Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Культура и Искусство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Культура - производное от слова "культ". Что такое культ? Это почитание и поклонение. Изначально Культура - это институальное поклонение богам и героям, и все, что сопряжено с таковым. Поэтому культура - неотъемлемая часть веры, или религии. Искусство (Арт), по смыслу слова, связано с артефактами. В профанном толковании Искусство есть Умение создавать искусственные вещи, артефакты. И тогда получается, что с Культурой - как она представлена выше - Искусство соединено только в Храме.


0x01 graphic

  

Культура и Искусство

  

I

  
   Культура - производное от слова "культ". Что такое культ? Это почитание и поклонение. Изначально Культура - это институальное поклонение богам и героям, и все, что сопряжено с таковым. Поэтому культура - неотъемлемая часть веры, или религии.
   Слово Рели?гия происходит от латинского religare -- воссоединять. Религия есть назначение Культа. В культе мы воссоединяемся с богами, восстанавливая связь с ними, избывая разлуку, случившуюся с нами в миру. Это значит, что в норме по дорогам жизни нам сопутствуют боги и гении. Именно они ведут нас, указывая путь. Но случается так, что  мы разлучаемся с ними. И тогда мы теряем дорогу, заблуждаемся. Именно поэтому о грешном человеке говорят как о заблудшем.
   Отсюда, важнейшую часть культуры, помимо религии, как воссоединения с богами, составляют правила поведения, которые нужно соблюдать, чтобы не разлучиться с богом. Это так называемый Закон Божий. Именно такие правила получил для своего народа от Иеговы пророк Моисей на горе Синай.
   В светском обществе такие правила стали называть "моралью"! Но слово "мораль" происходит от mores, сиречь НРАВЫ. То есть, нравы - это то, что нравится. Вопрос, кому? Светское сознание утверждает, что нравы суть то житейское обыкновение, которое нравится данному народу в данное время. Вспомним знаменитое: "О времена, о нравы!".
   На деле НРАВЫ, или МОРАЛЬ суть то, что нравится Богу. Если мы нравимся Богу, значит мы нравственны; если не нравимся, значит безнравственны.
   Чтобы не разлучиться с Богом на путях своих и не начать блуждать беспутно, нужно нравиться Ему. То есть, быть нравственным. А это значит не что иное, как соблюдать Закон Божий. А когда нарушил Закон и разлучился с Богом, тогда нужно прибегнуть к религии, или воссоединению. Для этого следует пойти в храм, в святилище; туда, где совершается Культ, или Поклонение Богу.
   Вот всё это вместе и называется КУЛЬТУРОЙ.
  

II

  
   Искусство (Арт), по смыслу слова, связано с артефактами. В профанном толковании Искусство есть Умение создавать искусственные вещи, артефакты. И тогда получается, что с Культурой - как она представлена выше - Искусство соединено только в Храме, как искусственно созижденном культовом пространстве. Вне культа, за пределами храма искусство - уже не культура; это ремесло.
   Искусство родилось вместе с Храмом. Знаменитые зодчие суть те, кто строили храмы. Скульпторы - те, кто ваяли статуи богов, гениев и героев. Художники изображали богов на плоскости. Драматурги ставили трагедии, бывшие культовым действом, или частью религии. Поэты сочиняли оды и гимны. Композиторы - культовую музыку.
   Таким образом, искусство явилось как составляющее культуры. Оно рождено в Храме, в качестве средства воссоединения с богами и гениями. Соединение с Гениями, или Родами, означает соединение со всеми рожденными, - без какового соединения нет общения, а значит и бытия.
   Созданные художниками артефакты образуют пространство храма, или культовое пространство, в котором совершается поклонение. Пространством, где другие художники создают формы экспрессии почтения к богам, становящиеся частью культа.
   Эти артефакты, или священные предметы и действа, не существуют сами по себе в самодостаточности формы как "прекрасные". Искусство, по определению Гегеля, "изображает истинное вообще, или идею, в форме чувственного существования. Без идей, которые они воплощают в образах, предметы искусства не существуют. Идеи исходят свыше, их приносят гении и ангелы, посланники богов. Красота предметов искусства вдохновлена богами, и выражает отношение к богам как совершенным. Своей красотой изображения богов и их деяний способствуют их почитанию и восхищают души поклонников на небеса. Где они и воссоединяются с Любимыми, с которыми неосторожно разлучились. Иными словами совершают Религию (= Воссоединение).
   Вот что такое ИСКУССТВО.
   И кто же, в таком случае, Художники? Разумеется, Ангелы, или Посланники Богов. Послание, несомое ими, заключено в Красоте. Изображая человека прекрасным, художники призывают нас быть достойными звания Человека как Сына Божия. Они говорят нам: ваше тело это не орудие, и не тело животного; оно есть зеркало души и духа. обращенное к ближнему для общения и соединения с ним; поэтому держите себя с достоинством!
   Вот кто такие ХУДОЖНИКИ.
  
  

III

  
   Теперь, когда религию определяют как "веру в сверхъестественное", - противопоставляя ее естествознанию, которое якобы не требует веры, поскольку предъявляет воспроизводимые опытные доказательства своих положений, - культ стал не нужен, поскольку никаких богов нет, и воссоединяться (religare) не с кем.
   Таким образом Культ, и вместе с ним Культура оказались на задворках цивилизации среди остатков неизжитого исторического прошлого; там, где властвует тьма суеверий, за отсутствием света позитивного знания.
   Чтобы отделить подлинную Культуру от всего, что теперь носит это имя, Культуре присвоили эпитет "традиционная", то есть сохраняющаяся по инерции, вопреки Прогрессу.
   Отсутствие культа как возможности воссоединения, или религии, означает, что люди пребывают в разлуке с богами. Отсутствие потребности в воссоединении (= религии) означает, что люди не сознают своего состояния разлуки с богами. Разлука же эта влечет за собой омертвление Дыхания, как отсутствие вдохновения; беспутство и заблудшесть в путешествии, именуемом жизнью. То есть, метания туда и сюда, опробование разных дорог, непрерывная смена ориентации, падение в ямы, застревание в зарослях, обманчивые миражи вместо целей, усталость, пустота, и отчаяние. Тщетные попытки самостоятельно без боговодительства найти дорогу в жизни и повести за собой людей и составляют ядро так называемой "культуры" без культа.
   Без культа, значит без поклонения и почитания; без иерархии. Тем самым всякое уважение кем-либо кого-либо лишается почвы. В результате возникает анархия. Отсутствие Старшего, которому хочу понравиться, приводит к тому, что я хочу нравиться самому себе и тем, с кем связан социальными отношениями. Такая гедонистическая и конъюнктурная нравственность по сути есть разврат. Подобная "бесКультура" есть культура Содома.
  
   А что же Искусство? Если зодчий не строит храмы, и скульптор не лепит изваяния богов, тогда что они делают, и зачем!? Вне религии искусство оказывается в положении бездомного и беспризорного сироты.
   Как известно, в Искусстве две составляющих: умение и вдохновение. Они не живут раздельно. Вдохновение приносит Гений, и Он же способствует приобретению умения.
   Гений есть олицетворение Рода. Все живое рождено Родами. И мертвое было рожденным, прежде чем умерло. Отсюда получаем понятие Природы как Рожденной. Латинское слово "Natura" и означает, собственно, "Рожденное". Отсюда, Природа является естественным местом Культа, или воссоединения с Родами (= Гениями). Именно поэтому в искусстве, как части культуры, столь большое место занимает изображение Природы. И такое изображение невозможно без присутствия Гения, поэтому живопись является средством воссоединения с Гениями, то есть культом.
   Вместе с культом уходит Вдохновение, приносимое Гением, и что остается? Голое умение, которое не имеет духовной пищи, и вынуждено побираться на помойках, питаясь объедками быта, бизнеса, политики и войны.
   Чем теперь искусство отличается от умения изготавливать вещи, или от ремесла? Только одним - ремесло утилитарно, а беспризорное искусство никчемно. Стараясь быть полезным, искусство активно вторгается в сферу ремесла. Так что граница между ними размыта. Различные умения и технологии теперь тоже относят к искусству.
  
   С другой стороны, оно замещает собой культуру, поскольку отсутствие водительства богов открывает для него новую нишу. Ведь теперь, без вождя, имярек сам должен изобретать цели, строить дороги, придумывать путешествия. Этот новый вид творчества, а именно: жизнетворчество и себя-строительство; замещает собой Культуру.
   Теперь культура - это система артефактов и умения их создавать; в центре которой умение и деятельность по созиданию своего персонального образа, или маски в маскараде общественного быта.
   Известные культурологи Крёбер и Парсонс определяют "культурный факт" как "факт, который творится". Такие теоретики, как Ингольд, рассматривают культуру на уровне "умений и воплощенных представлений".
   Так, например, Культура Земледелия из культа богов плодородия превратилась в набор технологических приемов обработки земли и ухода за растениями.
   Эволюционисты идут еще дальше и видят культуру в плане репродукции, как набор способов выживания, социально транслируемых и передаваемых в поколениях. Соответственно, они находят элементы культуры у животных.
   Так, приобретенное яванскими макаками умение мыть бататы перед едой, всерьез рассматривается как культурное явление, не отличающееся от таковых у человека.
   Мы не спорим, потому что понимаем культуру иначе: именно так, как это описано нами выше.
  
   P.S.
   Теперь, когда в рамках христианства мы все усыновились единому Отцу, через братство с Иисусом из Назарета, представляется неуместным говорить о богах, гениях и героях. Все эти персонажи переместились, благодаря этому, из сферы религиозной в сферу поэтическую. Культура как бы перестала быть локальной и стала универсальной. Но суть ее от этого не изменилась.
   Будьте детьми Единого Отца Небесного и ангелы Его будут служить вам! Соединяйтесь с Отцом в лице Сына Его Иисуса, и это будет ваша связь с Ним, или религия. Поддержание это связи и восстановление связи потерянной через посредничество Христа Иисуса, сущего на Небе, будет вашим культом, который и ляжет в основание Культуры.
   Мы ведь наблюдаем исторически этот процесс в Европе, когда культура поклонения богам, гениям и героям заместилась культурой поклонения Иисусу Христу. Соответственно, изменилось искусство, рожденное вдохновением этого поклонения.
   Беда, однако, в том, что не все могут жить на уровне христианского Универсализма. Неизбежно является новое язычество, которое, однако, не сознает себя таковым. Соответственно, ему не хватает культуры. Получается так, что неизвестно, каким чертям люди кланяются. Ведь культура вся формально светская!
   P.S. S.
   В свете изложенного выше понимания культуры представляются совершенно безнадежными попытки определить культуру как "совокупность признаков и содержаний", ставших общим достоянием группы через "трансмиссию" индивидуальных навыков и умений.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"