|
|
||
Басня о пчёлах Б. Мандевиля породила целые тома комментариев. |
Два века назад англичанин Мандевиль написал басню о пчелах. Стих всего на нескольких страничках, а комментариев к нему уже набралось на десятки томов. И все потому, что поставлен в басне непростой вопрос, который будет ясен из краткого изложения сюжета.
В гудящем улье, который жил своей обычной жизнью, где все было, как у людей (рождались и умирали, женились, крестились, занимались куплей и продажей, воровали, судили, казнили, летали за взятками в Вест-Индию и так далее), завелась праведная пчела, которая указала на имеющиеся безобразия (войны, преступления и прочие непотребные дела). Пчела была довольно убедительной и заразила своими идеями все сообщество. Ее поддержали, и другие пчелы добровольно начали следовать правдолюбцу. Перестали грабить соседей, воровать у своих, не стали убивать, избавились от спиртного и так далее. Вследствие этого прекратились судебные процессы, остались без работы судьи и палачи, остановились заводы, на которых изготавливали кандалы для преступников, пришли в упадок виноградники, так как не стало потребителей вина, портные перестали шить наряды для девиц легкого поведения, повара не стали готовить изысканные блюда для обжор. И постепенно гул в улье совсем затих, а с ним и признаки жизни.
Есть аналогия человеческого сообщества и пчелиного роя. В поведении (делах) их так много общего, что сравнение давно бытует в мире.
Бернард Мандевиль прославился своей басней. Если бы те, кто брался за изменения в жизни народов, были знакомы с произведением Мандевиля, может быть тогда удалось бы избегнуть многих бед. А "чугунные идеи" (выражение Достоевского) не претворялись бы в жизнь средствами губящими миллионы людей.
Из книги, где есть эта басня.
А.А. Субботин. Бернард Мандевиль, М., Мысль, 1986
"6 предприимчивость, героизм, самопожертвование, бескорыстие, энтузиазм - все стало анахронизмом, представлялось как тщеславие, как фанатизм.
Сменило мошенничество, расчетливость (лучшее свидетельство здравомыслия), терпимость.
философское произведение дб в хорошей литературной форме. Манера изложения.
развивать свою концепцию до самых крайних ее логических следствий. +Ум трезвый, острый и реалистический, без сентиментальности и кл иллюзий
благочестие, тунеядство, сластолюбие и алчность плутовство
скупость, накопляя богатство, создавала условия для расточительства
стремление к роскоши давало работу миллионам бедняков. Тщеславие, алчность, зависть возбуждали трудолюбие. Непостоянство моды и вкусов служило двигателем торговли.
Обман надувательство.
Мораль басни - наслаждаться богатством, славой и комфортом и при этом избегать больших пороков - пустые удовольствия, пороки, связанные правосудием - обществу выгодны.
политическое управление
честные и порядочные неправильное толкование
Гении учения об аффектах - Гоббс и Спиноза
+аффекты по Спинозе - состояния тел, которые усиливают или ослабляют способность тела к действию, и, овладевая ч-ком, управляют им, хочет он того или нет.
Характеристики стыда и страха, зависти и любви, ревности и надежды, греха и гнева, жалости и см с108
30 Аффекты содействуют самосохранению человека
+средства, при которых помощи природа понуждает человека заботится о себе, именуются желаниями. Взаимодействия аффектов. Сложные аффекты. Аналогия с цветами.
Благовоспитанность. Добродетель.
+31-33 Вожделение, тщеславие, стыд, гордость, сострадание или жалость.
разбудить желания. Лучшие желания. Привлекательные качества.
+35 Пороки. Зависть, скупость и честолюбие. Гордость, чувственность и непостоянство.
Тщеславие и любовь к роскоши. Изысканность, утонченность нравов по Мандевилю - "порок". Блага.
+39 Блага общества - его материальное богатство и могущество. Интерес, антиутопия, традиции обществ. сознания
ход логического доказательства посредством сведения к абсурду.
Добродетель - самоотречение.
+Смысл рассуждений.
Честь - не лгать, не обманывать, не обижать, не терпеть ни от кого оскорблений.
Спиноза об аффектах. Этика, сатира, политика.
Используя аффекты людей, можно создать систему нравственных ценностей.
Гоббс о нравственности.
-46 Мандевиль о происхождении моральной добродетели
поддаться чарам похвалы лесть
гордость, тщеславие и честолюбие триумфы
умозрительная мораль происхождение морали избежать неудовольствия
острота и проницательная человеческая чувственность Естественное стремление людей к наслаждению, как основе их поведения
нравственность состоит в обуздании эгоистических аффектов
различное понимание нравственное и природное
человеческая природа склонностей
+альтруистические аффекты, содействующие благу рода и общества в целом: любовь, доброта, милосердие и тп
+эгоистические аффекты: чувство самосохранения, самолюбие, жажда счастья
+не мб блага общества без блага его членов
добродетель - соразмерные сочетания
+противоестественные аффекты: злоба, жестокость, зависть, человеконенавистничество
рефлексивные аффекты - аффекты по отношению к самим аффектам
+54 аффекты сострадания, доброжелательности, благодарности и противоположные им
оценочное суждение души
: чувства удивления и восхищения, отвращения и презрения
нравственное чувство, понимание умом и сердцем
+55 нравственность как способность постижения и утверждения в мире добра
+альтруистические аффекты - естественная основа общежития людей
метод опровержения или "фальсификаций" общих принципов посредством ссылки на факты.
факт и норма
сомнительный прием аргументации: противопоставленные тезису факты заведомо интерпретируются таким образом, чтобы они стали опровергающимися.
+58 опянение дурманом тщеславия
два человека могут расходиться в мыслях, имея самые лучшие намерения
+человеческая природа - ее восхваление, ее порочность и низость, важность воспитания и обуздания эгоизма.
чувствуется и насмешка и нарастающее раздражение
+ленивый характер обстановка покоя и изобилия добродетель
+60 бурный темперамент + 62, 63 зло
+64 ум не обладающий способностью бесконечного виденья. Добро преобладает
где цели, там ум, полагающий их
многочисленные нужды и потребности. Напрягать воображение в размышлениях о том, как избежать несчастья. Чтобы восполнить свои слабости, исправить несовершенства, удовлетворить нетерпение и даже лень, люди изобретают разнообразные орудия труда и инструменты, постройки и средства передвижения.
взаимные услуги. Разделение труда. Безо всякого ума и соображения.
+67 относительность понятий добра и зла 68 общество
2 типа общества 1 - земледельческое 2 - густонаселенное
+70 Пусть каждый поступает только по закону, а думает, что хочет. Организация общества.
+71Доктрина, согласно которой лучшим регулятором жизни является свободный рынок.
+16 меркантализм (золото, торговля, денежный обыг). Богатство страны не в сокровищах. Плоды земли и труд - реальное сокровище.
+72 деньги. Масса бедняков. Нужда. Слишком низкая плата доводит до малодушия и отчаяния, Слишком большая - делает наглым и ленивым.
+73 роскошь и бережливость.
+74 расточительность и скупость. Умеренность. Тысячи утонченных потребностей, прихотей и мод.
+75 правдоподобное описание общества. Правопорядок.
разведка за границей. Плохая политика, упущения и ошибки их правителей вели к падению государств.
эгоизм тщеславие и властолюбие
знания разнообразят человеческие желания
(управлять значит планировать) соотношение частей в обществе нарушено.
научение - заинтересовать одних в деле преподавания, других - в деле овладения знаниями...
терпение и трудолюбие
себялюбие превращает знание в хитрость.
+85 как часто за новое любят выдавать то, что давно уже известно.
+Общественное сознание Общественная психология. Милосердие доброта добродетель
Мысленный эксперимент
понятие о чести и позоре дружбе и героизме
воздержание и самоотречение
алчность недовольство беспокойство частолюбие.
+87 умеренность, честность, искренность.
Безвредные, невинные, доброжелательные люди
Различное нравственное сознание. Гордыня оскорбительное высокомерие
-89 ненависть, распри, зависть, клевета - пороки
стереотипы сознания и поведения групп. психология торговцев
ничтожность выгоды для продавца самый убедительный мотив для покупателя.
благоразумие и умеренность в желаниях. Расточительность.
-92 зависть, возненавидеть, лицемерить
живопись - подражание природе, копирование вещей
психология искусства: три учения - о восприятиях, об аффектах и о воображении
возможность изображения - перспективы
аффективная природа человека
пороки полезны
возвышать свой ум над невеждами
+101 добродетель - поощрять, порок - порицать, законы - соблюдать, а их нарушителей - наказывать. 102 христианин
острый ум, редкий ум, лицемерие. Строгое суждение. Благожелательность и человеколюбие. Прямота и чесность.
спектр различных суждений. Современный ему общественный строй и тип прогресса
+106 время - справедливый судья не только человеческих деяний, но и идей.
Понятийный подтекст аллегории, ее идейный смысл и сатирическая направленность.
законы и правительства для общества, что жизненные духи для одушевленных тел.
- общительность добродушие сострадательность - приветливость.
+109 низменные и наиболее отвратительные общества
порочные склонности, в которых обвиняют людей определенных профессий и занятий. 112 Умелое управление
сомнительные места
+122 гражданский строй Искусное правление. Добродетели одних питают слабости других Скупость - мотовство. Роскошь - бедность. Трудолюбие - от тщеславия, зависти, алчности. Мода - двигатель торговли.
Из басни:
+Сменяя в обществе порядки в нем устраняли недостатки.
теперь лечить недужных смел лишь тот,
кто врачевать умел.
Больных старались так лечить, чтоб их страданье облегчить, причем без всяких выгод личных, и без таблеток заграничных"
. 21.12.1988г Предисловие и выборка Романовского А. И.