Есть такой термин - "нивелировать конфликт". Нивелировать - сглаживать, делать незначительным - от фр. niveau - "уровень", "ровень"). Вообще, мне знаком этот термин из геологии со времен офигенной практики в Крыму по геодезии. Нивелирование - это вид геодезических работ, имеющих целью определение превышений (разницы высоты) между точками местности, а также высот этих точек относительно принятой отсчетной поверхности (например, уровня моря). Классная практика была... эххх! Но я не об этом. Я о том, что нивелирование в широком культурном смысле - это об идеологии. А идеология - вещь сама по себе конфликтная. Следовательно можно нивелировать и идеологию.
Если нивелир является обязательным прибором, использующимся при геодезических работах и строительстве каких-либо объектов, то государство нивелирует личность с помощью идеологии. Точнее нивелирует оно конфликт между личностью и государством.
Нивелировать конфликт - это значит уметь влиять на конфликт в нужном направлении, добиваться коррекции поведения субъектов конфликтного противоборства.
Так вот, сегодняшним воскресным утром едва сожрав брекфаст с кофем, я решил весьма вскользь рассмотреть вопрос нивелирования конфликта государства и личности. Благо, этой темой мнея малость подзаебали два черных ника на прошедшей недели.
На мой взгляд, наиболее успешным нивелированием личности была идеология фашизма.
Итак нивелирование (от фр. nivellement или фр. nivèlement - "выравнивание" требует определения уровня по которому нивелировать.
Если нивелировать по понятию "раса", то получается германский вид фашизма, если нивелировать по понятию "этнос", то - итальянский вид фашизма. А если нивелировать по понятиям "патриотизм" и "суверенитет", то возникает новый тип фашизма. Помнтие как Путин заявил: "Россия или будет суверенной, самодостаточной державой, или её вообще не будет". По словам президента, суверенитетом для России является прежде всего свобода государства и его народа. А "Быть патриотом - суть природы и характер российского народа". Вот об этом.
Национал-социализм - это форма тоталитарного политического расового национализма в рамках фёлькише. Он фашизм сплачивал немецкую расу (по определению Гитлера) вокруг целей национального возрождения.
Фёлькише - народное движение (нем. Völkische Bewegung, фёлькише, фёлькиш; также иногда нем. Deutschbewegung, "немецкое движение") - движение, распространённое в Германии конца XIX - начала XX века и характеризующееся расистской антисемитской идеологией радикального этнического национализма доминирующего населения. Хотя и следует пояснить: Немецкое слово völkisch происходит от Volk, простейший перевод которого - 'народ'. В немецкой национальной традиции Volk стал своего рода вечной метафизической сущностью, обозначающей целую систему абсолютных ценностей. Считалось, что немецкий народ должен осознавать свой исконный национальный характер. Но исторически сложились две группы понимания "национального характера". Одни рассматривают ее с чисто биологической точки зрения, другие - как некое образцовое единство "телесного" и "духовного". Для группы "фёлькише" речь шла прежде всего о том, чтобы противостоять процессу дезинтеграции", угрожавшему народу, и побудить его к самосознанию. Группа делала акцент на "расе", которая должна была стать основой специфики народа. С тех пор прошло хуева туча времени и понятие "раса" приобрела столь противоречивые коннотации, что впору просто сказать: термин "раса" воспроизводит "инаковость" каким угодно способом - биологическим, социальным... Что вобщем-то только приближает его к первоначальному значению "порода" - от понятия, из имени которого и было первоначально заимствовано слово "раса" (ratio ("род", "порода", "разновидность") или араб. ra's ("голова", "происхождение", "начало"). Ну да я не об этом.
Итальянский же фашизм сплачивал гражданское население вокруг целей государственного возрождения. В начальном виде он ориентировался не на лиц итальянской национальности, а на граждан Италии - на итальянский этнос.
При этом раса понимается как нечто, что присуще нашей биологии и, следовательно, наследуется из поколения в поколение. А этническая принадлежность - это то, что мы приобретаем или приписываем себе, основываясь на месте рождения и жительства и окружающей нас культуре. Этническая принадлежность охватывает все от языка до культуры и религии. Поэтому люди могут сами выбирать группу, с которой хотят себя ассоциировать - например, человек может считать себя азиатским американцем, британским сомалийцем или афроказахстанцем.
Обобщение понятием "патриотизм" отличается от обобщений "расой", "этносом".
Термин патриотизм вводится в оборот деятелями Просвещения, в первую очередь французского, в XVIII веке (см. Ж-Ж. Руссо, "Очерк национального воспитания, или План образования для молодежи"). У них он теряет связь с монархическим и аристократическим устройством государства и сближается с понятием гражданина. Любовь к Родине, по их мнению, существует отдельно от государства и достигает высшей степени при народовластии (что связано с признанием народа источником власти).
Впоследствии аналогичные идеи получили распространение в британских колониях в Северной Америке, породив в сочетании с протестантской религиозной культурой особый тип американского патриотизма. Думаю, что современный трампизм, понимаемый как принципиально новый феномен американской политической жизни, на самом деле является формой трансформации американской политической системы в сторону экономического фашизма или фашистского изоляционизма вкупе с экономическим национализмом.
Точно также как патритотизм эпохи Просвящения пытался вырвать власть из рук с монархов и аристократов, точно также экономический патриотизм Трампа попытается вырвать власть их "вашингтонского бюрократического болота" и вернуть ее "народу" во главе с вождём).
Тоже самое, но уже приручив российскую политическую бюрократию пытается сделать и Путин.
Идеи патриотизма как основания для фашизма Путин почерпнул у Ивана Ильина - идеолога русского фашизма, развившего эту идею на двух китах - патриотизме и христианском национализме.
В 1937 году в книге "Основы христианской культуры" Ильин посвящает "христианскому национализму" целую главу, пытаясь совместить Библию и свои взгляды. Ильин пишет, что национализм - это всего лишь творческая любовь к своему народу. И, разумеется, находится обоснование превосходства одних народов над другими. По Ильину, "духовно бедные" народы должны подчиняться "духовно сильным", чтобы служить Богу:
"Каждый народ служит Богу, как умеет - всей своей историей, всей культурой, всем трудом и пением своим. Один народ служит творчески, и цветет духовно; а другой - нетворчески, и духовно хиреет. Есть такие народы, что перестают служить и становятся шлаком истории; и есть такие, что в своем малом и скудно-беспомощном служении угасают, не достигнув расцвета. А есть и такие, что могут осуществлять свое служение только под водительством другого, духовно сильнейшего народа..."
Христианский национализм и патриотизм как идеология изоляционизма!
Изоляционизм - термин, преимущественно используемый для обозначения направления во внешней политике, в основе которого лежит идея невовлечения в дела иных государств, наций, народов, этносов.
Цитата из Ильин И. О Сущности правосознания.:
"Патриотизм есть правая и верная любовь индивидуального "я" к тому народному "мы", которое возводит его к великому, общечеловеческому "мы"; это есть реальное, духовное единение человека и народа в великом лоне общечеловеческого".
В 1948 году в сборнике статей "Наши задачи", уже после окончания Второй мировой войны, Ильин пишет:
"...фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру".
Кроме Ильина в известном интервью Путин назвал Бердяева любимым философом. А ещё - Канта, кстати, тоже культивировался в фашистской Германии, хотя сам он расистом не был, а был всего лишь гуманистом эпохи просвещения. Однако, книга "Метафизика нравов", в которой Кантом исследуются национальные менталитеты и психологии, и в которой немцы ставятся Кантом очень высоко, выше французов и итальянцев в сочетании с книгами Гобино, и английских расистов, повлияла на немецких расистов. Идеолог нацизма Альфред Розенберг считал именно Канта самым чистым выразителем "нордической души".
Цитат Николая Бердяева о фашизме:
"Фашизм есть, конечно, новая и последовательная форма демократии, когда "народ" непосредственно овладевает государством".
Ильин был более корректным - "патриотически настроенный народ". Он - прав.
И вот ещё Бердяев:
"Фашизм есть один из предельных результатов демократии, обнаружение ее диалектики. Фашизм противопоставляет себя парламентской либеральной демократии, а не демократии вообще." Интересно, что Николай Бердяев сравнивал свободу с творчеством. По его мнению, свободен тот человек, который способен творить. Как Бог, например, творит из Ничего.
Но вернемся к Канту. И уже тогда сформулируем тип фашизма, который строит Путин. А строит он суверенный фашизм, не суверенную демократию, как обзывал государственное устройство Сурков в бытность кремлевского идеолога, а суверенный патриотический экономический изоляционизм с элементами христианского самосознания.
Суверенитет (Souveraineté, suprema potestas), вообще говоря, - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Добавим патриотический этатизм (фр. étatisme - госуда́рственничество, от фр. état - государство) - убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные институты и получим примат государства над правами и свободами личности.
Таким образом, народ, обьединенный идеологией патриотизма, политического суверенитета и экономического изоляционизма - это новый тренд в российской культуре государственности. И в этом суть фёлькише по-путински. Надо отметить, что в современной политологии кроме суверинитета государства рассматривается также суверенитет личности. Так вот, патриотизм нивелирует суверенитет личности суверинентетом государства. Нивелировать в этом случае - значит уметь влиять на суверенитет личности в нужном направлении, добиваться коррекции поведения субъектов конфликтного противоборства личности и государства.