Пародии бывают разные. Есть простые, есть стихотворные. Есть смешные, есть смехотворные. Главное -- придерживаться определенных правил.
Считается, например, что в пародии должен ощущаться почерк авторов оригинальных произведений. Поэтому часто возникает вопрос, как ухватить авторский стиль, если он отсутствует?
Можно, конечно, ограничить свой интерес небольшим кругом поэтов, которые все же обладают индивидуальностью. Не случайно образовалась группа авторов, пародируемых многократно.
Если же этот путь уже пройден, приходится подбирать ключ к менее дифференцированной поэтической массе. Самое трудное здесь -- заставить себя прочитать хотя бы одно произведение пародируемого поэта. Тут следует проявить волю.
Можно, конечно, как это часто делают, взять только один кусок какого-нибудь стихотворения и поставить его перед пародией. Такой способ вполне хорош. Он создает впечатление достоверности. При этом вовсе не требуется, чтобы пародия имела какую бы то ни было связь с цитатой. Известен случай, когда при верстке нескольких пародий по ошибке переставили предваряющие цитаты местами. И что же? Этого не заметили ни читатели, ни пародируемые поэты, ни тем более авторы пародий. Заметил на следующий день лишь сам верстальщик, и то лишь когда у него перестала болеть голова.
Если признать, что пародия должна быть смешной, необходимо об этом позаботиться специально. Хорошо работает совет автору оригинала вообще больше никогда ничего не писать. Много юмора в намеке на то, что он, автор оригинала, не Эйнштейн и не Пушкин. Можно даже обругать поэта, но, разумеется, в литературных выражениях, не переступая грани, за которой допустимо привлечение к уголовной ответственности.
Довольно популярен и другой прием, когда у поэта отыскивается не вполне удачное выражение или даже одно слово. Оно может быть не таким уж неудачным. Тут важно думать не о поэте, а об авторе пародии, который получает возможность продемонстрировать богатый арсенал своих творческих возможностей: остроумие, умение тоже писать стихи, да еще с вывертами, с аллитерациями или, как говорят некоторые литературоведы, с выраженными версификационными возможностями.
Открытым остается еще один вопрос: какой период творчества поэта взять под обстрел. Первый? Средний? Последний?
С возрастом поэты становятся старше. Это, конечно, парадокс, потому что с каждым годом они обретают все больше задора, молодежной веры в себя, в свою непреходящую значимость.
Напрашивается компромисс: стихи пародировать молодые, а прозу, на которую неизбежно переходит большинство поэтов, -- зрелую.
Самое главное -- ни в коем случае не вступать в прямой контакт с жертвами своих упражнений. Это -- безопасней, и, кроме того, не возникает вопрос: стоило ли обижать такого славного парня?
Как мог, я следовал этому неписаному кодексу пародиста.
Иосиф Нелин
1990
КОСМИЧЕСКОЕ
Как-то в газетах промелькнуло сообщение о зарегистрированных со стороны Марса импульсах, имеющих форму