Нэмени Тибор Матвеевич : другие произведения.

Депрессивное искусство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Депрессивное искусство.
  
   Поэтическая прелюдия.
  
  В Сокольниках на концерте Галины Преображенской.
  
  На празднике веселом,
  На пире праздности
  Стоял я одиноко.
  И на людей смотрел.
  Прелестно было
  Все кругом.
  И лица их беспечны.
  И тенор страстно пел
  Аморе!
  И солнце так сияло, что в тень деревьев
  Все прятались.
  
  И открылись мне тогда:
  Обман коварных лживых чувств,
  Тщета надежд и крушенье планов,
  И тайная бессмысленность существования.
  
  Стихотворение из моего не начатого цикла "Эпическое и думы".
  
  А вот другое из того же цикла:
  
  В сомненьях и отчаяньи
  Свои бросал я строки
  В пустынное молчание
  Оставшись одиноким.
  
  
   А вот - "Наш ответ модерну и пост и постпостмодернизму".
  
  Как бы пару слов для затравки.
  
  Последите за собой. Вам хотелось бы, чтобы усе було гарно, но щоб и не скучно. Но случается скучать. Аж сам Пушкин скучал, бывало, сидя в своем поместье. А уж не заедет ли кто? И Муза нейдет. И рука не тянется к перу, а перо к бумаге.
  Не кажется ли вам, что человек находится в состоянии наркотического опьянения жизнью.
  Ему все время что-то надо. Если дела нет - он найдет.
  Так что же, выходит что нарк только ускоряет этот процесс, уж очень нетерпеливый он человек.
  А если человек впадает в нирвану, то живет ли он вообще, с этой точки зрения?
  И вообще Там ничего не происходит. Там пустота, как некий абсолют.
  Но, во-первых, это просто игра словами, а во-вторых, если это так, то ведь это же и есть смерть!
  Так стоит ли заигрываться этим? Не проще ли подождать, когда она "в свой час придет".
  А с другой стороны?
  
  А теперь по сути.
  
  Как-то приятель тут один, человек вполне положительный и благополучный, вдруг мне сказал
  - Иногда так все надоедает. Взглянешь в окно - все пасмурно. И каждый день за днем все одно и то же, одно и тоже. И жить не хочется от этих бесконечных, скучных повторений.
  - Как же так, - говорю, - на тебя это совсем непохоже! У тебя все в порядке и дома и на работе.
  А он отвечает
  - Депрессия.
  Вот так. Ну уж от него никак не ожидал!
  Депрессуха!
  Надоедает жить, пропал аппетит к жизни.
  Но позвольте.
  Вам не надоедает каждый день хорошо поесть.
  Никто не думает с тоской
  - Опять обедать!
  Мы все знаем, а не только медики, если пропал аппетит - значит, человек болен. Увы, это первый и крайне тревожный признак соматического заболевания.
  А депрессия - это же потеря аппетита к жизни. Как ни крути, но это признак психического заболевания.
  Человек нарожден беспечной мамой для того, чтобы жить и с интересом пропускать через свою психику всю противоречивую пулеметную ленту текущих событий, если он психически здоров.
  Нормальный индивид испытывает "радость жизни", что бы там ни было, то есть он живет аппетитно.
  В противном случае он психологически болен и ему нать к доктору.
  
  С этой точки зрения в искусстве весь этот постмодерн и пост-и-постмодернизм суть порождение талантливых личностей, психически не совсем здоровых, вовлекающих в свою орбиту податливых на внушение нормальных потребителей искусства.
  Бедная жертва смотрит на разные и тому подобные квадраты Малевича, полеты над крышами Витебска Шагала и выкрутасы сюрреалистов во главе с Дали Сальвадором, который, кажется, явно с приветом.
  А ведь похоже, что в искусстве просто временно взяли верх люди с не совсем нормальной психикой.
  Лечиться бы им надо, а не лишать нормальных людей аппетита к жизни.
  А мы-то изо всех сил стремимся к ним приобщиться и слегка сдвинуться.
  
  Согласитесь - то, что я говорю, выглядит убедительно.
  
  Так оно выглядит с одной стороны.
  
  А с другой стороны современные сторонники маразма меня заклеймят.
  
  Они объявят, что постмодерни́зм - социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.
  Что постмодернизм - эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму, модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению.
  Что постмодернизм в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
  Мне это кажется не очень убедительным.
  Посмотрите, что получается в реальности, которую они, кстати, ставят под сомнение.
  Ведь для них помещенная на выставке мусорная куча - это экспонат, и вы знаете, что это не преувеличение.
  Сегодня у нынешних эстетов от искусства главное - это все, что раньше представлялось чистым, высоким и благородным - высмеять и оплевать со всех сторон.
  Один из ярких примеров издевательства - это нынче возведенное в норму осовременивание произведений искусства прошлого.
  Так, сейчас ставится "Дон Жуан" Моцарта таким образом, что убийство Командора в начале оперы напоминает кухонную разборку в современной квартире.
  Или человечество психически заболело?
  Вот так все выглядит с другой стороны.
  
  Но теперь следует сказать пару слов о скуке.
  А как же скука?
  Скука - это не то. Скука не подруга депрессии. Выражаясь по-современному, она с ней рядом не стояла.
  Скука возникает, по существу, от переизбытка жизненного комфорта. Когда нет пока ничего такого, что надо бы сделать, чтобы обеспечить себе пропитание и кров. А прочие "пустяки" делать лень.
  Шопенгауэр очень сурово называет истинным источником скуки внутреннюю пустоту. Это не совсем так. Просто большинство людей не слишком склонно к рефлексии без надобности.
  И поэтому часто мы заменяем пулеметную ленту реальных событий, когда она приостановилась, имитацией реальной жизненной стрельбы, то есть игрой, и в этом смысле продолжаем жизнь во всей ее полноте, и иногда даже более ярко, чем в реальности, бедной событиями, но уже отчасти в виртуальной действительности. Вы все прекрасно знаете, что иногда люди так увлекаются, что и вообще живут от игры и до игры.
  А спорт?
  Тем более, что жизнь ведь и сама есть отчасти вечная игра.
  Правда, большинство людей всегда наивны, и играют с властями в поддавки, иначе общество рассыпалось бы, но это не тема нынешнего разговора.
  Интеллектуалы могут утешаться тем, что в отличие от массы они играют преимущественно в игры ума, вечно рефлексируют, но в дискурсе рассматриваемой нами проблемы о патологической природе депрессии и всего депрессивного искусства - скука, в норме покрываемая игровыми увлечениями, не является психологически патологией.
  И слава Богу!
  Пусть, однако, никто не подумает, что я здесь оправдываю игроманов, особенно жертв современных интерактивных ролевых игр. Это совершенно отдельная тема об издержках надвигающегося на нас информационного общества.
  Да, вот говорят, что слепив человека из глины и слишком дунув в него, Господь переоценил свои силы?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"