Нейронов, Нерон: другие произведения.

О Г.В.Свиридове

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 2.39*6  Ваша оценка:

  Только вот сейчас я прочитал давнюю уже статью Виктора Лихта о Свиридове, опубликованные в 35-м номере "Заметок" Е.Берковича.
  Может, это уже и не самая актуальная тема, но хочется внести в неё свои "пять копеек".
  
  Что я могу сказать по поводу прочитанного?
  
  Говоря о конформизме этого композитора (писавшего всю жизнь наряду с русско-почвенническими сочинениями вполне официальную советскую музыку и занимавшего вполне добровольно самые привилегированные посты в номенклатуре Союзе Композиторов (СК) СССР), автор статьи забыл упомянуть самый "козырной" факт свиридовского конформизма (стОящий всех его "время, вперёд!", "патетических ораторий" и "ленинских од", вместе взятых): участие в госзаказе на написание музыки Государственного гимна СССР в 1960 г. - притом без всякого принуждения и, уж тем более, угроз для жизни или творческого благополучия. Одного такого факта (равно как и его вполне мирного общения с т.н. "полезными евреями" из СК) было бы достаточно, чтобы по достоинству оценить все эти свиридовские "заветные-потайные" дневниковые откровения (про "коммунистов-сионистов", засилье "не тех людей" в ЦК и СК, "модернистов-авангардистов", и т.д. и т.п.).
  Т.е. я не отрицаю, что все его антизападнические, "бело-патриотические", юдофобские и музыкально-почвеннические идеи изложены вполне искренне и, буде они выражались не только в дневниках, но и в публичном поведении, - цены бы не было честности и последовательности Юрия (Георгия) Васильевича. (Например, именно поэтому можно считать честным человеком диссидента-академика Шафаревича. Или сонм отечественных гуманитариев-черносотенцев, работавших дворниками и котельщиками, но не сидевших в президиумах.) Так что - проблема здесь вовсе не во взглядах Юрия Свиридова, а в том, что ему при всём при этом очень уж хотелось казаться "белым и пушистым".
  В этом смысле Свиридов не сильно отличается от своего ближайшего аналога из области литературы - писателя Василия Белова. Этот радетель "чистых истоков" и беззаветный борец с их погубителями-загрязнителями (всё теми же "коммунистами-сионистами", "модернистами-авангардистами", "не теми людьми" и т.п.) до 1985 г. делал вполне нормальную карьеру продвинутого "совписа": сидел себе в разнообразных президиумах, верховных советах, состоял в редколлегиях и - главное - в рядах столь ненавистной ему (как потом оказалось) правящей партии. Чем-то в этом роде был и художник Глазунов: количество изображённых им Брежневых и "дружественных нам лидеров" говорит само за себя.
  Давно ведь уже сформулировано основное кредо этих "белых патриотов": "октябрьская революция и советская власть - результат сионо-масонского заговора, но мы умрём, защищая её достижения!"
  
  Да и не столько в самом Свиридове проблема, сколько в его неумном племяннике С.Белоненко, опубликовавшем пухлый фолиант эпистолярных откровений своего дяди. "Неумный" - лишь в том смысле, что, опубликовав всё это (с сознанием исполненного святого долга! - С.Белоненко известен как очень даже инициативный черносотенец, что, впрочем, не редкость в Ленинградской Консерватории), Белоненко способен потрясти эти текстами лишь недалёкого обывателя: в глазах любого профессионала, знающего о Свиридове чуть-чуть больше, чем Романс из "Метели", племянник оказал своему дяде явно медвежью услугу. Без этой публикации всё было бы гораздо проще: ну писал человек свои "патетические оратории" пополам с развесистой клюквой (типа "русь уходящая"), а нужду свою сокровенную справлял в дневниках, для публикации не предназначавшихся. С кем не бывает. А услужливый дурак, как известно, опаснее врага. Тем более - т.н. "дурак с инициативой".
  Хотя, лично у меня есть большие сомнения, что г-н Белоненко такой уж дурак -
  если иметь в виду интересы не покойного дяди, а свои. Просто дядя уже умер, а племяннику надо ещё сделать свой гешефт на дядином трупике. (Ошибаются те, кто считает отечественных черносотенцев такими уж идеалистами: евреев они хоть и не любят, но гешефты умеют проворачивать не хуже шекспировского Шейлока. И, в отличие от последнего, ничем не рискуют.) Дяди-то всё равно уже нет: "дедушка старый, ему всё равно".
  
  Если же отставить в сторону сокровенные-откровенные свиридовские "мысли о вечном" и оценивать лишь музыку и его размышления об оной, то весьма характерным в статье В.Лихта (как и у многих отечественных авторов, пишущих о композиторах-современниках) является такой своеобразный дуализм: человек и "думатель" Юрий Васильич, конечно, говённенький - "но какая музыка!"...
  
  Я никогда не понимал этого полуистеричного восхищения свиридовским творчеством (если только оно исходит не от идейных "свиридовцев"). Не то что бы я считал Свиридова неталантливым композитором - нет, конечно. У него есть несколько довольно ярких вещей и отдельные удачные проблески. Просто "яркость" эта - несколько второй свежести. И очень провинциального свойства. Что "из Свиридова" вертится в голове в самую первую очередь? - Вальс и Романс из "Метели", начало Маленького триптиха и "Время, вперёд!". Только первые три примера очень уж сильно напоминают (соответственно) Вальс из "Маскарада" Хачатуряна, одну вариацию из органной Пассакалии Баха и медленный раздел из Скерцо Первой симфонии Шостаковича - а все эти столь разные сочинения объединяет то, что написаны они были несколько раньше. Что же до последнего из примеров - то это не более чем общее место из нормальной такой соцреалистической музыки, какой тогда было навалом (хотя и с элементами хорошей ретро-стилизации).
  Вот эти два слова - "провинциальный" и "соцреалистический" - я бы и отметил как ключевые к характеристике т.н. "феномена Свиридова" (как и Белова, и Глазунова и проч.). Человек нашёл некую "свою" локальную интонацию, но не идёт вглубь материала (как Мусоргский, Яначек, Барток, Стравинский или тот же любимый Свиридовым Вельо Тормис), а разрабатывает её с помощью вполне инертно-декоративных, отработанно-академических приёмов. (Сразу вспомнил романс Свиридова "О, Родина!": истерично прыгающее, почти попсовое, фортепианное вступление и первый вопль солиста, звучащий как "Уро-о-одина!") Это примерно то же самое, что найти "свеженький мотив" и тут же покрыть его лаком. Получается такой соцреализм с русско-почвенным акцентом. (Раздобудьте фонограммы нардеповских съездов 15-летней давности, послушайте, как на них выступает всё тот же В.Белов, а потом прочтите его тексты вслух, так же окая. Примерно вот то самое и получится.) Свиридову повезло, что его музыка оказалась менее мутной, чем у бесконечных официозных кабалевских-хренниковых, но это лишь - не более чем эффект того самого безрыбья, на котором и рак дельфин.
  
  То же самое - и "почвеннические" взгляды Юрия Васильевича на музыку вообще. Как и в любой мифологии, какое-то увлекательное зерно в них, несомненно, есть. Согласно его нехитрому катехизису, всё зло и бездуховность - они, мол, происходят от измены "живому человеческому голосу" и засилья "инструментальщины"; а "инструментальщина" - она, мол, вся идёт от "католичества"; а уж "католичество" - оно и подумать страшно, откуда идёт... (У Белова: всё зло идёт откуда? - от измены матушке-природе; а изменяют ей где? - в городе; а в городе засели, спрашивается, кто? - ... У Глазунова: вся "трагедь" пошла от измены "натуре", а изменяют ей всякие там импрессионисты-абстракционисты, а они-то уж все - знамо кто...) И при всём при этом радетель чистых музыкальных истоков спокойно и уверенно утверждает в своих дневниках, что Мусоргский, мол, хотя и в широту-глуботу мыслил, а вот оркестровать хорошо так и не научился. (Обычная кислая туфта, гуляющая по советским учебникам "истории музыки" ещё со времён Римского-Корсакова, академиста, Мусоргского совершенно не понявшего и подвергнувшего его партитуры кардинальной вивисекции. Очередное доказательство провинциальности того, кто так рассуждает.)
  В общем, всё мышление и все обобщения, владение фактами и материалом - на уровне Верхней Вольты.
  
  И уж совсем унылое впечатление производят более мелкие композиторы "свиридовского помёта". Они тоже любили дневники писать. Открываем эпистолярные страдания какого-нибудь Валерия Гаврилина (выдержки из которых - как и свиридовские - публиковались в "Нашем Современнике") - и читаем нечто многозначительное:
  "Экспресс-сионизм. Да... Лучше и не скажешь!"
   Остальное - досмотрим у Чехова в "Жалобной книге".
Оценка: 2.39*6  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Боевое фэнтези) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"