Горячая ванную... теплый шоколад... тишина... одиночество. Это и есть рождественская аскеза. Во всяком случае у меня раньше было так. В этом году - по - другому. В Католическое Рождество - пил. В одиночку. Жена - в Сибири. В Православное - с шести утра до восьми вечера мучался со сбитыми настройками нового телефона. Блять! Убил бы. Но не знаю кого. А теперь - пол девятого. Всё наладил. Но возможно - это был "знак"? Дескать мало ты Сфинкский работал в течении года. Ебись вот теперь вместо "горячей ванны... теплого шоколада..! О Боже... Что же, я не сделал как надо, Господи?.. Он смолчит. Или явится сам в качестве ответа. Ещё сутки не кончились. Но вот когда?.. Ни дата, ни время рождения Иисуса в Библии вообще не указывается. То есть до конца дня ещй есть время. И если мне положено знать - Он явится как бедному Иове. И я всё пойму. Всему есть объяснение. И не смей даже думать о случайности, Сфинкский!.. Случайность - это форма проявления необходимости.
...Это ещё Достоевский по ходу сюжета "Преступления и наказания" подводил читателя к выводу, что кажущееся не всегда действительно. А действительное у нас - это... Вот к примеру: если на прямой выбрать направление, скажем: подальше от дома - в Петушки, начальную точку - Курский вокзал, и единицу длины для измерения отрезков пути с остановками: Омутище, 113 км...Покров... Орехово-Зуево...Павловский Посад и т.д., то каждому событию, случившемуся в последней электричке, можно поставить в соответствие определённую точку на этой прямой и, обратно, каждой точке прямой можно поставить в соответствие некоторое событие, притом только одно. Но если сама мысль сьебаться в Петушки, а это "место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин" - с одной стороны, с другой - "поезд "Москва - Петушки" летит под откос" (это уже в последних главах когда у Венечки уже бесспорные галлюцинации). Но ведь случайно поехал? Вспоминаем - проснувшись в незнакомом подъезде Венечка Ерофеев решает ехать в Петушки.
Так, к слову, можно говорить и о тех случайностях, которые утверждают Родиона Раскольникова в мысли о том, что старуху необходимо убить, а в самом убийстве нет ничего плохого. Смотрите же: вот Родион Романович слышит в трактире случайный разговор о том, что смерти старухи-процентщицы желает не только он один - и другие люди тоже. Вот! Вот оно свидетельство того, что "в этом убийстве нет ничего плохого". А уже потом герою в руки попадает топор и все обстоятельства с ним.
Случайность?
Одни за другими случайности подталкивают Раскольникова к убийству. И он, кстати, не может пройти мимо этих "знаков". Не имеет права. Они, эти случайности, в конечном счете, начинают играть главную роль в разворачивающейся драме. Ведь именно они - "знаки" лишают Раскольникова последних сомнений по поводу того, необходимо ли совершать этот проступок. Не будь этих случайностей - кто знает, было ли бы о чём писать Достоевскому.
Разумеется, Достоевский описывает происходящее так, что можно принять эти "знаки" за плод "больного" воображения героя. Но этим он только желает подчеркнуть сложность психологии человека. Основная концепция человека в его сложности. Поэтому-то Фёдор Михайловия убеждает читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же нужно рассматривать с различных сторон. Причём, кто не в курсе... Я "зуб даю" за достверность информации, но строгая теория категорий в математике говорит, что Альфа и Омега - Начало и Конец всякого реально сложного - вообще не связаны друг с другом. Но связаны со всем остальным. Однако по разному связаны. Это как дорога Москва-Петушки - помню, а Петушки-Москва - уже нет. Не помню. И потому вот эту "энциклопедию русской жизни 1960-х годов" Москва-Петушки "читать" нужно с двух сторон - двух точек зрения. Точнее на месте второй точки - только дырка, из которой вытеснена сама точка (зрения).
А это как?
Это строго называется "окрестностью точки" - окрестность точки, из которой вытеснена сама точка. Попробуйте себе представить как вы выворачиваете наизнанку носок вместе с ногой... Нога оказывается за пределами носка. Но ведь и ее тоже вывернули наизнанку?! Правильно. И потому она теперь больше не нога. Логично? Ещё как. Но вы можете себе представить ногу вывернутую наизнанку? С обратной размерностью... Я - нет. А теперь представьте, что бессознательное получается из сознательного точно также в результате выворачивания наизнанку. С обратной размерностью... То есть то, чему вы просто не уделяли значения, что для вас не представляло значения, оказывается в результате выворачивания - двигателем. Бессознательное - это двигатель импульсов, и кстати, обратное пространство в строгой математике так и называется - импульсное пространство.
Догадываетесь к чему я подвожу разговор?
К тому, что и случайность - это вывернутая наизнанку необходимость. А вы думаете: случайность - это как "поскользнулся, упал, закрытый перелом, очнулся - гипс". Нет. В этом случае случайность бы не повлияла ни на что. И таких случайностей на самом деле много - просто они ничего не меняют. А вот то, что меняет - это выворачивание наизнанку того, что есть. Точно также же рентгеновский аппарат высвечивает внутренние органы. "Выворачивает" наизнанку.
Вот и в Рождество... В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Вывернулся наизнанку как мог. А Он может. Он механизм выворачивания действительного наизнанку. А само Рождество - это "окрестность действительного, из которой вытеснена сама действительность: ...Омутище, 113 км...Покров... Орехово-Зуево...Павловский Посад... с тем, что необходимо было сделать мне в прошлом году, Курским вокзалом, Петушками и Веничкой вместе взятыми.
Если в еврейской традиции есть Йом Кипур - праздников, день покаяния и отпущения грехов, когда всё прощается, то Рождество - это день когда всё выворачивается. Принципиально - одно и тоже. Но есть разница. В Йом Кипур выворачивается то, что знаешь и не знаешь (люди в этот день просто просят прощения друг у друга тоже - дескать прости, если что и сделал, а чём и не ведаю дажу"), то в Рождество выворачивается только то, что представить себе невозможно, нельзя. Даже случайно! Вот такая ОНО mechane!
А что самое главное - просто подумайте: как могут повторяться год за годом, если в конце каждого не найдется точка старого года, из которой вытеснена сам старый год?
А что самое-самое главное - так это то, что тот же механизм работает и в тех случае, о которых мы говорим: "Слишком хорошо - не хорошо". Им же связаны и Добро и Зло. В математике, в теории категории такая машина называется нулевой объект. Он как Альфа и Омега. Как начало и конец. Они не связаны друг с другом - только со всем остальным. Но каждый (Альфа и Омега) выворачивают себя на обратную сторону. И только это связывает их. Как впрочем и человека с Богом. Его конечно в действительности нет. Но если ее вывернуть - Он появится. Должен. Казаться. Но кажимое* не всегда действительно. Что, впрочем, не мешает смотреть на мир с двух сторон.
*Кажимое в философии - "субъективное выражение сущности вещей в поверхностных, неустойчивых, случайных проявлениях, зависящая от воспринимающего субъекта; выражает не всю сущность, а лишь её момент, реальность, в которой может находить отражение действительность".