности, возможно, не скоро прочёл бы его, а может, и не прочёл бы на конкурсе вообще.
Что же мне так понравилось в рассказе? Его философская неопределённость. Идея! Хорошая и плодотворная для писателя. Космонавты прилетают на край вселенной. Что это? Какие у него свойства? Как его описать? Что вытекает из встречи людей с таким необычным местом? Ответов может быть столько, сколько авторов возьмётся на них ответить. Одни окажутся лучше, другие хуже. Этот рассказ мне показался хорошим.
Я бы даже сравнил его с рассказом Теда Чана "Вавилонская башня", который проводит красивое сравнение между строением мира и шумерской цилиндрической печатью. Если кто-то не знаком рассказом Теда Чана, обязательно почитайте! Автор - самый награждаемый фантаст в мире.
Но спустимся с башни на землю и улетим в космос - к границе Вселенной. Кстати, в комментариях немало протестов против понятия края и границы. Мне от этого делается смешно. Разве мы на научном симпозиуме спорим о познанном и непознанном? Если можно построить хороший рассказ о взаимоотношениях людей, столкновению характеров, эмоциональных связях и психологических противоречиях, на какой угодно основе (идее) - кто-нибудь это сделает. Поэтому я приветствую такую попытку автора.
Сам рассказ:
Командир Сергей и штурман Боб прилетают к дальней планете и при попытке загрузить в бортовой компьютер данные о выходе в новой точке пространства, получают отказ. Комп не принимает данные. Но это не поломка компьютера, а отсутствующие во вселенной координаты - край света. И тогда Боб предпринимает что-то (жаль не ясно что), какие-то героические действия - лезет в шлюпку и спасает, ценой своей жизни Сергея. Надо понимать, что сын Боба, Кельвин, которому Сергей везёт послание отца, случайно пропущенный на космодром, становится вторым спасителем Сергея, которого службы безопасности не отпустили бы к людям так легко за дачу "безумных" показаний. И где же побывали наши герои? В НИГДЕ, на краю Вселенной и едва не остались там...
Большую часть рассказа составляет телеинтервью Сергея, на котором он пытается описать увиденное, ног непонятое никем понятие КРАЯ ВСЕГО.
Повторяю - понравилось, хотя осязаемых данных (приключений) мало, объяснений нет. Есть таинственность, философские идеи и эмоции дружбы и любви к ближнему. По-моему, совсем не мало, когда хорошо сказано.