Вчера досмотрел последнюю часть трилогии "РАЙ. Вера. Надежда. Любовь." Ульриха Зайдля - "Рай: Вера". Соцреализм, только с пометкой "Не приведи Господи!": похоже на игровой фильм в котором как будто подглядываешь в щёлку за жизнью этой несчастной женщины - Анны-Марии, которая (признаемся) совершает насилие над людьми. Несчастная, брошенная мужем, она эгоистично вовлекает в круг своего несчастья других, не знакомых ей людей. Возникает иллюзия общности. Иллюзия любви. Иллюзия праведной жизни... Она ходит от дома к дому, нося с собой огромную статуэтку непорочной Девы Марии, читает молитвы, занимается самобичеванием. Она считает своим долгом проповедовать Слово Божие и верит, что от того, как она это делает, зависит спасение верующих и самой себя. При этом сама она очень счастлива, ведь она полна любви. Любви к Господу. Но неожиданно для Анны-Марии, после долгого расставания, снова возвращается её муж. Он приехал из грёбанного Египта, и он грёбанный мусульманин, и кроме того, он прикован к грёбанному инвалидному креслу... Впрочем, один раз в фильме показали реально "беспизды" счастливых людей - свингеры в парке.
Но вот что "забавно" - фильм вызвал ассоциацию:
У Булата Окуджавы есть метафора ("Молитве Франсуа Виньона", хотя к Вийону текст песни не имеет никакого отношения, это не перевод, уже потому, что во времена Франсуа Вийона, в 15-ом веке, об этом факте еще не знали): "...верит солдат убитый, что он проживает в раю", отражающая стереотипы какого-то средневекового коммунистического мышления. Мне же представляется что россияне нынче тоже "верят" в то, что все солдаты, погибшие на поле боя Путина имеют право на райские кущи как солдаты - независимо от грехов предыдущей жизни. Вера эта сродни вере большевиков, совков и прочего народа - погружена в небытие: "..верит солдат убитый" "как веруем и мы сами, не ведая, что творим!"
А я вот думаю про новый эксперимент Путина с верой - кому нужны эти права "солдат" на райские кущи, если сам эксперимент напоминает совершенную аптеку, в которой продают только успокоительное и снотворное. Успокоительное нужно, чтобы почувствовать покой, а снотворное - чтобы заснуть, так как покой всем только снится. И напоминает это:
Опустите, пожалуйста, синие шторы.
Медсестра, всяких снадобий мне не готовь.
В этот момент у постели больного или умирающего появляются кредиторы с библейскими именами, которые отсылают к Новому Завету, в частности к Первому посланию Павла к Коринфянам: Вера, Надежда, Любовь, которые чудесным образом перенесли пытки, но погибли позднее уже будучи обезглавленными или зарубленными. София похоронила дочерей, а через три дня умерла. Хорошая новость: позднее все стали христианскими святыми, почитаемыми в лике мучениц.