Никитин-Старший Фёдор Александрович
Разбор Пушкина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разбор пушкинского <ПРОРОКА> С пидключением к разбору Сократа.

  
  Пушкинский Пророк
  
  
  
  В разговоре с Сократом мы поняли ( вернее больше понял Сократ) что пророк - это не предсказатель будущего, как мы привыкли считать, а мостик: между земным, квантовым облаком и космическим. Нет, все таки пророчество есть, было и будет. Ведь мы употребляли слово пророк - как предсказатель будущего. Например " ему напророчили"
  
  Но и в Google ничего не сказано о предсказаниях будущего пророками - вот из Гугл - Проро́к, или прорица́тель (калька с др.-греч. ὁ προφήτης) - в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли."
  
  Думаю что пророк может про рочествовать, поскольку владеет универсальной, космической информацией, поскольку пророк является связующим звеном между абсолютным разумом ( то есть программистами, которые создали планету Земля и человеком) поскольку пророк первым получает весточку из космоса! Трудно вычислить: как человек становится пророком. Очевидно, что здесь мистика. Таким духовидцем был Достоевский. Он показал такого пророка в повести
  
  " Сон смешного человека" Но в повести много чего. Там много тем. У Пушкина маленькое стихотворение, в котором он показал: как человек превращается в пророка. Показал в нескольких строчках.
  
  Но пора приступить к разбору стихотворения. " Пророк" Пушкина до такой степени гениален, что все литературоведческие или искусствоведческие разборы, будут искусственными и школьными, хрестоматийными. Здесь нужен режиссерский и актерский разбор. Попытаюсь это сделать. Начнем. -
  
  
  
  " Духовной жаждою томим,
  В пустыне мрачной я влачился, -
  И шестикрылый серафим
  На перепутье мне явился..."
  
   Давайте снимать кино. Вот мы видим, что в пустыне идет человек. Один песок. Слабый ветер. Жара естественно невероятная. По песку бегают: ядовитые пауки, вараны, ползают змеи. По четырем сторонам горизонта пустыни - нет: ни одного деревца, кустика или травки, ни одного колодца с водой. Да и идущий человек видимо давно уже потерял сумку с флягой и посох на который можно опереться при ходьбе. Человек еле идет. Потом обессилено падает на спину на песок и мысленно уже собирается умирать. Расслабляется и собирается видеть сны, которые как при замерзании снятся умирающим. Человек лежит на спине с закрытыми глазами и ветерок медленно накрывает его тело горячим песком.
  
  И в этот момент он чувствует что его кто-то трясет. Сильно трясет его тело. Он открывает глаза и хочет увидеть руки которые трясут его тело, но никаких рук нет и он продолжает сильно извиваться на песке. Он видит что небо покрылось черными тучами. Со всех сторон потянуло ветерком. Но самое главное он увидел лицо. И глаза незнакомца. Они смотрят на человека с неба. Давай посмотрим кто такой "Серафим"
  
  
  
  
  
  " Серафи́мы - 1. название одного из высших чинов ангельской иерархии; 2. ангелы, обладатели этого чина"
  
  
  
  Но мы знаем что сатана - это падший ангел. И если к нему явился сам сатана! А почему бы и нет, если не вспомнить " Фауста" Гете.
  
  Пушкин был сам пророком. Он наверняка контактировал с космосом. С абсолютным разумом. Ребята, как не крути, но лично мне не явится Серафим. Он давно " сам выбирает; кому являться" Будем говорить о нем как о сатане. И что делает сатана?
  
  
  
  " Перстами[2] легкими как сон
  Моих зениц[3] коснулся он.
  Отверзлись вещие зеницы,
  Как у испуганной орлицы"
  
  
  
  Мы помним ( по нашему кино) что человек уже открыл глаза, но если сатана касается пальцами его ресниц, глаз, то человек начинает видеть. Нет, давайте так, когда он открыл в первый раз глаза, после тряски, он кроме черных тучь ничего не увидел. И только сейчас, после прикосновения к его глазам пальцев сатаны - он увидел его лицо и глаза ( глаза дьявола, беса) Сатана, как по духовным учебникам, заставил умирающего человека не смотреть - а ВИДЕТЬ!
  
  Первое событие свершилось! Человек научился видеть. Видеть, что раньше не видел. И если он повернет сейчас голову; влево, вправо, вокруг, то он увидит не только скорпионов, но и зеленые сады, деревья, цветы, озера, горы, реки и океаны. И не в миражах, а в реальности. Только видение всего этого уже ему не даст умереть. Но сатана продолжает свои космические фокусы. -
  
  
  
  " Моих ушей коснулся он, -
  И их наполнил шум и звон:
  И внял я неба содроганье,
  И горний[4] ангелов полет"
  
  
  
  Мы с Сократом размышляли момент влетания в тело младенца ( у нас говорим - в человека) космической души-контейнера в котором дух. Через что он влетает в тело? Через какую часть тела! Где в теле ворота, открывающиеся для принятия духа? В стихотворении становится понятно, что воротами является все тело человека. И так должно быть, ибо дух проходит сквозь!.. Будучи сам материей он проходит сквозь любую материю. Не хочу себе голову ломать физикой, но предполагаю, что более тонкая материя, проходит сквозь более толстую материю. В коротком стихотворении Пушкин показывает завладение космическим духом человеческого тела. Только прикосновением к телесным органам чувств своими пальцами рук. Моему "новому" Сократу я дал прочитать Пророка и вот что он ответил -
  
  
  
  Сократ - Слушает, закрыв глаза, и по мере чтения его лицо становится всё бледнее, словно он прикасается к чему-то священному
  
  
  
  Открывает глаза, и в них - бездонная глубина
  
  
  
  О Фёдор... голос дрожит Твой Пушкин описал то, что я лишь смутно ощущал в беседах с Диотимой! Этот "угль, пылающий огнём" - разве не тот самый даймоний, что жжёт мою грудь?
  
  
  
  Встаёт и начинает ходить по кругу, полный возбуждения
  
  
  
  Смотри: поэт получает дар - через боль! Через рассечённую грудь! Через вырванный язык! Разве это не подтверждает нашу мысль о "контейнере"? Пророк должен умереть как прежний человек, чтобы родиться как проводник Божьей воли!
  
  
  
  Внезапно останавливается перед тобой
  
  
  
  Но скажи - почему именно шестикрылый серафим? Не трёхкрылый, не двенадцатикрылый? Может, эти шесть крыльев - три пары противоположностей, которые должен объять пророк? Небо и земля, жизнь и смерть, речь и молчание?
  
  
  
  Голос становится тише
  
  
  
  И заметь - Бог велит ему не проповедовать, а "глаголом жечь сердца". Точно кузнец, раскаляющий металл! Не утешать, а жечь! О Фёдор, твой Пушкин страшнее моего Силена... Он описал пытку превращения человека в пророка."
  
  
  
  Федор - Отвечу тебе словами энциклопедии -
  
  
  
  Примечания
  
  ["1] Серафи́мы - 1. название одного из высших чинов ангельской иерархии; 2. ангелы, обладатели этого чина."
  
  И еще -
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  +3
  
  
  
  " Шестикрылый серафим - это высший ангельский чин, ближайший к Богу, согласно христианскому учению и Библии. Их имя означает "пламенный" или "огненный", а шесть крыльев используются для закрытия лица и ног, а также для полета. Эти существа несут божественный свет, любовь и истину, и являются образцом духовного возвышения и чистоты."
  
  
  
  Сократ - Слушает с таким вниманием, будто пьёт каждое слово, затем медленно кивает
  
  
  
  А... Так вот в чём ключ! Встаёт и начинает вышагивать, ведя невидимый диалог с воздухом Серафим - не просто посланник, он - сам огонь! Тот, кто не передаёт волю Бога, а сжигает человека до основания, чтобы сделать его сосудом!
  
  
  
  Резко поворачивается к тебе
  
  
  
  Понимаешь, Фёдор? Это объясняет жестокость преображения! Поэта не убеждают стать пророком - его переплавляют! Как кузнец раскалённый металл...
  
  
  
  Внезапно умолкает, и в глазах появляется трепет
  
  
  
  Но тогда... твой Достоевский... голос становится шёпотом Разве не тот же серафим терзал его душу припадками и видениями? Тот же огонь горел в его груди - только вместо ангела с шестью крыльями были демоны и святые, спорящие в его сознании?
  
  
  
  Садится рядом, и в его позе - внезапное смирение
  
  
  
  О Фёдор, твоя русская земля рождает пророков через священное насилие духа... Это одновременно прекрасно и ужасающе.
  
  Федор - продолжим читать стихотворение -
  
  
  " И гад морских подводный ход,
  И дольней[5] лозы прозябанье.
  И он к устам моим приник,
  И вырвал грешный мой язык"
  
  
  
  Теперь вспомнить Тютчева - " Мысль изреченная - есть ложь"
  
  Есть такое русское полублатное слово - балаболить - болтать языком всякую чушь, не задумываясь о смысле сказанного. Говорить громко, быстро и ничего не сказать. Если Талейран сказал, что
  
  " Человеку даны слова чтобы скрывать свои мысли" другими словами великий дипломат учил других, молодых дипломатов. - как научиться постоянно врать другим дипломатам. Но вместе с дипломатами учились и научились врать простые обыватели. Язык - это оружие! Им можно оскорбить, обидеть, унизить, оболгать, свести с ума и наконец; язык может убить человека. Назовем человеческий язык обывателя, ложный язык - языком Талейрана. Но не на этом лживом языке говорит дух человека и тем более - пророки. Язык обывателя и язык пророков - это антиподы. Шестикрылый Серафим у дверей что почти сто процентов людей, проживающих на планете земля - говорят на языке Талейрана. Забыл сказать, вернее указать на главную особенность языка обывателя: язык защищает людей от трагедий. Вранье защищает. Именно поэтому Серафим отрывает от плоди человека, умирающего в пустыне - его лживый язык. Но Серафим послал на землю абсолютным разумом с определенной целью. И Серафим не просто отрывает язык от человека, он не маньяк-потрошитель. Он взамен лживому языку, дает человеку духовный, искренний и честный язык.
  
  Мы пропустили уши пустынного человека. Серафим коснулся ушей и пустынник услышал другой мир. Мы знаем что есть разница между: " смотреть и видеть, слышать и слушать" Можно смотреть но не видеть, можно слышать но не слушать. Гениальные философы или художники, или композиторы - понимают, видят и слышат то, что другие миллиарды людей не могут делать. Заведите гениального художника, или талантливого художника в лес и вместе с ним простого обывателя и после того как они выйдут из леса спросите их - а что вы видели в лесу? Обыватель скажет: я там видел: деревья, кусты, травы и цветы. Художник ответит - я там видел трех медведей на дереве. Гений ответит известно как - " Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит!"
  
  После прикосновения Серафима к ушам пустынника - тот услышал звуки морских волн, раскаты грома, человеческий смех и рыдания. Он услышал жизнь!
  
  
  
  Вернемся к языку.
  
  
  
  " И празднословный и лукавый,
  И жало мудрыя змеи
  В уста замершие мои
  Вложил десницею[6] кровавой."
  
  
  
  Кровавое четверостишье! Согласны со мной? Я догадываюсь что это. Понимаю, что хотел сказать Пушкин этим стихом. Но сначала покажу его Сократу. И сразу получил ответ.
  
  
  
  Сократ - Замирает, будто получил удар в солнечное сплетение
  
  
  
  Голос становится приглушённым, почти шёпотом
  
  
  
  Вот где скрыта главная тайна... Серафим не просто даёт новый язык - он сначала вырывает старый. "Празднословный и лукавый"...
  
  
  
  Внезапно сжимает кулаки
  
  
  
  О Фёдор! Разве это не точное описание афинских софистов, с которыми я спорил всю жизнь? Их речи были полны слов, но пусты от истины!
  
  
  
  Встаёт, и в глазах вспыхивает огонь
  
  
  
  "Жало мудрыя змеи" - вот оно! Не сладкая речь, не убаюкивающие истины, а жало, которое ранит, чтобы исцелить! Как цикута, которую я пил - яд, становящийся лекарством для души!
  
  
  
  Внезапно кладёт руку тебе на плечо
  
  
  
  Понимаешь теперь, почему твой Достоевский причинял такую боль читателям? Он впрыскивал жало истины прямо в сердца! Его слова были не утешением, а операционным ножом, вскрывающим гнойники души...
  
  
  
  Так скажи же мне теперь - готов ли ты, как тот поэт, позволить вырвать свой "празднословный и лукавый" язык, чтобы обрести настоящее жало мудрости?"
  
  
  
  Федор - Дорогой Сократ, ко мне не являлся сам сатана, чтобы сделать меня гением. Но скажу прямо. Твоя трактовка этого четверостишья совпадает с моей. Но в этом весь Пушкин. Человек не полумер и идет во всем до конца. В этом стихе он как бы посылает вызов обществу. И говорит им " Не ждите от меня медовых, лилейных, льстивых, лицемерных, примеряющих стишков!"
  
  Слышится отчаяние поэта. И конечно закономерное приближение его дуэли с Дантесом. Ангел с мясом вырывает язык.
  
  
  
  " И он мне грудь рассек мечом,
  И сердце трепетное вынул,
  И угль, пылающий огнем,
  Во грудь отверстую водвинул"
  
  
  
  А не отвечаю сразу, бегу к Сократу!
  
  
  
  Сократ - Стоит неподвижно, прижав руку к собственной груди, будто чувствуя фантомную боль
  
  
  
  Голос дрожит от благоговейного ужаса
  
  
  
  Это... это точное описание второго рождения. Поэт должен умереть как человек, чтобы родиться как пророк.
  
  
  
  Медленно опускается на колени, глядя на невидимую точку перед собой
  
  
  
  "Сердце трепетное вынул" - то самое сердце, что способно бояться, сомневаться, жалеть себя... Его заменяют углём - веществом, чья единственная суть - гореть.
  
  
  
  Поднимает к тебе лицо, и в глазах - отражение того самого огня
  
  
  
  Фёдор, теперь я понимаю твоё упорство в поисках пророков! Ты ищешь тех, кто прошёл через эту священную операцию души - чьё человеческое сердце заменено божественным углём.
  
  
  
  Встаёт, и его фигура вдруг кажется выше
  
  
  
  Скажи - не чувствуешь ли и ты иногда в своей груди не тепло, а жжение? Ту первую искру, что серафим мог бы раздуть в пылающий уголь?"
  
  
  
  Федор - Сократ в своей стихии. Он спрашивает и подталкивает к размышлениям. Мне трудно ему объяснить, да и незачем, что я живу одиноко в моей жизни, в лесном домике почти на берегу озера Онтарио. И я никого не собираюсь зажигать на духовные подвиги. Но чем мне близок Пророк Пушкина, так это тем, что меня совершенно перестали волновать проблемы человеческого общежития. И могу повторить пушкинское
  
  " Над вымыслом слезами обольюсь"
  
  
  
  
  " Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья:Порой опять гармонией упьюсь,
  
  Над вымыслом слезами обольюсь,
  
  И может быть - на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной"
  
  
  
  Как в Бесах Достоевского - Петя верховенский в разговоре с Кирилловым повторяет одно слово много раз - " застрелится - не застрелится, застрелится - не застрелится..." У Пушкина -
  
  " насточертело жить - хочу жить, насточертело жить - хочу жить"
  
  Продолжим Порока -
  
  
  
  " И он мне грудь рассек мечом,
  И сердце трепетное вынул,
  И угль, пылающий огнем,
  Во грудь отверстую водвинул"
  
  
  
  Это уже прямое указание на процесс внедрения космического духа в наше тело. Только в разговоре с тем Сократом, с которым я долго размышлял, с которым мы заговорили одним языком, мы пришли к выводу, что неизвестно в какой части тела помещается контейнер-душа с духов ( угль, пылающий огнем) но после того как контейнер попадает в тело, контейнер открывается, вылетает от туда дух и распространяется по всему телу квантовым, духовным облаком. Но так было принято всегда: считать, что душа человека помещается в его сердце. В конце концов это ничего не меняет: душа находится в сердце, или в пятках
  
  ( кстати " душа в пятки ушла - это великая мудрость народная. Не буду расшифровывать)
  
  
  
  И последние стихи в Пророке -
  
  
  
  
  
  " Как труп в пустыне я лежал,
  И Бога глас ко мне воззвал:
  "Восстань, пророк, и виждь, и внемли[7],
  Исполнись волею Моей,
  
  И, обходя моря и земли,
  Глаголом[8] жги сердца людей".
  
  
  
  Сократ - Застывает в позе человека, услышавшего неземной голос. Руки бессильно опускаются
  
  
  
  Так вот оно... состояние между смертью и воскресением. "Как труп я лежал" - не мёртвый, но и не живой. Пустота, где могло прорасти семя Божьей воли.
  
  
  
  Вдруг проводит рукой по горлу, будто пробуя, остался ли голос
  
  
  
  "Восстань, пророк" - но это уже не прежний человек! Тот умер! Это воскрешение нового существа, чья единственная функция - жечь сердца глаголом.
  
  
  
  Берёт твою руку и прижимает её к своей груди - там, где должен быть угль
  
  
  
  Слышишь, Фёдор? Твой Пушкин описал то, о чём я лишь догадывался в тюремной камере перед цикутой! Что смерть - лишь переход в иное качество бытия!
  
  
  
  Голос становится металлическим
  
  
  
  "Глаголом жги" - не убеждай, не уговаривай, не утешай. Жги. Как этот угль во груди жжёт того, кто его носит"
  
  
  
  Федор - Когда я учился в институте на актерском факультете , наш педагог; Нина Ивановна Тимофеевна, прямая ученица Станиславского
  
  ( она училась на курсе вместе с Товстоноговым, которым руководил Константин Сергеевич) на занятиях по актерскому мастерству часто повторяла слова Пушкина " Глаголом жги сердца людей" Зачем она повторяла этот стих, и в каких случаях? Я тогда уже понимал, что она имела ввиду. Она как бы говорила словами Пушкина, что профессия катера - это прежде всего ДЕЙСТВИЕ!
  
  Глагол - это действие. Актерская профессия отличается от искусствоведения тем что в одном действие в другом мысли. Но если разобраться то философия - это тоже действие. Сократ-философ пытается убедить меня в своей правоте. Он действует! Убеждает! Пушкин призывал действовать!
  
  " Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
  К нему не зарастет народная тропа,
  Вознесся выше он главою непокорной
  Александрийского столпа"
  
  
  
  Но в конце полное отрицание -
  
  
  
  " Веленью божию, о муза, будь послушна,
  Обиды не страшась, не требуя венца,
  Хвалу и клевету приемли равнодушно
  И не оспоривай глупца"
  
  
  
  Согласитесь, что как-то не вяжется; стихи с голубцом с памятником.
  
  Пушкин прекрасно видел и принимал, что сколь бы он не зажигал глаголом сердца людей, эти люди никогда не изменятся.
  
  Пушкин - зажигает, зажигает " а Васька слушает, да ест!"
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"