Некрасов Юрий Валентинович: другие произведения.

2002 Год: Военное Сотрудничество России С Сша

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Соединённые Штаты не собираются уничтожать ни носителей, ни боеголовки. Попадающие под сокращение боеголовки, будут складированы, а носители - использоваться под другие боеприпасы. "Если у вас есть ядерный потенциал, необходимо знать, что он сможет работать", - сказал Буш. Опубликовано газетой Независимое обозрение


2002 ГОД: ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С США
две статьи

  

Военно-политические итоги майского саммита
Путин - Буш What to do with Russia [Moen]

Юрий Некрасов

   Самолёт "ВВС США 1" уже покинул Пулковский аэродром и увёз из Санкт-Петербурга чету Бушей, полную российских впечатлений. В Москве остались 5 документов, подписанных президентами России и Соединённых Штатов Владимиром Путиным и Джорджем Бушем младшим: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов; Совместная декларация Президента В. В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки; Совместное заявление Президента В. В. Путина и Президента Дж. Буша об антитеррористическом сотрудничестве; Совместное заявление Президента В. В. Путина и Президента Дж. Буша о новом российско-американском энергетическом диалоге; Совместное заявление Президента В. В. Путина и Президента Дж. Буша о российско-американских контактах между людьми.
   А в Договоре осталась бомба замедленного действия и причина споров между сторонами на долгие годы. Стороны не определили, что такое "стратегический ядерный боезаряд", и поэтому у них всегда будут разные результаты в подсчётах. Новый договор - не что иное, как рамочное соглашение, отдающее на откуп выработку реальных решений "Двусторонней комиссии по выполнению". Без чётко поставленных задач, планов и расписания чисто теоретически "Двусторонняя комиссия по выполнению", собираясь не реже, чем два раза в год, до 31 декабря 2012 г. т.е. до окончания срока действия Договора может не выработать реальных решений. Общая точка зрения на методы подсчётов, инспекции на местах за сокращением арсеналов, взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений, работающий механизм реализации нового договора могут навсегда остаться за рамками Договора.
   Ясно одно, что Соединённые Штаты не собираются уничтожать ни носителей, ни боеголовки. Попадающие под сокращение боеголовки, будут складированы, а носители - использоваться под другие боеприпасы. "Если у вас есть ядерный потенциал, необходимо знать, что он сможет работать", - сказал Буш в день подписания договора. И это, по его мнению, "одна из причин, почему необходимо хранить оружие на складах".
   Из выше сказанного следует, что обязательство сторон Договора, чтобы "к 31 декабря 2012 года суммарное количество таких боезарядов не превышало у каждой из Сторон количество в 1700-2200 единиц" имеет чисто пропагандистское значение о сокращении ядерных потенциалов более чем в три раза. Хотя для Соединённых Штатов указанные в Договоре цифры не имеют никакого значения.
   В соответствии с Договором, "каждая из Сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов". Реально для Соединённых Штатов Договор означает наличие 2200 постоянно находящихся в постоянной боевой готовности ядерных зарядов, возможность очень быстрого увеличения этой цифры в несколько раз, а также развернутую противоракетную оборону. К сожалению, оценить такой потенциал можно только, как угрозу для России. Этот потенциал чрезмерен для выступления против любой другой стороны.
   Большой победой российской дипломатии стала обязывающая в правовом отношении форма договора, который требует "ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон". Ещё недавно американцы и слышать не хотели ни о каком договоре.
   Американцы, которые любят присваивать наименования договорам и ещё многому другому, дали название "Московский договор" тому, что рассматривается в этой статье. Неизвестно, чья эта победа. Во всяком случае, руководители России и Соединённых Штатов, а также деятели других стран высоко оценили подписание Россией и Соединёнными Штатами Договора по сокращению стратегических наступательных потенциалов /СНП/.
   Владимир Путин дал положительную оценку подписанному Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов. "По букве и духу" - это подтверждение выбора наших стран в пользу сокращения ядерных арсеналов и совместной работы над укреплением режима нераспространения".
   Президент Соединённых Штатов Джордж Буш младший заявил, что подписанный Договор становится основой для "невероятного сотрудничества - такого, какого еще не было между Россией и Соединёнными Штатами".
   Министр обороны России Сергей Иванов публично объявил, что "Договор носит "совершенно новый, не свойственный временам "холодной войны" характер и дает начало новым отношениям в области стратегической стабильности и свидетельствует об открытости и доверии между двумя странами".
   В распространенном в Берлине заявлении главы германского МИДа говорится, что "договор между Россией и Соединенными Штатами о резком сокращении ядерных стратегических вооружений имеет особое значение...Он является шагом на пути к окончательному уничтожению ядерных арсеналов".
   В конце рассмотрения Договора следует отметить, что сокращение ядерных арсеналов в любом виде лучше гонки вооружений. Политически обе стороны продемонстрировали свою волю к разоружению и добились политических дивидендов. В военном отношении Договор ещё раз демонстрирует отсутствие паритета и явные преимущества Соединенных Штатов.
   К сожалению, Заявление об антитеррористическом сотрудничестве не содержит практически ничего о военном противодействии этой опасности и здесь не рассматривается.
   Среди документов, которые были подписаны российским и американским президентами, лидер парламентского объединения - фракции "Яблоко" Григорий Явлинский считает главным Декларацию о новых стратегических отношениях.
   В этом документе необходимо выделить заявление сторон, что "в Центральной Азии и на Южном Кавказе они признают свой общий интерес в содействии стабильности, суверенитету и территориальной целостности всех государств этого региона. Россия и США отвергают показавшую свою несостоятельность модель соперничества "великих держав", которое может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах".
   Но сам собой напрашивается вопрос: афганская война - это реальная причина или искусственно созданный предлог для укрепления американских позиций в Южной Азии и создания военного присутствия в Средней Азии? В российско-американских отношениях американские военные базы в Средней Азии всегда были камнем преткновения. Российские политическая и военная элиты всегда выступают против этих баз. Это ревностное противодействие может подорвать сотрудничество России с Соединенными Штатами. Поможет ли Декларация о новых стратегических отношениях ликвидировать эту угрозу?
   Каковы военные итоги майского саммита Путин - Буш?
Ответ у Ивана Андреевича Крылова: "У сильного всегда бессильный виноват".
  
  

Юрий Некрасов

Российско-американский саммит -

плата за ПРО США

   В двадцатых числах мая с.г. в России встречаются президенты России и Соединённых Штатов Владимир Путин и Джордж Буш младший. Формально ключевым вопросом этой встречи станет беспрецедентное сокращение стратегических наступательных вооружений. А фактически - получение одобрения России на продолжение укрепления стратегических позиций Соединённых Штатов в мире. В обмен на это удалось получить согласие Соединённых Штатов на новый договор о сокращении стратегических вооружений. Платой за новый договор стала сдержанная реакция России на официальное уведомление об одностороннем выходе Соединенных Штатов из Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года.
   Соединённые Штаты немедленно приступят к строительству шахт для ракет-перехватчиков на Аляске, не теряя ни одной минуты, в первый же день после выхода из Договора по противоракетной обороне, а именно 14 июня 2002 года. Американцы намерены быстро и эффективно использовать все свои преимущества выхода из Договора по противоракетной обороне. Агентству по противоракетной обороне Соединённых Штатов даны чрезвычайные полномочия по руководству программами строительства противоракетной обороны, ранее находившихся в ведении многочисленных военных организаций. В июле 2002 г. будет испытан американский радар "Иджис" морского базирования, предназначенный для поиска и перехвата ракет. Структура противоракетной обороны пока не определена окончательно. Понятно лишь то, что новая система противоракетной обороны Соединённых Штатов будет включать не только наземные перехватчики, но также и противоракеты морского, авиационного, а возможно и космического базирования.
   Чтобы подсластить пилюлю, Соединённые Штаты не будут мешать ограниченному расширению деятельности России в Североатлантическом союзе, которая, получит новые, но чисто формальные полномочия. Их утверждение произойдёт в конце мая с. г. в Риме.
   С одной стороны, мы видим постоянную экспансию Соединённых Штатов, а с другой, мы в лучшем случае можем ожидать сокращения числа боеголовок до 1500. Это число боеголовок российские вооруженные силы ещё в состоянии содержать в рамках выделенного бюджета, не прибегая к значительному уменьшению обычных вооружений, необходимых для ведения войны в Чечне и поддержания стабильности на границах.
   Кроме того, удастся ли нам заключить договор, подлежащий ратификации, а не довесок к уже существующим договорам, получить возможность действенного инспектирования сокращения американского ядерного арсенала, установить взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений и построить работающий механизм реализации нового соглашения? Эти вопросы имеют для России важное политическое значение. От них зависит её политический имидж в мире. Более того, контроль - не только процедура, но и суть всего нового договора, т.к. американцы не будут уничтожать часть боеголовок, попадающих под сокращение, а только снимать боеголовки с носителей и складировать их на непредвиденный случай. В договоре будет условие, что каждая из сторон может выйти из него в любой момент и вернуться в первоначальное состояние. Здесь уместно вспомнить что это за "первоначальное состояние стратегических наступательных вооружений на 1 января 2002 года".

Носители

Боеголовки

Межконтинентальные баллистические ракеты

   MX/Peacekeeper
   500
   Minuteman III
   1200
   Minuteman II
   1
   Итого
   1701

Баллистические ракеты на атомных подводных лодках

   Trident I (C-4)
   1008
   Trident II (D-5)
   2112
   Итого
   3120

Стратегические бомбардировщики

   B-52 (с крылатыми ракетами)
   970
   B-52 (без крылатых ракет)
   47
   B-1
   91
   B-2
   20
   ИТОГО
   1128

ВСЕГО

5949

   Источник:

Arms Control Association (США)

В итоге при возвращении в "первоначальное состояние" Россия, уничтожив свои излишние боеголовки, никогда не сможет добиться ядерного паритета с Соединёнными Штатами. Хотя полторы тысячи боеголовок обуздают любого агрессора и уничтожат всё живое на Земле. Они позволят России сохранить статус одной из крупнейших ядерных держав в мирное время и сэкономить значительные бюджетные средства. Соединённые Штаты при определенных оговорках тоже никогда не вернутся к уровню, указанному в таблице, т.к. незначительную часть боеголовок им придётся всё же уничтожить. Эксперты определяют этот уровень "первоначального состояния ядерного потенциала", к которому могут вернуться Соединённые Штаты, в 4600 боеголовок.

   Какие прогнозируемые случайности могут ожидать нас на саммите? Увеличение порога сокращения боеголовок до 2200. России придется туже затянуть пояс, чтобы содержать дополнительные боеголовки. На военном потенциале это никак не отразится. Нас также могут ждать произвольные темпы сокращений и неопределённое распределение боеголовок между носителями: бомбардировщиками, ракетами и подлодками. Самым неприятным в новом договоре может стать американский способ подсчёта остающихся боеголовок. Он предусматривает учёт фактического числа боеголовок, размещенных на носителе, а не числа боеголовок, которое дополнительно легко можно установить на носитель из имеющихся арсеналов. А отсутствие действенного контроля или использование контроля "национальными средствами" может превратить договор в ничто.
   Но будем надеяться на лучшее, а именно на "новую эру в российско-американских отношениях", которую откроет, по словам президента Буша, подписание этого договора. Хотя слова президента, назначенного по решению суда, а не избранного волеизъявлением своего народа, чаще всего остаются словами.
   В результате, выгоды от договора Россия не получит. Основной смысл договора - политический, он поможет России избежать дискредитации, а также приведёт её ядерный арсенал в соответствие с денежными ресурсами, необходимыми для его содержания.
   Вторым документом, который планируют подписать два президента, будет общеполитическая декларация об единомыслии по вопросам нераспространения ядерного оружия, борьбе с терроризмом и пр. Он станет очередным формальным документом об укреплении сотрудничества между Россией и Соединёнными Штатами, и платой за договор по противоракетной обороне не является.
   Платой за договор по противоракетной обороне уже стало заседание Совместного постоянного совета "Россия - НАТО" в Рейкьявике, сопровождавшееся рекламной шумихой в средствах массовой информации, которое по словам западных официальных лиц, создало базу для равноправия России в этой организации.
   Новые взаимоотношения между Россией и Североатлантическим союзом планируется оформить подписанием документа президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, в присутствии Сильвио Берлускони и других западных лидеров 28 мая с.г. в Риме.
   До этого времени Россия работала в Совместном постоянном совете "Россия - НАТО" по программе "19+1", или, как справедливо её называли по программе "один против девятнадцати". Другими словами, решения, принятые Североатлантическим союзом (19 полноправных членов) выносились на обсуждение Совместного постоянного совета "Россия - НАТО", где Россия всегда оставалась в одиночестве. Роль России в работе этого органа была ничтожна. Военная операция Североатлантического союза против Югославии хорошо иллюстрирует "ценность" решительных протестов России в Совместном постоянном совете "Россия - НАТО" и чуть не привела к роспуску этого органа.
   Новой программе участия России в Совместном постоянном совете "Россия - НАТО" средства массовой информации дали имя "двадцатка", чтобы подчеркнуть равноправие России в принятии и исполнении решений и даже её право "вето". Но это - только показная шумиха, подслащенная пилюля. В реальности права "вето" Россия не получит, двадцатым членом Североатлантического альянса не станет. Но в качестве компенсации российские дипломатические представители в Совместном постоянном совете "Россия - НАТО" переедут в штаб-квартиру Североатлантического союза в Брюсселе. Старший российский дипломат повесит табличку со своим именем в здании Манфреда Уорнера, бульвар Леопольда Третьего B-1110 Брюссель, таков официальный адрес штаб-квартиру НАТО. Россия получит право голоса в обсуждении войны с терроризмом, нераспространения оружия массового уничтожения, кризисного управления, мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и военных действий, а также миротворческих операций. Но как и прежде другие вопросы будут обсуждаться за закрытыми дверями, и решения по ним Россия принимать не будет. Например, она не сможет помешать распространению НАТО на восток.
   Итак, велика вероятность, что за нашу сдержанность мы не получим ничего и станем ещё раз свидетелями однополюсной структуры мира с центром отнюдь не в Москве. А эффективность противоракетной обороны Соединённых Штатов, которая требует для полномасштабного развертывания не один десяток лет, станет известной уже после ухода с политической арены всех участников майского саммита в России. Но теплится надежда, что эффективность противоракетной обороны Соединённых Штатов никогда не будет оценена реально, а происходящее в наши дни будущие историки назовут дипломатическими играми начала 21 века.
  
  
  
  
   2
  
  
  
   Truth [Moen]

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Зимовец "Чернолесье"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"