Аннотация: Моя "святая троица" - это моя жена и два моих кота. Количество элементов в ней - совершенно неслучайно. И об этом в том числе это эссе. Хотя оно, по правде говоря, вовсе не об этом.
Отделять козлов отпущения от просто козлов - не моё право, оно по сути - природное и народное. И тут есть нюансы. У древних евреев существовал особый обряд возложения грехов всего народа на живого козла, а еще точнее в более ранней версии - барана и двух козлов. И то и другое - более-менее известные факты. А вот почему три жертвы было изначально - об этом забавно поразмышлять. Спекулятивно, разумеется.
Был такой раввин Лёв Махараль из Праги . И был он важным знатоком Талмуда, еврейским мистиком , математиком, астрономом и философом.
Лёв писал о еврейской философии и еврейском мистицизме. И была у него система мышления. Довольно забавная. Так Махараль изучал не сам процесс, а только его начало и его конец. Что-то вроде категориальной системы, но не без символизма. Как же без него? Ибо Лёв был мистик.
Вообще говоря, Махараль утверждал даже, что занятия Талмудом не нуждаются ни в какой формальной методологии, ни в каких правилах обращения с текстом, которые можно было бы осваивать отдельно от этих занятий, на учебном материале - "в их словах нет даже общего правила"
Лёв, вообще, смотрел иначе - с другой стороны. С постмодернистической. Так для Махараля текст не является мертвым объектом, предметом некой специализированной науки, препарирующей его своими методами. Напротив, Махараль стремится вступить с текстом в живой диалог, рассказать ему о своих проблемах, которые неожиданно оказываются и его, текста, проблемами, и вместе придти к общему решению.
Но не всё так просто. Во-первых, Талмуд объясняет смысл и причины полностью. Это Махараль утверждал. В-вторых, смысл терминов для обьяснений, согласно Маарплю, - обозначение функций. Соотвтетственно, Писание, Мишна и Талмуд - это то, что служит для первоначального называния, для объективного определения и для окончательного осмысления заповеди соответственно. Но при этом совершенно неопределенными остаются сами предметы, выполняющие эти функции. Вероятно, здесь действует своего рода принцип дополнительности: уточняя функцию, мы теряем предмет, эту функцию выполняющий; указывая на конкретный предмет, мы теряем возможность точно определить его функцию. Кстати, это логично.
А в третьих, Талмуд - это и "объяснение смысла". Но тут без т.н пилпула не обойтись.
Пилпул - под этим названием известен своеобразный логический метод исследования и анализа законов, позднее метод изучения Талмуда и раввинской литературы.
Слово это происходит от имени сущ. "пилпел", פלפל - перец, отсюда и глагол "пилпел", означающий "приправлять пряностями", в переносном же смысле под ним понимают "горячо спорить" или "ловко спорить".
Короче, мозгоебалово это ещё то! Но тем и интересно. Мы будеи исходить из того, что В Талмуде пилпул обозначает оригинальное, остроумное суждение.
Существенный признак пилпел состоит в том, что каждое положение разбирается с точки зрения его отношений к другим положениям, и если два положения на первый взгляд противоречат одно другому, пилпел стремится выяснить, не может ли это противоречие быть устранено более точным определением понятий, входящих в то и другое положение. - Если два соприкасающихся положения видимо заключают одно и то же понятие, П. стремится выяснить, не есть ли второе положение повторение первого, или же различные оттенки мысли присущи обоим положениям. Этот метод применялся в большинстве талмудических школ как в древности, так и в средние века и новое время. Рядом с этим методом и в противоположность ему существовал уже в талмудический период другой метод изучения закона, состоявший в собирании, хранении и приведении в порядок галахических норм и традиций.
Ещё короче. Пилпул в еврейской традиции ассоциировался с интеллектуальными возможностями человека, с его самостоятельностью, способностью самому принимать решения, идти против всех и всего, опираясь лишь на силу своего интеллекта, на свою эрудицию и умение рассуждать. В этом качестве он противопоставлялся внешним по отношению к человеку силам: текстам, авторитетам, обычаям. И в этом пстмодернизм пилпула. Можно сказать: пилпул плоть от плоти еврейской традиции (хотя почему бы не сказать наоборот, что раввинистическая традиция - плоть от плоти пилпула), и не может быть столь непримиримых отношений между исследованием текста и самим текстом.
Пример пилпула Махараля - его рассуждения о маце.
Принято считать, что маца символизирует искупление и свободу - она служит напоминанием о том, что нужно быть скромным и не забывать, какой была жизнь в рабстве.
А Махараль говорит: вот вам и хуй: Маца - не "хлеб рабства", а символ" свободы от рабства и в качестве логического доказательства обращает внимание на то, что ни в Письменной Торе, ни в мидрашах, ни в Мишне, ни в Гемаре, ни в других раввинских источниках не сказано, что евреи ели мацу в Египте. Б-г заповедовал есть ее только в тот день, когда евреи вышли из "дома рабства".
Рассуждения пражского постмодерниста просты: "подобно маце, в которой нет добавок, самый свободный человек - это тот, у кого нет никакого материального имущества, которое сковывает его. Он легко строит планы и может уехать, куда и когда он хочет."
Лично я также отношусь к морали: самый свободный человек - это тот, у кого её нет. Мораль является механизмом социального контроля, формируются и контролируются общественным мнением, отражают потребности общества. Но надо еще различать - мораль, нравственность, этика. Нравственность - это душевные качества, основанные на понимании совокупности этических требований, которые индивид предъявляет к себе сам. Ну а этика сама по себе относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию.
Поэтому, по возможности, я лично на хую вертел бы мораль общества, в которых жил в разное время жизни. Разумеется - в меру возможностей, а они, как правило ограничиваются "козлами". То есть властью. Власть - от дьявола. Я в это убежден. Свобода - от Бога (или от Б-га - кому как нравится, в этом сокращении можно найти и глубокий смысл).
Так вот...
Почему дьявол - это козел?
В Евангелии часто используются образы овец и козлов. При этом, овцы - послушные Богу люди, слушающие Его голоса и идущие за Ним, а козлы - упёртые, бодливые, не послушные, противящиеся... вместо Бога. Власть - вместо Бога.
И, как правило, люди власть-приобредшие власть как правило теряют. Можно сказать - это закон. Ну, если его не искажать.
Соответственно, козлов от власти и приносили в жертву древние евреи. Я так считаю. Людям вообще свойственнно вешать на других ответственность. В этом их "козья" натура. Страх ответственности вырастает из низкой самооценки, неуверенности в своих силах, сомнений в своих возможностях.
Почему люди боятся обязательств?
Страх перед обязательствами часто проистекает из прошлого опыта, неуверенности или страха потерять независимость.
С какого хуя людям надо выбирать царя, президента и прочих?
Просто. Они так и так потеряют ее. Это просто следует из законов симметрии.
В чём ее суть?
Суть в том, чтобы человек не менял мнение о самом себе. Центр симметрии - власть. Власть меняется, а человек остается самим собой. Симметрия - это свойство, отражающее структурную особенность объекта, остающегося неизменным при изменении порядка расположения в пространстве и/или времени равных между собой частей этого объекта.
В обществе власть - закономерное следствие наличия симметрии. Но симметрия - это следствие отсутствия Альфа и Омеги - начала и конца. Об этом то и говорил наш Махараль.
Так вот, власть в конечном итоге надо рассматривать как козов отпущения, а в начале - как самых отъявленных козлов, которым нужна власть над овцами.
...Так вот! Отделять козлов отпущения от просто козлов - не моё право, оно по сути - народное. И тут есть нюансы. У древних евреев существовал особый обряд возложения грехов всего народа на живого козла, а еще точнее в более ранней версии - барана и двух козлов. И то и другое - более-менее известные факты. А вот почему три жертвы было изначально - об этом забавно поразмышлять. Спекулятивно, разумеется.
В системе мышлений Махараля уделено внимание символизму чисел. В ней каждое число имеет последовательное философское значение: 1 - единство. 2 - дуализм и множественность. 3 - единство между двумя крайностями . 4 - множественность в двух направлениях, подобных сторонам света. 5 - центральная точка, объединяющая эти четыре крайности.
Заметьте, в каждом государстве есть три рода власти; власть законодательная, власть исполнительная и ведающая вопросами гражданского права - судебная". Теория разделения властей взялась не с бухты барахты, а зарождалась в определенных исторических и социальных условиях; в течение веков она подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. Разделение властей на сегодняшний день - общепризнанный признак правового государства, основополагающий принцип организации и функционирования механизма правового государства.
И было бы неверно думать, что число три - это тоже с бухты барахты.
Если опять обратится к теории Симметрии, но надо заметить, что существуют три элемента симметрии. И этого достаточно. Вся симметрия, то есть все соразмерности обнаруживаются через три элемента - это точка, линия или плоскость, относительно которых могут выполняться операции симметрии. Элементы симметрии - это вспомогательные геометрические образы (плоскости, прямые линии, точки), с помощью которых обнаруживается симметрия фигур.
Всё что человек делает правильно или неправильно тоже обнаруживается через три элемента симметрии.
А законы - это уже операции симметрии. То есть - это аналогия.
Операция симметрии - это операция, которая фактически делает что-то с формой так, что результат неотличим от начального состояния . Однако, даже если мы ничего не делаем, форма все равно обладает элементом симметрии. Элемент - это геометрическое свойство, которое, как говорят, генерирует операцию.
Власть - это элемент симметрии. И вот три рода власти; власть законодательная, власть исполнительная и судебная - это о единстве между двумя крайностями: овцами и козлами. И она же о единстве между двумя другими крайностями: богом и лжебогами-козлами.
Народ в силу своей "козьей" природы выбирает себе садиста "козла", а потом его отпускает в пустыню. Разумеется, после символического возложения на него грехов всего народа. Козел отпущения уносил с собой все грехи без исключения.
Но, как я отметил, теория симметрии требует три жертвы - барана и двух козлов. Одного козла отпускают в пустыню - символ прощения самих себя. Второго козла, на самом деле, казнили.
По древнееврейскому обряду, в день oтпущения грeхов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали. Другого козла приносили в жертву. А барана?
Барана сьедал первосвященник. Он тоже человек. Кушает, писает и какает.
Кстати, понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа, коренится в идее что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Ничего удивительного! И в том, что в Троице три элемента симметрии - тоже ничего случайного. Два козла и баран. Один т.с по Ницше Gott ist tot, другой - которого ежегодно казнят и воскресают, а баран, не имеющий тела из плоти и костей, часто называемого Духом или Утешителем - им скармливают вся христианскую общину. Только благодаря ему и можно получить твердое свидетельство о Двух других. Только силой Святого Духа.
А к чему я это?
А к тому, что не пора ли устроить всеобщий Йом Кипур?
Именно в этот день совершалось символическое возложения грехов всей общины на козлов - как совершенных по ошибке, так и злонамеренных. То есть вот было начало, а вот и конец. И начало новое:)))