Мой отец на войне был радистом на боевом корабле. И полюбил флот, и его мечтой было на гражданке так же устроиться на какой-нибудь торговый, или пассажирский корабль радистом. Но ему было суждено закончить юридический факультет ростовского университета и стать талантливым следователем- важняком в прокуратуре. ( Кстати я проучился так же на юридическом факультете некоторое время, но в результате стал режиссером) Но дело не в этом. Был период, еще во времена ранней молодости или чуть ли не подросткового периода, когда я ни где не учился ( это отдельная история) и нигде не работал. Мне было лет шестнадцать, семнадцать. И вот мой отец, через большого начальника, нашего родственника, пристроил меня на научно исследовательское судно
" Профессор Васнецов" - матросом. Судно было не большим, но управляли им морские волки, которых по разным причинам списали с огромных океанских кораблей в речной флот. Я попал в их команду. Чем занималось судно в двух морях: в Азовском море и Черном? Команда ( человек пятнадцать) ловили рыбу и вываливали из огромной сетки на палубу. Потом несколько ученых ( человека три, четыре) брали несколько рыбешек, уносили их к себе в лабораторию и что-то там изучали. Рыбы ловилось много и в конце плавания эту рыбу должны были сдавать в ростовском порту. Но как вы уже догадались, моряки и ученые себя не обежали. По просту сказать часть рыбы воровали. Потом ее продавали и мешками разносили себе по домам. Как я уже говорил, меня устроил на судно большой начальник "Азниирха" Расшифровывается это слово так - Азовский научно исследовательский институт рыбного хозяйства. Сам начальник этого института Чумаченко ( по отцовской линии я хохол, по материнской - кацап) впихнул меня в команду матросов этого судна. Протеже самого главного начальника настораживало матросов - а не шпион ли я? На побережье Азовского моря много населенных пунктов, не говоря уже о таких городах- как: Таганрог, Мариуполь, Азов, Керчь - в основном мы ловили рыбу в Азовском море. И естественно продавали в прибрежных хуторах, поселках, короче там, где жили на берегу люди. Я потом понял как проходила торговля рыбой. Ночью, наше судно подходило близко к берегу и я видел, как на берегу начинали светиться фонарики. Потом я понял кто давал сигнал судну фонариками. Это покупатели рыбы. Затем лодка отчаливала от нашего корабля и двигалась к берегу. Я понимал, что в лодке, в мешках, была уже приготовлена рыба для продажи местным жителям. Но естественно - ночью и тайно. Остальную пойманную рыбу мы разделывали прямо на палубе ( а рыбы было много, ведь ловили ее тралом, сеткой) потом запихивали в бочки и солили ее. Так рыба сохранялась до нашего прихода в ростовский порт. В порту моряки рыбу сдавали на склад и расходились по домам, прихватив с собой мешок, другой; соленой рыбы. После первой поездки я тоже притащил домой мешок вяленой и соленой рыбы. Короче говоря матросы и ученые себя не обижали.
" Богу богово, кесарю кесарево" Государству десять мешков рыбы, себе два мешка. Все были довольны: и государство, и покупатели рыбы в прибрежной зоне Азовского моря и сама команда научно исследовательского судна
" Профессор Васнецов" Но я чувствовал что команда мне не доверяет. " А не внедрен ли я, к команде как начальственный шпион?
Команда или экипаж судна уже давно работали вместе и конечно доверяли друг другу стопроцентно. Но я был на судне с самого начала " кот в мешке" Все матросы были морскими и океанскими волками. Днем работали в поте лица своего, вечером и часто ночью - сидели в кают компании, или в столовой; пили водку ( денег у них было не мало) закусывали жареным или тушеным мясом, веселились, вспоминали свои океанские походы, короче говоря развлекались по полной. Вечером по кораблю раздавались радостные голоса экипажа, их хохот, восклицания и прочее.
И вот как-то раз вызывает меня сам капитан ( на корабле его все называли - Дядя Саша) Захожу я в столовую и там вижу почти всю матросскую команду. Естественно многие уже пьяные. На столе стоят: бутылки с вином, водкой, пивом и множество закусок. Мне с первых дней работы на корабле сразу же дали кличку " салага" Но когда я зашел в столовую, капитан обратился ко мне по имени " Сергей, ( в своих рассказах и новеллах я дал себе псевдоним - Сергей, почему не знаю)
Дядя Саша сделал серьезное лицо и сказал мне следующее.
" Мы доверяем тебе штурвал. Это такое колесо, в рулевой рубке, на командной палубе. Твоя задача повести наш корабль от Мариуполя, где мы сейчас находимся до Ейска. Ты должен править по курсу ( 180/ градусов северной широты - точный приказ не помню) Править точно по курсу. Если возникнут сложности, возле руля есть аварийная кнопка. Нажми ее и к тебе придет кто-то на выручку. Так же нажми на кнопку когда покажется на горизонте Ейск. Наш корабль уже идет в сторону Ейска. За штурвалом твой друг, Витек
( это он меня первым обозвал салагой) Пойди смени его. Потом тебя сменят если устанешь. Все иди. Дойдешь до Ейска, станешь настоящим матросом и войдешь в нашу команду!"
Я повернулся на сто восемьдесят градусов, без какой либо широты и долготы, и вышел из столовой.
Надо сказать, что к моменту нашего разговора на море начался шторм в семь балов. Скажу стразу, кто не знает, что штормы на Азовском море гораздо трудней переносить чем на Черном море. Конечно когда ты находишься на небольшом судне. На огромном корабле шторма почти не замечаешь, но на небольшом судне, как наше, даже небольшие по высоте волны, в полтора метра в высоту ощущаются как стометровые волны. И любое суденышко вертит из стороны в сторону как щепку.
Я вышел на палубу и пошел в сторону рулевой будки. Подойдя к ней, я открыл дверь и вошел в рулевую рубку. Там за штурвалом уже стоял мой приятель Витек и громко матерился.
" Блин, сколько тебя можно ждать салага! Хватай колесо и рули к Ейску. Докажи всем, что ты не салага!"
Мы поменялись местами; я схватил руль и посмотрел в компас. Там было указано 180 градусов.
" Не отклоняйся от курса. 180 - не больше, не меньше. Уйдешь вправо или влево, разобьешь наш корабль о подводные рифы и сказы! Понял? Вперед!"
С этими словами долбаный Витек покинул командную площадку. Я схватился за руль и уставился в компас. Стрелка компаса бешено прыгала из стороны в сторону. Но моя задача была - выруливать ежеминутно на 180/градусов. Необходимо надо сказать, что с первых шагов на этом судне, даже когда не было шторма, а просто качало кораблик на донских, а потом на морских волнах, меня уже тогда тошнило. Доброжелательные матросы на судне ( а такие были; просто нормальные люди, без всяких там
" салаг") объяснили мне, что судя по моим жалобам на тошноты, видимо у меня есть морская болезнь. Как потом мне объяснили: мой вестибулярный аппарат плохо реагирует на любую качку ( и не только на воде, но и в автомобиле, на качелях и так далее) Не буду вдаваться в подробности; что такое вестибулярный аппарат, укачивает и укачивает. Даже при незначительной качке. А на корабле, где я вцепился в руль мертвой хваткой, была штормовая качка, с высотой волн в полтора метра! Но это не была простая качка. Наш кораблик швыряло из стороны в сторону вместе со мной. И чтобы не упасть, мне надо было крепко держаться за руль. Когда я смотрел через окна кабины на море, я кроме волн, разбивающихся о стекла я ничего не видел. Я стразу же хотел бросить этот проклятый руль с его 180-ю градусами, выскочить из рулевой кабины и бежать!.. Куда?! К капитану дяде Саши, с мольбой заменить меня на румбе кем-нибудь, но останавливало самолюбие. Ведь потом засмеют! Весь Ростов-на-Дону узнает о моем позоре. Не выдержал шторма и пяти минут. Нет! Надо держаться! Я решил выдержать, ну хотя бы один час. В кабине чем-то воняло. В ушах тарахтел мотор судна. Тошнило ужасно. Голова кружилась. Очень часто от порыва качки я отрывался от руля и меня швыряло из стороны в сторону. И не просто швыряло, а со смыслом швыряло. Я бился разными частями тела о стенки рулевой будки. Затем с диким трудом дотягивался до руля и снова хватал его ослабевшими руками. Травить ( это на морском жаргоне, а на человеческом исходить рвотой) я не прекращал. Но я понимал, что нечем травить. В желудке уже ничего не было. Вся пища и все остальное было уже вытравлено. Но рвотные спазмы вырывались наружу с дикими, сдавленными, гортанными возгласами. Я не знал который сейчас час. Сколько времени я кручу это колесо? На компасе часов не было и я никогда не носил на руках часы. Полное неведение. Вскоре я не стал понимать - где я вообще нахожусь! Окна рубки занесло полностью водой и я погрузился в темноту. Только дикие завывания ветра и стук моего тела о стенки кабины. После очередного падения и удара моего тела о стенки я уже ощупью, вытянув руки вперед, шаг за шагом, стал искать рулевое колесо. Я осознавал всю трагичность случившегося. Если я не найду руль, то неминуемое столкновение кораблика с подводными, да что там с подводными, но и надводными сказали и и рифами будет неизбежно. А они так на меня надеются. Весь экипаж корабля надеется. Что делать? Я вспомнил рассказы Джека Лондона. Особенно его
" Белое безмолвие" Вспомнил его цитату " Истинное предназначение человека - жить, а не существовать" Если я еще рыгаю пустым желудком, значит я еще живу! Я так понимаю, что когда я прекращу полностью рыгать, значит я уже умер.
"И настанет ночь, ночь без милосердия! Вальпургиева ночь!" Вся голова болела. Особенно в тех местах где по моим предположениям я ударился о стенки бочки. Бочки? Да-да, я нахожусь в бочке. Я потрогал как мне казалось мой лоб. Там я обнаружил огромную шишку. Нос был мокрый. Я вытер его и поднес руку к глазам. Пальцы в красной жидкости. Конечно это кровь. Я разбил себе не только затылок и лоб, но и нос. Локти болели, колени болели. Болело все тело. Но в руках по прежнему ничего не было. Руль я потерял окончательно. А может быть я его сломал. Выломал! С корнем! С мясом! Вырвал и отшвырнул его в какой-нибудь угол каюты. Не каюты, а командующего мостика. Площадки. Надо стать на четвереньки и ползком поискать руль. Даже если я его найду. И буду вертеть его влево и вправо, что это даст? Ведь вместе с ним, корабль не будет вращаться! Руль существует отдельно от корабля. И я вместе с ним - отдельно! Я ползу в одну сторону, корабль плывет сам по себе в другую сторону. Слышу оглушительный удар волны в стенку рулевой комнаты. Меня швырнуло в сторону, я ударился всем своим существом о стену и мой мир погрузился в кромешную темноту.
Очнулся я в столовой. Перевязанный бинтами по всему телу. Огляделся, вижу вся матросская компания сидит на своих стульях вокруг стола. Надо мной склонились два человека: капитан дядя Саша и Витек, обзывавший меня салагой.
Капитан тихо спросил меня-
" Ну ты еще не передумал плавать с нами по морям и океанам?"
А Витек примирительно спросил меня -
" А куда ты плыл, Серега? Ведь всю ночь наш кораблик стоял на якоре!"