Невелёв Дмитрий Иосифович : другие произведения.

Должны быть истины искомы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путь Рериха и Феофана Затворника и Мюнхаузена,или легкий способ начинать думать прямо сейчас

  
  
  "Ведь в человеке не одна только физическая сторона, в нем и духовная сторона есть, и есть - больше того есть сторона мистическая, сверхдуховная сторона. Так вот, я каждую минуту ждал, что меня, посреди площади. Начнет тошнить со всех трёх сторон"
  Веничка Ерофеев "Москва-Петушки"
   Почему мудрецу удобно выступать в маске шута, безумца? Отчего правда предпочитает рядится в колпак с бубенцами и разноцветное платье с блёстками? Такими шутами, если позволено будет смешать реально живших людей и литературных персонажей были Диоген, Тиль Уленшпигель, Молла Насреддин, Дон Кихот, шут Балакирев, Швейк, Остап Бендер, лирический герой поэмы "Москва-Петушки" Венички Ерофеева, многочисленное племя русских юродивых, включая персонажа пушкинского "Бориса Годунова". Не одевающий маску шута правдолюбец, к несчастью ещё и лишённый самоиронии, оказывается не только глуп и смешон, но и гоним подобно Чацкому из "Горя от ума". Сократ даёт ясный ответ на этот вопрос в платоновских "Диалогах": "Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противится большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве".
   Шутовская маска, глупая улыбка до ушей, колпак с тремя концами, символизирующими ослиные уши и хвост, кривляние, дурачества, нелепые ужимки при необходимости, пена изо рта и закатанные под веки зрачки - род защиты, маскировка: посмотрите, я глупее самого глупого из вас, я не опаснее неразумного младенца. Поэтому мне позволительно говорить всё, что придёт в голову. В книге Ямомото Цунэтоме "Хагакуре" ("Сокрытое в листве"), более известной как "Кодекс самурая" есть такой примечательный эпизод: юноша, которого должны отправить на службу к правителю, предстаёт перед старшими мужчинами рода. Те внимательно осматривают претендента и решают - "Слишком умное лицо, он станет тебя опасаться - придёшь через год". По прошествии назначенного срока, в течении которого молодой воин изменял выражение лица на простодушное, его сочли готовым к службе. Должны быть истины искомы 'Ведь в человеке не одна только физическая сторона, в нем и духовная сторона есть, и есть - больше того есть сторона мистическая, сверхдуховная сторона. Так вот, я каждую минуту ждал, что меня, посреди площади. Начнет тошнить со всех трёх сторон' Веничка Ерофеев 'Москва-Петушки' Почему мудрецу удобно выступать в маске шута, безумца? Отчего правда предпочитает рядится в колпак с бубенцами и разноцветное платье с блёстками? Такими шутами, если позволено будет смешать реально живших людей и литературных персонажей были Диоген, Тиль Уленшпигель, Молла Насреддин, Дон Кихот, шут Балакирев, Швейк, Остап Бендер, лирический герой поэмы 'Москва-Петушки' Венички Ерофеева, многочисленное племя русских юродивых, включая персонажа пушкинского 'Бориса Годунова'. Не одевающий маску шута правдолюбец, к несчастью ещё и лишённый самоиронии, оказывается не только глуп и смешон, но и гоним подобно Чацкому из 'Горя от ума'. Сократ даёт ясный ответ на этот вопрос в платоновских 'Диалогах': 'Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противится большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве'. Шутовская маска, глупая улыбка до ушей, колпак с тремя концами, символизирующими ослиные уши и хвост, кривляние, дурачества, нелепые ужимки при необходимости, пена изо рта и закатанные под веки зрачки - род защиты, маскировка: посмотрите, я глупее самого глупого из вас, я не опаснее неразумного младенца. Поэтому мне позволительно говорить всё, что придёт в голову. В книге Ямомото Цунэтоме 'Хагакуре' ('Сокрытое в листве'), более известной как 'Кодекс самурая' есть такой примечательный эпизод: юноша, которого должны отправить на службу к правителю, предстаёт перед старшими мужчинами рода. Те внимательно осматривают претендента и решают - 'Слишком умное лицо, он станет тебя опасаться - придёшь через год'. По прошествии назначенного срока, в течении которого молодой воин изменял выражение лица на простодушное, его сочли готовым к службе. Петр Великий говорил, что "подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство". Умников опасаются и справедливо опасаются. Он делает явным твою глупость и непригодность к тому месту, которое ты занял ценою стольких жертв и потерь, речь часто идёт о жертвах и в буквальном смысле слова. Умник может занять твоё место, разрушить репутацию и положение, отнять дочь, жену, сделать твоего сына врагом тебе, лишить денег и самой жизни. Он может тебя сделать смешным и жалким, наконец. Он способен придумать, изобрести, создать из ничего нечто такое, что сделает тебя совершенно ненужным и бесполезным в глазах работодателей, спонсоров и партнеров. От них одни беды и неприятности. Хорошо, что умники чаще всего сами сворачивают себе шею. Там, где тёртый калач ощущает шестым чувством шероховатости бытия или видит явную яму-ловушку, умник, словно слепец продолжает смело шествовать, пока вовсе не сгинет, ко всеобщему облегчению. Мудрецы опаснее умников во много крат, хотя жизненные блага их не интересуют вовсе, они довольствуются малым. Но они могут лишить тебя самого главного блага жизни - душевного покоя, без которого все остальные приобретения, обладания, победы и ценности лишаются всякого смысла, поскольку без душевного покоя ими немыслимо насладится в полной мере. Мудрецы измерили человечество и нашли его слишком лёгким, они испытали людей, подобно Сократу и его ученикам и нашли, что 'люди думают, что много знают. А на деле ничего не знают или знают одни пустяки. Они самое дорогое не ценят ни во что, а плохое ценят дороже всего'. Но если умник сворачивает себе, по обыкновению шею сам, с мудрецами приходится тяжелее. Возни больше, приходится способствовать, что ли. Сократ, по свидетельству Платона, сравнивает себя с оводом и говорит о сне, в котором проводят люди большую часть, если не всю свою жизнь: 'очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня с лёгкостью, убьёте и тогда всю остальную вашу жизнь проведёте во сне'. Об этом состоянии безмыслия пишет и Беранже в знаменитых строчках из стихотворения 'Безумцы': Господа! Если к правде святой Мир дороги найти не умеет - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой. По всем приметам, такие времена повторяются с известной регулярностью и что, если ни состояние сна наяву вновь охватило всё человечество. Состояние искусства, наиболее чувствительного измерительного прибора, об этом недвусмысленно свидетельствует. Чех Ян Шванкмайер, сценарист и режиссер осмысляющего наше время фильма 'Безумие' высказывается определенно: 'Сегодня искусство умерло, на смену ему пришёл гигантский ролик, с нарциссом, глядящим в зеркало вод". Сегодня человек прежде всего высокомерен, горделив и совершенно отвык и отчасти отучен думать самостоятельно, ибо это труд и труд тяжёлый и выгоды материальной от него чаще всего нет. А человек хочет идти по пути наименьшего сопротивления. Вся современная деятельность проходит под девизом 'наименьшие вложения труда, энергии, ума при наибольшей отдаче и эффективности'. Сын друга, юноша 21 года рассказал о своём ровеснике и приятеле, изучающем математику и программирование. Этот неглупый молодой человек всерьёз и с радостью предвкушает, что скоро думать будет излишним, поскольку создадут искусственный интеллект и это хитроумное устройство избавит человечество от досадной необходимости размышлять. Но пока машина эта не изобретена, человечество с необычайной энергией и неподдельным энтузиазмом само стремится избавится от главного дара Божия - способности мыслить, который отличает нас от животных. Вся современная культура, за единичными исключениями, разумея под культурой не только искусства, но и совокупность технических достижений работает на сохранение и поддержание состояния сна ли, дрёмы ли наяву, этого кажущегося бесконечным любования самим собой в состоянии душевной неги и покоя. Ты - личность! - утверждают газеты, глянцевые журналы и телевидение, подтверждает общение в социальных сетях, на этом настаивают модные философы и культурологи, писатели и поэты, авангардное искусство прямо-таки кричит об этом: ты - хорош таким, каков ты есть, в тебе заключена вселенная. Ну разве что стоит чуть-чуть пойти улучшиться за небольшие, сравнимо с извлекаемой выгодой деньги. К примеру, пройти курс медитации осознанного внимания для улучшения бизнеса или нанять персонального коуч-тренера. Он научит ставить цели и достигать их. Выбор цели можно отложить на популярный во все времена сезон 'потом-когда-нибудь-может быть-если захочется'. Все равно цель будет выбрана одна - поиски себя. Выбор области бизнеса - это занятие на всю жизнь, тем оно и хорошо. Потом можно заняться тайм-менеджетментом - правильному планированию жизни. Затем заняться личностным ростом, с пользой потратить год на курс 'Научись говорить 'Да!', вылечиться от гонореи и пройти годичное переобучение на вебинаре 'Научись говорить 'Нет!' Хорошо еще записаться в школу монгольского Тибета, основанную Рерихом и Блаватской в 1907 году, которая объявляет набор адептов для участия в семинаре - 'МИНЕ МИНЕТ - ТИБЕ ТИБЕТ'. Можно, но не обязательно стать веганом и пожить в ашраме в Индии или в израильской гостинице в Гималаях, немного не доехав до Шамбалы из-за плохой погоды. Прислушаться к звуку хлопка одной ладони и обрести просветленное выражение лица. Как вариант - обустроить жизнь по Феофану Затворнику и провести лето в Оптиной пустыни, изучить опусы о Турбосуслике или Транссерфинге реальности. И вот наконец ты готов к осуществлению творческих порывов. Можно со знанием дела заняться 'самовыражением себя' - генерацией внутренней пустоты вовне, заполняя мастурбационным бредом самолюбования 'поел, поспал, потанцевал' соцсети, блоги, книги, фильмы, культурное пространство, вселенную. Ведь Ты - человек и, следовательно - мерило всех вещей и венец творения. Даже созвездия и целые галактики с миллиардами миров были созданы Богом лишь для того, чтобы складываясь в определённые геометрические сочетания, называемые знаками Зодиака, предостерегать тебя о неудачных покупок в определённый день или способствовать возможному счастливому совокуплению в другой. Но счастливы ли люди? Нет, они по-прежнему несчастны, их нескончаемые селфи прямо таки вопиют о том, что они настолько не уверены в собственном существовании, что это требует ежечастного подтверждения. На их лицах - тщательно скрываемая тошнота от себя самих у тех, кто еще окончательно не вернулся в животное состояние. Но винят они во всех своих бедах кого и что-угодно: скверный климат, своенравных отпрысков, возраст и болезни, пробки на дорогах. тяжёлую работу и недостаток денег, всеобщую дороговизну и коррумпированное правительство, всемирный заговор и коварные замыслы враждебных государств, да всё что угодно, этот список бесконечен, кроме своей лени, гордыни и нежелания думать самостоятельно. Один из немногих шутов, нашедший и показавший выход из этого безумия, глубокого, непритворного и настоящего - это страдающий от похмелья лирический герой Венички Ерофеева из поэмы 'Москва-Петушки'. Послушаем его: 'О. если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих боязлив и был бы так же не в чём не уверен, ни в себе, ни в серьёзности своего места под небом - как хорошо бы. Никаких энтузиастов. Никаких подвигов. Никакой одержимости - всеобщее малодушие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок. Где не всегда есть место подвигам. 'всеобщее малодушие' да ведь это спасение ото всех бед. Это панацея, это предикат великого совершенства'. Это простодушный, наивный, неисполнимый, но чрезвычайно действенный рецепт лекарства от всеобщего благоразумного помешательства. Надо понимать, что человечество еще очень молодо. Даже по земным меркам вся его история - пара мгновений. Это еще младенец, только начинающий думать и исследовать доступное ему пространство. Все разумное, что создано за всю его историю, все, что имеет отношение к 'всегда' легко поместится на одной книжной полке и еще место останется. Возможность у человечества и каждого человека по отдельности очнуться от состояния полусна, полубреда и животного довольства своей участью воплотима прямо сейчас. Достаточно протянуть руку и взять томик сократовых диалогов Платона или пьесу Шекспира 'Буря', сборник стихов Пушкина или роман 'Герой нашего времени' Лермонтова, поэму Николая Гоголя 'Мертвые души' или пьесу Григория Горина 'Тот самый Мюнхаузен'. Как пишет наш современник поэт Дмитрий Барабаш, 'Должны быть истины искомы, чтоб их найти'.  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"