Аннотация: Обзор конкурса "Эта странная война". 2007
К единому определению, что такое "странная война", на мой взгляд, не пришли сами организаторы, поэтому здесь рассматриваются работы как попавшие, так и не попавшие в номинацию.
Для меня война - это, прежде всего, ее итог. Победа или поражение. Об этом и будет разговор.
Рассказ, который Злобный Ых, кажется, посчитал эталоном темы "странная война"... Странным, пожалуй, является только место действия, раскрываемое в самом конце рассказа. Тогда же раскрывается и то, что войны, как таковой, собственно говоря, нет. Она имеется лишь в представлении тех, кто оказался запертым в смертельной западне. Что является победой в такой войне - выжить лишний день пауками в банке или суметь уйти человеком? Увы, даже те, кто, вроде бы, выходят победителями из этого последнего боя с самим собой, решают оставаться до конца людьми и, более того, не ищут, как другие, простого выхода в самоубийстве, - попадают в страшную ловушку. "Мы офицеры... отработаем по боевому расписанию" - это, увы, означает, что по неведению они сотворят настоящий Судный день для всего человечества. Нет, худший грех не трусость, худший грех - отчаяние.
Аксель. Последняя партия Маэстро.
http://zhurnal.lib.ru/d/dawydow_a_a/ax37.shtml
Великий шахматист Алехин держит ответ в конце своей жизни. Безжалостный Фиолетовый по пунктам разбирает все прошлые прегрешения уже обреченного Маэстро - от пьянства до сотрудничества с нацистами. Алехин проиграл этот бой уже в самом начале, он не может не видеть смерти, ждущей его в финале. Он действительно неидеален, иногда даже кажется жалким, но всё же уходит из жизни непобежденным. В его шахматном мире "сильная фигура белых выхватила разящий меч и коснулась им Фиолетового, трусливо прятавшегося на последней горизонтали".
Бытовая зарисовка, рассказ о войне безразличий к окружающим, войны, в которой нет победителей, включая даже победно выглядящих кавказцев - и на них найдется свой хищник. Здесь проигравшие - все. Все мы, которые привычно закрываем глаза на творящийся вокруг беспредел, надеясь, на то, что тебя это не коснется. Крупные и мелкие звери, пожирающие и пожираемые.
Skier. Икона.
http://zhurnal.lib.ru/s/skier/stalingrad.shtml
Практически тот же самый, скорбный наш мир, только набравший на поверхности немного жира и лоска. Уже не 90-е, а 000-е. Кто за это время стал победителями? Возродившаяся в прежнем дореволюционном блеске Церковь, да еще, пожалуй, "вице-премьер", по-хозяйски подъезжающий к храму с черного хода. Только что и зацепило "словно за гвоздь рукавом" и в-п, и главного героя - священника икона Александра Невского, начавшая слезоточить. В истории христианства подобные чудеса не столь редки, хотя происходят обычно с образами Богоматери. Плачущий святой воин - действительно загадка, как-то не верится синодальному распоряжению, что это "к добру". И не знаешь даже, что страшнее - продолжение благолепного торжища на Мамаевом Кургане или возращение "того, чьим именем был когда-то назван город". Мир или меч?
Милогин Михаил Валентинович. Визуализация.
http://zhurnal.lib.ru/m/milogin_m_w/angel.shtml
Наш современный мир, узнаваемый в мельчайших деталях. А в воображении главного героя живет прекрасный Золотой город. Похоже на старые "Письма Баламута" Клайва Льюиса, только изложенные со светлой стороны, от имени ангела-хранителя - война Добра и Зла за душу человеческую. Честно говоря, мне не понравился Ангел, свысока и снисходительно наблюдающий за своим Подопечным. Но не ангел за него, сам человек, встав перед проблемой нравственного выбора, пошел трудной дорогой Добра, устоял и перед искушением, и перед страхом. Думаю в "Визуализации" содержится, в том числе, и ответ на вопрос, поставленный в предыдущем рассказе "Икона". Тог ответ, что умудренный годами священник не получает у чудотворного образа святого воина, висящего в храме, молоденький мытарь находит у бумажной иконки Богородицы, случайно оказавшейся в такси. Для Ангела представляемые Подопечным картины спасенного города - лишь его визуализация торжества над Пастью. Возможно, вопреки желанию автора, рассказ, религиозный по форме, поднимается над всей этой религиозной назидательной дидактичностью; он просто говорит ту банальную истину, что Добро потому и является Добром, что его нужно делать вопреки всем тем горестям и испытаниям, которыми будет тебе грозить за него весь этот мир.
Тот же автор. Марш для маршала.
http://zhurnal.lib.ru/m/milogin_m_w/manner.shtml
Хорошая детская проза про войну редка и ценна. Вроде небольшая победа - вместо требуемых славословий спеть в лицо пленившему тебя врагу героическую песню, тем более, что за это ожидает не казнь, а только розги. Но для главных героев рассказа эта песня - их маленький фронт большой войны. К достоинству рассказа я бы отнес жизненность образов не только русских детей, но и врагов - финнов. Они представлены без какой-то однозначной предвзятости, конечно, не карикатурными "фашистами"; их войну даже можно счесть справедливой; они бывают добрыми, их жестокость - не большая, чем обычная жестокость на войне. Но они - чужие и пойти на соглашение с ними - это встать на путь предательства, "ссучиться". И главная победа, которую одержали дети - в их сердцах.
Война, объявленная вампиром миру, за "всё то дерьмо, что творилось здесь". То ли попытка оправдания "высокой идеей" собственной чудовищности, то ли действительно "борьба с системой", в которой "засранцы, сидящие в верхах, надувающие себе щёки и гребущие бабло за счёт одурачивания и предательства простого народа, отправили на верную смерть кучу парней". Вещь кажется сырой, нарочитой, но всё же искренней и эмоциональной, хотя явно ощущаются заимствования. У Лукьяненко, кстати, в "Дневном дозоре" упоминаются вампиры, которые специально стали таковыми в Чечне, чтобы успешней воевать с боевиками. Можно ли бороться одним злом с другим - или лучше ответить словами классика, что "оба хуже".
Еще один пример того, как можно вести войну против пошлости обыденной, "препоганейшей" жизни. На этот раз, со стороны детей, необычных детей, сумевших воскресить в себе волшебство прежнего мира, погубленного поколениями взрослых. У Брэдбери есть мрачные вещи о том, что дети вовсе не те, какими кажутся, и взаимоотношения их со взрослым миром отнюдь не мирного свойства. В этом рассказе описание такой войны дается со стороны играющих в нее детей, изменяющих больную взрослую реальность. Потом волшебный зеленый мир окончился пустыней. Маленькие победители потеряли свой дом...
Итак, при проведении эксперимента по разблокированию загадочной зоны в человеческом мозге процесс принял столь угрожающие формы, что если бы не решительные действия главного героя, то, возможна, на Земле воцарилась бы нечеловеческая цивилизация. А, возможно, не будь этого поступка, сродни предательству Иуды, родилось бы новое человечество ("просто мы, но лучше"), появился бы новый мир, о котором можно только мечтать - "без боли и страдания". Мне эта история напомнила не акцентируемый автором евангельский сюжет (не похож испепеляющий молниями врагов Мишаня на Спасителя), а моральные муки героев "Жука в муравейнике", тем более что загадочную зону вроде бы блокировали некие внеземные силы. Как говаривал Сикорски - "нам не позволено одно, недооценивать опасность!" Впрочем, он бы просто не дал санкцию на подобный эксперимент.
Бережной Сергей Владимирович. Кармагеддон Куропаткина.
Красивая победа - человек получил официальное признание в полной своей человечности - обернулась в последствии торжественным признанием его ослом. Очень (очень!) длинный анекдот, банальная мораль про синицу в руках, которая лучше журавля в небе, или всё же долгий (но не чересчур) разговор о том, что не надо мусорить у себя в душе? Рассказ анонсирован как "еще одна история о преступлении и наказании". Но не само ведь невнятно обозначенное убийство то ли из-за ревности, то ли по какой-то иной (как мне кажется) причине составляет вину главного героя, то, за что он претерпевает такие испытания. В чем же поражение героя - в том, что он, как осел, "потянулся за морковкой", или, может, в том что перестал быть, как раньше, "душегрызом" и оказался за это "разжалован из людей"?
Капустин Вад. Эхо войны.
http://zhurnal.lib.ru/w/wad_kapustin/exw.shtml
Что бы я изменил - так, это название. Рассказ мне показался весьма противоречивым. Начало в явно шутливой, пародийной манере. Жестокая война охватила целое созвездие (согласно Злобному Ыху, созвездия существуют лишь на нашей карте звездного неба), но "о жертвах пока не сообщалось". В общем - действительно странная война, и главному герою с необъяснимыми загадочными способностями предстоит разобраться в ее причинах. Ближе к концу действия перед ним как-то совсем вдруг встает выбор - долг (даже не перед родиной-Землей, перед инопланетянами-нанимателями) или жизнь любимой. Но максимум, что он готов сделать - спасти любимую от мучительных пыток, обеспечив быструю смерть. Вроде бы всё кончается наставшей в самый для этого подходящий момент полной победой главного героя и миролюбивых сил над коварными поджигателями войны, но как-то назвать героя победителем язык не поворачивается. Скорее уж это его любимая одержала победу в их личной войне, косвенно намеченной на периферии основного действия.
Минин Александр Анатольевич. Решающая битва.
http://zhurnal.lib.ru/m/minin_a_a/battle.shtml
Естественный отбор наоборот после разгула феминизма. Девушек, которые оперативно отреагировали на внезапную опасность, расстреляли, зато ту что, открыв рот, хлопала ресницами, взяли для последующего исправления демографической ситуации. Однако хорош победитель! Ну ладно, он трех (или четырех?) девиц укокошил, так ведь еще товарища своего раненого на поле боя спокойно бросил, дескать, прикрывай! После всего этого букетик цветов прекрасной пленнице выглядит ну просто черным юмором.
Можно ли к шутке относиться серьезно? Попробуем. В описываемой в рассказе альтернативной реальности, мир избавился от войн. Кажется, победили все. Наряду с ядерным полному запрещению подверглось и баллистическое оружие (интересно, что стало с колюще-режущим или, например, лазерно-лучевым). Впрочем, сами войны не исчезли, а стали "честнее и гуманней" - стороны сходятся на поле боя в танцах. "Адские балы" продолжаются по нескольку часов. Но победило ли на самом деле человечество? Во-первых, в новых войнах тоже есть жертвы, не случайно к полям, где по нескольку часов продолжаются "адские балы", стянуты госпитали с костоправами и психиатрами. И это не говоря, что применяются меры экономического давления, вплоть до уморения непокорных стран голодом. А во-вторых, этот мир застыл в своем развитии в средневековье. Стоит ли такая цена такой победы?
Альф Алекс Лапоть тм
http://zhurnal.lib.ru/a/aleks_a/lapot.shtml
Очень похоже на предыдущий рассказ, только здесь противоборствующие стороны не танцуют, а пинают друг друга, отчего особо актуальной стала проблема военной обуви. Спор по ходу дела - "настоящая" ли у них война? Выходит, настоящая, если с каждой стороны уже по пять тысяч затоптанных. Ощущение такое, что здесь все проиграли. И правильно - "нечего за клоуна голосовать".
Марченко Андрей. Война порядочных людей.
http://zhurnal.lib.ru/m/marchenko_a_m/war.shtml
Опять та же тема - как сделать войну гуманнее. Ведь потери бывают такими, что не устоит ни одно правительство. Воюют в рассказе "условно", а также дистанционно (очень напоминает маневры в старом фильме "Парад планет" с Олегом Борисовым). Естественно, победителями стали вдруг налетевшие варвары, которые воюют самым обычным, "негуманным" образом. Кстати, в истории имел место практически аналогичный прецедент. В Италии во второй половине 15 в. небольшие местные государства предпочитали вести войны при помощи наемных армией кондотьеров. "Макиавелли и другие патриоты обвиняли кондотьеров в том, что они, чтобы не остаться без работы, затягивали войну, как недобросовестный адвокат затягивает судебный процесс, что они стремились к фокусничеству, что бои их между собой оставались бескровными, а победы имели призрачный характер"; по словам Макиавелли в битве при Ангияри (1440 г.) "один человек был убит, один упал с коня и задохнулся до смерти". (http://www.italyproject.ru/history/kondotier.htm). Но вот в 1494 г. начались Итальянские войны и кондотьеры были просто сметены пришедшими на Аппенины французами, немцами и испанцами.
Стриженов Евгений Михайлович.
Одиннадцать.
http://zhurnal.lib.ru/s/strizhenow_e_m/11.shtml
Безмерно перегруженная, вычурно-романтическая в духе "Графа де Моне-Кристо" история о том, что простые люди являются простыми пешками в игре больших господ. А игра эта - настолько сущее безумие, что, право, легче представить ее безумием собственным. Победой в вечной как мир войне существования в этом безумном мире будет только ее окончание. Вопрос только какое?
Цивилизация должна быть только одна! Победители в мире будущего безжалостно загоняют остальных в каменный век своей явно избыточной военной мощью, когда "планеты сгорали спичками, а звезды затаптывались гравитационными ударами - чисто угольки под кованым каблуком легионера". Что остается проигравшим - отвечать мелкими диверсиями, отыскивать стимуляторы для ускоренного отращивания хвостов и возврата на деревья или же поставлять новым хозяевам "сырье в виде редких минералов, пушечное мясо, да, в отдельных случаях, мозги, то бишь интеллектуальную элиту"? Но ненависть к врагам открыла побежденному миру дорогу к освоению новой силы, всемогуществу без помощи техники. В общем, сильные унижены, их снисходительно похлопывают голой рукой по плечу сквозь скафандр спецзащиты; слабые, соответственно, возвышены. Развязка в стиле "бога из машины". И, в конце концов, что же открыли в том дивном новом мире, отказавшемся от технологического пути развития?
Победить для главного героя в этом рассказе означает сжечь планету, обитатели которой погубили его товарищей, и, по возможности, успеть улететь оттуда вместе со своей подругой. Поскольку последняя также гибнет, героя уже, кажется, ничто не отвлекает от достижения главной цели, кроме внезапного крутого сюжетного разворота в бесконечность отражений и, мимо пасторального хэппи-энда, прямо к теме бесчеловечных экспериментов военных над человеческой психикой. Вывод - в будущей войне победителей не будет, по крайней мере, на уровне обычных солдат, у которых то и дело "внезапно умирает мозг". Ничего - "к чертям всех ваших идеальных десантников, больше роботов будем делать...".
Противоположная ситуация. Прекрасная утопия. Красочная и проработанная картина послевоенного сотрудничества на некой населенной похожими на растение животными и похожими на животных растениями планете двух прежде враждовавших цивилизаций - людей и "муравьев". В той войне победили все и ныне наслаждаются ароматными плодами общей победы. Да здравствует кооперация вместо конфронтации! Если и есть конфликт - то с собственными недоумками. Рассказ написан настолько хорошо, что только потом начинаешь анализировать - а где место людей в этом сообществе? Не продали ли они свободу ради воистину райских условий жизни; не превратились ли в еще один вид прирученных "муравьями" животных. Ну а "муравьи" у себя под землей остаются полновластными владыками планеты.
А тут уже опять война. Люди при помощи своих космических союзников, удивительно повторяющих внешне карикатурный образ графа Дракулы, научились превращаться в своих врагов - "жуков" (при сохранении человеческого сознания) и обратно и тем одержали над оными "жуками" полную победу на одной из спорных планет. Есть и минусы - в процессе превращения каждый перевертыш порождает несколько сотен клонов и, главное, в любой момент все они могут превратиться обратно в "жуков", но уже с "жучиным" сознанием. Для перевертышей в итоге пришлось выделить другую планету. Так что, вроде бы, выигрыш Земли в итоге получился нулевой. К тому же, вроде бы, в итоге перевертыши превращаются в совсем уж загадочных древних существ. Их "волшебных наноботов" (с помощью которых, собственно, и превращаются в перевертышей) отыскали вышеупомянутые "вампиры", чтобы помочь землянам в войне с "жуками". Что интересно, вся эта запутанная история взаимных превращений стала возможной только в силу того, что у "жуков", вообще-то на много тысячелетий опередивших в своем развитии человеческую цивилизацию, принято поедать трупы своих врагов. А не окажись у них такого гастрономического пристрастия? А если в битве за следующую планету "жуки" поднапрягутся и не будут кушать зараженные наноботами трупы?
Я избегаю давать оценки и, всё же, назову три произведения, которые, на мой взгляд, вижу победителями в этой, возможно, случайно подборке:
1. Милогин М. В. Визуализация. - Полностью гармоничное произведение - и по идее, и по стилю изложения и, на мой неискушенный взгляд, по языку.
2. Он же. Марш для маршала. - Очень выверенное, четкое и интересное изложение темы. Но язык и, возможно, общее построение производят несколько тяжеловатое впечатление. И, вообще, как мне кажется, произведение не совсем для этого конкурса.
3. Карлик С. Г. - Другая жизнь. - Великолепный язык, яркие картины, ощущение живого мира, так не похожего на наш. Идея рассказа мне не понравилась. Возможно, надо было показать более активной позицию главного героя, поставить его перед выбором, вроде тех, что были у героев-победителей Милогина.