Аннотация: Полвека последнему артиллерийскому бою крупных кораблей
Точно неизвестно, когда на кораблях появились первые пушки. Однако где-то с последней трети XV века и на протяжении последующих пяти столетий корабельная артиллерия являлась решающим аргументом в войнах на морях и океанах. Все величайшие морские сражения нового и новейшего проходили в пороховом дыму и под грохот орудийных выстрелов. Корабли росли в размерах, сменяли деревянные корпуса на стальные, высокие мачты с парусами на паровые машины, турбины или дизели, но их главным оружием по-прежнему оставались пушки. Ни развитие броневой защиты, едва не приведшее к возрождению тактики таранного боя, ни появление торпедного оружия, которому прочили ведущую роль сторонники французской "новой школы", не поколебали господство на море артиллерии. Она стремительно развивалась, всякий раз достойно отвечала на вызовы времени. Бронзовые пушки вытеснялись стальными, гладкоствольные - нарезными, дульнозарядные - казнозарядными. Орудия становились всё более скорострельными, дальнобойными, специализированными, их обслуживают всё более совершенные механизмы, от простого элеватора подачи боеприпасов до сложнейшей автоматики управления огнем.
Развитие больших артиллерийских кораблей с 17 по 20 вв. на примере английских кораблей, носивших имя "Ройял Суверен"
Пятивековая эпоха господства на море больших артиллерийских кораблей завершилась во время второй мировой войны. Могучие линкоры и крейсера проиграли эту войну авианосцам и подводным лодкам. Окончательный удар корабельной артиллерии нанесло развитие ракетного оружия. Пушки переходят в разряд вспомогательного вооружения. Во второй половине ХХ столетия флот еще временами палит из всех оставшихся стволов, но, в основном, по берегу. Когда же произошел последний "классический" морской бой, завершивший артиллерийскую эпоху на море? Думаю, что таковым следует считать эпизод короткой войны между Индией и Португалией за Гоа в декабре 1961 года. Едва ли это событие было отмечено тогда большим вниманием на фоне растущей конфронтации сверхдержав и реальной перспективы ракетно-ядерной войны. Но всё же, ровно полвека назад, решая судьбу маленького колониального владения, корабли в последний раз сошлись друг с другом "лицом к лицу" - в артиллерийской дуэли.
Обстоятельства были таковыми.
Известно, что Индией на протяжении двух столетий владели англичане. Однако, кроме Британской Индии, в Южной Азии имелись колонии и других европейских государств. И если голландцы и датчане давно уже ушли оттуда, то французы и португальцы до последнего сохраняли некоторые территории. Это были незначительные анклавы - маленькие островки и кусочки побережья, которые англичане великодушно оставили своим менее удачливым соперникам. Получив в 1947 году независимость, Индия стала немедленно требовать передачи ей всех еще имевшихся на субконтиненте колониальных владений.
Франция, входившая в число великих держав, первоначально не принимала индийские требования всерьез. Позднее, однако, потерпев военные неудачи в Индокитае, Суэце и ввязавшись в новую войну в Алжире, Париж решил не конфликтовать еще и с Индией, передав в 1957 году ей свои анклавы на восточном побережье Индостана "де факто". А вот гораздо более слабая Португалия, которая владела анклавами на западном побережье - главным Гоа и меньшими Диу, Даман, Дадра и Нагар-Хавели, упорно отказывалась уходить "по-хорошему".
Уже четвертое десятилетие в Португалии бессменно правил диктатор Салазар. Одной из особенностей его режима была решимость любой ценой удерживать обширные заморские колонии. Однако, если в Анголе и Мозамбике с португальским владычеством боролись плоховооруженные партизаны, в Южной Азии третьеразрядной европейской стране, пусть и со славной колониальной историей, противостояла молодая, но сильная региональная сверхдержава со значительным военным потенциалом. Демонстрирующий вначале подчеркнутое миролюбие лидер Индии Джавахарлал Неру постепенно перешел на язык ультиматумов. Правительство Португалии, начиная от министра обороны и заканчивая премьер-министром, тщетно пытались убедить престарелого Салазара в бессмысленности попыток помешать огромной Индии занять крошечные португальские анклавы. Когда индийское вторжение должно было последовать со дня на день, Салазар отправил губернатору в Гоа короткую телеграмму: "Сражаться до последнего солдата! С нами Бог!"
Собственно, только на Бога, да еще на поддержку союзников по НАТО португальцы и могли надеяться. Однако американцы, на словах предупреждая Индию о нежелательности военной акции, фактически дали понять, что закроют на нее глаза. Исход войны был очевиден. Против 45-тысячной армии, сосредоточенной Индией на границах колонии, у португальцев было всего пять тысяч солдат и полицейских. Господство индийской авиации в воздухе было абсолютным - на колониальном аэродроме стояли лишь два транспортных самолета. Что касается морских сил, то против португальской колонии были сосредоточены основные силы индийского флота - авианосец "Викрант", легкие крейсера "Дели" и "Майсор", эсминец "Раджапут", фрегаты "Кирпан", "Кутар", "Кукри", "Тришул", "Кувери", "Бетва", "Беас", тральщики "Коннаноре", "Карвар", "Какинада", "Бимлипатан". Против этой корабельной армады у португальцев было всего три военных судна: два патрульных катера у анклавов Диу и Даман и стоявший в Мармугао, главном порту территории Гоа, фрегат "Альфонсо де Альбукерке".
Португальский фрегат "Альфонсо де Абукерке"
При скромном водоизмещении в 1800 тонн (сравните с 15 000 тоннажем индийского "Викранта") "Альфонсо де Альбукерке" относился к числу самых крупных боевых кораблей Португалии. Он был построен в 1935 году в Великобритании и назван в честь знаменитого мореплавателя, положившему в начале XVI века начало португальским владениям в Индии. "Альфонсо де Альбукерке" с самого начала предназначался для службы в дальних заморских владениях. Первоначально он классифицировался как "колониальный авизо" и только после второй мировой войны его стали относить к фрегатам, то есть судам конвойного сопровождения. Корабль не был ни быстроходным, ни хорошо защищенным, зато имел большую дальность плавания. Главное его вооружение составляли четыре 120-мм орудия, которые дополняли две 76-мм полуавтоматических и восемь 20-мм автоматических зениток. До того главным событием в карьере этого корабля было участие в восстановлении власти Португалии на Восточном Тиморе в 1945 году. Последние же годы фрегат находился в качестве стационера в индийских владениях. На "Альфонсо де Альбукерке" служило 184 человек. Их командиром был капитан Антонио де Кунья Арагао.
18 декабря 1961 года в 4 часа утра над Индийским океаном прозвучали первые выстрелы молниеносной войны. Португальский патрульный катер "Вега" обнаружил в 19 км от Диу индийский крейсер "Дели". Патрульный катер попытался сблизиться с крейсером, но был встречен очередями из крупнокалиберных пулеметов и повернул назад. На рассвете индийские бомбардировщики атаковали аэродромы, командные центры и станции связи на португальских территориях, а индийские войска перешли границу анклавов. Местное население встречало их как освободителей. При подавляющем превосходстве индийцев португальские войска, как правило, отступали без боя, либо сразу сдавались. Но в ряде пунктов они, всё же, оказали яростное сопротивление, которое индийцам приходилось подавлять авиацией и артиллерией.
При получении сообщений о начале военных действий, "Альфонсо де Альбукерке" встал на якоре у входа в гавань, имея приказ не допустить высадки вражеского десанта в порту и на прилегающие пляжи. Впрочем, скоро основной задачей корабля стало поддерживать радиосвязь с метрополией - радиостанция Гоа была разбомблена индийцами. Перспективы сражения "Альфонсо де Альбукерке" с индийской эскадрой были вполне очевидные. Каждый из двух имеющихся у индийцев крейсеров - "Дели" и "Майсор" (бывшие британские "Ахиллес" и "Нигерия") - был намного сильнее португальского фрегата по вооружению (шесть и девять 152-мм, четыре и восемь 102-мм орудий соответственно). Однако индийское командование направило самые значительные свои корабли для выполнения других задач. 18 декабря "Майсор" поддерживал огнем главного калибра десант на остров Анджидив; крейсер "Дели" крушил огнем форты Диу. Самый крупный индийский корабль - авианосец "Викрант" вообще стоял в это время в 126 милях от берега, контролируя подходы с океана на случай, если в конфликт попытается вмешаться какая-то третья сила.
Британский фрегат ПВО типа "Леопард",
однотипный индийским кораблям "Бетва" и "Беас"
К гавани Мармугао индийцами были направлены "Бетва" и "Беас". Названные в честь индийских рек однотипные 2300-тонные фрегаты ПВО были новейшей английской постройки - они вступили в строй в 1960 году. Каждый индийский корабль был вооружен двумя 113-мм универсальными орудиями и двумя 40-мм автоматическими зенитками. Поскольку военных самолетов у португальцев в Гоа не было, индийские фрегаты не смогли применить свое сложное радиотехническое оборудование по обнаружению воздушных целей. Их задачей было поддерживать огнем наступление своих войск на побережье и нейтрализовать надводные силы португальцев. В 9 часов утра "Бетва" и "Беас", сопровождаемые одним из тральщиков, приблизились к гавани Мармугао. Их заметили на "Альфонсо де Альбукерке" и приготовились к бою, однако индийцы пока медлили, оставаясь за пределами дальнобойности португальских орудий.
В полдень индийские фрегаты получили, наконец, приказ к атаке. "Бетва", а за ним и "Беас" ринулись ко входу в гавань, открыв артиллерийский огонь по стоящему на якоре "Альфонсо де Альбукерке". Его командир Антонио де Кунья Арагао отправил радиосообщение в Лиссабон: "На нас напали, мы отвечаем!". Казалось, силы противников были примерно равными. Против четырех 120-мм орудий португальского корабля у двух индийских фрегатов было вместе также четыре орудия чуть меньшего 113-мм калибра. Однако следовало учитывать, что индийская артиллерия была новейшего образца - более скорострельной и с более точной системой управления стрельбой (она была способна поражать реактивные самолеты, не то что тихоходный надводный корабль). В результате, артиллерийский бой был для португальцев явно неравным. К тому же "Альфонсо де Альбукерке" занимал неудачную позицию, он мог стрелять только из носовых орудий. Снявшись с якоря, корабль начал маневрировать, чтобы ввести в действие всю свою артиллерию. Его орудия вели огонь по приближавшимся "Бетве" и "Беасу", но, кажется, не сумели причинить им серьезных повреждений (португальцы утверждали обратное). Индийцы стреляли гораздо более метко.
В 12.15 "Альфонсо де Альбукерке" получил прямое попадание в командно-дальномерный пост. Через пять минут индийский снаряд взорвался в ходовой рубке. Командир корабля Антонио де Кунья Арагао получил серьезное ранение. Он передал командование старшему офицеру Пинто да Крузу, приказывая ни в коем случае не сдаваться. С корабля под огнем спустили шлюпку, на которой раненого командира доставили на берег. "Альфонсо де Альбукерке" продолжал бой. В 12.35 корабль был поражен в машинное отделение и стал терять ход. Через пробоину в трюмы поступала вода. Пинто да Круз принял решение посадить фрегат на мель, превратив его в неподвижную батарею. Встав на мелководье, португальцы по-прежнему вели огонь, не подпуская индийцев к гавани. Бой продолжался до 14.10, когда "Бетва" и "Беас", выпустив около 400 снарядов, отошли, наконец, в море. В двухчасовом бою португальцы потеряли 5 человек убитыми и 13 ранеными. О потерях индийцев ничего не известно.
Исход морского сражения всё же был неочевиден. С одной стороны, индийские фрегаты добились явного успеха. Они вывели португальский корабль из строя, причинили ему серьезные повреждения и заставили выброситься на берег. С другой стороны, в бою 18 декабря 1961 г. "Альфонсо де Альбукерке" выполнил возложенную на него задачу - не пропустил противника в гавань Мармугао и не дал высадить десант (впрочем, индийцы, похоже, и не собирались там высаживаться). Над португальским кораблем продолжал развеваться его боевой флаг, а орудия готовы были продолжать вести огонь, если бы противник появился вновь.
Что касается малых португальских кораблей, то их судьба сложилась по-разному. Командир "Веги" лейтенант Оливейра Кармо в 7 часов утра вывел свой катер в море из порта Диу, чтобы идти на помощь португальским отрядам на побережье. В 7.30 с катера заметили два индийских самолета и открыли по ним огонь из единственной 20-мм пушки. Индийцы в ответ с двух заходов расстреляли катер. Находившийся у орудия командир "Веги" и наводчик погибли, остальные члены экипажа покинули тонущие судно и поплыли к берегу, где сдались в плен. Патрулировавший акваторию у анклава Даман катер "Антарес" во время индийского вторжения находился в открытом море. Он так и не встретил противника. В 19.20 вечера, когда связь с берегом прервалась, командир катера лейтенант Абреу Брито предположил, что колония захвачена и, чтобы не сдаваться индийцам, решил увести "Антарес" в нейтральный порт. Пройдя за двое суток 850 км по Индийскому океану, катер вечером 20 декабря прибыл в Карачи. Кроме него из колонии сумели прорваться только два транспортных самолета. "Альфонсо де Альбукерке" спустил флаг уже после общей капитуляции португальских войск в 20.30. 19 декабря 1961 года, когда закончилась "Тридцатишестичасовая война" между Индией и Португалией.
Португальские военнослужащие, попавшие в индийский плен, в том числе и моряки, смогли вернуться на родину только в мае 1962 года. В Португалии их встречали не как героев. По прибытии в Лиссабон все бывшие пленные брались под арест военной полицией и проходили через систему проверок и допросов. Офицерам предъявили обвинение в невыполнении приказа сражаться до конца. В 1963 году решением трибунала группа командного состава колониальных сил, в том числе командир "Альфонсо де Альбукерке", были уволены со службы с позорным приговором "за трусость". Сильно пострадавший в бою "Альфонсо де Альбукерке" недолгое время простоял на мели в гавани Мармугао. В 1962 году индийцы отбуксировали его в Бомбей и распилили на металлолом. Впрочем, часть конструкций португальского фрегата была оставлена для экспозиции музея ВМФ Индии.
Индийцы после боя на палубе "Альфонсо де Абукерке"
Артиллерия активно применялась на море и в последующих локальных конфликтах. 19 января 1974 года в районе спорных Парасельских островов в Южно-Китайском море разыгралось настоящее эскадренное сражение между ВМС КНР и Южного Вьетнами. У южновьетнамцев в этом бою было три фрегата (бывших американских эскортных эсминцев) по 1800 тонн, вооруженных тремя 127-мм и восемью 40-мм орудиями каждый и еще 640-тонное патрульное судно с одним 76-мм и двумя 40-мм орудиями. У китайцев, по их словам, было всего четыре 500-тонных сторожевых катера, вооруженных одним 88-мм орудием, малокалиберными зенитками и пулеметами. Тем не менее, сражение закончилось явной победой китайцев - южновьетнамский патрульный корабль был потоплен, а один из фрегатов тяжело поврежден. Остальные корабли сначала подготовились выбрасываться на спорный остров, чтобы удержать его за собой, но потом поспешно отступили по приказу из Сайгона, даже не подняв из воды экипаж своего затонувшего судна.
Но такого успеха китайцы явно не могли добиться одними сторожевикам. Первые полчаса боя складывались для китайских катеров очень неудачно. Разделившиеся на два отряда южновьетнамские корабли взяли китайскую флотилию в клещи, яростно обстреливая их с дистанции в полтора километра из всех своих орудий. Один китайский катер был потоплен, другой - тяжело поврежден артиллерийским огнем. Южновьетнамцы получили множество попаданий малым калибром (по несколько сотен каждый), но сохраняли боеспособность, за исключением одного фрегата, пораженного "дружественным" 127-мм снарядом с другого южновьетнамского корабля. Однако затем южновьетнамцы, по их словам, заметили приближение второго китайского отряда - из четырех уже ракетных скоростных катеров. Через 15 минут, потеряв пораженный ракетой патрульный корабль, южновьетнамский отряд отступил за явным превосходством противника. Таким образом, артиллерийским боем Парасельское сражение было лишь вначале (и крупные корабли в нем участвовали лишь с одной, южновьетнамской стороны). Затем в дело вступило ракетное оружие, перед которым корабельная артиллерия немедленно склонила голову.
Артиллерийские бои на море происходили и позднее. Можно, например, вспомнить, как в мае 1990 г. в Красном море советский артиллерийский катер АК-312 принял бой с четырьмя торпедными катерами сепаратистов из Эритреи и потопил один из них своим огнем. кораблей. Однако по своим масштабам подобные боевые столкновения не кажутся значительными. Поэтому именно бой "Альфонсо де Альбукерке" против "Бетвы" и "Беас" можно считать последним артиллерийским сражением крупных кораблей.