Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Сотворение человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Столь привычная всем ветхозаветная история сотворения человека на деле не так проста, как может показаться при первом прочтении.


Сотворение человека

0x01 graphic

  
   Мы говорим о сотворении, не подвергая сомнению наше и ваше рождение. Все люди последовательно, в поколениях, родились от первой семейной пары, мужа и жены, имен которых история не сохранила. Известные нам имена, Адам и Ева суть имена нарицательные, и означают просто "Муж" и "Жена". И наука Генетика подтверждает это мнение - все мы действительно произошли от одной пары первых людей, первых мужа и жены.
   Но откуда взялась эта пара посреди девственной природы?! Дарвиновское "Происхождение видов" не дает ответа на вопрос. Невзирая на это отрицание, мы в большинстве, очарованные наукой, создавшей машины, верим, что человек есть природный вид; такой же, как шимпанзе.
   Блажен, кто верует..., но предание о сотворении кажется мне ближе стоящим к истине.
  
   Итак, обратимся к Преданию: что говорит оно о сотворении человека?
   Предание говорит, что человек был сотворен богами Элогим по своему образу и подобию. Здесь в нашем уме сразу же происходит смешение понятий. В науке, согласно которой мы привыкли мыслить, слово "человек" означает природный вид. И в этом смысле не отличается от слова "енот", например. В таком прочтении получается, что Элогим сотворили природный вид, вступив таким способом в неоправданную конкуренцию с эволюцией видов, которую мало кто из ныне живущих решается отрицать. Между тем, в контексте Предания, "человек" означает не вид, а "муж" - притом не в гендерном даже смысле, как мужчина, а в смысле социальном, как глава семьи, - совпадая по смыслу со словом "чоловик", в украинском народном языке, например.
   Получается странная вещь: есть муж, глава семьи, но нет жены - партнера, без которого само слово МУЖ ничего не означает. Поэтому нужно сотворить жену, - к чему помянутые боги Элогим езамедлительно приступают. Досужая молва даже приписала им общительную сострадающую мотивацию - дескать, скучно человеку одному.... И вот, из сочувствия к томительности скуки, сделали они ему жену. Но чудным каким-то образом: самого мужа слепили из глины, а жену взяли из ребра его, когда он спал. Прямо хирургическая операция под наркозом!
  
   Предвижу, что убежденные монотеисты уже успели обвинить меня в многобожии - почему, мол, он говорит не о Боге, а о богах Элогим?! Да потому, что о них говорит само ветхозаветное Предание.
   В еврейском языке слово Элогим, означающее у нас Творца, несёт двойственное число, утраченное в русском языке. Двойственное число это грамматическая форма, применяемая к парным сущностям, или двойцам, отличая их в речи от единичных и множественных сущностей. Практически во всех древних языках имеется двойственное число, что указывает на важность двойственных сущностей для человеческой ментальности.
   И, если Эль - это Бог, то Элогим - это единая Божественная Пара, Двойца; поэтому я и говорю о них, как о богах, употребляя множественное число, за отсутствием в русском языке числа двойственного. Не случайно именно Двойце Элогим, а не одинокому шумерскому Элю, отведена нашим Преданием роль творцов первой человеческой пары.
   Следует помнить, при этом, что Двойца - это не семья и не партнерство; не союз двух единичных сущностей, но - ОДНА СУЩНОСТЬ. Она разделена надвое в себе, но не вовне!
   И вот эта двойственная сущность создает собственное подобие, которое тоже есть двойственная сущность - иначе, какое же подобие! То есть, вопреки буквальному прочтению, Элогим создают не Адама (= мужа), а Эводама (= женомужа).
   Но женомуж не может стать прародителем человечества! Он (она) обречен быть отражением Двойцы Элогим в плоти земной. Отсюда, решающим актом создания потенциального человечества явилось не вылепление Эводама, подобного Элогим, но - разделение этой плотской двойцы на две разных сущности - Адама и Еву, или Мужа и Жену. Которые и смогли стать первой парой, прародительницей всех людей на Земле.
   Поскольку разделение первичной богоподобной двойцы Эводам подано в Предании как сотворение жены (Евы), в пару мужу (Адаму), то становится важен способ сотворения. Именно способ отсылает нас здесь от сотворения к разделению.
   Как мы помним, Адам был слеплен из праха земного. Прах, как известно, сам по себе не лепится ни в какую форму, и в нем нет ничего божественного. Между тем, Эводам богоподобен. Что же позволило придать праху форму и богоподобие? Это слюна богов Элогим. Как вяжущее, слюна позволила слепить прах, и как сущность, истекающая изо ртов богов, сообщила Эводаму свойственность богам.
   В отличие от слепленного указанным выше способом Подобия (Эводама), Ева была сделана из ребра Адама! Но пусть не радуются эскимосы-косторезы. Эта операция, означающая разделение первой Двойцы на первую Пару, не имеет ничего общего с резьбой по кости. Чтобы понять образность Предания в этом абзаце, необходимо подойти к вопросу герменевтически и обратиться к древней ментальности.
   Возьмем сначала само ребро. Оно - часть скелета. Скелет же есть часть человека, неподвластная смерти и, значит, времени. Человек умирает, скелет остается и может, затем, обрасти новой плотью. Именно поэтому скелеты покойников очищали от плоти и хранили в домашних сокровищницах. К этим сокровищницам восходят и современные церковные и монастырские остуарии. Таким образом, кость - материал, использованный для изготовления жены, - отсылает к непреходящим составам, неподвластным времени.
   Но почему взято именно ребро, а не голень, например? чтобы понять, необходимо вернуться к понятию "сердца". Древние понимали под этим отнюдь не мышцу, перекачивающую кровь, но срединный сосуд - вместилище души. В скелете человека Сосуд этот как бы образуют ребра. Вместилище этого сосуда, сиречь "грудной клетки", и есть средина человека, или его "сердце".
   Вспомним, что своим первичным наполнением сосуд этот обязан тем же Элогим, которые вдунули свое Дыхание в слепленное ими тело. Вследствие чего имеем две жизненных субстанции в человеке - слюну Элогим и их дыхание. Их можно соотнести с позднейшим представлением о телесной душе, общей человеку и животным, и духе человеческом, соотносимом с дыханием богов.
  
   Таким образом составители Предания давали нам понять, что Ева взята из самой средины богоподобного Эводама; что она суть от сути его. Отнятие ребра означает, что при разделении Эводама (на Адама и Еву) делению подвергалось самое сердце человека, заключенное в полости, ограниченной ребрами.
   Образ клетки, ограниченной ребрами сам по себе отсылает к животному, запертому в этой клетке в течение жизни, и убегающему из нее в момент смерти. Это душа или дух, в нашей культуре изображаемая птицей-голубицей, а в героических сказаниях - жар-птицей, которую ищет поймать и посадить в клетку герой, каковой и становится героем через обретение жаркой пламенной души, жар-птицы.
  
  
   Остается последний вопрос: почему операция разделения двойцы на пару происходит во сне? Хирургическое предположение о наркозе не выдерживает критики. Если отнятие ребра есть лишь образ разделения сердца надвое, то сон совсем не причем.
   И в самом деле! Разъединение во сне есть лишь отрицание первоначального единства, которое должно смениться уже соединением разделенных половин. И относится это соединение-разъединение уже не к сотворению человека, а к его дальнейшему размножению. Дело в том, что человек не обладает творческой силой богов Элогим и не может поэтому создать собственное подобие. Разделенная пара должна вновь соединиться в изначальную двойцу Эводам, чтобы породить свое подобие. В соединении происходит зачатие, а затем временно восстановленная двойца вновь разделяется на пару - мужа и жену. Таким образом, в каждом зачатии вновь происходит процесс сотворения человека как богоподобия.
   Почему ночью? Это можем легко понять, если вспомним, что наше Предание относится не к солнечной, но - к лунной религии. Именно Луна являет на небосводе лик изначальной Двойцы Элогим.
   Свойство видимого лунного диска быть целым, а затем представать, сначала в виде леворогова, а затем праворогова полумесяца как раз и позволяет сделать Луну символом Двойцы - единой и, в то же время, разделенной в себе на две диалектически взаимодействующие половины. Таким образом, соединение и разъединение человеческой пары для сотворения нового человека происходит под надзором небесной божественной Двойцы Элогим. Неслучайно, поэтому, успех и неуспех зачатия связывали всегда с фазами Луны.
  
   P.S. В конце не лишне, может быть, отметить, что не следует путать изначальную Двойцу Элогим с богом Моисея Саваофом (Цебаот). Хотя божества эти присутствуют в едином Ветхом Завете и, в плане Священной Истории, отождествляются, - ради того, чтобы связно изложить эту историю, - на деле это разные боги, и принадлежат они разным преданиям.
   Если Элогим суть боги космические, ответственные за мироздание и человека в нем, то бог Моисея есть бог политический. Он дает власть. Моисей заключает с ним договор (собственно "завет") и властвует Его именем. В договоре, заключенном Моисеем, боги Элогим, сотворившие человека, находят место лишь в преамбуле. Завет заключается не с ними.
   Как помазанный царь, мессия, Иисус Христос коронуется этим богом - Саваофом. Как Сын божий он имеет небесного Отца. Тождественны ли Отец и помазавший его на царство иудейское Саваоф? Думается, - нет.
   Царство, которое Иисус имеет от Отца, это не иудейское царство. Это царство вселенское, космическое, вечное. И, в этом плане, Иисус ближе к космическим богам Элогим, нежели к Саваофу.
   Да поможет нам бог! Аминь!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"