|  |  |  | 
| Реальность | Субъективна, но при этом, как правило, имеет "надстройки" сверхъестественного характера. | Объективна, за исключением особых случаев (виртуальность и др.) | 
| Время | 1. Время цикличное и мифологическое
   2. События изолированы и не связаны цепями причин/следствий, кроме лишь случаев, когда речь идёт о событиях единой последовательности ("Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...")
   3. Идеальное состояние ассоциируется с абсолютным прошлым ("Золотой век") | 1. Время линейное и историческое
   2. События принадлежат единой сети причин и следствий: "всё связано со всем" (первый закон экологии). Реалии не появляются из ниоткуда и не исчезают в никуда (законы сохранения).
   В неравновесных ситуациях, у точек бифуркации, резко возрастает роль малых событий (теория хаоса).
   3. Идеальное состояние ассоциируется с абсолютным будущим (коммунизм, технологическая сингулярность, "точка омега") | 
| Пространство | Замкнуто, причём нередко не только для людей (невозможность покинуть Арду для Валар). У Земли есть Край, за Краем нет ничего. | Открыто. За пределами известного космоса всегда есть "что-то ещё" (и не обязательно угрожающее, кстати). Земля круглая, но с неё можно улететь. | 
| Люди (герои) | 1. Или положительны, или отрицательны. Возможен вариант, когда положительный персонаж "портится" или отрицательный - "обеляется".
   2. Почти всегда можно судить, хорош или плох был тот или иной поступок. Оценочные суждения триггерны.
   3. Велика роль внешних побудительных мотивов, идеалов, подражания героям. Честь и репутация различаются слабо. | 1. Чисто положительные и отрицательные персонажи - редкость... во всяком случае, среди людей и приравненных к ним разумных. Правят бал "оттенки серого".
   2. Поступки часто неоднозначны, порой неоднозначны в принципе.
   3. Мотивация в основном внутренняя. При решении о том или ином поступке как в случае осмысленных, так и в случае инстинктивных действий доминирует исторический подход.
   Люди ориентируются не столько на идеализированных героев, сколько на родителей, учителей, друзей... или врагов. | 
| Принципы | 1. Введённые явно и неявно - абсолютны. Кроме того, принципы нередко имеют конкретные воплощения, "аватаров" в материальном мире.
   2. Боги не всегда сильнее людей, но всегда оставляют за собой последнее слово (см. судьбу Арахны, победительницы в состязании ткачей). Рок превыше воли равно и людей, и богов. | 1. Абсолютен лишь принцип всеобщей относительности, применимый как к законам природы, так и к законам социума. Впрочем, это не отменяет возможности локальных суждений, в т.ч. морального плана ("дождь падает сверху вниз", "золотое сечение есть объективный эстетический критерий", "убивать разумных плохо").
   2. При достижении героем должной концентрации воли и осознания свою судьбу он (или она) далее вершит уже самостоятельно. Или, как минимум, получает возможность её вершить. |