Обзор сделан по тем рассказам, которым я выставил от 5 до 7 баллов.
Надо отметить, что в этот раз было особенно трудно провести градацию, хорошие рассказы примерно все были одного уровня.
Кстати, многие рассказы, которым я поставил более низкую оценку, мне тоже понравились.
Akela. Букинисты.
Странный, нелогичный рассказ. Начало неудачно. Лучше всего получилась главная героиня, хотя фактически ее устремления свелись к старому анекдоту-притче про поиск ключа на гайку на животе (с трагическим финалом для нашедшего). Вопрос в том, что искала Ванда? Ей было нужно утраченное окончание той самой книги, однако получила она лишь копию страницы из дневника, объясняющую ее (книги) происхождение. А сама Ванда об этом разве не знала? Она ведь сказала Эду, что в книге написано о ведьмах. Правда, до дневниковой страницы она думала, что это лишь сказка (чего тогда так упорно искала, раз не верила?). То есть дневник дал лишь подтверждение сущности книги, после чего Ванда ее немедленно начала жечь на глазах у главного героя (а он-то от всего этого, что надеялся получить кроме личной благодарности?). Финал вышел не без изящества, но как-то уж совсем внезапно. Может, стоило в описаниях странностей Ванды обозначить эдакую тягу к уходу за темный горизонт? И так ли в рассказе нужен Эд, который до визави героини никак не дотягивает?
Бф2. Протяни мне ладонь.
Воспоминание счастливого дня, случившегося 15 лет назад. Впечатление напомнило тот маленький эпизод из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, когда путешественники по дороге в Черноморск остановились со своей "Антилопой" в маленьком селе, где их вкусно и просто накормили и уложили спать на сеновале. И Бендер сказал своим спутникам, что это был самый счастливый день в их жизни. Да, маленький красивый очерк о мимолетности счастья, которое может продолжаться каких-нибудь сорок секунд, пока по ладони проползает удивительное насекомое. С другой стороны, как-то всё получилось кратко. И коты с собаками тут совсем не причем. Да и муравьи тоже.
Белкин Александр. Тожество гуманизма.
Ну, какой тут гуманизм, если речь идет о флоре и фауне, включая микроорганизмы, не имеющие отношения к роду человеческому? Прошу не считать меня занудой, но формально это торжество негуманного прогрессизма. Но, видимо, надо уходить от формальной этики, раз разум перестал быть привилегией одних людей (такая же дилемма была, помнится, у Снегова в "Люди как боги"). Впрочем, единственная нечеловеческая личность, присутствующая в рассказе, - куст маргартки, а уж насколько разумна погубленная маргариткой тля и остальные коты - вопрос открытый. Рассказ производит впечатление сатирического абсурда с весьма веселыми персонажами. Если смысл - обличение определенных общественно-политических тенденций, то автор вполне добился цели. Изображенная им система взаимных компенсаций наглядно вышла за уровень здравого смысла, когда окончательно ответственным за все несправедливости назначили Солнце - источник, так сказать, всей земной жизни. С другой стороны, может стоило пожертвовать толикой абсурда и оставить разумными одних адвокатов. История могла бы получиться цельней.
Дилавер Яна. Суперпозиция превентивности.
Непростой рассказ, требующий не одного прочтения. Причем это, скорее, минус, хотя, наверное, стоило идти на это ради так четко выдержанного авторского стиля. Итак. Два подхода к заглядыванию в будущее. Оба вполне, так сказать, научно-обоснованные, что для нынешней фантастики немало. Но НФ-элемент, даже такой солидный, в рассказе кажется не на первом месте. Следующий уровень - геополитика, военное применение хроно-изобретений в рамках доктрины взаимного ядерного уничтожения (тут вспоминаются лемовские "147 секунд" и прочие вещи о будущих войнах по предсказанному будущему). И, наконец, противостояние двух гениев-изобретателей, доброго и злого, спасителя и губителя мира, в котором губитель оказался более прозорливым.
Кашпур Валерий Валентинович. Последний шанс.
Обрывистый получился рассказ. Начался так степенно, неторопливо, приятно, а в конце понесся под уклон и, бац, получите вдруг финал. Как можно договориться с враждебными инопланетными муравьями? Ответ достаточно неожиданный и, если подумать, не делающий человечеству особой чести. Не многим, получается, мы лучше иерархичных насекомых, только что галактический нуль-привод, в отличие от них еще не освоили. Как-то всё просто в итоге получилось. И что даст одна демонстрация разумности в условиях предыдущего убийства муравьиного посланника?
Кибальтич Фима. Марс зимой.
Конечно, никакой это не Марс. Зимние приготовления напоминаются больше винджевскую "Глубину в небе", чем отсылки к Брэдбери и Ко. Но как получилось красиво! Так что пусть автор называет сотворенный им мир как хочет. Другой вопрос, что в рассказе есть еще, кроме мира недотерроформированной планеты? История про несостоявшуюся дружбу с ленивкой? Тоже красочно, хотя в конце и неаппетитно. Зачем, кстати, ленивке надо было всё туловище распахивать, пасть бы открылась побольше где-нибудь в другом месте - пострашнее, может, было бы. В содержательном плане, мне кажется, автор не довел дело до конца. Главный герой поступил вполне естественно, но к чему притягивать сюда мораль? Вот если бы он псевдобобров спасал, например, и должен был убить запечатленного друга.
Лапин Андрей. Песня Минеттифа.
Трудно в этот рассказ было попасть. Помнится, также на старенькой радиоле неловко тыкал, опуская. иголкой в запущенную грампластинку. Но вот музыка заиграла... Конечно, это сатира. Но какова ее многослойность! От формальной, завязшей на зубах обличаловки до глубинных, эсхатологических обоснований жизненной сущности этого вот общественного существа. Это даже не песнь, и даже не гимн, а симфония во имя коррупционера городского масштаба. А вообще - это наш мир, где остается лишь укрыться в холодной каморке с твоими думами, пока снаружи поёт и скрежещет по крыше социальное чудовище. Иначе - это ныне уже экстремизм.
Лунинская Ирина. Удиви меня смехом смерти.
Про стихотворную магию вспоминается старинная "Моя жена - ведьма" Белянина, но там это было в эдаком юмористическом ключе. Здесь - всё иначе, и месть готовят как холодное блюдо. И это блюдо оказывается отравой для самого творца, вернее, заказчика, не разобравшегося с собственными мелкими чувствами и мелкой жизнью. Написано красиво, хотя, наверное, слишком лаконично. Но в этом есть и свой плюс.
Маруся, Ольга, Алекс. Голландский гамбит.
Не до конца разгаданный детектив. Намеки, впрочем, достаточно жирные. Стилистика неглубока, но почти безупречна .хотя местами кажется перегруженной. Да, в общем добротное внешнее оформление и вытягивает рассказ. В остальном... Слишком много недоговорок. Хотя это, конечно, тоже стиль.
Полковник Гуго. Операция "Принц Лилу"
Не определился - в какую рассказ попадает возрастную категорию? С одной стороны, главная героиня Маруся вполне себе трудоспособная дама, с другой - уж как-то сильно по-детски повернута на фэнтези. И, главное, никаких вопросов у нее не возникает по поводу свалившегося на голову фантастического создания. Хотя, наверное, бывает... Тем более, там инопланетный гость, оказывается, ее сознанием манипулировал. Кстати, уж больно разумный он, если всего лишь домашний животный. Значит, всё описанное у Маруси было только в ее ксеностимулированных фантазиях. Жаль! "Лилу не пил мою кровь, он съел мой жир!" - лучшая фраза рассказа. Добрая получилась полусказка-полуфантастика. И мудрая. Награда - дар лечить растения и животных, но не людей, ибо человек слаб и искушения сильны.
Раст. Ух ты!
Забавная миниатюра про ревнивые бытовые приборы. Хорошо, но без финала. Ради чего тогда был весь этот сыр-бор?
Реликт. Чертяка.
Проникновенный рассказ. Невольно занимаешь место главного героя и едешь куда-то сквозь серую жизнь в полузабытые родные края. Финал показался слишком внезапным, да и просто слитым. И, кстати, не ясно - вот убили, всё же, местные главного героя и что дальше будет? Витёк-то не самая главная в этой связи проблема.
Родионов Михаил Владимирович. Аптека [100000000100110000100]
Экранно-клиповый киберстиль. На мой взгляд, некоторый переизбыток моралите (т. е. слезогонки). Цифровая антиутопия: граждане 17-й категории, обязательное время ожидания, денег нет, но вы... Психо(?)программист системы искусственного интеллекта вкладывает в него чувства "жалости к бесхвостым кожаным мешкам". Но это ей не помогло, разве что сыну хоть что-то перепало. А раньше это срабатывало? Похоже, что нет, раз команда неизвестна.
Сфинкский. Рычечьатынъегыргын.
Ну очень много этники. В Космос через воспоминания о первобытной жизни. Вообще-то читано было похожее не раз, прием не новый. Однако затейливо получилось у автора: "осязающее оставалось за пределом осязания ... кожей своего пальца я осязал кожу своей же шеи и одновременно кожей шеи ощущал кожу пальца, мой палец не ощущал в шее того, чем шея ощущает палец". Мда... А это ведь, похоже, была та самая черная дыра, которую герой ищет во Вселенной двадцать семь лет. Интересно, реальные чукчи также трепетно относятся ко всяким осязательным фокусам?
Тихонова Татьяна Викторовна. Пустыня без звезд.
Двуплановый рассказ. С одной стороны, сюжет построен вокруг детективно-романтической истории инопланетян-неразлучников на земном космическом корабле. С другой стороны, главный герой рассказа - биомех, бывший и чуточку, самую малость, еще человек, как он себя представляет. Ну есть еще спутанная кампания обычных людей, составляющих экипаж корабля, есть корабельная душа и сердце - искусственный интеллект Дуся. Все они образуют тот теплый мир, в котором страдает и живет от человеческих чувств и воспоминаний биомех Федор, он же К-350. Красивая получилась история.
Флинт Киборд. Эмтри.
Рассказ, в который мне удалось попасть не с первого раза. На самом деле, не самый лучший вариант для автора в условиях конкурса. Повезло, что у меня было время. Нескончаемые загадки: кто главный герой, что случилось, кто такая М3 (интересно, что во второй мировой войне было два знаменитых М3 - легкий "Стюарт" и средний "Грант"(он же "Ли"), а вот М4 был один "Шерман" (у нас был более известный как "Эмча")). Рассказ получился очень ностальгически-зрелищным и атмосферным, хотя речь в нем идет от неживого существа, погруженного в восприятие электронных останков прошлого мира.
Холоденко Игорь. Клуб разбитых сердец лейтенанта Мак-Лина.
Весьма живо и приятно описанная история обретения личного счастья двумя (формально тремя) друзьями разной биологической принадлежности. Хотя мораль рассказа, конечно, небезупречна. Конкретный пример того, что хорош любой пиар, кроме некролога (хотя и тут не всё однозначно).
Чхатарашвили Баадур Михаилович. Чей он, этот мир?
Инопланетный (надеюсь) Гулаг Архипелаг. Описан по-бытовому просто и даже, на первый взгляд, не очень страшно. Кусочек какого-то очень плохого мира, где-то за кадром есть какие-то ублюдки (они же бледнорылые), которым зачем-то нужен известняк, для добычи которого нужны рабы. Да, похоже, что ублюдки, вдобавок людоеды. Система контроля ублюдков над рабами оказывается небезупречной, что выясняется в последней 3-й части. Эта часть рассказа, где ситуация проясняется, на мой взгляд, получилась не очень удачно. В общем-то, весь рассказ большая объясняловка, но в первых двух частях это заслоняется местным колоритом. В финале же - просто, что на самом деле всё будет хорошо. В самом конце набор лозунгов, как своеобразный перепев с безэмоциональностью в начале рассказа. В принципе, рассказ получился, но вот этот переход от безысходности к надежде хорошо было бы усилить.