Некрасов Юрий Валентинович : другие произведения.

Вооруженный Конфликт Между Эфиопией И Эритреей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Монография 2001 года, один из участников опять вовлечён в конфликт. Прав Екклесиаст: "10. Бывает нечто, о чем говорят: Смотри, вот, это — новое! — но это было уже в веках, бывших прежде нас!" Опубликовано ИЦ ВИСТ

заголовок [Moen]

Юрий НЕКРАСОВ

Вооруженный конфликт между Эфиопией и Эритреей

   Автор употребляет термин "вооруженный конфликт" в соответствии с международной практикой и определением Стокгольмского международного института исследований мира, SIPRI: "Использование вооружений и боевой техники между вооруженными силами двух или более правительств, или одного правительства и минимум одной организованной вооруженной группой, в результате чего в течение одного календарного года, по крайней мере, 1000 человек теряют свои жизни, а причиной конфликта являются деятельность правительства и/или территориальные претензии".
   Нижеприведенные таблицы показывают динамику конфликтов, отвечающих вышеуказанному определению, по регионам и годам. По этим данным в конце прошлого века конфликты, по крайней мере, количественно перемещались из Азии в Африку

Количество конфликтов по годам и регионам1

   год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

   регион

   Африка
   количество конфликтов

11

11

7

7

6

5

3

4

11

11

   Америка

4

4

3

3

3

3

3

2

2

2

   Азия

13

11

12

10

10

11

10

9

9

9

   Европа

1

3

5

4

3

1

1

2

   Ближний Восток
  

4

6

5

6

6

6

6

4

4

3

   Итого

32

33

30

31

29

28

23

19

27

27

Количество (в процентах) конфликтов по годам и регионам

   год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

   регион

   Африка
   процент конфликтов

34%

33%

23%

23%

21%

18%

13%

21%

41%

41%

   Америка

13%

12%

10%

10%

10%

11%

13%

11%

7%

7%

   Азия

41%

33%

40%

32%

34%

39%

43%

47%

33%

33%

   Европа

0%

3%

10%

16%

14%

11%

4%

0%

4%

7%

   Ближний Восток
  

13%

18%

17%

19%

21%

21%

26%

21%

15%

11%

   Итого

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

   В мире в 2000 году оставалось только два межгосударственных конфликта. Несмотря на то, что для человечества более опасен широко освещенный вооруженный конфликт между ядерными державами Индией и Пакистаном, автор решил рассказать об относительно малоизвестном вооруженном конфликте в Африке между Эфиопией и Эритреей.
   Сегодня
   Между сторонами конфликта Эфиопией и Эритреей подписано мирное соглашение, прекратившее двухлетнюю кровопролитную войну. Между ними установлена так называемая "временная зона безопасности", патрулируемая силами ООН и наблюдателями из более, чем 30 стран мира. Но стороны не собираются выполнять подписанное мирное соглашение, а наблюдатели фиксируют мелкие вооруженные стычки сторон. Это традиционно для африканских конфликтов, имеющих глубокие исторические корни. В них может быть только один победитель, и нет места для компромисса. Если мандат Миссии ООН в Эфиопии и Эритреи (UNMEE: United Nations Mission in Ethiopia and Eritrea) не будет продлен, то вооруженный конфликт возобновится.
   Ниже автор расскажет об истоках, причинах и поводе к вооруженному конфликту, его ходе, его жертвах, мирном процессе и условиях мирного соглашения, миротворческой миссии ООН в зоне конфликта и попробует определить перспективы развития ситуации в этом регионе. Будут приведены самые последние данные о вооруженных силах противников и миротворческих силах ООН.
   Истоки конфликта
   В современном пропагандистском обосновании своих прав на те или иные территории стороны апеллируют к царице Савской и другим мифологическим персонажам или достаточно отдаленным временам. Несмотря на то, что вряд ли эти обоснования могут быть юридически приняты для рассмотрения, но они оказывают влияние на состояние умов населения.
   По мнению автора, истоки конфликта лежат в недостаточном урегулировании территориальных проблем после Второй мировой войны. Следует отметить, что в уже девятнадцатом веке Эфиопия имела свою государственность и успешно противостояла захватническим попыткам Великобритании и Италии. Освобожденная от итальянской оккупации 1936 - 1941 годов, Эфиопия становится членом антигитлеровской коалиции, и после войны в 1952 году в качестве компенсации за ущерб, причиненный итальянской оккупацией, получает в свой состав бывшую итальянскую колонию Эритрею, вместе с выходом к морю, которого до тех пор Эфиопия не имела. Эфиопия создает свой военно-морской флот и переводит в свои порты торговый флот, ранее базировавшийся в Джибути. Великобритания, временно управлявшая бывшей итальянской колонией Эритреей и имевшая огромный опыт по оставлению неразрешимых проблем своим бывшим колониям, проделала то же самое и с Эритреей. Полностью мусульманская Эритрея получает из рук англичан автономию, которую не могут принять мусульмане и христиане Эфиопии. В 1961 году мусульманская автономия Эритреи ликвидируется, и слабое противодействие эфиопским властям перерастает в партизанскую войну, поддержанную большинством исламских стран. Партизанская война, то затухая, с приходом Менгисту Хайле Мариама к власти в 1974 году, то разгораясь с прекращением советской помощи, длилась до получения Эритреей независимости от Эфиопии в 1993 году.
   Рассматривая истоки конфликта, нельзя не принять во внимание реалии холодной войны. Противостояние США и СССР на Африканском роге было вызвано активным вмешательством американцев, стремившихся компенсировать серию неудач, которые администрация Картера потерпела в "Третьем мире". Эфиопия в 1974 году резко сменила свою ориентацию в другом конфликте на Африканском роге между Эфиопией и Сомали с проамериканской на просоветскую. Изменилась и просоветская ориентация Сомали. Советский Союз не поддержал лидера Сомали С. Барре, пытавшегося воспользоваться сменой власти в Эфиопии и захватить эфиопскую провинцию Огаден. СССР резко разорвал свои отношения с Сомали и для стабилизации положения в Эфиопии поддержал инициативу Ф. Кастро в посылке туда экспедиционного корпуса и сам направил в Эфиопию крупные партии вооружения и советских военных специалистов. США и другие страны НАТО стали помогать Сомали. Получили свою долю поддержки Запада эритрейские сепаратисты и их организация Народно Освободительный Фронт Освобождения Эритреи.
   Эта организация оказала большое влияние на развитие событий, как в Эритрее, так и Эфиопии. Именно она играла не последнюю роль в свержении режима Менгисту, она же приняла деятельное участие в поддержке, в том числе и тяжелым вооружением, одной из сторон в трибалистком конфликте (тиграи - амхара) в самой Эфиопии. Ценой, которую пришлось уплатить выигравшей стороне (народность тиграи), стали признание независимости Эритреи, утрата выхода к морю и военно-морского флота, перевод торгового флота назад в Джибутти и часть экономической независимости Эфиопии. 24 мая 1993 г. Эритрея провозгласила свою независимость, а в июле президенты двух стран подписали соглашение о сотрудничестве. Им предусматривалась координация действий по вопросам безопасности, обороны и внешней политики на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга. Но линия прохождения границы между двумя странами так и осталась предметом разногласий. Так, начиная с первого соглашения между Эфиопией и Эритреей, обозначились формальные разногласия. карта [Moen]
   Причина конфликта
   Лишившись выхода к морю, распродав свой военно-морской флот, Эфиопия попала в экономическую зависимость от Эритреи. Последняя установила высокие транзитные пошлины, практически запретительные цены на обслуживание эфиопского торгового флота. Эритрея только в виде пошлин и сборов, взимаемых за эфиопские товары, проходившие через порт Асаб, стала получать 18% поступлений в свой бюджет, и стала заниматься валютными махинациями с общей на две страны валютой - эфиопским быром. Введя свою собственную валюту эритрейскую нафку, она настаивала на нереальном курсе взаиморасчетов с Эфиопией. В ответ Эфиопия закрыла для эритрейского бизнеса участие в инвестициях в стратегических отраслях экономики: банковском деле, страховании, транспорте и производстве электрической энергии. Кроме того, импорт из Эритреи был заменен товароми собственного производства, а при проведении приграничной торговли использование аккредитивов стало обязательным. Затем торговые отношения между странами были и вовсе прекращены. Эти меры были достаточно эффективны, и некоторые исследователи считают их одной из причин военных действий со стороны Эритреи.
   В свою очередь Эфиопия, страна с большими традициями с населением в 64117452 человек, превышающим население Эритреи(4135933 чел.) в 15 с половиной раз и почти в 10 раз большей территорией (1127127 кв. км и 121320 кв. км соответственно) оказалась в значительно худшем экономическом положении, чем ее бывшая часть. Ее валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения составил только 560 долларов США, или 75 % от аналогичного показателя Эритреи. Последняя направляла огромное количество средств на военные цели (28,6% ВНП). Аналогичный показатель Эфиопии составил только 2,5% ВНП2. Кто-то из сторон усилено готовился к конфликту и искал повод, который естественно нашелся.
   Повод для конфликта (casus belli)
   Поводом для развязывания вооруженного конфликта явились действия эфиопской милиции в отношении крестьян небольшого селения на своей территории в провинции Тыграй, которую Эритрея посчитала своей. 12 мая 1998 г. эритрейские войска вторглись на территорию Эфиопии, оккупировав большую часть пограничной местности Бадме, использовав тяжелое вооружение, танки, самолеты и артиллерию. Власти Асмары заявили, что исторически, в соответствии с итальянскими картами вековой давности, эти земли являются эритрейской территорией.
   Ход конфликта
   Эритрея, пользуясь внезапностью, начиная с 12 мая 1998 г. захватила регион Бадме, установила контроль над регионом Заламбеза и перерезала коммуникации Эфиопии с портом Джибути.
   Эфиопия достаточно быстро и эффективно, по мнению иностранных наблюдателей, провела мобилизацию, организовала поставки тяжелой техники и пригласила военных советников из-за рубежа, в том числе и из России и других стран бывшего Советского Союза.
   Эритрея также получила военные поставки и военных советников из-за рубежа, в том числе и из СНГ. Так, например, в 1998 г. Эритрея получила партию из шести истребителей МиГ-29 и много стрелкового оружия (вероятнее всего с Украины). Румыния поставила пусковые установки с ракетами на сумму в 50 миллионов долларов, эти сделки заключались и финансировались арабскими странами.
   Эфиопия получила в 1998 г. из России восемь истребителей (в частности, истребители Су-27), транспортные вертолеты МИ-8 и боевые вертолеты МИ-24; из Белоруссии - 40 танков Т-55. Из восточноевропейских стран наибольшую активность проявили Польша и Болгария. Последняя передала 150 танков Т-55. Китай поставил артиллерийское вооружение и пусковые установки с ракетами. Большое количество разнообразного оружия поступало через порт Джибути.
   Западные страны не оставили своим вниманием этот рынок вооружений. Так, например, Италия продала Эритреи военные вертолеты, а Великобритания - 40 грузовиков и танковые двигатели.
   До февраля 1999 года военные действия велись при интенсивном использовании авиации с обеих сторон, подвергая бомбардировкам не только военные объекты, но и города противника. В африканском небе встречались в бою МиГ-29 и Су-27, якобы, по утверждению Британской радиостанции Би-Би-Си, пилотируемые бывшими советскими летчиками. Стороны отрицали участие иностранных пилотов в конфликте на своей стороне, но обвиняя в этом своих противников. Эритрея объявила советников в Эфиопии - наемниками, лишив их всех прав, в случае попадания в плен.
   6 февраля 1999 года Эфиопия начала обширную военную операцию "Вечерняя заря" с использованием всех видов боевой техники и боевых частей и соединений. Вначале наступление началось на фронте Бадме, 9 февраля был открыт второй фронт в направлении города Цорона, тогда же был открыт и третий фронт в направлении региона Бюри. В феврале противостояли друг другу со стороны Эфиопии 320000 человек, со стороны Эритреи - 270000 человек3. По эритрейским данным эфиопские вооруженные силы превосходили эфиопские в пять и более раз. Большинство исследователей не разделяет эту точку зрения.
   С момента массированного эфиопского наступления начались попытки международных организаций и правительств различных стран выступить с мирной инициативой. Эти попытки иногда имели успех, и стороны временно прекращали боевые действия. Однако, Эритрея не принимала условий посредников вывести свои войска с оккупированных территорий. И боевые действия возобновлялись. При успешном продвижении эфиопских войск переговорный процесс возобновлялся, а позиция Эритреи немного смягчалась.
   11 мая 2000 г. эфиопские вооруженные силы развернули наступление на всех направлениях, и в результате не только захватили спорные территории, но и продвинулись далеко в глубь Эритреи. Изначально целью Аддис-Абебы было возвращение трех спорных приграничных районов, захваченных Эритреей в мае 1998 г. Эфиопия заявила, что в ее планы входит уничтожение эритрейской армии и возвращение, как она считает, принадлежащих ей территорий.
   В связи с этим Совет безопасности ООН принял резолюцию N 1298 от 17 мая 2000 г. с требованием к Эритрее и Эфиопии немедленно прекратить военные действия и возобновить мирные переговоры. В этот же день Совет безопасности ООН принял и резолюцию о наложении эмбарго на поставку оружия в Эфиопию и Эритрею в связи с двухлетней эскалацией боевых действий. Согласно этому документу, запрещено продавать или поставлять в эти страны разнообразную военную технику, в том числе снаряжение, военные машины полувоенную технику и запчасти.
   В конце мая 2000 года Эфиопия объявила о победоносном завершении войны, а Эритрея о тактическом выводе войск.
   Бои между войсками Эфиопии и Эритреи приостановились 4 июня 2000 года. Стороны встретились в столице Кении в составе Координационной военной комиссии, чтобы обсудить возможность прекращения военных действий. А 18 июня государства подписали Соглашение о прекращении военных действий. Согласно этому документу, страны принимают план Организации африканского единства, предусматривающий немедленное прекращение огня и создание так называемой "временной зоны безопасности" шириной в 25 км, которая пройдет по территории Эритреи и будет контролироваться миротворческими силами ООН. Соглашение также предусматривает отвод эфиопских войск на позиции, которые они занимали до 6 мая 1998 г., перед началом вооруженного конфликта.
   После подписания этого соглашения противникам еще полгода не удавалось договориться о мире. То и дело возникали опасения, что урегулирование сорвется. На первом же этапе выполнения соглашения, демилитаризации приграничных областей, произошли столкновения. Причем разногласия возникли по прежнему поводу: кому все-таки принадлежат спорные районы Бадме, Заламбесса и Бада, из-за которых, собственно, и началась война.
   Спустя полгода после первого соглашения было подписано полномасштабное мирное соглашение уже в Алжире, о котором речь пойдет ниже.
   Заключая этот раздел, автор приводит современные данные о вооруженных силах сторон закончившегося вооруженного конфликта, чтобы продемонстрировать достаточный потенциал противников.
   Вооруженные силы Эфиопии в 20014
   Северный военный округ (Эритрейская граница - провинции Бежемойр и Тигре), где размещен один корпус в составе двух пехотных дивизий и одной усиленной механизированной бригады
   Восточный военный округ (Граница с Эритреей, Джибути и Сомали - провинции Вело, Адел Иса и северный Огаден), где размещен один корпус в составе двух пехотных дивизий и одной усиленной механизированной бригады
   Южный военный округ (Граница с Сомали - провинции южный Огаден, Бале и Сидамо), где размещен один корпус в составе двух пехотных дивизий и одной усиленной механизированной бригады
   Столичный регион Аддис-Абеба, где размещен стратегический резерв в составе пехотной дивизии, усиленной двумя механизированной двумя механизированными и четырьмя пехотными бригадами.
   Мобилизовано около 350000 чел.
   В танковых батальонах насчитывается около 160 танков T54, T55 и T62 (140 танков T34/85, T54 и M47 находятся в резерве), свыше 200 БРДМ-1/2, БМП-1, БТР 40, БТР 60 и БТР 152 (M113AI и UR416 находятся в резерве) свыше 40 самоходных установок 122 мм 2С1 и 152 мм 2С19 ЗСУ-23-4.
   В артиллерийских батальонах насчитывается свыше 300 пушек 76 мм ЗИС3, 85 мм Д44, 122 мм М30 и Д30,130 мм M46 и 152 мм Д1. (75 мм M116, 105 мм M101 и 155 мм M114 находятся в резерве), реактиные системы залпового огня БM-21, 122-мм РСЗО "Град", и БМД-20, 200-мм РСЗО.
   В пехотных батальонах состоят на вооружении минометы 60 мм M19, 81 мм M1/M29, 82 мм M1937, 107 мм M30 и 120 мм M1944 AT-3 9M14M, ATГВ (AT-4 9P135M и ПТУРС из непроверенных источников), 82 мм B10 и 107 мм B11; гранатометы РПГ-2/7; автоматические пистолеты Беретта M34 и Макаров; автоматы Беретта M38/49 и Узи; винтовки vz/52 Typr-56, BM59, vz/58, M14 и BAR; пулеметы РП46, РПД, RPK, vz/52, ДШК, M2HB и ЗПУ1.
   В батальонах ПВО состоят на вооружении 14.5 мм ЗПУ2/4, 23 мм ЗУ23, 37 мм M1939 и 57 мм С60. Каждый из четырех батальонов ПВО имеет 8 пусковых установок СA2(В75), каждая из восьми батарей имеет 4 пусковых установок СA3(С125) и СA7( 9K32M Стрела-2).
   Военно воздушные силы предположительно располагают истребителями-штурмовиками 24 МиГ-21МФ, 17 МиГ -23ВН, 4 Су-25 and 8 Су-27; вертолетами 16 Mи-24 и 22 Mи-8/17; военно-транспортными самолетами 4 C130B, 7 Aн-12, 2 DH6, 1 Як-40VIP и 2 Y12.
   Вооруженные силы Эритреи в 2001 (230000 чел.)
   Автор считает, что Военный баланс 1999-2000 г.г. отражает, вероятно, ситуацию задолго до начала вооруженного конфликта. Приведенные в нем данные 4 пехотных дивизий и одна дивизия коммандос, 30000 военнослужащих не отвечают сегодняшним реалиям, описанным в данной работе
   Сухопутные войска
   шесть пехотных дивизий (1ая, 2ая, 3ья, 4ая, 6ая, 7ая)
   одна дивизия коммандос (5ая)
   одна механизированная дивизия (8ая)
   (всего 24 бригад)
   Вооружение
   80 танков Т54 и Т55; 110 БРДМ-2, БМП-1, БТР-60
   30 реактивных систем залпового огня "Катюша" ПУ БМ21
   Гранатометы СПГ-9, РПГ-7 и AT-3 "Саггер"
   Военно-морские силы
   Базируются в Массаве (штаб ВМС), Ассабе и на острове Дхалак.
   12 судов с легким вооружением, водоизмещением от 670 до 39 тонн, экипажем от 10 до 30 чел. Спуска на воду от 1977 до 1993 г.г. В основном, это - патрульные суда.
   Военно-воздушные силы
   Базируются в Асмаре.
   Эскадрилия истребителей 5 МиГ-21, 3 МиГ-23 и 8 Миг-29
   Легкая штурмовая эскадрилия 5 самолетов MB339FD (Италия), 5 вертолетов Ми24/35П
   Транспортная эскадрилия 4 самолетов Y12, 1 самолет IAI-1125 и 4 вертолета Mи-8/17
   Жертвы вооруженного конфликта
   За два года боевых действий с обеих сторон погибли более 120 тысяч человек, в плен попали около тысячи эфиопских и свыше 2,5 тысяч эритрейских военнослужащих 5
   Война разорила всех участников конфликта, наиболее бедных стран мира, которые потратили более миллиарда долларов на сторительство своих вооруженных сил. Более полутора миллионов жителей обеих стран были вынуждены покинуть свои жилища и находиться в лагерях для беженцев или ютиться в пещерах. Только в Эритрее число беженцев насчитывает 750000 чел.6 Обе страны страдают недостатком продовольствия из-за продолжительной засухи. В лагерях для беженцев нехватает продовольствия, воды и медикаментов. Кроме того, в обеих странах прошли этнические чистки. Отмечается жестокое обращение с депортируемыми со стороны эритрейских властей. Международный красный крест не может получить доступ в лагеря для интернированных на территории Эритреи.
   С обеих сторон отмечалось массовое использование несовершеннолетних в армии. Это объясняется, прежде всего, социальными причинами: основной контингент, так сказать, новобранцев либо из "трудных", обездоленных семей, либо сироты. Их, не раздумывая, ставят на место погибших, а в случае отказа расправляются на месте. Используют малолетних также в качестве связных, в интендантской службе, как разведчиков. По циничной логике командования "дети-солдаты - самое дешевое пушечное мясо". Именно так и происходит: затрат на подростка практически никаких - ему дают автомат и показывают, куда нажимать.
   Мирный процесс
   После двухлетней войны, полугодовых безуспешных попыток выполнить условия Соглашения о прекращении военных действий от 18 июня 2000 г., сопровождавшихся вооруженными столкновениями, наконец, 12 декабря 2000 года на правительственном курорте в Алжире Премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави и президент Эритреи Исайас Афверки подписали полномасштабное мирное соглашение под аплодисменты иностранных дипломатов, многие из которых принимали участие в урегулировании конфликта и установлении мирных отношений между противоборствующими сторонами.
   На подписании соглашения присутствовали Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и государственный секретарь США Мадлен Олбрайт.
   Согласно договоренности, Эфиопия выводит войска, которые сейчас находятся в глубине эритрейской территории, к своей границе. Эритрея отводит силы на 25 км вглубь собственной территории.
   Соглашение предусматривает сначала полную демилитаризацию, а затем демаркацию общей эфиопско-эритрейской 1000 километровой границы, которую будет проводить по согласованным правилам специальная международная комиссия, со штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды, под эгидой ООН. Для обеспечения принятых условий создается так называемая "временная зона безопасности", где разместятся 4 тысячи миротворцев ООН, 3,5 тысячи из них уже прибыли к месту назначения. Произойдет обмен пленными и задержанными лицами. Учреждается также комиссия по взаимным претензиям, призванная выступать арбитром в удовлетворении требований каждой стороны по компенсации потерь и возмещению причиненного ущерба.
   В условия соглашения внесено расследование инцидентов, происшедших 6 мая 1998 г., и их влияния на начало вооруженного конфликта. Расследование будет проводить независимый орган, состоящий из представителей Организации африканского единства, ООН и участников конфликта.
   После подписания соглашения начались проявляться очередные разногласия. Уже через месяц после подписания соглашения Эфиопия и Эритрея отказались от очередного раунда мирных переговоров, которые должны были состояться в кенийской столице Найроби. Делегациям предстояло обсудить разъединение и передислокацию войск с обеих сторон. По этому поводу и вспыхнули разногласия, приведшие к срыву намеченной встречи.
   Каждая сторона находит тысячу поводов для невыполнения соглашений. Ниже приводится отрывок из интервью временного поверенного в делах Эфиопии в Москве (в ранге посла) Берхану КЕБЕДЕ, данного им газете "Известия"
   "Вопрос - "Эфиопия не намерена возвращаться к вооруженному противостоянию на Африканском Роге, но и устанавливать нормальные отношения с властями Эритреи пока не будет" - так говорится в заявлении официальной Аддис-Абебы. Объясните, почему?
   Ответ- Мы за то, чтобы все условия, которые включены в мирное соглашение, были выполнены конфликтующими сторонами. По нашему мнению, для полного разрешения проблемы Эритрея должна стать демократическим государством, уважающим международные законы и права человека. Эритрейские власти должны сократить свою армию, которая служит не обороне страны, а агрессивным внешним планам эритрейского режима. Сокращение армии - это наше условие для продолжения мирного диалога. За десять лет своей независимости Асмара даже не удосужилась принять конституцию страны. Поверьте, когда у нашего соседа произойдут коренные демократические реформы в обществе, отношения будут нормализованы в полном объеме."6
   Газета "Известия" не прокомментировала свое интервью, но автор обязан это сделать. Здесь для выполнения своих обязательств одна сторона предъявляет другой стороне Соглашения предварительное условие, не включенное в данное соглашение. Это прямое нарушение международного права. Случаи нарушения международного права обоими сторонами исчисляются десятками и свидетельствуют о "прочности" мирного процесса на Африканском роге.
   Деятельность миссии ООН по поддержанию мира
   Совет безопасности ООН своей резолюцией S/RES/1312 (2000) от 31 июля 2000 г. решил учредить Миссию ООН по Эфиопии и Эритреи - United Nations Mission in Ethiopia and Eritrea (UNMEE)- ЮНМЭЭ.
   15 сентября 2000 г. резолюция Совета безопасности S/RES/1320 (2000) установила максимальную численность миротворческих сил в 4200 военнослужащих, включая 220 военных наблюдателей, и определила мандат ЮНМЭЭ. Тогда же резолюцией S/RES/1344 (2001) был определен срок его действия до 15 сентября 2001 года7.
   Мандат ЮНМЭЭ включает:
    Контроль за прекращением военных действий;
 Помощь в обеспечении соблюдения обязательств по безопасности, согласованных сторонами;
 Слежение и проверка передислокации Эфиопских сил с позиций, занятых после 6 февраля 1999 г., которые не были под Эфиопской администрацией перед 6 мая 1998 г.;
 Слежение за позициями, куда были передислоцированы Эфиопские силы;
 Одновременное слежение за позициями Эритрейских сил, которые должны оставаться на расстоянии 25 километров от позиций, на которые должны передислоцироваться Эфиопские силы;
 Контроль за временной зоной безопасности (
ВЗП), обеспечивая ее состояние в соответствии с Соглашением о прекращении военных действий;
 Осуществление полномочия председателя Военной координационной комиссии (ВКК), учрежденной Организацией Объединенных Наций и ОАЕ - Организацией африканского единства в соответствии с Соглашением по прекращению военных действий;
 Координация действий и оказание технической помощи по разминированию в
ВЗП и областях, смежных с ней; и
 Координация действий Миссии в ВЗП и областях, смежных с ней, по поддержке гуманитарной деятельности и действиями в защиту прав человека, проводимых Организацией Объединенных Наций и другими организациями в зоне ответственности миссии.
   Совет Безопасности подчеркивает, что Соглашение по прекращению военных действий связало завершение миссии Организации Объединенных Наций по поддержанию мира с завершением процесса определения границ и установления границы между Эфиопией и Эритреей.
   Местоположение ЮНМЭЭ:
Эритрея и Эфиопия
   Офисы:
ЮНМЭЭ имеет офисы в Асмаре, Эритрея, и Аддис-Абебе, Эфиопия
   Специальный представитель генерального секретаря ООН и глава миссии:
Легваила Джозеф Легваила (Ботсвана) (назначенный 29 сентября 2000 г.)
Заместители специального представителя:
Чеих-Тидиане Гей (Сенегал)
Ян Мартин (Великобритания)
   Командующий вооруженными силами:
Генерал-майор Патрик К. Каммаерт (Нидерланды)
   Вооруженные силы (по состоянию на 31 июля 2001 г.):
3852 военнослужащих, включая 217 военных наблюдателей и 3635 военнослужащих в составе военных подраделений и частей.
   В состав ЮНМЭЭ также входят 233 международных гражданских служащих и 218 местных гражданских служащих.
   Военный персонал предоставили:
Австралия, Австрия, Алжир, Бангладеш, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Гамбия, Гана, Греция, Дания, Замбия, Индия, Иордания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кения, Китай, Малайзия, Намибия, Непал, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Объединенная Республика Танзания, Парагвай, Перу, Польша, Российская Федерация, Румыния, Сингапур, Словацкая Республика, Соединенные Штаты Америки, Тунис, Украина, Уругвая, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция и Южная Африка.
   Потери:
2 военнослужащих
   Дислокация
   ЮНМЭЭ патрулирует Временную зону безопасности длиной в 1000 км и шириной в 25 км. между Эфиопией и Эритреей. ВЗП разделена на три сектора. Основу вооруженных сил в зоне составляют четыре пехотных батальона и три инженерных роты для разминирования. Наблюдатели работают в группах по 15 человек с баз в зоне, и более мелкими группами в столицах.
   Штаб
   Обслуживается штабным подразделением (около 400 военнослужащих, Дания)
   Группа авиационной поддержки: (около 150 военнослужащих, Италия), базируется в Асмаре
   Инженеры строители: (около 150 военнослужащих, Индия)
   Резерв: 12-ый Пехотный легкий батальон Маратта, (около 850 военнослужащих, Индия)
   Западный Сектор
   Штаб в Баренту
   База материального обеспечения в Дек'емха (около 800 военнослужащих, Нидерланды / Канада)
   Пехотный батальон (Нидерланды / Канада, около 850 военнослужащих)
   Инженерная рота (Словакия)
   Центральный Сектор
   Пехотный батальон (Иордания, около 950 военнослужащих, включая поддержку)
   Инженерная рота (Бангладеш)
   Наблюдатели (около 90 военнослужащих плюс штат поддержки)
   Восточный Сектор
   Штаб в Ассабе
   Пехотный батальон (Кения)
   Инженерная рота (Кения)
   Заключение
   1. Основной причиной вооруженного конфликта было резкое ухудшение экономического положения обоих участников конфликта, вызванное разрывом устоявшихся экономических связей. Эфиопия потеряла морские коммуникации, Эритрея - единственно удобный ей рынок в Эфиопии.
   2. Эта проблема не решается военным путем, а только путем долгого эволюционного интеграционного процесса.
   3. Существующие национальные, террториальные, религиозные и другие противоречия долго будут препятствовать экономическим интеграционным процессам этих двух стран.
   4. Ход выполнения условий мирного соглашения явно демонстрирует нежелание сторон его выполнять.
   5. Экономическая разруха и невозможность найти внешние источники финансирования возрождения нормальной хозяйственной жизни будут толкать руководство двух стран по пути наименьшего сопротивления, объясняя населению причины разрухи происками врага.
   6. Обе стороны имеют достаточный военный потенциал, чтобы возобновить военные действия.
   7. В мире достаточно стран и могущественных групп, желающих дестабилизировать обстановку на Африканском роге на пути ближневосточной нефти к Европе.
   8. Миротворческие силы ООН имеют достаточно сил и средств для выполнения своего мандата, детально описанного в этой работе, но они ничего не смогут сделать, чтобы предотвратить новый вооруженный конфликт.
   9. В случае истечения мандата ЮНМЭЭ 21 сентября 2001 года, вероятность нового вооруженного конфликта увеличится.
   10. В текущем десятилетии не следует ожидать разрешения основных противоречий между Эфиопией и Эритреей, вероятность нового конфликта - весьма велика.
   1 Пересчитана автором по материалам Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI)
   2 Приведенные выше цифровые данные взяты из справочника ЦРУ за 2000 год
   3 по данным Strategic Forecasting LLC
   4 по данным AFI Research Service
   5 по данным Государственного департамента США
   6 газета "Известия" от 17 июля 2001 г.
   7 по данным Департамента ООН по общественной информации и Департамента ООН по поддержанию мира
   Прочтите статью М.М. Потёмкина
Американская разведка в информационный век
http://zhurnal.lib.ru/editors/p/potemkin_m_m/amerikanskajarazwedkawinformacionnyjwek.shtml Выделите адрес, скопируйте его и введите в адресную строку браузера, и Вы окажетесь в мире разведки
  
  
  
  
  
   Юрий Некрасов

Вооруженный конфликт между Эфиопией и Эритреей

Стр.15 из 15

  
  
   10
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"