Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

"Далёкие берега": обзор рассказов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наконец-то снова добрался до компа. Страшно неловко: следовало разместить файл ещё аж позавчера... видимо, ленивый студент во мне до сих пор живее всех живых (хотя, справедливости ради, закончил я этот обзор действительно ещё вчера -- просто выложить не смог).


Обзор рассказов конкурса "Далёкие берега"

   Елена Ивченко "Девочкино море"
  
   Простая, но пронзительная история. Даже не скажешь, что фантастическая. В ней больше от метафоры, мечты и видения на грани сна.
   А ещё эта история властно, до отчётливого ощущения deja vu, напомнила мне мини-шедевр Марии Ровной "Послушайте".
   О формальностях.
   Тематике конкурса соответствует. Мелочи вроде стиля и владения родным языком - на достойном уровне.
   Вот только это всё-таки не фантастика... по крайней мере, не совсем фантастика. Если бы не найденные в кармане ракушка, песок и водоросль, свидетельствующие о как минимум частичной объективности девочкина моря, впору уличить автора в несоответствии теме.
   Оценка - 7.
  
  
   Ник Нилак "Чуждо"
  
   Классическая работа. По форме, по содержанию - классика. Чем-то напоминающая фантастику "Золотого века", а чем-то и тексты "гуманистов". Две цивилизации, непонимание, переходящее в страх и войну на уничтожение; биология против механики...
   Увы, не каждому, играя на поле классики, удаётся создать нечто новое и удивительное. "Чуждо" - рассказ не плохой... но подняться над собой ему не удалось. У него, как у тяжёлых солдат, нет крыльев.
   О формальностях.
   Тематике конкурса условно соответствует. Стиль оправданно груб, отдаёт телеграфностью, но ошибки в глаза не бросаются.
   Жаль, что география в рассказе - для галочки. Берег моря, около которого построен город механистов, легко можно было бы заменить холмами или горным хребтом, лесной чащей, любой другой географической приметой. Это приходится учитывать - как и некоторую вторичность содержания.
   Оценка - 6.
  
  
   Татьяна Мудрая "Дон Жуан и донья Хиральда"
  
   Прелестная виньетка. Альтернативная история, субтропическое головокружение, мореплавание и сюрреалистические картины - словно цинготный бред или странная мечта.
   Если эту зарисовку что и портит, то разве что бессюжетность. Интрига есть, событие есть (а если с упоминаемыми, то не событие, а целый таймлайн), но сюжет отсутствует как класс.
   О формальностях.
   Вычесть или заменить в рассказе далёкие берега чем-то иным не получится. Первый после "Девочкина моря" рассказ, вполне соответствующий теме. Язык сочный, знание реалий времени удовлетворительное (по крайней мере, мелкие детали общей картины не портят).
   Но - бессюжетность...
   Оценка - 8.
  
  
   Татьяна Буденкова "На той планете"
  
   Прямо со старта резанул ухо термин "врач-психоадаптатер". Брр! Это ж надо так первое впечатление испортить...
   Далее: многовато лишних слов и даже целых фраз. Точнее, не то, чтобы лишних, а... в общем, создаётся ощущение, что ГГ не историю из своей жизни рассказывает, а деткам-малолеткам упрощённую байку задвигает. Причём некоторые подробности не условно, а просто лишние.
   Дочитал. Общее впечатление - не айс. Типичный случай, когда рассказать автору удалось, а показать, не говоря уж о том, чтобы зацепить - нет.
   О формальностях.
   А при чём тут вообще далёкие берега?
   В отличие от рассказа Мудрой, "На той планете" сюжет имеет. Но - гипертрофированный. Тот же материал можно и нужно было подать иначе. Опять же, тема конкурса...
   Оценка - 4.
  
  
   Дарья Рубцова "Светлое будущее"
  
   И опять всплывает тема чуда-для-одного. Впрочем, стоит ли дивиться? Это в многотомных эпопеях и пухлых романах нас порадуют величием чуда-для-многих (или даже - для всех). А рассказ есть форма камерная, негромкая.
   Но малые чудеса порой бывают такими же яркими, как далёкие звёзды.
   И такими же вдохновляющими.
   О формальностях.
   С темой и соответствием ей снова сложности. Так что...
   Стиль чёткий, язык плотный, без особой шершавинки. Крепкая работа, оставляющая к тому же ощущение приятного чуда. Не такого, как в пахнущем одиночеством "Девочкином море".
   Оценка - 8.
  
  
   Василий Быстров "Простая формальность"
  
   Язык - это не простая формальность. Встретив фразу типа "товар чуть ли не вдове ниже, чем на официальном рынке", начинаешь икать от смеха, автором не предусмотренного.
   Однако же текст бойкий, живенький такой. Этого не отнять.
   О формальностях.
   Опять-таки - при чём тут далёкие берега?
   Исправить отсутствие оригинальной идеи гораздо сложнее, чем "причесать" текст на предмет соответствия правилам родного языка. Настоящей оригинальности в рассказе нет, но оригинальная подача старой идеи имеется. А даже полуоригинальность - дорогого стоит.
   Оценка - 6.
  
  
   К.Е. Ветнемилк "Наша яблоня"
  
   Технически нереально. И тем не менее, парадоксальным образом напомнил мне этот рассказ куда более совершенный рассказ Суэнвика, предваряющий повесть "Гинунгагап". Наверно, упорством героини, технической смекалкой и отказом сложить ручки перед костлявой.
   Как раз тот случай, когда пафос - приятен.
   Есть у рассказа и ещё одно достоинство: плотность. Никаких лишних слов, никаких красивостей, всё строго и чётко, "как в аптеке". Свойство хорошего рассказа, да.
   О формальностях.
   Увы, далёкие берега снова используются весьма фигурально. Приходится выстраивать ассоциативную цепочку до марсианских морей, причём заменить место действия ничего не стоит, рассказ не на этом стоит. Но вот язык порадовал. Хоть суховатый, да гладкий - и даже не без изюминки. "Переведённые" пословицы, как в интернетах выражаются, доставляют.
   Если бы ещё соответствие теме имело место...
   Оценка - 7.
  
  
   Татьяна Тихонова "Собеседник"
  
   Рассказ в духе Саймака. В тон, в атмосферу, в обманчивую простоту, что не каждому даётся. Осенний рассказ. Именно атмосферой пленяет эта вещь, а не техническими нюансами и не извивами хитроумного сюжета.
   О формальностях.
   Далёкие берега... где вы, далёкие берега? Почему конкурсанты так упорно путают вас с "пыльными тропинками далёких планет"? Однако если не акцентироваться на этом недостатке, зарисовка хороша. Тонкая, грустная... как скуповатая на детали зарисовка карандашом.
   Много эмоций. Минорных, но, как ни странно, даже притягательных.
   Оценка - 8.
  
  
   Сергей Борсук "Дом дрейфующих рассказов"
  
   Хочу заранее, перед прочтением, отметить оригинальность названия. Впору накинуть балл за одно только это. А что? И накину!
   Дочитал. Что тут скажешь? Постмодерн, как он есть. Фантастичный ровно в той мере, в какой может быть фантастична постмодернистская проза. Однако сам по себе рассказ определённо неплох... единственное, что смущает - резкое, слишком резкое изменение отношений ГГ и Марины. Он ведь не собирался оставаться для трапезы. Почему всё-таки остался?
   Вообще в отношениях гостя и хозяйки проскальзывает какая-то неправильность. Весьма трудно формулируемая. Видимо, неправильность эта прячется в щели между представлением о Марине как о человеке и как marine.
   О формальностях.
   Далёкий берег имеет место. Правда, в единственном числе. Язык вполне пристойный.
   Хороший рассказ, чего уж там.
   Оценка - 8.
  
  
   Марина Мартова "Там, где верят в эльфов"
  
   Что царапнуло под занавес - так это путаница, объединяющая веру и знание. Когда с эльфом можно поболтать, зачем в него верить? Вот же он, рыжий и зеленоглазый долгожитель. Можно, набравшись смелости, пощупать, убеждаясь, что он - реальность, данная в ощущениях.
   Вообще своеобразный, конечно, текст. И эльфы действительно оригинальные.
   О формальностях.
   Далёкие берега... ну, разве что исландские. Соответствие теме весьма условно. Опять же, язык не поражает тонкостью вязи, но и не царапает ошибками.
   Оценка - 7.
  
  
   Михаил Шуваев "Судьба"
  
   "Гравилёт на магнитной подушке" нешутейно улыбнул. Если гравилёт - то зачем ему магнитная подушка? А если магнитная подушка всё же есть, то почему - гравилёт? Чуть дальше: "давление стравливается, воздух уходит"... звыняйте великодушно, но стравливаться может только воздух, а давление - оно падает. В общем, технические мелочи колют ухо, внушая недоверие.
   ...но это всё ерунда. Неприятнее концовка. Полное ощущение, что мораль рассказа состоит в нехитром внушении: "Не выпрыгивайте из воды, рыбки, подохнете вы там, все подохнете".
   "Нормальные люди выбирают траву у дома". За белым штакетником, ага.
   Полагаю, что Евгению Шварцу финал тоже не понравился бы.
   О формальностях.
   Далёкие берега? Не заметил. Русский язык хромает, опять же технические детали... ну, не владеешь материалом - не пиши! Нет, пишут...
   Оценка - 5.
  
  
   Андрей Захарченко "Переиграть историю"
  
   Очень уж лихо - точно, тонко, глубоко - рассчитываются в рассказе МНВ (то бишь минимально необходимые воздействия - см. "Конец вечности" Азимова). Полагаю, с такими прогностическими и моделирующими мощностями совершенно незачем переигрывать историю семидесятилетней давности. Куда проще взять и перекинуть стрелки истории в настоящем, выбирая всё более и более благоприятное будущее.
   В остальном всё типично. Враги строят козни, используют новейшую технику, но русский авось (ах, пардону просим, вмешательство случая) им не побороть. Всё будет хорошо.
   О формальностях.
   Наличие далёких крымских берегов имеется. Орфография с пунктуацией - норма.
   А что оригинальности в рассказе ни на медный грош...
   Оценка - 6.
  
  
   Вячеслав Железнов "Попаданцы"
  
   Сознаюсь, как на духу: этот рассказ я уже читал раньше. Да и автор знакомый. Но леди Объективность превыше всего, судить буду без лицеприятия.
   В отличие от "Судьбы", здесь с техническими нюансами полнейший порядок. Вплоть до некоторого перебора. Сразу и чётко ясно, что автор - из "железячников". Даже ещё до финальной сцены с пробной стрельбой из винтовки Мосина. Мелкие детали, все эти кнопки под пальцами шахидки и обёртки от шоколадного батончика - как живые.
   В людях жизни существенно меньше.
   О формальностях.
   Далёкие берега - полностью лесом. Даже ассоциативно не привяжешь. Для данного конкурса - минус балл. Но язык хороший, местами (там, где технические нюансы) даже сочный.
   Есть у рассказа ещё один жирный минус, так и не исправленный: это, фактически, две мало связанных сцены плюс короткий таймлайн в середине. Ну и несоответствие теме...
   Оценка - 6.
  
  
   Виктор Мальчевский "Сказки старого Стокгольма"
  
   Начало пришлось перечитывать. Вязкость изложения, трудно уловимая, но несомненная непоследовательность в строении фраз... понятно, что неотвратимо близящаяся смерть близкого человека должна бросать тень на текст - но это никак не оправдывает неопределённости в части того, кто именно является доктором: Габриела или Свантесон, чей отец умирает и тому подобного.
   ...надобно уметь писать. Это касается не только фанфиков на старые добрые детские сказки.
   А от фантастики в "ССС" ещё меньше, чем в "Девочкином море" и в "Доме дрейфующих рассказов". Там хотя бы атмосфера тихого чуда наличествует.
   О формальностях.
   Стокгольм, конечно, город приморский, но это всё равно не помогает рассказу попасть в тему. С грамотностью неплохо (именно "не плохо": рассказ не вычитан), но вот стилистика...
   Оценка - 5.
  
  
   Виктор Мальчевский "Шляпа"
  
   Даже не знаю, что и сказать. Непростая шляпа как технологический девайс доставила. Рассказ в целом - увы, нет.
   Отчётливое ощущение дебютной сырости. Задумка неплоха, но исполнение...
   О формальностях.
   Далёкие берега вообще ни при чём. Язык, как и в предыдущем рассказе, оставляет желать лучшего, запятушек не хватает, стилистика спотыкается на обе ноги.
   Короче говоря, не айс.
   Оценка - 5.
  
  
   Александр Важин "Аэрохитектор"
  
   Ещё один рассказ с оригинальным названием. Причём таким, что в фантастичности истории сомневаться не приходится.
   Дочитал. М-да. Назвать рассказ странным - ничего не сказать. Насколько хорошо начало, с контрастом между описанием "воздушного замка" и сухой строгостью делового стиля, настолько же продолжение разочаровывает.
   Нет, основной посыл более-менее ясен. Когда за вдохновение начинают платить, плоды такого вдохновения в итоге начинают "загрязнять воздушное пространство". Но воплощение...
   О формальностях.
   Далёкие берега около того, что ни при чём. Впрочем, о берегах воображения автор не забывает, так что будем считать тему выдержанной. К языку, в отличие от сюжета, претензий нет.
   Оценка - 6.
  
  
   Татьяна Минасян "Крылья в синем небе"
  
   Рассказ-метафора. Не столько фантастика, сколько именно сказка. Сперва я было подумал, что вижу ещё один фанфик, на знаменитую "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", но когда дочитал до конца, засомневался. Далеко не факт, что Татьяна читала "Чайку", да и основной мотив рассказа иной. Почти христианский.
   Да, помощь нуждающемуся зачастую сама заключает в себе награду. В точности так же, как муки творчества или родительские хлопоты. Но часто ли мы оглядываемся назад и задаёмся вопросом, не нужно ли отблагодарить того, кто помог встать на крыло?
   О формальностях.
   С темой конкурса - попадание в десятку. С языком - никаких нареканий (впрочем, история так затягивает, что о запятушки, даже если они где-то стоят не на своих местах, не споткнёшься).
   Очень, очень приятный рассказ. Хотя и не слишком весёлый.
   Оценка - 9.
  
  
   Noname Lady "Корабль"
  
   Это не рассказ - скорее, зарисовка. Позабавили форниты и прочая живность, заинтриговал мир-без-берегов-и-карт, точнее даже, совокупность миров, но... зачем это всё? Ради чего, если не считать антуража, написан этот текст?
   Нет мне ответа. То ли я чего-то не понимаю, то ли...
   О формальностях.
   Берега, действительно, далёкие - до полной мнимости (хотя непонятно, откуда взялись все эти слухи про "конец вод" и "города на суше"). А вот с русским - проблема: опечатки одна за другой. Не вычитан текст, не вычитан. Что не есть гут.
   Оценка - 6.
  
  
   Юрий Тамарин "Искра разума"
  
   Ещё один рассказ, навевающий воспоминания о фантастике "Золотого века". Великая цивилизация бесплотных и бессмертных разумных - Си; странная катастрофа с безвозвратным воплощением на планете, в которой без труда узнаётся Земля...
   Впрочем, как и в случае с "Чуждо", автору не удалось создать оригинальный текст. Жаль.
   О формальностях.
   Практически традиционная ошибка с подменой понятий. Не дальние берега, но дальние планеты. Впрочем, условное соответствие теме имеется. Стиль выдержан, язык неплох.
   Оценка - 7.
  
  
   Виталий Вавикин "120 миллиардов"
  
   Тема перенаселения затёрта до дыр. Ещё до того, как начать читать, печалюсь: при использовании таких тем оригинальность за редчайшими исключениями стремится к нулю.
   Прочёл.
   Рассказ - тоже, в некотором роде, фанфик. Но не обычный, а фанфик на один из мультов про мистера Фримена. Тот, который про каннибализм. К сожалению, (или, может, к счастью?) я не верю в показанную картинку. И дело даже не в том, что 120*10^9 - маловато, чтобы люди попадали на берег моря - с использованием телепортов! - всего один-два раза в жизни. Порочны сами числа в сочетании с узаконенным производством питательных белковых консервов.
   Автор пытается пугать, а я не боюсь. Впрочем, меня и Харлан Эллисон не особо пугает...
   О формальностях.
   Берега далеки, как никогда. Несмотря на уже помянутые телепорты. Русский язык... это не русский, это телеграфный. Доходит до того, что реплика оседает в одном предложении, а пояснения к ней - в соседнем. Плохо.
   Оценка - 5.
  
  
   Максим Тихомиров "Национальная география"
  
   Шикарный рассказ.
   Этакий антипод "Монаха на краю Земли", незримыми, но прочными нитями связанный с поэтикой Жюля Верна, Обручева и других писателей рубежа веков (не недавно минувшего, а того, что между девятнадцатым и двадцатым).
   По крайней мере, дух человеческого всемогущества, опирающегося на смекалку, технику и волю, в рассказе именно тот. Реликтовый дух первооткрывательства и ложащихся в ладонь звёзд.
   О формальностях.
   Соответствие теме конкурса полное. В начале рассказа имеет место злоупотребление всяческими местечковыми и устаревшими словесами, но потом автор выравнивает стиль и заканчивает свою историю уже вполне чисто.
   Оценка - 8.
  
  
   Глеб Капустин "Пассажир"
  
   Редкий случай: развитие мании величия от первого лица. Даже и не упомню, встречалось ли мне нечто подобное раньше. Вполне вероятно, что нет. По крайней мере, случай из "Тигр! Тигр!" Бестера чувствительно отличается от случая, описанного в "Пассажире".
   К сожалению, рассказ всё равно выглядит недоработанным, где скомканным, где затянутым. Также с трудом поддаются логическому объяснению причины, по которым персонал автоматического отеля встретил своего постояльца ТАК. Поведение андроидов изрядно вылезает за рамки принципа "клиент всегда прав".
   Техника, перепрограммирующая человека... брр.
   О формальностях.
   Космос есть. Далёких берегов - нет. С языком тоже, увы, не всё гладко.
   Оценка - 6.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"