Ниделя Александр Константинович : другие произведения.

11#08. Письма из желтого дома (главы)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Роман - размышление о связи двух миров реального и трансперсонального.

Главы из романа "Письма из желтого дома"

(выборочно)

љ Ниделя Александр, 2011 г.

4.31.7. Что делать, когда вера расходится с арифметикой

"Чужая глупость могла бы быть удобной, не будь она еще и заразительной."

- Завет "плодитесь и размножайтесь" уходит своим корнями в седую старину, когда всего было вдоволь, да и человеку было нужно совсем не так уж много. Но сейчас народонаселение земли совсем уже не то что было в те времена, когда писались эти, без иронии радующие душу, строки, было бы рациональным переосмыслить их содержание. Это факт, земля с тех самых пор не стала больше, а ее экология уже трещит по швам от потребностей чрезвычайно успешного биологического вида. Я понимаю, что говорю банальности, но почему-то мало кто рассматривает свою жизнь через призму этого незамысловатого знания.

- Согласен банально, но почему-то всегда звучит свежо и словно бы вновь, - вкрадчиво вклинился с замечанием Ангел в белом, - но смею предупредить вас, уважаемый Алексей Павлович, нам, ангелам, как никому другому на этом свете ваши рассуждения не по сердцу. И вы знаете почему! - ангел подождал ответа Алексея и, не дождавшись, его продолжил, - чем больше людей, тем мы влиятельнее и сильнее, мало того, вы все - наша плоть! Тем не менее, то, о чем вы начали говорить, нас очень беспокоит, и мы не сторонники принимать все на веру. Мы прекрасно понимаем, что все наши попытки "подрасти" лишь растрачивают ресурсы, безнадежно превращая дорогое для нас тело в кровь и тлен. Поэтому мы с нетерпением ждем продолжения ваших размышлений. Нам очень важно разобраться в причинах этого несчастья, - очень расположено закончил Ангел в белом.

- Одна из самых очевидных причин - это многократное увеличение народонаселения земли, при только увеличивающихся его запросах и затратах уже самого Общества. Большая часть людей в отношениях с Обществом ведут себя неразумно, не утруждая себя размышлениями о том: а по средствам ли они живут, и о том, на что и как будут жить их дети и внуки... Собственно, это можно понять - людей учат доверять, доверяться, бездоказательно верить, что, конечно, же не склоняет их ни к разумности, ни к осторожности, и уж, тем более, к ответственности.

- Очень интересно, Алексей Павлович, вы не поясните ваше отношение к феномену веры? - оживился Ангел в черном, - мне, кажется, или вы ревнитель знания?

- Я не стану касаться всех ее аспектов, и думаю, вера органически связана с неопытным детством, которое естественным рефлексом делегирует ответственное мышление взрослым людям, что, замечу, рационально. Это может показаться странным, но с приходом цивилизации значение веры лишь только возрастало. Парадокса не получится, если принять тот факт, что человек уже давно распрощался с иллюзией охватить своим персональным пониманием все Общество. Волей не волей, но именно вера и отнюдь не только в сверхъестественное, стала склеивать между собой думающих и очень ответственных людей в их рациональных делах, распределяя необъятные знания между специалистами, позволяя им доверять друг другу. Это давало возможность растущему Обществу оставаться целостным. Вот еще одна сакральная причина потребности Общества в инфантилизме: оно лекарство от гордыни рационализма и связанного с ним хаоса профанации. Кажется, удивительным, но без механизма веры оказалось невозможным в современных условиях поддерживать рациональность, в котором именно вера стала опорой для объективности в зыбком эфире человеческой психики. Даже те, кто занимаются исключительно ответственными вещами, должны уметь поддерживать в себе рациональный баланс объективного восприятия и веры, - и Алексей замолчал, погрузившись в задумчивость.

- И, что, это все? - чуть наигранно, почти возмутился Ангел в черном, - да вы, Алексей Павлович, всю веру к рациональному свели?

- Нет, конечно. Просто, мысль потерял, - и Алексей вырвался из захватившей его задумчивости.

В это время за ним с улыбкой наблюдал Ангел в белом.

- Короче говоря, вера - это механизм, адаптирующий психику человека к социальной природе, а конкретнее - к решению коллективных задач и распределению функций. Все, что создала природа, исключительно рационально. Вопрос в том, а не подменяем ли мы истинную функцию предмета веры? Можно любить оружие, а можно им пользоваться. Задачи совершенно разные, но объект один, как, впрочем, и результаты окажутся не одинаковыми.

- Убедили, - довольный результатом своей пикировки, Ангел в черном дал понять, что можно продолжить.

- В статический модели все выглядит, на удивление, благополучно, а на практике мы видим всю ту же болезнь роста Общества. Чтобы склеивать его тело, нужно все больше и больше веры, в то время как его тело становится исключительно технологически оснащенным, но этой темы была мною освещена.

- Да, но лишь довольно поверхностно и она заслуживает отдельной встречи. - заметил Ангел в белом.

- Но я продолжу, техническая оснащенность общества, его неимоверно возросший обмен веществ требуют к себе очень рационального отношения. Под давлением меры самосохранения системный маятник "вера - рациональное" качнулся в сторону примата рационального. Но произошло это в исключительно противоестественных условиях огромного общества это закономерно привело к обратному результату социально-культурной диссоциации. Возникает вопрос: а почему старый механизм баланса между верой и рациональным дал сбой? Потому что все должно изменяться и хотя бы периодически реформироваться, а человеческая природа инертна и не любит перемен, и особенно тех, кто их с собой несет. Даже в науке...

- Алексей Павлович! Пожалуйста, вернемся к заданной теме, - теряя терпение, остановил Алексея Ангел в белом, - я тоже люблю науку и даже готов ради нее испортить своим визитом еще одну вашу ночь. Но не сейчас.

- Лично я, как эксперт, в своей профессиональной теме не могу позволить себе веры, понимая, во что она может превратит мою ментальность, но вынужден допускать ее в соприкосновении с иными научными областями. Это своего рода дисциплина реакции на реальность. Но даже в них я должен доверять проверяя. Человечеству необходимо определить ограничения использования инструмента веры и рационального, найти новый протокол их отношений, в котором вера должна терпимее относится к разуму отдавая ему должное, иначе она опасна оружием массового поражения в руках фанатиков, а рациональное должно определить неопасные пределы веры в своих владениях. Нет ничего тлетворнее, чем попрание доказательности авторитарностью, уже поработившей науку. Это порождает глупость и ограниченность, а они не те средства, которые смогут сдерживать бурно растущее и усложняющееся Общество, уже потенциально опасное для всех, как ядерный реактор, если за ним не следить. Система отношений веры и рационального должна стать пластичнее и толерантнее друг к другу. При тесных взаимоотношениях веры и рационального, они должны всегда сохранять четкую функциональную разделительную грань, чтобы вера не пыталась подменить собой знание и рациональное! Парадокс мы живем в просвещенный век, где все стало наоборот: ученые мыслят как эзотерики, а эзотерики используют язык науки.

- Вы находите это вредным? - со скрытым смыслом задал вопрос Ангел в белом, пристально глядя в глаза Алексею, - скажу больше, мы знаем прецеденты, когда наука превращалась в веру!

- Вы хотите сказать, что это то, что позволяет создать новое необходимое качество?

- Думайте, как хотите, но иногда путь к истине оказывается короче, если идти тропинкой дикого абсурда и сумасшествия! Именно они порождают чистейшие образчики рациональности и светлой мысли, пока их не оприходует ваш высокий рационализм. Почему вы так консервативны, почему уверены, что наука невозможна в иных формах. Почему нужно обязательно взывать к рациональному, которого, как вы утверждаете, осталось и так не много, а не просто поставить всех перед фактом. И потом, вы не знаете всех свойств веры, например, это именно она толкает человека в неизведанное делать открытия. Их отношения намного более сложнее, чем вы думаете. Но я считаю, нам не стоит сегодня браться за тему науки.

- И все таки я закончу свою мысль, в ответ на вызывающую ограниченность некоторых ученых, вся остальная масса людей естественным образом понижает общую рамку рационального настолько, что обесценивает себя этим для Общества. - на что Алексей получил согласие от Ангела в белом кивком головы. - А низшая самоорганизующаяся ипостась Общества, будучи слепой и исключительно могущественной системой, не получив своего, не станет, страдая гуманизмом, проводить адресную воспитательно-просветительную работу, а пошлет разбираться с этой проблемой хорошо знакомую Эволюцию - инструмент той же природы, что и самоорганизующееся Общество. Деятельность Эволюции, на очень коротком временном историческом промежутке, мало чем отличается от работы палача - ликвидатора. Так стоит ли так рисковать.

- Хорошо, а как вы относитесь к вере в сверхъестественное? - чуть провоцирующе перехватил Алексея Ангел в черном, опередив с вопросом своего брата, и тот, не возражая, уступил ему.

- Вера, в отношениях человека с эгрегорами, такой же инструмент обеспечения приоритетности в их общем владении человеческим телом. Никто не объясняет, почему Бог так непримирим с самоубийцами. Он совладеет телом, а кому понравится, что кто-то лишает его части собственного тела. В остальном, конечно же, человек не может равняться с вами по знаниям и способности влиять на реальность. И я это говорю не от имени веры, а от рационального знания, пусть даже крохотной части вашего бытия. Я был, по непонятным для меня причинам, посвящен кем-то из вас в вашу реальность. Вы не стали закрывать мне глаза на свою жизнь в нашем с вами мире, как закрывали их остальным, окружавшим меня, людям, причем делали это настолько легко, что я не питаю иллюзии о некоей своей особенности, которая позволяет мне, вопреки вашей воле, видеть вас. Ее нет, есть лишь, непонятный мне, ваш или чей-то интерес в этом. Я не оговорился, вы делите этот реальный мир с нами. Наши тела такие же ваши тела, и это нужно признать как факт. Благодаря вашим демонстрациям, я навсегда излечился от человеческой гордыни индивидуализма, убедившись в том, что мы в своем сознании всегда останемся относительно вас детьми. Мы не можем быть равными вам: мы сущности разного порядка. Я хорошо помню, как получил от вас символическое предупреждение не заходить за границу человеческих владений. Конечно, я догадываюсь, что это был лишь жест, указывающий на свободу выбора, который, наверное, на самом деле, вами не предполагался. Конечно, кажется, испугайся я, и вы оставили бы меня в покое. И я тут же забыл бы про вас, как это происходит со многими из тех, кто не раз сталкивался с вами в своей жизни. Но я не без оснований думаю, что мое поведение и реакция тогда были под полным контролем с вашей стороны. Наверное я должен был вам это сказать если вы пришли за правдой.

Ангелы внимательно и чуть настороженно слушали, скорее всего отражая настрой самого Алексея.

- Именно столкнувшись с вашей реальностью и поведением, нередко исключительно доброжелательным и полезным, постепенно понимая масштабы ваших задач и их нечеловеческую сложность и ответственность, я на годы оказался в депрессии, переоценивая свое место в этом мире. Когда видишь, как вы владеете каждым сантиметром плотной и не только реальности с искусством глазного хирурга и акробата одновременно. А какие вы делаете удивительные по тонкости смысловые подсказки, заготавливая их в своих тайниках на многие годы вперед, никого не подпуская к ним, даже если они лежат у всех на виду или напоминаете о чем-то забытом. Что после этого замысловатые предсказания Нострадамуса! А как вы находите в чужой стране помощника, владеющего твоим языком и заставляете его позабыв о своих интересах, помогать нужному вам человеку. Понимая, что ты крохотная песчинка внутри этого величия, невольно проникаешься уважением к вам. Потом с трудом приходится справлялся с ощущением, что невозможно скрыть от вас ни мысли, ни чувства, ни поступки. Даже привыкнув к вашему присутствию, обнаженность перед вами не дает покоя. Мы, люди, видимо, нуждаемся в одиночестве и непроницаемости нашего личного пространства. И вот тогда я, в прошлом убежденный атеист, признававший лишь язык фактов и рационального, удовлетворенный вами в своей запредельной любознательности, понял, что такое вера. Это для нас, людей, очень комфортная форма сосуществования с вами в одном материальном пространстве и времени. Вы закрываете нам глаза на себя, хотя вы буквально вокруг нас и живете вместе с нами, и вас трудно не заметить, потому что, увидев вас, нам уже не обрести душевного покоя, путаясь в "голосах" из вашего мира, не всегда в силах их разобрать, и понять с кем ты общаешься в данный момент времени. Мы будем привязываться к вам, ностальгически ожидая знака вашего внимания. Мы, люди, так уж мы устроены, и будем забывать, что вы исключительно заняты и не можете отвлекаться на этот естественно человеческий интерес к вам миллиардов людей. А потому, если вы перестали скрываться, это может означать только одно - серьезную потребность в нас, а это огромная ответственность, от которой, имея опыт общения с вами, сжимается сердце. Вера - это прекрасная, не слишком обременяющая нас, людей, форма общения с вами, ни сколько не умаляющая при этом вашей реальности, и, наверное, это лучшее, что можно было придумать вне деловых отношений с вами! Хотя нужно признать, что и в делах вы отлично обходитесь режимом инкогнито. Так как вы не одни по ту сторону разделительной полосы, и ваш мир населяют множества иных сущностей, то находясь в эмоциональном возбуждении или под влиянием сильных желаний, мы можем терять ваш контроль над собой в пользу других локальных сущностей, о чем нам, людям, необходимо помнить и прислушиваться к вашим сигналам стараясь верно интерпретировать их. Но как раз это самое слабое место в общении с вами. Одно можно сказать определенно сильные эмоции и желания мешают общению с вами. Резюмирую, я не вижу никакого глубокого противоречия между верой и реальностью. Я думаю, я ответил на поставленный вопрос.

Оба ангела с пристальным интересом наблюдали за Алексеем. И Алексей решил, что ждать от них реакции в таком вопросе было бы не этично, и он продолжил.

- Землю можно уподобить гостинице, стоимость метра в которой по законам рынка увеличивается пропорционально ее населенности - спроса. Но и это далеко не все, буквально за последние века человечество обзавелось чрезвычайно сложной и дорогой технической инфраструктурой. Она исключительно ресурсо и энергоемка, эти не очевидные для обычного человека затраты также делятся между людьми. Правильнее было бы сказать появляется конкурирующая с человеком за место под солнцем, очень производительная и дорогая техническая инфраструктура Общества. Несмотря на ее неодушевленность она так же занимает место и требует ресурсов с энергоносителями. Замечу некоторые устройства даже иногда несмотря на свои размеры несут в себе стоимость которую не могут за жизнь создать и несколько человек. Чтобы конкурировать с ними человек оправдать, должен быть очень производительным.

- Интересно, вот с этого момента подробнее, пожалуйста, - акцентировал свое внимание Ангел в черном.

- Если когда-то давно человек пользовался в основном своей мышечной силой и силой скота, которой было нужно много, также человек был необходим и для войн, что, собственно, и оправдывало недавно упоминавшийся завет. То сейчас, за небольшим исключением, это все делают неодушевленные механизмы, извлекая свою силу из энергоносителей. Поэтому доля мышечного труда сокращается как шагреневая кожа, даже война и та стала все меньше нуждаться в человеке, а ценность самого человека все больше смешается в область умственного труда. И когда человек держит в руке устройство по цене, сравнимой с продуктами питания на неделю. Он находится в огромной иллюзии, что цена его простецкого сотового телефона примерно равна реальной его стоимости, включающей в себя все затраты на его создание и транспортировку, рекламу и продажу, напротив она совершенно не соответствует его реальной стоимости, будучи многократно уменьшенной, просто потому чтобы сделать его доступным всем, сделав таким образом организм Общества быстрее и эффективнее. То есть, цена этих, необходимых Обществу, вещей дотационная. Этот невидимый гуманный кредит также входит в стоимость номера в гостинице "Земля", который человек получает от Общества отчасти по социальной уравниловке. При том, что человек обходится Природе все дороже и дороже, его становится на земле все больше и больше. Раньше, пока не был достигнут ресурсный предел, если был человек, то под него находилась работа. После преодоления ресурсного предела стратегия принципиально сменилась. Есть лимитированное число рабочих мест и ресурсов, в которые должны уместиться имеющиеся люди. Я понимаю, что то, что я говорю, может выглядеть как фашизм, "нарыв" кастовой идеологии, пусть называют эту горькую правду как угодно, это только правда, которую придется принять как предупреждение, чтобы не платить за безумные иллюзии человеческими жизнями и ресурсами.

Оба ангела пристально смотрели на Алексея, изумленно и с неоднозначным отношением к услышанному ими.

- Социальное уравнивание и одновременно великое благо, и то, что порождает в людях социальную безответственность, потакая их к социально-культивируемой деменции. Немалая часть людей, пользуясь этими возможностями, даже не понимают, во сколько все эти услуги обходятся Обществу и природе. Мы проживаем в "Золотой век" глупой безответственности. Когда-нибудь будущие поколения, зажатые тисками экологически-сырьевых лишений и нужды, глядя на нашу жизнь через кино и литературу, будут ненавидеть нас за нашу расточительность и презирать за нежелание думать о их судьбе, тех, кому мы намереваемся оставить исковерканную и опустошенную планету.

В то время как Ангел в белом раза два уже порывался вырвать Алексея из лекторского азарта и вернуть его к забытой ими теме, но почему-то не находил к этому сил, его брат, расположив подбородок на сложенных руках, с интересом слушал Алексея.

- Неразумное отношение к своему бытию не дает им понять, что они и их потомство очень дорого обходятся планете, нередко экономически даже не окупая своего существования. И когда женщина, не выходя из многочисленных декретных отпусков, рожает одного ребенка за другим, удерживая этим за горло свое семейное счастье, разумеется, не задумываясь о будущей социальной рентабельности своего многочисленного потомства. И ей при этом хватает, не знаю чего, или наглости, или неразумности, просить помощи у Общества в ее дальнейшей репродукции. И Общество, чтобы удовлетворить ее пусть даже искренний порыв безрассудного материнства, должно собрать помощь из налогов тех, кто всю жизнь отдает тому, чтобы стать профессионалом и тем сделать жизнь многих людей лучше, забывая при этом про собственную репродукцию. Что это - неуклюжее несовершенство резервных систем Общества или несправедливость, когда профессионал кормит и дает кров тем, кто также по привычке будет рожать в расширенном режиме и также обирать уже его единственного ребенка, если, конечно, ему дадут родиться и выжить. Я понимаю, что у любой системы должен быть резерв, даже культуральный, но где та грань, что не оскорбит того, кто забывает о своем насущном ради интересов других людей. Где рационализм, когда эти подросшие "заклепки" с семейного судна их безоглядной мамаши, за ненадобностью Обществу, будут выброшены, как на свалку, в какую-нибудь горячую точку, уничтожать друг друга. А историки и политики постфактум засвидетельствуют ничью в этом, с их точки зрения, странном военном конфликте?! И, что, это рационально или по-божески?! Я понимаю, что это мои эмоции, но то, что происходит, это абсолютнейшая неразумность и социальная безответственность. Почему такое происходит, почему люди совершенно не задумываются о рациональности своих поступков? А эта наглая мамаша не слепая и догадывается о том, какая огромная сила стоит на ее стороне, когда она, не стесняясь, огромной аудитории, просит помочь ей жильем, за чужой счет. Она знает, что та сила что за ней стоит, голову свернет каждому, кто даже только косо глянет на нее. При этом она не достаточно умна, чтобы понять, что она своей материнской алчностью будит другое лихо, которое объявит войну, но уже всему нормальному материнству. Пусть на его стороне нет могущественной женской магии, но нужна ли она тому, у кого есть ручная наука с оборотнем медицины и социальные институты!

- Вот ведь, Алексей Павлович, как же все запутанно получается, - посетовал Ангел в белом.

В это время Ангел в черном о чем-то сосредоточенно думал, кажется, забыв о присутствующих.

- Будем надеяться, наступят времена, когда человек, вырвавшись за пределы земли и осваивая новые необъятные пространства, забудет про это мучительное ограничение его естества!

Казалось бы, лишенная полезности фраза вырвала из задумчивости Ангела в черном, и он, еще находясь в рассеянной прострации, задал вопрос.

- И это все аспекты данной темы?

- Нет! Я вернусь к генеалогии. Хотя и существуют определенное социальное неравенство, но генеалогия в отличии от генетики не дает устойчивого положения роду подарившего ему особый социальный статус. Так как ни талант, ни гений не наследуются генеалогически, будучи слишком сложными для этого вида наследственности. Именно стремление удержать за собой довольно зыбкую нишу подталкивают подменять знания верой. Но увы вера брошенная туда где может быть только знание превращается в социальную эпидемию социально обусловленной деменции. Об опасности чего для Общества я уже упоминал.

- Все, все и еще раз все! - требовательно и нетерпеливо, но не зло обратился к Алексею Ангел в белом, - Алексей Павлович, мы не можем утопать в этих частностях, хотя, если быть честным перед собой, они необходимы. Но прошу вас вернуться к основной теме.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"