Аннотация: От восстания Кавада до начала покорения гор (97-200гг н.э.)
Ранняя Кхшатра (100 лет от Великого Восстания)
предыстория:
295 г до н.э.
Из 140 персов, выживших в Эльпидии, большинство было ремесленниками, но было и 12 офицеров, среди них и Мардоний (35 лет), избранный в герусию. Мардоний старался лавировать между земляками и "братьями по оружию". Следует отметить, что он привез с собой, кроме сына еще и племянника, сына покойной сестры. Последнего звали Камбиз и он был отдаленным потомком персидских царей. В последствии род, пошедший от Камбиза сыграл свою непростую и во многом трагическую роль в истории Эльпидии.
200 г. до н.э.
Добытчики полезных ископаемых, металлов в районе за Рио-Негро на юге, в заливе Амфитриты (Сан-Матиас) нашли железную руду. Туда устремляются взгляды персидских ремесленников. Вскоре там основывается мелкое поселение из 45 персов: кузнецов и пастухов и 12 илотов. Позже из него вырастит город Митреумгарда.
100 г. до н.э.
Начинается освоение Пампы, ибо персидскую знать начинают вытеснять из плодородного Междуречья на север. Там интенсивно начинает развиваться скотоводство: кони, овцы, козы, ламы. Вассалятся в пастухи племена охотников керанди (по которым вся область пампы получила имя Керандия). Последние не возражают, ибо это еда и защита и товары. Среди пампасов водятся мустанги - туда сбежала часть лошадей.
Религиозные представления - культ эллинистического толка, персидские и финикийские боги, а также некоторые божества индейцев получают греческие аналоги. Изначально греко-македонцев в этой колонии меньшинство - 210 из 290, к религии у многих из них отношение достаточно индифферентное (наслушались софистов в юности). Распространяется поклонение Митре, учитывая, что воины Александра не забывали, проходя по новой земле прихватить с собой и ее богов, тем более Митру - бога воинов, а поскольку он сын верховного бога и связан с Солнцем, то происходит слияние с Аполлоном. Появляются тайные мистерии: открыто зовем Аполлоном, а среди своих - Митра. Успехом пользуются богини плодородия: Афродита/Анахита и Великая Мать Кибела/Деметра.
Начало нашей эры.
Один из лидеров персов - Кавад, дальний потомок Камбиза, персидский аристократ, имеющий родственные связи со многими евпатридами, но осознающий себя именно как перса, получает земли на дальнем юге и завязывает отношения с племенами патагонцев вокруг Рио-Негро. Он берет в жены двух дочерей вождя племени Цонек (Теуэльче - отличавшееся высоким, сравнительно с другими ростом - в среднем 1.80 м.). Племя получает коней, металлические стрелы и пасет его скот.
35 г. н.э. Сын Кавада Митридат с помощью союзных цонеков покоряет соседние племена в пампе и Патагонии и повторяет фокус с дочерьми - племянницами вождей (их дети по законам индейцев имеют право на власть в племени). Племена в восторге. Благодаря растущему богатству он получает должность наместника Митреумгарды - колонии персидских кузнецов за Рио-Негро.
75 г. н.э Сын Митридата Кавад наследует верховную власть над большим союзом племен и получает должность сатрапа Дальней Керандии - земель за Рио Колорадо, по факту и так принадлежащих ему. Несмотря на кажущуюся огромность это была самая незаселенная (по причине удаленности от центра и меньшей плодородности) часть Эльпидии. Постепенно стали накапливаться проблемы с центром. Там считали подчиненных антиподов илотами и требовали соответствующих налогов. Кавад считал их подданными и столько платить не хотел. Пока центр не знал точной численности племен можно было тянуть и выкручиваться, но бесконечно это продолжаться не могло, да и противно. А жизнь в пампе с индейцами напомнили ему, что долг истинного перса - уметь (и учить детей) скакать на коне, стрелять из лука и говорить правду (о последнем ему неоднократно напоминали и ревизоры).
Конец 1 века н.э.
Население Эльпидии 300 тыс.свободных и 100 тыс илотов и вассалов в пампе. Среди последних наметился особенно быстрый рост (природа, свежий воздух, присоединение целыми племенами) их число достигало уже 30 тыс., а значит 5 тыс. воинов, выросших на коне и с луком. Примерно такой же была численность воинов-гетайров из благородных. Однако около трети этих воинов были потомки персов, чувствовавших, как лучшие земли, рабы, женщины достаются другим и копивших недовольство.
Великое Восстание
97 г. н.э. В это время информация о числе антиподов у Кавада дошла до верха. О богатстве Кавада, его амбициях, разговорах о царской крови старых, настоящих царей, персидском сепаратизме, уже и раньше велись разговоры. Был послан ревизор с предложением заплатить налоги и спать спокойно. На такое Кавад пойти не хотел. Попытка договориться успеха не имела - ревизор предложил поделиться людьми (в Междуречье оставалось множество свободных земель и лишние илоты ему не помешали бы). В результате ревизора больше не увидели, а Кавад начал готовиться к войне. Помчались гонцы к другим персидским вожакам на юге и западе, эмиссары в столицу с тайными митраистскими знаками и сигналом готовиться к неожиданностям. Доставались дедовские доспехи и ковались новые, изготавливались наконечники копей и стрел, кузни Рио-Негро работали день и ночь, подтягивались племена пастухов со стадами для прокорма в дальнем походе.
22 июня на восходе Солнца на горе Оёли у Митреумгарды были принесены в жертву Митре, вновь победившему тьму, козел и лама. Сразу после этого 4 индейских вождя (братья и дети Кавада) и 4 главы присоединившихся персидских кланов были провозглашены царями 8 сторон света, а сам Кавад - Царем Царей, Шахиншахом. В полдень войско двинулось в поход через Пампу, с ходу форсируя мелкие реки и обрастая по пути пополнениями прямо на столицу, давно привыкшую к миру и беззащитную. Басилевс, узнав о мятеже, приказал начать сбор войск, но основные силы были в междуречье и на северном побережье, флот частью в море (10 кораблей ушло за рабами), частью в других городах, частью занимался подвозом в столицу очередного урожая, часть басилевс сам отправил на другой берег Параны для перевозки собирающихся сил.
В Дельфинополе между тем началсь резня. Потомков персов, в основном купцов, грабили и убивали разъяренные и перепуганные горожане...
Когда Кавад подошел к столице, с ним было 3 тысячи керандийских конных лучников, 1500 лучников персов и 800 катафрактов, а у басилея было только 500 гетайров-аргироспидов и прячущиеся горожане. Кавад ворвался в город ранним утром, и первый удар был по дворцу. Исход был предрешен, тем более, что поднялась часть городской бедноты, надеясь выиграть от перемен. В городе начался хаос и кровавая вакханалия. Персы мстили за недавний погром, бедные мстили богатым, туземцы резали всех белых без штанов (в тунике - значит не перс, значит враг), исключая насилуемых женщин. Царское семейство погибло почти полностью. Двух дочерей Басилевса (12 и 17 лет) удалось спасти и они стали новыми женами шахиншаха и его сына и наследника Митраферна. Двое младших сыновей бежали.
98 г н.э.
Гражданская война в Эльпидии только набирала обороты, слишком мала оказалась поддержка у Кавада в Дельфинополе, где большая часть населения успела эллинизироваться, к тому же много персов погибло при погроме, когда в столице узнали о бунте. Все Междуречье, почти вся знать остались против него. Ни греко-македонцы, ни пунийцы не хотели признавать персидского выскочку, не имеющего ни одного корабля, друга туземцев, к тому же наведшего на город разорение и свирепых антиподов.
Пусть сначала силы были раздроблены, но флот колоний остался на их стороне, они спокойно могли собирать силы на той стороне Параны, где Каваду их не достать, и одновременно готовить восстание в столице, полной греков и пунийцев. В итоге совместного удара флота и восстания в городе Кавад вынужден был оставить столицу и отступить на юг в пампу меж Рио-Колорадо и Параной. Греко-македонская знать стала готовиться к походу на юг, планируя отправить часть сил на кораблях к Амфитритии, чтобы объединившись с южанами ударить с тыла по Митреумгарде и подорвать базу восстания, после чего взять Кавада в клещи. В итоге, преследуемый превосходящими силами, теряя людей от стычек и дезертирства Кавад вынужден был отступать в засушливую Пампу по северному берегу Рио Колорадо, пока обмелевшая река не закрылась для флота, а конница Гетайров не начала страдать от бескормицы в сменивших пампу горах. Эльпидцы вынуждены были вернуться, но на выходе из горной долины было поставлено укрепление Буона Потамон (река в горах). Положение Кавада оставалось сложным. С оставшимися силами надежды выиграть у него не было. Ему надо было решать, что делать дальше...
Основание нового царства
Кавад 1 (41-107гг)
99 г н.э. Кавад оторвался от преследующих эльпидцев горными проходами на запад, потом на севнр, в район Мендоса. С Кавадом ушла 1 тыс воинов (500 керандийцев, 200 катафрактов и 300 персов не из знати).
Там он наткнулся на СХ племена Уарне - земледельцы (уже 2000лет), их довольно много, пусть 25 тыс. Он легко подчиняет их, обещая все блага цивилизации и правый суд.
Ансильта (культура) - одна из первых культур, где существовало примитивное сельское хозяйство на территории современной Аргентины, где в настоящее время расположены Мендоса, Сан-Хуан и Сан-Луис. Удивительная и загадочная культура Ансильта существовала дольше, чем какая-либо иная культура Аргентины - более 2000 лет, начиная с примерно 1800 г. до н. э. и по начало 6 в. н. э. Вероятно, данная культура является предком народов уарпе.
Так была создана Кхшатра - Царство Небес (в горах), справедливости(Правды), железа (владыка стихии металла). Также Кавад провозглашает культ Митры, как земного воплощения Ахуры. Чтобы обеспечить свое войско, он выделяет 2 сословия: мирных работников и воинов, и первые платят на содержание вторых.
Разбитый гетайрами Кавад сильно умерил аппетиты и просто сманивает к себе недовольных (в основном ремесленников и недобитых индейцев из пампы), пользуясь хаосом и многовластием в Эльпидии. Постепенно с востока потянулись семьи, родня, беглецы, в том числе до 10 тыс керандийцев (часть из 30тыс погибла, часть пленена, часть покорилась). Хотя из 300 тыс свободных эльпидцев около 1/3 потомки персов, но многие успели ассимилироваться, часть перебита в погромах и войне. К Каваду удается бежать около 5 тыс. человек, в основном ремесленники и семьи знати.
Он развивает в Андах добычу руды и кузнечное дело. В первую очередь - вооружение, но и инструменты местным тоже (за прокорм и доп. припасы и строительство крепостей на границе). Укрепляет мораль и боевой дух войск походами на север, подчиняя районы Сан-Хуана и Сан-Луиса.
Начиная восстание Кавад был достаточно крепок духом, чтобы решиться, и телом, чтобы скакать с войском по пампе, переправляясь через реки с конем (припасы на бурдюках). Но неудача и тяжелый путь через горы и врагов не могли не вымотать его. Поэтому войско в походы водит уже его наследник Митраферн.
В итоге складывается пат. Эльпидцы недостаточно сильны и едины, чтобы разбить Кавада в горах, одновременно удерживая столицу, Междуречье и Керандию. Кавад слабее, разгромлен и не в силах претендовать на Эльпидию.
107г. Кавад умирает, передав трон сыну Митраферну
шах Митраферн (59-132гг), сын Кавада
107г. В Кхшатре 5 тыс. персов, 10 тыс керандийцев и 25 тыс. уарнов, итого 40 тыс.
Кхшатрийское царство продолжает укрепляться, распространяются новые СХ культуры, завезенные с востока, растет разработка руды и насыщение хозяйства инструментами. Пастухи осваивают горные долины Ла Риоха. Идет быстрый рост населения за счет улучшения способов хозяйства и притока поселенцев с востока (достали набеги туземцев).
Построен город Ханадан в долине Мендоса и 2 крепости в верховьях рек Квинто - Ниса и Саладо - Зередж, для прикрытия со стороны Эльпидии.
Царство растет от бассейна верховий Рио Саладо(южной) к северу в сторону верховий Рио Саладо(северной) и отделено от Эльпидии горным хребтом и болотами нижнего течения Рио-Саладо(сев). Дальше на северо-восток идут полупустыни Гран-Чако, переходящие в леса и болота на восток, куда нормальные люди не сунутся.
На юге в пампе взаимные набеги друг на друга.
Шах Тиридат (101-172гг), сын Митраферна и внук Деметрия.
132г На запад и север в горы ведется разведка (каждый десятник мечтает стать сатрапом новой области). Обнарудены проходы в Чили, но они нелегки для крупный армий. Дошли уже до провинции Жужуй (там тоже обнаружены поселения земледельцев и ж/руды).
159 г Большой набег на юг к древнему Митреумгарду и священной горе Оёли отбит Амфитритцами благодаря неожиданной помощи с моря, от посейдонцев.
Шах Куруш (125-181), сын Тиридата
В Кхшатре на западе пришлая конная скотоводческая знать контролирует мелкие земледельческие народцы через подавляющую военную мощь и доступ к железу, найденному в Андах. Шахиншах ставит над племенами верных себе людей из ушедших с ним керандийцев и персов в качестве царьков. Царьки с дружинами пасут скот, охраняют границы и приходят на зов Царя царей для совместных походов. Земледельцы снабжают их продовольствием. Кузнецов и месторождения Шахиншах сохраняет за собой как средство контроля за знатью. Также он берет под свою опеку перебегающих к нему из Эльпидии. В основном это говорящие по арамейски потомки персов и сирийцев, мастера и торговцы, хотя есть и земледельцы. Всех их Царь селит в городах, составляющих его домен. Знать, чтобы усилиться, должна участвовать в походах, получая земли из завоеванного. Отсюда бережное отношение к населению - это их будущие подданные. При этом Царь старается не наделять знать землей одним куском во избежание сепаратизма. Отсюда следующий этап феодализации - царек вассал должен назначить из своей дружины управляющих над удаленными владениями, а управляющим - дружины, которые будут там кормиться.
Администрация: над каждым народцем (областью), над каждым городом ставятся судьи (суфеты). Внутри общин - свои старейшины.
Виштаспа (132-195) брат Куруша, умершего бездетным
вдоль Анд покорены еще несколько земледельческих культур:
1) Кондоруаси. Возникла около 200 года до н. э. на территории современной провинции Катамарка. Представители культуры занимались выпасом ламы, сельское хозяйство играло лишь вспомогательную роль.
2) Культура Сьенага (1-600гг).
3) Культура Тафи.
4)Культура Ла-Канделария: существовала в период 200-1000 гг. н. э. на центральной и южной андской территории провинции Сальта, а также в центре и на севере провинции Тукуман.
5) Культура Аламито: существовала в период с 400 года до н. э. по 650 г. н. э. в провинции Катамарка. Испытала значительное влияние культуры Кондоруаси.
6) Культура Лас-Мерседес: существовала в период с 400 года до н.э по 700 год н. э. на возвышенностях Сумампа и Гуасайян в провинции Сантьяго-дель-Эстеро.
7) Культура Сан-Франциско: существовала в период с 600 года до н. э. по начало новой эры на восточных долинах Жужуя.
Они моложе культуры Уарпе, но в совокупности дадут еще 50 тыс.
По мере распространения железа повышается производительность и создается перспектива для роста населения.
Шах Спитридат, сын Виштаспы (151-235г.)
Вскоре после смерти старого шаха, воспользовавшись тем, что наследник далеко на севере, из Фешабура, в верховьях Рио-Куарто двинулась в набег южная армия Кхшатры под водительством сатрапа юго-востока одного из младших братьев старого шаха Кавуса.
Эльпидцы не знали, что в верховьях реки живут кхшатры, и поплатились за беспечность. Город Ареофойис был взят и разграблен.
196 г Ниарх, сын Алкида, сына Александра сына Кавада (но прадедушку вспоминать очень не любит) объединил наконец силы Эльпидии и ударил с 2 сторон одновременно. От междуречья сам, и взял Фешабур, казнив не успевшего сбежать сатрапа, потом пошел вдоль предгорий на юго-запад, до р.Рио-Саладо, где и встретился со второй армией (южане, керандийцы и союзные посейдонцы), грабящей округу. Беженцы собираются в стоящий на берегу Зередж. Армия блокирует город, керандийцы грабят окрестности. Но гонцы к шаху уже посланы.
Кхшатра привыкла ожидать опасности с юга, поэтому удар с востока оказался неожиданным, в результате город Фешабур был потерян. Но геройская оборона Зереджа помогла шаху собрать силы и прийти вовремя.
Битва окончилась нерешительно (каждый говорил, что победил он) Потери шаха были больше, но войско смогло отступить в город (прорвать блокаду), что делало дальнейшую осаду бессмысленной. Кроме этого, Спитридат и Ниарх чувствовали себя неловко, воюя с родичем, как и керандийцы, воюющие на обоих сторонах и вынужденные убивать братьев.
В итоге заключили мир: Граница Кхшатры проходит по восточному хребту от Ла-Фальды к Мерседес, за который Кхшатрийцы не ходят. На юге границей стала линия от Санта-Исабель на Рио-Саладо до болот Реалико, от них на север до Мерседес, где Кхшатрийцы поставили новую пограничную крепость Задракарту (см карту в предыдущем посте).
Установив между собой границы, обе державы готовы были начать освободившимися силами экспансию по другим направлениям.
200г В Кхшатре около 100тыс туземцев земледельцев (считая Уарпе), 25 тыс. пастухов - керандийцев (3000 легкоконных), 25 тыс персов(многоженство, ассимиляция керандийцев и иммиграция) - горожан (хотя многие из них тоже пашут, но много ремесленников и есть кузнецы) и дружинников (800 доспешных и 800 бездоспешных).
Итого 150 тыс человек.