Неотмирасегов Александр Сергеевич : другие произведения.

Идейное поселение. Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Форум "Экологика".
  
  Тема "Экологические, идейные и тому подобные поселения".
  
  Љ1. Экологик. Администратор.
  В этой теме будут обсуждаться существующие либо предлагаемые экопоселения.
  
  Љ2. Пластику Нет. Модератор.
  Вопрос в том, что считать экопоселением, похоже, что в каждом поселении в это определение вкладывают свой смысл. Экопоселение может быть основано как в чистом поле, так и в черте уже существующего поселения (это называется "экоподселения"), бывают просто хутора. К тому же, очень часто экологическая составляющая там слабо просматривается и их уместнее называть "идейными общинами". Впрочем, чётко разделить экопоселения и идейные общины очень сложно.
  
  Љ3. Экологик. Администратор.
  Тогда будем здесь рассматривать как экопоселения, так и идейные общины, если экологическая составляющая у них присутствует.
  
  Љ4. Углеродный следопыт.
  Но обычно идейную общину с экологическим уклоном как раз и называют экопоселением.
  
  Љ5. Пластику Нет. Модератор.
  С другой стороны есть те, кто называются экопоселениями, а экологичность едва заметна.
  
  Љ6. Экологик. Администратор.
  Хорошо, тогда давайте рассматривать и тех, кто сам себя называет экопоселениями и тех, кого можно туда отнести по определению.
  
  Љ7. Робинзон.
  А стоит ли рассматривать тех, кто притворяются экопоселениями, не будучи таковыми?
  
  Љ8. Пластику Нет. Модератор.
  Почему бы и нет? Отрицательные примеры тоже достойны рассмотрения.
  
  Љ9. Углеродный следопыт.
  По-моему экопоселения можно разделить на два вида: 1) "экоопрощение" - толстовско-пацифистско-анархистские, зато дешево и для всех, 2) "экохайтек" - куча всяких энергосберегающих и природощадящих технологий. Дома на продажу, общин никаких нет, каждый заботится сам о себе. Дорого и для избранных.
  
  Љ10. Робинзон.
  По-моему, только первый разряд из Вашей классификации можно назвать экопоселениями и идейными общинами. Экохайтек - это, скорее, "экоозабоченные" посёлки.
  
  Љ11. Пластику Нет. Модератор.
  Часто экохайтек - это просто посёлки или городские кварталы, выстроенные на продажу, но с экологической тематикой, которая может заключаться лишь в том, что дома у них теплосберегающие, электричество от альтернативных источников и мусор обязательно сортируется.
  
  Но в действительности, такой экохайтек, как и полное экоопрощение ("назад в пещеры") - это две крайности сложного явления, между которыми существует множество переходных типов.
  
  Љ12. Экологик. Администратор.
   Пластику Нет :
   Часто экохайтек - это просто посёлки или городские кварталы, выстроенные на продажу, но с экологической тематикой, которая может заключаться лишь в том, что дома у них теплосберегающие, электричество от альтернативных источников и мусор обязательно сортируется.
  
  Это само по себе уже не плохо.
  
  Љ13. Робинзон.
  Там не возникает сообщества людей, заботящихся об окружающей среде. Это просто "экологически-чистые" места для проживания - туда едут сторонники экопотребительства. Такие проекты успешны лишь, если располагаются в черте городов или в пригородах. Если такое будет построено в глухом месте - это закончится "городом-призраком".
  
  Љ14. Пластику Нет. Модератор.
  В глухих местах такое никто не строит. Глушь это для "экоопрощенцев".
  
  Љ15. Робинзон.
  Если забьёшь в поисковик "экопоселение", попадёшь либо на анастасийцев, либо на нью-эйджеров. Разве больше никто экопоселений не создаёт?
  
  Љ16. Пластику Нет. Модератор.
  У нас, похоже, что так. За границей выбор побогаче - там поселения самых разнообразных направлений.
  
  Љ17. Робинзон.
  Получается, если я не жду эру водолея и не поклоняюсь таёжной отшельнице, то, чтобы поселиться в экопоселении, мне нужно ехать за границу? Печальки.
  
  Љ18. Пластику Нет. Модератор.
  Вы вполне можете основать собственное поселение на Ваш вкус.
  
  Љ19. Робинзон.
  Кто только туда жить поедет?
  
  Љ20. НикОлай.
  А зачем вообще уезжать в какое-то поселение? Это социофобия, эскапизм? Разве не следует приспособляться к существующим условиям жизни?
  
  Љ21. Робинзон.
  А если кому-то совершенно не нравится направление, в котором развивается цивилизация? Чудовищная, всё время ускоряющаяся гонка. Время как будто постоянно сжимается. Студент, ещё не окончив ВУЗ, осознаёт, что его профессия никому не нужна. Человек, принятый на работу, знает, что не проработает на ней до пенсии - она устареет и ему придётся переучиваться. Это как в "Алисе в Зазеркалье" - чтобы оставаться на месте, нужно всё время бежать, отстанешь - будешь растоптанным и уничтоженным. Не физически, естественно, но в глазах окружающих ты уже ничего не значишь, ты бесполезен, вычеркнут из жизни. По-моему, решение уйти из общества - вполне разумное. За границу ехать бесполезно - вся планета движется в одинаковом направлении, а на Марс улететь не получится (таких не берут в космонавты, да и на Марсе слишком пустынно и скучно), следовательно, нужно искать "Марс" на земле.
  
  Љ22. Михаил М.
  То есть экопоселения - это дауншифтерство?
  
  Љ23. Робинзон.
  Естественно, но дауншифтерство, доведённое до своего логического конца. Дауншифтеры, как правило, хотят лишь восстановить тот размеренный бег жизни, к которому они когда-то привыкли. Переселяясь в маленький город или деревню, такие люди не учитывают, что хотя и медленно, тамошняя жизнь движется в том же направлении, что и в больших городах. И рано или поздно они вновь вынуждены будут убыстриться или искать себе новое место. Наиболее последовательные стараются создать другой образ жизни, в зависимости от своих вкусов, - либо экологичный (экопоселение) либо какой-то другой (идейное поселение).
  
  Љ24. Михаил М.
  А в чём отличие дауншифтерства и эскапизма?
  
  Љ25. Ронин.
  Уйти от действительности и жить в придуманном мире - великая мечта человечества, но, к сожалению, неосуществимая - кушать же что-то надо, а в наших широтах ещё и одеваться и греться зимой. Поэтому и уход от действительности должен производиться в другую действительность. Тот, кому это удалось, - дауншифтер, тот, кому не удалось, - эскапист.
  
  Љ26. Экологик. Администратор.
  Глупости, дауншифтер - это необязательно эскапист. Дауншифтерство - "жизнь на пониженной передаче", на меньшей скорости. Любой человек, выбирающий более спокойный образ жизни, может считаться дауншифтером. Но, что касается экологических и идейных поселений, то да, похоже, что это действительно эскаписты.
  
  Љ27. Михаил М.
  В таком случае экопоселение - это смесь природозащиты и эскапизма?
  
  Љ28. Экологик. Администратор.
  Ну, по сути дела, так и есть. Только, думаю, не все экопоселенцы считают себя эскапистами. Дауншифтерами - да, считают.
  
  Љ29. Робинзон.
  Я думаю, что склонность людей к спокойной жизни "на пониженной передаче" связана с усталостью от слишком быстрой современной жизни. Эскапизм - это совершенно другое явление, эскаписты существовали во все времена, просто люди не от мира сего.
  
  Љ30. Михаил М.
  Как любопытно, значит дауншифтерство - это от усталости? Получается, дауншифтерами становятся люди с повышенной утомляемостью?
  
  Љ31. Ронин.
  Может быть. Или склонные к сенсорным перегрузкам. Причины могут быть разными.
  
  Љ32. Робинзон.
  Современное общество состоит из узких специалистов, людей-винтиков. Если человека устраивает то, чем он занимается, то у него всё в порядке. А если он сожалеет о неправильно сделанном выборе или вообще вынужден заниматься тем, к чему не готовился и не имеет склонности? Тогда человек будет пытаться найти что-то своё, попробует куда-то уехать.
  
  Љ33. Экологик. Администратор.
  Те, кто "ищут себя", это как раз эскаписты - не хотят приспосабливаться к имеющейся действительности, подавай им "свой мир".
  
  Љ34. Михаил М.
  А почему у нас такое отрицательное отношение к эскапизму?
  
  Љ35. Экологик. Администратор.
  Попытка уйти из общества - это отклоняющееся поведение, возникающее вследствие столкновения личных и общественных запросов. Обычно, под отклоняющимся поведением понимают правонарушения и нравственные пороки, которые, несомненно, разрушают общество. Но эскапизм в виде основания собственного поселения не может считаться противообщественным поведением, так как при этом не наносится вред ни обществу, ни человеку. Поэтому такой эскапизм можно поставить в один ряд с такими проявлениями отклоняющегося поведения, как различные виды творчества.
  
  Љ36. Ронин.
  Это у нас-то плохое отношение к эскапизму? В Японии хикикомори (местных эскапистов) вообще за людей не считают.
  
  Љ37. Михаил М.
  А в каких странах вообще распространены экопоселения?
  
  Љ38. Экологик. Администратор.
  Везде, но в основном в Северной Америке и Европе. Там ещё давно появились идейные (целенаправленные) общины, а в 60-70-х гг. ХХ века распространилось экологическое мировоззрение и появились общины, которые условно можно отнести к экопоселениям, хотя само слово экопоселение (eco-village) появилось в 1978 г. в США.
  
  Љ39. Михаил М.
  Получается, что наши экопоселения вторичны по отношению к западным?
  
  Љ40. Экологик. Администратор.
  Ну, до 1991 года основать какую-то идейную общину было невозможно. А как раз в 1991 г. вышел доклад Роберта Гилмана об экопоселениях, в том же году в Петербурге его перевели на русский язык, и как раз на основе этой книги создавались первые российские экопоселения (а одно из них - Нево-Эковиль, так и непосредственно переводчиками книги). Так что, действительно, концепция экопоселений пришла к нам с Запада. Но идейные общины у нас существовали и раньше - разные комунны или религиозные поселения.
  
  Љ41. Михаил М.
  В таком случае, когда появились первые идейные общины?
  
  Љ42. Экологик. Администратор.
  Кажется, древнейшими считаются буддийские сангхи - тогда две с половиной тысячи лет назад. Типичным идейным поселением была и Кумранская община (две тысячи лет назад).
  
  Љ43. Михаил М.
  Как любопытно, значит, уже тогда появились недовольные ходом развития цивилизации?
  
  Љ44. Робинзон.
  Именно тогда и появились: две с половиной тысячи лет назад - это так называемое "осевое время", тогда в разных частях света одновременно возникает философия и появляются разные идейные кружки недовольных. Так, в Греции примерно в то же время появились пифагорейские кружки. Но, естественно, чтобы были созданы экологические поселения, сначала должно было возникнуть экологическое мировоззрение.
  
  Љ45. Ронин.
  В Японии тоже есть кое-какие идейные общины, но они такие скучные. Вот если бы отставные японские и южнокорейские певицы основали бы своё экопоселение, я точно бы там поселился.
  
  Љ46. Экологик. Администратор.
  Опять Вы тут бредовые идеи распространяете?
  
  Љ47. Ронин.
  А что в идее кавайного экопоселения бредового? Я же не написал, что японские певицы тайно поклоняются кое-кому из российских политиков?
  
  И вообще я не припомню, чтобы писал здесь какой-либо бред.
  
  Љ48. Экологик. Администратор.
  А кто предлагал проект заповедника для годзилл в Фукусиме?
  
  Љ49. Ронин.
  Вы что, шуток не понимаете?
  
  Љ50. Экологик. Администратор.
  Для шуток есть раздел "Юмор".
  
  Љ51. Пластику Нет. Модератор.
  Заметьте, экологические общины часто разваливаются, столкнувшись с экономическими трудностями. Встроиться в существующую экономическую систему для экопоселения очень затруднительно, так как в нём по определению будут стараться нанести как можно меньший вред окружающей среде. Нынешняя же экономика является по существу антиэкологичной, "мусорной". Большая часть произведённой продукции тут же выбрасывается, меньшая часть выбрасывается чуть погодя. Товары нарочно производятся крайне низкого качества, чтобы их поскорее выбросили и купили другие. Если кто помнит советское время, то такого количества мусора тогда не было и не потому, что тогда строго наказывали тех, кто сорит, а потому что экономика была дефицитная и выбрасывали мало, предпочитали хранить, чинить и вторично использовать. Поэтому, чтобы создать успешное экопоселение, нужно отказаться от очень многих благ цивилизации, и создать на уровне посёлка худо-бедно работающую экономику замкнутого цикла.
  
  Љ52. Ронин.
  Полностью согласен с Вами по поводу "мусорной экономики". А какая страна навязала всему миру этот стиль производства?
  
  Љ53. Пластику Нет. Модератор.
  Это начало проявляться гораздо раньше, ещё когда изобрели железобетон. Сравните с древнеримским бетоном, строения из которого стоят тысячи лет. Железобетонные же постройки через некоторое время рушатся под влиянием перепадов температуры и, тем не менее, от использования этого строительного материала никто не отказывается: развалилось - построим новое. На века уже никто не строит. К тому же людям навязывают товары, без которых не просто можно обойтись, а их ценность сомнительна. Например, электрическая зубная щётка, ну скажите на милость, чем она лучше ручной? Или у некоторых людей руки настолько негибкие, что они до самых отдалённых уголков рта дотянуться не могут? Все доводы: "электрическая круче", "доктора рекомендуют". По моему электрической зубной щётке можно поставить памятник как символу технобезумия.
  
  Љ54. Робинзон.
  Вообще-то переходящий символ техноблудия - айфон последней марки, но Вы правы, электрическая зубная щётка ещё смешнее.
  
  Љ55. Ронин.
  Если бы всё ограничивалось только впариванием ненужного барахла, так ведь они натыкали везде камер и пытаются с помощью электронной слежки управлять людьми. И, конечно же, впереди планеты всей на "светлом пути" к электронному концлагерю мой "любимый" Китай - там некоторые люди уже и на улицу выйти не могут - попали в базы данных по неблагонадёжным и их тут же задерживают полицейские по указке искусственного "интеллекта". Остаётся только ожидать когда "передовой" китайский опыт перенимут другие страны.
  
  Љ56. НикОлай.
  Зачем вы вообще здесь обсуждаете электронную слежку? Это что, конспирологический форум? Тема "экологические поселения".
  
  Љ57. Робинзон.
  Тема "Экологические, идейные и им подобные поселения". В разряд "идейных и им подобных" попадают и поселения людей, не согласных с тем, чтобы правительство постоянно лезло в их личное пространство и указывало, что следует делать, а что не следует.
  
  А на Ронина не обращайте внимания - на форуме у каждого свой пунктик и у него свой. В извечном споре японцев с китайцами он целиком на стороне первых: японцы изобрели всё, что ни есть хорошего в мире - аниме, кавай, хентай и т.п., а китайцы - всё, что ни есть плохого - конфуцианство, маоизм, электронную слежку, быстрорвущуюся одежду и быстроломающуюся технику.
  
  Љ58. Ронин.
  Прости, но ты неверно передаёшь мою точку зрения, особенно насчёт хентая. Хентай - это тёмная сторона. Моэ, нэкомусумэ, хикикомори - понятия, связанные с силами Добра, Света и Кавайности, а хентай, яой, кароси - порождение Тьмы и злых синтоистских богов.
  
  Однако вы же не будете отрицать, что в области электронного надзора за населением китайцы впереди планеты всей? Разве не об этом мы толкуем?
  
  Љ59. Робинзон.
  Исправляюсь: Ронин любит не всех японцев, а только отакунутых.
  
  Љ60. НикОлай.
  Получается, вы предлагаете обсудить поселение людей, стремящихся избежать электронной слежки? Звучит диковато. Что-то вроде поселения людей, обёртывающих свои головы фольгой.
  
  Љ61. Робинзон.
  Зачем такие крайности? Просто человек считает, что он сам достаточно взрослый, чтобы решать, что хорошо для него, а что нет, а вот его правительство так не считает. И что же делать человеку, если он не хочет вечно лицемерить и следить, как бы ни сделать или сказать ненароком чего-нибудь крамольного? Можно уехать за границу, если ты кому-то там нужен, а если нет? Оставшись, всё равно окажешься на отшибе жизни, на самом дне. Лучше объединиться с похожими людьми и попытаться как-то выжить вместе, строя жизнь по своему усмотрению.
  
  Љ62. НикОлай.
  Я не думаю что правительство, осуществляющее электронную слежку за гражданами, позволит создание таких поселений.
  
  Љ63. Робинзон.
  Ну почему не позволит? Это же добровольная ссылка.
  
  Љ64. Ронин.
  Согласен, не позволит. Они хотят следить и за согласными и за несогласными, и в ссылке тоже. Скорее они сами куда-либо сошлют, только электронный ошейник наденут предварительно. Другое дело - создать поселение заранее. Например, если в какой-нибудь стране, стремящейся поддерживать дружеские отношения со страной, где очень длинная стена, говорящие головы начнут в один голос нахваливать опыт восточных товарищей - вот как там хорошо, терроризм на корню пресекается, и граждане довольны и не бунтуют - вот тут время призадуматься: а не спрятаться ли там где электронное всевидящее око тебя не разглядит?
  
  Љ65. Михаил М.
  Экопоселения связаны с устойчивым развитием?
  
  Љ66. Пластику Нет. Модератор.
  Считается, что экопоселение - это "устойчивая" идейная община, то есть по определению уже связанная с устойчивым развитием. Впрочем, вообще идейные общины тяготеют к устойчивому развитию:
   "Фонд поддержки идейных общин" (Foundation for Intentional Community (FIC)), который осуществляет координацию между экопоселениями, идейными общинами, кохаузингами и проч., определил устойчивое развитие как основу их существования: одна из его целей "Увеличивать глобальную информированность о том, что идейные общины - пионеры в области жизни, соответствующей требованиям устойчивого развития, в преобразовании личности и общества и в мирной социальной эволюции"
  
  Љ67. Ронин.
  Мне это сообщество не нравится, мало того, что глобалистское, так ещё и название сменили с Fellowship на Foundation - видите ли Fellowship звучит слишком по-мужски. Умственные скопцы.
  
  Љ68. Робинзон.
  Но ведь не все же подобные общины придерживаются глобалистских взглядов?
  
  Љ69. Пластику Нет. Модератор.
  Не все. Но те, кто не придерживаются, - сами по себе. Если вас интересуют те, кто придерживаются правых взглядов, то они обычно создают группы выживальщиков, тренируются в глуши, готовятся к войнам и катастрофам, но поселения не основывают. На Западе люди очень индивидуалистичны, а приверженцы правых взглядов, так в особенности - общин они избегают.
  
  Љ70. Робинзон.
  То есть, антиглобалисты тоже могут создать своё экопоселение?
  
  Љ71. Пластику Нет. Модератор.
  Ну, конечно могут. Если захотят...
  
  Љ72. Ронин.
  Возникает вопрос, а будет ли оно при этом считаться экопоселением? Такое ощущение, что экопоселение - это там, где поддерживают взгляды "зелёных"
  
  Љ73. Пластику Нет. Модератор.
  В узком смысле экопоселение, это то, что подходит под определение "владельцев франшизы", т.е. Глобальной сети экопоселений и должно включать "четыре измерения устойчивости" (общественное, культурное, экологическое и экономическое) или должно обязательно прийти ко всем этим измерениям
  
  Љ74. Робинзон.
  Но на деле-то экопоселениями называют те сообщества, где присутствует только "экологическое измерение".
  
  Љ75. Ронин.
  Это нелицензионные, пиратские, поселения.
  
  Љ76. Робинзон.
  Хотя сама концепция устойчивого развития и глобалистская, но кое-что из входящих туда идей мне нравится. Например, понятие "антироста", то есть, чтобы люди поменьше работали, побольше отдыхали и не было бы экономического роста. Естественно, воплотить всё это в объёме целого государства на сегодняшний день невозможно, но на уровне идейной общины вполне осуществимо.
  
  Љ77. Предсказатель прошлого.
  Из положений "антироста" вытекает, что и технологического развития быть не должно, ибо цель научно-технического прогресса, в первую очередь, это рост экономики. При этом по личным причинам я считаю, что существующий уровень развития технологий избыточен, люди прекрасно могут без большинства из них обойтись, если ограничат свои потребности. К тому же общины, отказавшиеся от техники, давно существуют.
  
  А вы обратили внимание, господа, что первые российские экопоселения в начале девяностых были созданы выкинутыми из жизни гуманитариями. Вторая волна, нулевые, - сторонники В. Мегре, который распространял своё учение через художественные сочинения. Напрашивается вывод, что в экопоселениях предпочитает жить определённый тип людей, то есть те, кто любит читать книги.
  
  Љ78. Ронин.
  Ничего удивительного: те, кто любят читать, прочли об экопоселениях и поехали туда.
  
  Љ79. Михаил М.
  Выходит, существуют экопоселения в узком смысле слова, то есть входящие в Глобальную сеть экопоселений и экопоселения в широком смысле. Чем же они отличаются?
  
  Љ80. Пластику Нет. Модератор.
  Собственно экопоселения в узком смысле (то есть те, кто сами себя так называют) восходят к книге Роберта и Даяны Гилманов "Экопоселения и устойчивые общины", вышедшей в 1991 году и в том же году переведённой на русский язык. Начиная с 1993 года экопоселения, основанные на работе Гилманов стали возникать по всему миру (у нас тогда же возникли экопоселения Гришино и Нево-Эковиль) и они назвались именно экопоселениями (eco-village), хотя это слово известно еще с 1978 г., но сами идейные общины прежде так себя не называли. То есть, экопоселения в узком смысле слова, это те, которые следуют идеям Гилманов. Большинство идейных общин с экологическим уклоном стали называть себя экопоселениями только после конференции "Экопоселения и устойчивые сообщества" в Финдхорне (Шотландия) в 1995 году (впоследствии конференции стали ежегодные), именно участниками этой конференции была создана Глобальная сеть экопоселений.
  
  Љ81. Михаил М.
  Так выходит Финдхорн - это у них что-то вроде столицы? Это в горной Шотландии или в равнинной?
  
  Љ82. Пластику Нет. Модератор.
  В горной, в округе Мори (Moray). Финдхорнское экопоселение (Findhorn Ecovillage) - это сетевое поселение в Шотландии, состоящее из 450 членов, часть которых живёт в посёлке The Park на южной окраине деревни Финдхорн, а остальные в соседнем селе Форрес и по всему Мори. Финдхорнское экопоселение входит в Фонд Финдхорн: это сеть разных сообществ, начинаний, мелких предприятий и более мелких общин (например, экопоселение на острове Эррейд).
  
  Љ83. Робинзон.
  Да это спрут какой-то. Чего там только не переплетено. А если рассматривать сам этот Парк-от, то его как раз можно отнести к "экоподселениям", которые упоминались выше.
  
  Љ84. Предсказатель прошлого.
  Не думаю, что есть какой-то смысл обсуждать эти "экопригороды" - их жители слишком любят технократическую цивилизацию и не желают от неё отрываться.
  
  Љ85. Пластику Нет. Модератор.
  То есть Финдхорн вам, господа, не нравится? А как же их деятельность в вопросах защиты природы? "Деревья для жизни" - один из старейших европейских проектов по ревайлдингу.
  
  Љ86. Робинзон.
  Не нравится как образец экопоселения. "Деревья для жизни" - восстановление лесов, ревайлдинг, - то это я как раз очень даже одобряю. Но вот разместить экопоселение на окраине другого села? По-моему совсем не лучшее решение.
  
  Љ87. Пластику Нет. Модератор.
  Ага, тайга зовёт. Но лесов там почти нет. Они-то как раз их и восстанавливают, чтобы было куда потом уйти.
  
  Љ88. Робинзон.
  Отговорка "нет места" прокатывает в Англии, но не в Шотландии, - там островов больше, чем у дворового пса блох. Взять тот же Эррейд, который входит как подпоселение в сеть Финдхорна - вот он на острове, где никто кроме экопоселенцев не живёт.
  
  Љ89. Пластику Нет. Модератор.
  Ну конечно, Эррейд вам нравится - он же на необитаемом острове! Как же я сразу не догадался!
  
  Љ90. Робинзон.
  Не только потому, что на острове, но там действительно можно наблюдать отказ от многих современных технологий, а вот в Парке-том уходить от цивилизации ну никак не хотят, поэтому и образ жизни их для нас никак не притягателен.
  
  Љ91. Михаил М.
  А жители Парка к какому клану относятся?
  
  Љ92. Ронин.
  Посмотрите какой расцветки килты они носят.
  
  Љ93. Робинзон.
  А в Эррейде из другого клана, из правильного.
  
  Љ94. Предсказатель прошлого.
  Скорее всего, действительно там другие люди.
  
  Љ95. Пластику Нет. Модератор.
  То есть люди вам не угодили? А какие же люди правильные?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"