|
|
||
|
Святой Хуан де ла Крус (Иоанн Креста). Сочинения.
Перевод текста, опубликованного в Мадриде 27 июня 1960 года.
Хуан де ла Крус (Иоанн Креста)
Восхождение на гору Кармель
Оглавление............................................................................................3
Святой Иоанн де ла Крус Доктор Церкви Вселенской
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ КАРМЕЛЬ.
ОСНОВАНИЕ
СТРОФЫ
1. Ночью тёмной единою
Удрученьем любви вожжена
О, судьба счастливая!
Вышла никем не замечена
Уже в доме моём царит тишина
2. Во мраке и с забралом
Тайной лестницей и утаена
О, доля счастливая!
В темноте и уверена
Уже в доме моём царит тишина
3. Ночью счастливою, в тайне
Яко не видел никто меня
Я своей не видела длани
Без иного водителя и огня
Кроме в сердце рдевшего у меня
4. Будучи так ведомой
Чем света полудня вернее
Туда, где такой знакомый
Ждёт, чтобы шла скорее,
В месте, где нет явлений
5. О ночь, меня проводящая!
Ночь, что приветливей утра светила
О ночь, двоих единящая!
Ты любимого с любящей слила
В любимого любящую претворила!
6. На персях моих цветущих,
Чью целость для него одного хранила
Там оставался спящим
И я его ублажила
И свежесть кедров дуновение доносило
7. Зубца стены дуновенье
когда волосы его распустила
рукой своей ясной
в шею меня уязвило
и все чувства мои прекратила
8. Осталась так и забылась
Над любимым лицом склонилась
Все прекратилось и устранилось
Забота меня оставила
Среди лилий меня забыла.
ПРОЛОГ
КНИГА ПЕРВАЯ. (ДЕЯТЕЛЬНАЯ НОЧЬ ЧУВСТВ)
ГЛАВА 1
1. Ночью тёмной единою
Удрученьем любви вожжена
О, судьба счастливая!
Вышла никем не замечена
Уже в доме моём царит тишина
ОБЪЯСНЕНИЕ СТРОФЫ
Глава 2
Объясняющая, что такое "ночь тёмная", через которую душа прошла, как она говорит, чтобы дойти до единения. Рассказывает о её
причинах.
Ночью тёмной единою
ГЛАВА 3
Повествует о первой причине сей "ночи", то есть об избытии вожделений ко всем вещам. Изъясняет причину, отчего зовётся то
"ночью".
ГЛАВА 4
Доказывающая конечность прохождения души через "тёмную ночь чувств", которая есть умерщвление желаний, чтобы могла дойти до
единения с Богом.
ГЛАВА 5
Опираясь на авторитет священного Писания, уведомляет, в продолжение, что душа обязательно должна пройти через ночь умерщвления вожделений ко всем вещам, чтобы могла дойти до Бога
ГЛАВА 6
Говорит о двух главных вредах, которые вожделения причиняют душе. Первый из них, "лишающий" есть недопущение добра в душу, второй, "действительный" есть прямое вреждение.
ГЛАВА 7
Говорит о том, как вожделения мучают душу. В подтверждение приводит сравнения и доводы из св. Писания.
ГЛАВА 8
Говорит о том, как вожделения затемняют и ослепляют душу.
ГЛАВА 9
Говорит о том, как вожделения грязнят душу, В подтверждение приводятся сравнения и доводы из Св. Писания
ГЛАВА 10
Говорящая о том, каким способом вожделения охлаждают и ослабляют душу в добродетелях.
ГЛАВА 11
Уведомляющая, что душа, чтобы смочь дойти до единения с Богом, должна непременно избыть все, даже наименьшие желания.
ГЛАВА 12
Дающая ответ на другое вопрошание: каких вожделений достаточно, чтобы причинить душе упомянутые выше ущербы.
ГЛАВА 13
Говорит о способе соблюдения души, чтобы могла войти в ту "ночь чувств".
Чтобы дойти до вкушенья всего,
не хоти вкушать ничего ни в чём,
Чтобы дойти до имения всякого,
не хоти иметь ничего ни в чём.
Чтобы дойти до того, чтобы всем быть,
не хоти быть никем и нигде.
Чтобы дойти до познанья всего,
не хоти узнавать ничего ни в чем.
Чтобы дойти до того, к чему не имеешь пристрастия,
должен идти через то, к чему не имеешь пристрастия.
Чтобы дойти до того, чего не узнаешь,
должен идти чрез то, чего не познаешь.
Чтобы дойти до того, чего не имеешь,
должен идти чрез то, чего не имеешь.
Чтобы дойти до того, что ты не есть,
должен идти через то, что ты не есть.
Когда задержишься на чем-либо,
перестаёшь стремиться ко всему.
Ибо, чтобы дойти целиком до всего,
должен запрячь себя целиком во всё.
А когда дойдёшь до владения всем,
должен им владеть, не хотя ничего.
Так как если хочешь иметь что-либо во всём,
не имеешь в Боге твоего чистого имения.
ГЛАВА 14
Разъясняющая второй стих строфы:
"Удрученьем любви возжжена"
"Удрученьем любви возжжена",
ГЛАВА 15
В которой разъясняются остальные стихи сказанной песни
О, судьба счастливая! Вышла никем не замечена.
Уже в доме моём была тишина.
КОНЕЦ КНИГИ ПЕРВОЙ
КНИГА ВТОРАЯ
Ночь деятельная духа
Уразумение
ПЕСНЯ ВТОРАЯ
ГЛАВА 1
Во мраке и с забралом
Тайной лестницей и утаена
О, доля счастливая!
В темноте и уверена
Уже в доме моём царит тишина
ГЛАВА 2
Начинает объяснять эту вторую часть или причину "ночи", которая есть вера. - Подтверждает двумя доводами, что она
темнее, чем части первая и третья.
ГЛАВА 3
Каким образом вера является для души "тёмной ночью". - Обосновывает это доводами, примерами и образами Св. Писания.
ГЛАВА 4
Повествует в общем, что душа, насколько то от неё зависит, должна пребывать в темноте, чтобы вера могла наверняка проводить её к
высшему созерцанию.
ГЛАВА 5
Объясняющая, что такое единение с Богом. - Приводится сравнение.
ГЛАВА 6
Объясняющая, как три теологических добродетели усовершают три области души и как устраивают мрак и пустоту в этих
областях.
ГЛАВА 7
Рассуждающая о том, как узка дорога, ведущая в жизнь вечную. Кто, стало быть, желает ею идти, должен быть обнажён и освобождён ото всего. - Начинающая разговор об обнажении разума.
ГЛАВА 8
Показывающая в общем, что никакое творение,
и никакое понятие разумное не может служить непосредственным орудием единенияс Богом.
ГЛАВА 9
Каким образом вера является для разума ближайшим и подходящим средством, через которое душа может дойти до единения с
Богом в любви. Что подтверждается цитатами и образами
св. Писания.
ГЛАВА 10
Показывает различия между понятиями и познаниями, - всеми, которые доступны разуму.
ГЛАВА 11
О препятствиях и трудностях, которые могут вытекать из схватываний чувственных, получаемых сверхъестественно, когда они
оказывают себя, как телесные внешние чувства. Как душа должна от них предохраняться.
ГЛАВА 12
Повествует о естественных схватываниях воображения. - Объясняет их и доказывает, что не могут они быть адекватным средством для единения с Богом. Рассказывает, какой получается вред, если
душа не отказывается от них.
ГЛАВА 13
Указывает знаки, которые должен заметить в себе человек духовный, чтобы мог узнать, когда должен оставить размышление и разумное понимание и прийти к состоянию созерцания.
ГЛАВА 14
Обосновывает потребность в тех трёх знаках и указывает на их неотменимость, для продвижения души вперёд.
ГЛАВА 15
Объясняющая, что при вхождении в общее созерцательное познание, продвигающиеся должны ещё не раз воспользоваться
естественным мышлением и деятельностью
естественных чувств.
ГЛАВА 16
Говорит о схватываниях воображения, появляющихся в фантазии путём сверхъестественным. Указывает, что могут они служить душе ближайшим средством единения с Богом.
ГЛАВА 17
Разъясняющая цель и способ поведения Бога в уделении душе благ духовных посредством чувств. Отвечающая на сомнение, которое в
связи с этим появилось.
ГЛАВА 18
Трактующая об ущербе, который некоторые мастера духа могут причинить душе, из-за того, что не ведут её добром в том, что
касается помянутых видений; и также говорящая, как они, несмотря
происхождение от Бога, могут вводить её в обман
ГЛАВА 19
В которой провозглашается и доказывается как, несмотря на то, что видения и изречения, причастные Богу, суть подлинные, мы можем
обманываться относительно них,- сие доказывается авторитетом священного писания.
Что до вещей, о которых говорим, то, хотя видения и речения Бога суть подлинны и всегда верны, не всегда они таковы для нас. Во-первых, из-за нашего повреждённого способа их познавания, и, во-вторых, потому что причины, их порождающие, всякий раз различны. Каковые два основания нашего утверждения мы и апробируем согласно авторитету св. Писания.
ГЛАВА 20
В которой доказывается с помощью авторитета Писания, как изречения и слова Бога, хотя всегда суть правдивы, не всегда суть точны о собственных своих причинах.
ГЛАВА 21
В которой разъясняется, как, хотя Бог отвечает на то, о чём Его просим иной раз, Ему не нравится, что мы используем такой способ обнаружения истины. И выясняется, как, хотя снисходит и отвечает, во многих случаях досадует.
ГЛАВА 22
В которой возбуждается сомнение, почему не дозволяется отсель, в Законе Благодати, вопрошать Бога сверхъестественным образом,
как то было в Законе Ветхом. Обосновывается сие авторитетом св. Павла
ГЛАВА 23
В которой начинается трактовка постижений ума, которые очищены для духовного пути. - Говорит о том, каковы суть
эти вещи.
ГЛАВА 24
В которой трактуется тот образ действия, который характерен для духовных сверхъестественных видений.
ГЛАВА 25
В которой обсуждаются откровения. Говорит о том, что они суть и полагает одно различение.
ГЛАВА 26
В которой обсуждаются интеллигенции истин, обнажённых в разумении, и говорится, каковы они суть в двух видах, и как душа
должна располагаться относительно них.
ГЛАВА 27
В коей обсуждается второй род откровений, который есть обнаружение тайн /и таинств/ оккультных. - Трактует способ, каким
они могут служить единению с Богом, и каким репятствовать,
и как бес может в этой части ввести во многое заблуждение.
ГЛАВА 28
В которой обсуждаются речения /внутренние/, которые сверхъестественным образом могут приключаться духу.
- Говорит, каким образом сие бывает.
ГЛАВА 29
В которой трактуется первый род слов, которые
формулирует иной раз дух, собранныйв себе.
Говорится о причине таковых и о пользе и вреде,
кои могут в них заключаться.
ГЛАВА 30
В которой обсуждаются слова внутренние, которые формально сотворяются в духе путём сверхъестественным. - Сообщает о
вреде, который может быть причинён, и о необходимой предосторожности, чтобы не быть в них обманутыми.
ГЛАВА 31
В которой обсуждаются слова субстанциальные, которые внутренне
сотворяются духу. - Говорится об отличии их от формальных, о пользе, которую в них имеем, и о смирении и уважении, которые душа
должна испытывать к ним.
ГЛАВА 32
В которой обсуждаются схватывания, которые воспринимает разумение чувств внутренних, кои сверхъестественно приключаются душе. - Говорит о причине таковых и о том, каким способом должна обретать их душа, чтобы не иметь в них препятствий на пути единения с Богом.
КНИГА ТРЕТЬЯ (НОЧЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХА) [ПРОДОЛЖЕНИЕ. - ПАМЯТЬ И ВОЛЯ]
В которой обсуждается Ночь деятельности памяти и воли. - Даётся наука о том, как должна вести себя душа в отношении этих двух потенций, чтобы идти к своему единству с Богом, согласно названным потенциям, в совершенной надежде и милосердии.
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
В которой обсуждаются естественные схватывания памяти и говорится, как дРлжно освобождаться от них, для того, чтобы душа
могла соединиться с Богом в части этой потенции.
ГЛАВА 3
В которой говорится о трёх видах ущербов, кои принимает душа, не затемнённая в части понятий и рассуждений памяти. -
Обсуждается здесь пример.
ГЛАВА 4
Трактующая о втором вреде, что может прийти к душе со стороны беса, путём схватываний естественных памяти
ГЛАВА 5
Третий вред, который преследует душу на пути естественных различённых понятий памяти.
ГЛАВА 6
О дивидендах, которые получает душа от забывания и опустошения ото всех размышлений и понятий, которые естественно
способна иметь благодаря памяти.
ГЛАВА 7
В которой трактуется второй род схватываний памяти, кои суть понятия и фантазии сверхъестественные.
ГЛАВА 8
О вредах, кои понятия сверхъестественные могут сотворить душе, если она размышляет над ними. - Говорит о том, сколько их.
ГЛАВА 9
Второй род вреда, заключающийся в риске впасть в самооценку и тщетное чванство
ГЛАВА 10
О третьем вреде, который может воспоследовать душе от беса посредством схватываний воображаемых памяти.
ГЛАВА 11
Четвёртый вред, последующий душе от схватываний различённых сверхъестественных памяти, который препятствует единению
ГЛАВА 12
Пятый вред, который может воспоследовать душе в формах и схватываниях воображаемых сверхъестественных, в коих заключены суждения о Боге низкие и несоответственные.
ГЛАВА 13
О пользах, которые обретает душа в отделении от схватываний воображения; и отвечает на определённое возражение, и
изъясняет одно различие между схватываниями естественными и
сверхъестественными.
ГЛАВА 14
В которой обсуждаются понятия духовные, поскольку могут западать в память
ГЛАВА 15
В которой духовному сообщается общий образ правления собой в том, что относится до этого чувства.
ГЛАВА 16
В которой начинается обсуждение "ночи тёмной" воли. - Предлагается подразделение аффектов воли.
ГЛАВА 17
В которой начинается обсуждение первого аффекта воли.- Говорит о тою, что такое радость, и проводит различение вещей,
которым воля способна радоваться.
ГЛАВА 18
В которой обсуждается радость касательно благ преходящих. -Говорится, как следует выпрямлять радование о них по Богу.
ГЛАВА 19
О вредах, которые могут воспоследовать душе, радующейся благам преходящим.
ГЛАВА 20
О преимуществах, которые воспоследуют душе в отстранении её от веселий, приносимых вещами преходящими.
ГЛАВА 21
В которой обсуждается, каким образом тщета есть полагать радость воли во благах естественных, и как следует через их
направлять себя к Богу.
ГЛАВА 22
О вредах, которые последуют душе, полагающей радость воли во благах природных
ГЛАВА 23
О выгодах, которые получает душа не полагающая радости своей во благах естественных
ГЛАВА 24
радости.
ГЛАВА 25
Трактующая вреды, которые принимает душа
в желании полагать радость воли во благах
чувственных
ГЛАВА 26
О выгодах духовных и преходящих которые вытекают для души из отрицания радости, сопряжённой с вещами чувственными.
ГЛАВА 27
В которой начинается толкование четвёртого рода благ, которые суть блага моральные. Говорит, каковы они бывают и каким образом
законно сопрягается с ними радость воли.
ГЛАВА 28
О семи вредах, в которые можно впасть, полагая радость воли во благах моральных
ГЛАВА 29
О выгодах, которые последуют душе за отделением от радования о благах моральных
ГЛАВА 30
В которой начинается обсуждение пятого рода благ, в которых может радоваться воля, и которые суть сверхъестественны. - Говорит
каковы они, и как различаются духовными, и как должно направлять радость о них Богу.
ГЛАВА 31
О вредах, кои последуют душе за полаганием радости в сём роде благ
ГЛАВА 32
О двух выгодах, которые приобретают в отрицании радости по поводу даров сверхъестественных
ГЛАВА 33
В которой начинается обсуждение шестого рода благ, которым может радоваться воля. - /Говорит о том, каковы они, и производит
первое подразделение их/
ГЛАВА 34
О благах духовных, которые различимо могут выпадать разуму и памяти. - Гласит, как должна вести себя воля относительно
радости о них
ГЛАВА 35
О благах духовных сладостных, которые различимо могут выпадать воле. - Говорит о том, скольких видов они бывают
ГДАВА 36
В которой продолжается об образах и говорится о невежестве, которое относительно них имеется у некоторых личностей.
ГЛАВА 37
О том, как направлять к Богу радость воли с помощью изображаемых предметов; способом, который не приводит к ошибкам /и не создаёт
препятствий/
ГЛАВА 38
Которая продолжает обсуждение благих
поводов. - Говорит о красноречии и местах,
предназначенных для молитвы
ГЛАВА 39
О том, как следует использовать красноречие и храмы, направляя дух к Богу [посредством их]
ГЛАВА 40
В которой обсуждается направление духа к внутреннему сосредоточению, согласно сказанному
ГЛАВА 41
О некоторых вредах, в которые впадают те, кто отдаются удовольствию чувственному от вещей и мест благочестивых сказанным
способом
ГЛАВА 42
О трёх различиях мест молитвенных, и как надлежит вести себя воле относительно их. Нахожу три вида мест, посредством которых
подвизает Бог волю к благочестию.
ГЛАВА 43
В которой трактуются другие поводы для молитвы, которые используют многие. - Каковые [поводы] суть многие изменения в
обрядах
ГЛАВА 44
О том, как должно направлять к Богу радость и силу воли посредством благочестия
ГЛАВА 45
В которой обсуждается второй род благ различимых, в которых может тщетно радоваться воля
Конец трактата.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"