Аннотация: Фантазия на тему классического советского литературоведения
Трудно переоценить значение творчества А. Линдгрен в создании объективной картины буржуазного шведского общества второй половины ХХ века. Хотя знаменитая писательница и не смогла окончательно преодолеть половинчатости своих социальных воззрений, ее добрые истории со счастливым концом внушали простым людям надежду, веру в чудо - то, без чего честному человеку не выжить в жестоком мире капитала.
Наиболее известная трилогия А. Линдгрен посвящена рассмотрению общественного противостояния представителей двух имущественных групп шведского общества - Карлсона, который живет на крыше, и клана Свантенсонов.
Карлсона мы безошибочно отнесем к числу неимущих, пасынков западной цивилизации. Его жилище - маленький домик без отопления, канализации, электричества и прочих коммунальных удобств, в нем всего одна комната, а из мебели - деревянный диван, шкаф, верстак, служивший также столом, два стула и камин с таганком. Карлсон не имеет постоянного заработка, естественно, что он не имел возможности получить образования, научиться хотя бы читать. Но Карлсон талантлив, он любит писать картины, при этом едко замечая: "Одними картинами сыт не будешь!" Что остается ему делать в таких обстоятельствах? Топить нестерпимую тоску и боль в спиртном! Попав к Малышу, Карлсон первым делом "быстро схватил бутылку с денатуратом". Не брезгует Карлсон и мелким воровством... Но кто посмеет упрекнуть бедняка, взявшего плюшку или чашку какао, чтобы не умереть от голода, или позаимствовавшего вязанку дров - согреться суровой шведской зимой?
Семью Свантенсонов, напротив, можно отнести к разряду обеспеченного среднего класса - "основы" буржуазного общества. Свантенсон-старший имет средства содержать и неработающую жену, и домашнюю прислугу, и родственников из провинции. Хватает денег и на образование для троих детей. Свантенсоны живут в благоустроенной пятикомнатной квартире, в которой есть и пылесос, и телевизор. Однако и в этот мир внешнего благополучия порой врываются холодные ветры повседневности. "Сейчас ведь такая дороговизна!" - сетуют Свантенсоны.
Линдгрен не скрывает приверженности Карлсона принципам социального равенства. Сам испытавший лишения, он не может быть равнодушным к горю других, к слезам голодных детей. "Ни один младенец в мире не умрет с голоду, пока у Карлсона не переведутся колбаса и картошка", - звучит его благородная клятва. Он наивно считает, что и другие будут только рады поделиться с неимущими тем, чего у них самих в избытке...
Младший Свантенсон - Малыш находит общий язык с Карлсоном, решительно порывает с мещанской средой, встает на путь активной борьбы с преступниками и домомучительницами.
Карлсон и Свантенсоны живут в период раздувания империалистическим Западом пожара холодной войны. Стокгольмцы с ужасом смотрят на небо, ожидая увидеть "иностранного спутника-шпиона", и это ставит совершенно новый акцент в жизнь шведского общества. И грозным пророчеством звучат слова песенки Карлсона: