Незванов Андрей Семенович: другие произведения.

Сотворение человека

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Столь привычная всем ветхозаветная история сотворения человека на деле не так проста, как может показаться при первом прочтении.


Сотворение человека

0x01 graphic

  
   Мы говорим о сотворении, не подвергая сомнению наше и ваше рождение. Все люди последовательно, в поколениях, родились от первой семейной пары, мужа и жены, имен которых история не сохранила. Известные нам имена, Адам и Ева суть имена нарицательные, и означают просто "Муж" и "Жена". И наука Генетика подтверждает это мнение - все мы действительно произошли от одной пары первых людей, первых мужа и жены.
   Но откуда взялась эта пара посреди девственной природы?! Дарвиновское "Происхождение видов" не дает ответа на вопрос. Невзирая на это отрицание, мы в большинстве, очарованные наукой, создавшей машины, верим, что человек есть природный вид; такой же, как шимпанзе.
   Блажен, кто верует..., но предание о сотворении кажется мне ближе стоящим к истине.
  
   Итак, обратимся к Преданию: что говорит оно о сотворении человека?
   Предание говорит, что человек был сотворен богами Элогим по своему образу и подобию. Здесь в нашем уме сразу же происходит смешение понятий. В науке, согласно которой мы привыкли мыслить, слово "человек" означает природный вид. И в этом смысле не отличается от слова "енот", например. В таком прочтении получается, что Элогим сотворили природный вид, вступив таким способом в неоправданную конкуренцию с эволюцией видов, которую мало кто из ныне живущих решается отрицать. Между тем, в контексте Предания, "человек" означает не вид, а "муж" - притом не в гендерном даже смысле, как мужчина, а в смысле социальном, как глава семьи, - совпадая по смыслу со словом "чоловик", в украинском народном языке, например.
   Получается странная вещь: есть муж, глава семьи, но нет жены - партнера, без которого само слово МУЖ ничего не означает. Поэтому нужно сотворить жену, - к чему помянутые боги Элогим езамедлительно приступают. Досужая молва даже приписала им общительную сострадающую мотивацию - дескать, скучно человеку одному.... И вот, из сочувствия к томительности скуки, сделали они ему жену. Но чудным каким-то образом: самого мужа слепили из глины, а жену взяли из ребра его, когда он спал. Прямо хирургическая операция под наркозом!
  
   Предвижу, что убежденные монотеисты уже успели обвинить меня в многобожии - почему, мол, он говорит не о Боге, а о богах Элогим?! Да потому, что о них говорит само ветхозаветное Предание.
   В еврейском языке слово Элогим, означающее у нас Творца, несёт двойственное число, утраченное в русском языке. Двойственное число это грамматическая форма, применяемая к парным сущностям, или двойцам, отличая их в речи от единичных и множественных сущностей. Практически во всех древних языках имеется двойственное число, что указывает на важность двойственных сущностей для человеческой ментальности.
   И, если Эль - это Бог, то Элогим - это единая Божественная Пара, Двойца; поэтому я и говорю о них, как о богах, употребляя множественное число, за отсутствием в русском языке числа двойственного. Не случайно именно Двойце Элогим, а не одинокому шумерскому Элю, отведена нашим Преданием роль творцов первой человеческой пары.
   Следует помнить, при этом, что Двойца - это не семья и не партнерство; не союз двух единичных сущностей, но - ОДНА СУЩНОСТЬ. Она разделена надвое в себе, но не вовне!
   И вот эта двойственная сущность создает собственное подобие, которое тоже есть двойственная сущность - иначе, какое же подобие! То есть, вопреки буквальному прочтению, Элогим создают не Адама (= мужа), а Эводама (= женомужа).
   Но женомуж не может стать прародителем человечества! Он (она) обречен быть отражением Двойцы Элогим в плоти земной. Отсюда, решающим актом создания потенциального человечества явилось не вылепление Эводама, подобного Элогим, но - разделение этой плотской двойцы на две разных сущности - Адама и Еву, или Мужа и Жену. Которые и смогли стать первой парой, прародительницей всех людей на Земле.
   Поскольку разделение первичной богоподобной двойцы Эводам подано в Предании как сотворение жены (Евы), в пару мужу (Адаму), то становится важен способ сотворения. Именно способ отсылает нас здесь от сотворения к разделению.
   Как мы помним, Адам был слеплен из праха земного. Прах, как известно, сам по себе не лепится ни в какую форму, и в нем нет ничего божественного. Между тем, Эводам богоподобен. Что же позволило придать праху форму и богоподобие? Это слюна богов Элогим. Как вяжущее, слюна позволила слепить прах, и как сущность, истекающая изо ртов богов, сообщила Эводаму свойственность богам.
   В отличие от слепленного указанным выше способом Подобия (Эводама), Ева была сделана из ребра Адама! Но пусть не радуются эскимосы-косторезы. Эта операция, означающая разделение первой Двойцы на первую Пару, не имеет ничего общего с резьбой по кости. Чтобы понять образность Предания в этом абзаце, необходимо подойти к вопросу герменевтически и обратиться к древней ментальности.
   Возьмем сначала само ребро. Оно - часть скелета. Скелет же есть часть человека, неподвластная смерти и, значит, времени. Человек умирает, скелет остается и может, затем, обрасти новой плотью. Именно поэтому скелеты покойников очищали от плоти и хранили в домашних сокровищницах. К этим сокровищницам восходят и современные церковные и монастырские остуарии. Таким образом, кость - материал, использованный для изготовления жены, - отсылает к непреходящим составам, неподвластным времени.
   Но почему взято именно ребро, а не голень, например? чтобы понять, необходимо вернуться к понятию "сердца". Древние понимали под этим отнюдь не мышцу, перекачивающую кровь, но срединный сосуд - вместилище души. В скелете человека Сосуд этот как бы образуют ребра. Вместилище этого сосуда, сиречь "грудной клетки", и есть средина человека, или его "сердце".
   Вспомним, что своим первичным наполнением сосуд этот обязан тем же Элогим, которые вдунули свое Дыхание в слепленное ими тело. Вследствие чего имеем две жизненных субстанции в человеке - слюну Элогим и их дыхание. Их можно соотнести с позднейшим представлением о телесной душе, общей человеку и животным, и духе человеческом, соотносимом с дыханием богов.
  
   Таким образом составители Предания давали нам понять, что Ева взята из самой средины богоподобного Эводама; что она суть от сути его. Отнятие ребра означает, что при разделении Эводама (на Адама и Еву) делению подвергалось самое сердце человека, заключенное в полости, ограниченной ребрами.
   Образ клетки, ограниченной ребрами сам по себе отсылает к животному, запертому в этой клетке в течение жизни, и убегающему из нее в момент смерти. Это душа или дух, в нашей культуре изображаемая птицей-голубицей, а в героических сказаниях - жар-птицей, которую ищет поймать и посадить в клетку герой, каковой и становится героем через обретение жаркой пламенной души, жар-птицы.
  
  
   Остается последний вопрос: почему операция разделения двойцы на пару происходит во сне? Хирургическое предположение о наркозе не выдерживает критики. Если отнятие ребра есть лишь образ разделения сердца надвое, то сон совсем не причем.
   И в самом деле! Разъединение во сне есть лишь отрицание первоначального единства, которое должно смениться уже соединением разделенных половин. И относится это соединение-разъединение уже не к сотворению человека, а к его дальнейшему размножению. Дело в том, что человек не обладает творческой силой богов Элогим и не может поэтому создать собственное подобие. Разделенная пара должна вновь соединиться в изначальную двойцу Эводам, чтобы породить свое подобие. В соединении происходит зачатие, а затем временно восстановленная двойца вновь разделяется на пару - мужа и жену. Таким образом, в каждом зачатии вновь происходит процесс сотворения человека как богоподобия.
   Почему ночью? Это можем легко понять, если вспомним, что наше Предание относится не к солнечной, но - к лунной религии. Именно Луна являет на небосводе лик изначальной Двойцы Элогим.
   Свойство видимого лунного диска быть целым, а затем представать, сначала в виде леворогова, а затем праворогова полумесяца как раз и позволяет сделать Луну символом Двойцы - единой и, в то же время, разделенной в себе на две диалектически взаимодействующие половины. Таким образом, соединение и разъединение человеческой пары для сотворения нового человека происходит под надзором небесной божественной Двойцы Элогим. Неслучайно, поэтому, успех и неуспех зачатия связывали всегда с фазами Луны.
  
   P.S. В конце не лишне, может быть, отметить, что не следует путать изначальную Двойцу Элогим с богом Моисея Саваофом (Цебаот). Хотя божества эти присутствуют в едином Ветхом Завете и, в плане Священной Истории, отождествляются, - ради того, чтобы связно изложить эту историю, - на деле это разные боги, и принадлежат они разным преданиям.
   Если Элогим суть боги космические, ответственные за мироздание и человека в нем, то бог Моисея есть бог политический. Он дает власть. Моисей заключает с ним договор (собственно "завет") и властвует Его именем. В договоре, заключенном Моисеем, боги Элогим, сотворившие человека, находят место лишь в преамбуле. Завет заключается не с ними.
   Как помазанный царь, мессия, Иисус Христос коронуется этим богом - Саваофом. Как Сын божий он имеет небесного Отца. Тождественны ли Отец и помазавший его на царство иудейское Саваоф? Думается, - нет.
   Царство, которое Иисус имеет от Отца, это не иудейское царство. Это царство вселенское, космическое, вечное. И, в этом плане, Иисус ближе к космическим богам Элогим, нежели к Саваофу.
   Да поможет нам бог! Аминь!

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"