Сказать обо всем нет силы, поэтому - о том, что близко:
'ПРОСТО' КОСМИЧЕСКАЯ фантастика.
...Редкий по нынешним временам товар. Такая 'простота' предполагает немалое мастерства, чтобы рассказ если и не занимал, то трогал. Думал, что вообще таких не будет, но вот пара-тройка замечательных произведений
Горностаев И. Карфаген Должен Быть.
Изложенная сухим документальным стилем картина драматической катастрофы космического корабля. На борту всего один человек - Инспектор, остальные члены экипажа, включая Капитана - компьютеры. Но все они - команда. 'Раньше, говорят, человек не чувствовал смерть компьютера'. Похоже, что погибнут все, но иначе они не могут, им надо летать.
Уваротов А. С. Дети звезд.
Межзвездная экспедиция прибывает на прекрасную планету со следами исчезнувшей цивилизацией, потом выясняется, что это древняя Земля - прародина человечества. Сюжет незамысловат и, скажем честно, избитый. Но образность языка по настоящему завораживает. Даже как-то забываешь, что, как ни крути, нынешняя-то Земля - погибла.
Хохлов Д. Легенда о святом Карре
Старая-старая тема 'Пасынков Вселенной' - одичавшие потомки экипажа затерявшегося в Космосе корабля. Впечатляющие, но малопонятные картины мира летающих водных пузырей (на самом деле являющихся генераторами энергии потерпевшей миллион (!) лет назад катастрофу 'станции для глубокого исследования дальнего космоса'), где, собственно, и разворачивается действие рассказа. Впрочем, действие как-то и не разворачивается. Просто представитель уцелевшей 'твердой' части без больших проблем устанавливает контакт с перешедшими к водоплаванию обитателями пузырей для спасения станции на ближайшие десять тысяч лет, пока можно будет починить корабли и полететь искать подходящую планету.
Данихнов В. Б. Как я готовил яичницу.
Семнадцать недель в открытом (на самом деле, действие всё же происходит на корабле) космосе. Герой готовит яичницу для любимой на говорящей печке, за занавешенном занавесками иллюминатором наступает рассвет, встает солнце. Героиня говорит: 'Мораль в том, что рассветов в открытом космосе не бывает'. Милая и веселая вещь о человеческих чувствах. При чем тут космос?
'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ' фантастика.
Смирнов А. В. Планета лесов и степей.
Как прекрасна была планета Ферстепп до того, как люди не решили сделать из нее вторую Землю - мыслящие леса, обменивающиеся информацией через бегущие по степи волны. С 'волнами' что-то не ясно, то они изображаются действительно как волнообразные колебания, то - как некие амебообразные валы, засасывающие людей. Рассказ производит несколько 'сыроватое' впечатление.
Скорицын С. А. Возрождение
В далеком-далеком будущем Земля горит от распада коры. Нескольких детей, спасая, отправляют в космос с гибнущей планеты на корабле-ковчеге. Улетая, они шлют прощальное сообщение, принимаемое на Земле в наше время. Осталось впечатление, что чего-то в рассказе не понял.
Бах И. С. Опасная планета.
Майор Чухно на новейшем крейсере с велопередачей прибывает на планету, где то того пропали несколько предыдущих экспедиций. Пропали, как оказалось, из-за критически малого для нормального существования человека уровня вредных веществ. Земляне снимали скафандры и превращались в деревья. Выкорчевываться и улетать обратно на Землю они категорически отказывались. Замечательный юмористический рассказ, весь и, особенно, в отдельных деталях корабля и снаряжения бравого майора Чухно.
Теленко О. В. Шуршики Лазоревой планеты
Была некогда такая Лазоревая планета, и жили на ней шуршики, питавшиеся минералами. Поскольку в Галактике в ту пору была мода на шуршиков, то аборигены Лазоревой развели шуршиков столько, что они, в конце концов, сожрали их мир почти целиком. При таком печальном для Лазоревой и сгинувшими вместе с ней аборигенами и шуршиками финале рассказ получился очень добрый, и посвящен он, в основном, нерешенным романтическим проблемам главных героев-землян.
Негласная Е. Мы были вместе. Мы были.
Не вполне космическая фантастика. Рассказ о судьбе творца миров-планет. 'Ты растекался в новом мире озерцами лавы и шипел паром, натыкаясь на редкие лужи воды. Ты собирался серными облаками над шапками вулканов и разлетался по космосу крупицами зарождающейся атмосферы. Ты жил, развивался, рос и менял себя так, как хотелось тебе и Луне, танцующей с тобой в этой круговерти... И однажды с замираем сердца ты выпустил в новый, готовый мир маленькую искорку - первое живое существо на планете...'. Красиво,образно...
Гирный Е. Люди-деревья.
Тоже не вполне космос. Что с Землей сделали люди - 'решив, что планета им тесна, и пора выйти в просторы галактики, они в короткий срок уничтожили свою планету, высосав из нее все соки. Они были ослеплены своим мнимым всемогуществом. Проклятые, они даже не подозревали, насколько близка катастрофа. Они ничего не сделали, чтобы ее хоть как-то предотвратить. И однажды они проснулись на планете, бьющейся в агонии'. В результате в космос ушли не люди, а деревья (каким образом?), оставив людям опустошенную Землю. Некоторые из деревьев, впрочем, милостиво согласились поселиться в телах немногих оставшихся людей, чтобы те могли жить под их наблюдением дальше, с деревьями на плечах. Рассказ весьма пафосный, но как-то такой вариант 'экологический' путь развития человеческой цивилизации по сравнению с развитием технологий (включая достигнутое Проклятыми телесного бессмертия) не прельщает. Так и додумываешь восстание людей против поработивших их растений.
Гордеева Т. П. Цена жизни
Человек после катастрофы своего корабля очнулся на другой планете, и выясняет, кто же его спас. И тут выясняется, что в этом мире живут Ип-пы - "великие, сильные и добрые", которые в общем-то и создали эту планету. Они настолько добры, что не могут смириться со смертью людей и, сохраняя им их маленькие жалкие жизни, отдают свои, переполненные великой любовью. А людям остается мучаться совестью, чтобы в конце концов самим стать Ип-пом, 'после того, как будешь готов отдать жизнь за каждую умирающую и такую никчемную букашку, чьими жизнями, переполнен наш мир'. Красиво, но счастливой жизнь на такой планете не назовешь, да и жители на ней какие-то неконтактный, набили главному герою морду, размазывая слезы на небритых щеках.
О.М.Г. Микрофон
Негласно надзирающих над Землей пришельцев озаботила проблема нашего перенаселения. Нас должно быть не боле 2-х миллиардов, а на деле - втрое больше, что вызывает перегрузку всей планетарной системы. Мало того, что все мы должны в будущем погибнуть из-за природных катаклизмов, так еще наша мучительная гибель вызовет такое возмущение телепатического поля, что будут страдать еще сотни соседних цивилизаций. Пришельцы предлагают нам выбор - либо они заизолируют Землю насмерть, либо землянам следует скорректировать свою демографическую и природоохранительную политику. Главный герой выступает микрофоном, то есть посредником, который должен передать эти условия пришельцев правителям Земли. Малопонятен вопрос о 'графиках изменения населенности территорий' и последующем переселении землян (их части?) на другую планету. Зачем-то детально описано устройство подаренной пришельцами 'летающей тарелки'. При такой детализации сразу возникает вопрос - как автор представляет 18-летнее путешествие к Проксиме Центавра на корабле с полной нагрузкой меньше 10 тонн, причем восстанавливается из отходов только вода, а пищу надо брать с собой. И при этом еще можно выбирать уровень комфортности!
Очевидно, пора переходить к следующему разделу
КОНТАКТА фантастика.
О контакте чаще всего пишут с юмором, но есть и другие примеры
Волгина Л. И. Цвет неба
Анонс, что рассказ навеян Стругацкими, конечно же, излишен. Более того, такая декларация, сразу предполагает готовность автора, что его будут 'бить всерьез'. Бить не хочется, рассказ хороший, цельный, ровный, но, если мерить по классикам, то, к сожалению, - возникает неприятное ощущение "фальшивых Стругацких'. Впрочем, положение, наверное, могла бы улучшить малая толика юмора.
Рассказ посвящен многократно обсуждаемой проблеме прогрессорства. Вывод - помогать отсталым мирам можно, но только в одиночку, 'безо всякого оборудования, без оружия, без связи с Землей и даже без славы'.
А что, собственно, это меняет? Главное - информация - у прогрессора остается.
Не случайно в самом рассказе один из главных людей на Земле' оказывается тайным прогрессором иного мира.
Чернышева Н. С. Жить дважды
Опять анонс, автор предупреждает, что ее сюжет не так просто, как может показаться в начале. А нам и не показалось... Интересная вещь психокорректор. Был уверен, что это прибор для коррекции психики (ну там - убрать агрессию, типа для пенитенциарных учреждений), а оказалось - сильная такая вещь, которая позволяет ее владельцу спасти инопланетную цивилизацию, но зато и заработать бесплодие. Да, вдобавок еще, как оказалось, родиться вновь в другом теле, причем - инопланетном.
Григорьева Н. В. Конец света или сон в летнюю ночь
Очень веселый рассказ о грустной ситуации. Наша Галактика, оказывается, разделена на 12 секторов, в каждом из которых совершенно иные физические законы. И вот Земля внезапно перешла в следующий сектор, где нет электричества, а есть, зато, магия. Тут и началось. Все пожелания людей стали реализовываться. Типа орущий ребенок, которому раздраженная мама пожелала лопнуть - лопнул, забрызгав мамашу кровавыми ошметками. Кстати, этот пример я бы посоветовал из рассказа убрать, как-то он не вяжется с общей веселой атмосферой. Людей спасают пришельцы - эльфы и динозавры - из галактической специальной службы по адаптации к новым природным условиям.
Григоров А. Н. Чувство вкуса.
Занимательный рассказ с хорошим юмором о разнице образного восприятия различными инопланетными расами. Чувствуется, что критиков автор очень не любит: 'Среди оравы кудахтающих обывателей легко "проявлялись" художественные критики -- они собирались кучками по две-три особи, стояли у экспонатов и молча кивали'. Получают же критики по полной программе. Жаль, если рассказ писался только для этого.
Сурин М.В. По-мужски
Рассказ, который вполне мог появиться в 'застойные времена' на последней странице 'Литературной газеты' и ее бы не украсил. Пришелец встречает скучающего пенсионера, тот угощает его самогоном, пришелец отравлен, инопланетяне решают, что все продукты на Земле для них не пригодны и передумывают завоевывать нашу планету.
Усович Е. В. Кольцо
Очень похоже на ранние произведения Стругацких - 'берегитесь красного кольца!' На далекой планете горят танкары, гибнут люди, но главный герой всё же вступает в контакт со смертоносным Кольцом. Тут ему (герою) открывается всё, что он 'познал Время, сущность самой Жизни' и боевой лазер ему больше не нужен. Ожидал больше 'экологизма', однако, как ни странно, Кольцо, видимо, совсем не против того, что земляне собираются колонизировать его (Кольца) планету.
Белкина М. Тест для наместника
Пришельцы так и не выбрали среди четырех простых землян своего Наместника, который должен будет завоевать всю Землю и править под инопланетным контролем. Все - немец, русский, американец (из США) и боливиец продемонстрировали поразительную стойкость к заманчивым предложениям гадов-пришельцев. Действительно, 'оно мне надо'... Да, не из тех землян выбирали вражеские пришельцы! И руки у них оказались коротки Землю утилизировать...
Емельянов В. М. Добрый вечер, Приведение!
Очень похож на предыдущий юмористический рассказ. Инопланетяне хотят, чтобы люди поверили в их существование, а то земляне уже подошли к черте - вместо совершенствования разума и телесной оболочки проводят архитектурно-скульптурные конкурсы и верят во Второе пришествие. Для контакта на Земле выбираются простые люди, потенциальные Космически Продвинутые Личности. Одна из них - Иван Прокофьевич Абрикосов, достигший немалых успехов в жизни, хотя и балующийся временами эротикой, почему, собственно, пришелец и является к нему в максимально неэротичном виде. Всё, увы, испортила роковая случайность... А жаль...
Ростиславский Л. Шутка по-марсиански
Первая экспедиция землян на Марс попадает во временную петлю, устроенную несознательной местной молодежью. 'Нашли себе игрушку', - хочется крикнуть вместе с подоспевшим местным взрослым. Забавно и язык не плохой, но как-то затянуто для шутки.
Рикки Ли. Трасса.
Остановил гаишник на трассе большегруз, документы на груз в порядке, а вот регистрации у дальнобойщиков не оказалось. Чуть было инспектор их не задержал для выяснения, но смилостивился за полтинник в избирательный фонд местного губернатора. А дальнобойщики-то были космические, у них на Земле, оказывается, участок межзвездной трассы. 'Хомо сапиенсов мы уважаем! А они нас, почему-то нет..'.
Татаринов А. С. Рай на Земле
Что такое легенда об изгнании из Рая? Когда люди были первобытными двуногими, на них охотились инопланетные браконьеры. Из одних набивали чучела, других сажали в клетки, чтобы продать как экзотических домашних животных. Спасители-егеря, захватив злых браконьеров с поличным, стали выпускать плененных людей на волю, а они не хотят, в клетке тепло, кормят. Пришлось гнать прочь выстрелами в воздух. Смешно, но не так, как от предыдущего.
Каневский Л. НЛО над Токио
Пришельцы-тряпки усмотрели любовные утехи главного героя и похитили у него подругу. Но та смогла отбиться от сексуальных агрессоров, да так, что пол в НЛО оказался натертым до блеска. Рассказ, на самом деле, далек от космоса, да и от фантастики.
Шауров Э. В. Дождь
Тоже внешне совсем не фантастическое, зато очень и очень лирическо-романтическое произведение. Молодой человек гуляет с девушкой под дождем, который устроила по указанию этого самого влюбленного молодого человека (на самом деле инопланетянина-наблюдателя) инопланетная же наблюдательная станция. Мило, мокро...
Капустин В. Мэрцишор.
Гадкий пришелец совсем уж решил, было, истребить Землю, да в последний момент встретил добрую и наивную девушку и передумал. Вернее, решил подождать лет 200. Может быть, это любовь?
Васильев С. В. Сидхе.
На планете пропало четверо предыдущих исследователей. Череп одного подворачивается под ноги главному герою после высадки. А еще он обнаруживает на планете свою покойную любимую. Тут же вспоминаем 'Солярис' Лема. Правда, девушка Эльза честно признается, что на самом деле она сидхе. Главный герой понимает, что это всего лишь оружие - 'эмоциальный паразит с идеальной мимикрией', использующий скрытые в подсознании притягательные образы. Усилием воли он превращает сидхе в несимпатичного дракона - на прекрасную девушку бластер не поднимается. Рассказ показался и глубоким, и красивым, язык очень образный: 'Не стоит клеить разбитую чашку тонкого костяного фарфора. Достаточно взять металлическую кружку и пить из нее простую воду вместо изысканного чая'.
Аввакус. Грани силы.
Еще одна история о ментальных паразитах-'наездниках'. Главный герой ценой самопожертвования спасает Землю от порабощения. Впрочем, похоже, на такое решение в наибольшей степени повлияло то, что 'наездник' совершенно бездушно разрушил личную жизнь героя. Интересно, что рассказ дает и от имени 'наездника', и главного героя.
Намино Контакт
О самой встрече с инопланетянами говорится немного. Первый контакт с формиками привел к жертвам. Пришельцы извинились и предложили воскресить погибших, в том числе - любимую главного героя. 'Если кто-то скажет вам, что страшно терять самого дорогого человека на свете - не верьте. Гораздо страшнее надеяться, что ты можешь его вернуть'. Сильный и страшноватый рассказ.
Мальцев А. В. В поисках истины.
Развитие на вселенском уровне лемовской идеи, что все мы, на самом деле, магнитофоны, через которые прокручиваются пленки со зрительными образами.
Звездное небо, которое мы видим - всего лишь огромный сферический экран, установленный инопланетянами 8 тысяч лет назад вокруг Солнечной системы. Не совсем ясно, для чего проделана такая работа, тем более, что в последнее время инопланетянами приходится совершенствовать картинку на своем псевдонебе, чтобы поспеть за развитием земной астрономии. Главный герой инопланетянин, впрочем, подозревает, что им тоже показывает астрономическую картинку какая-то более высокоразвитая цивилизация. Через пару столетий инопланетяне, наверное, покажут нам картину своей Вселенной, но будет ли она истинной?
Ртищев П. Н. Мастер чистоты
Дворник Кузьмич оказался готовящим порабощение Земли пришельцем, лениво обличающий во всех грехах человечество вообще и русских, в особенности, с сугубо материалистических позиций. Что остается делать защитнику красоты Сергею Сергеевичу Сухорукову? - Действовать захваченным у врагов оружием. Замечательный юмористический рассказ
С этим мы плавно переходим к следующему разделу
'ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ'
Тоже контакты, но уже 'огневого' свойства.
Светлов С. Sagittarius A.
Впечатляющее космическое сражение в центре Галактики у гигантской черной дыры. Против гомункулуса, бывшего человека, посланного с Земли 30 тыс. лет назад, чтобы установить через ЧД связь с другими вселенными, выступает загадочная пентаграмма. По ходу дела выясняется, что пентаграмма успела уничтожить Землю и все населенные людьми планеты. Гомункулус уничтожает врага и сам от безысходности направляет свой корабль в Черную дыру. В общем, все умерли.
Сергеев А. Мы обязаны им Землей
Инопланетяне паразиряне завоевали нашу планету, дабы уничтожить человечество, но после детально описанных в рассказе экспериментов над подопытными людьми обнаружили у них чувства сострадания, любви и заботы. Оставшихся в живых землян решено было не уничтожать - как существ, 'обладающих кардинальными отличиями эмоционального фона от всех иных известных сознательно мыслящих'. Земля стала Межгалактическим заповедником. С одной стороны, вот какие мы хорошие. Но как-то мало нам это помогло...
Максимов Ю. В. Трон в крови.
В результате случайного инцидента земляне завоевывают отсталую планету, возводят на престол своего марионетку - сына убитого ими императора. Но наследник демонстрирует внешнюю лояльность только для того, чтобы дать силам сопротивления возможность подготовиться и нанести инопланетным завоевателям решающее поражение. После этого главный герой готов принять кару как изменник своего народа. Такая вот личная трагедия, но за землян обидно. Вообще не ясно, что они там делали 10 лет? Учили аборигенов писать шариковыми ручками?
Буланова А. Звал?
Не надо звать пришельцев. А то будет как с аборигенами, дождавшимися в свое время европейцев...
Шиканян А. С. Абсолютное оружие
Абсолютное оружие, способное погубить армию восставших против Земли инопланетян - программа самоуничтожения, заложенная им в подсознание. И враги сами идут на гибель, следуя звукам дудочки, как гамельнские крысы. Кстати, почему от такого оружия нет защиты? Достаточно было просто выключить трансляцию с Земли. Раз никто из инопланетян не догадался это сделать, так им и надо!
Маслов И. А. Клятва командора
Когда-то на Земле победила религиозная духовность и всех несогласных прогнали в космос. Потом они вернулись, изрядно продвинувшись на стезе технологического развития и преуспев в киборгизации. Их общество управляется коррумпированными олигархическими кланами. Впрочем, и земляне не стояли на месте. Теперь они управляются жрецами, а в сражения черпают силы от энергии 'живых мертвецов', хранимых в ступенчатых пирамидах. В рассказе языком фронтовых сводок говорится, как тяжело приходится киборгам крушить эти чертовы пирамиды! Представляется, что это эпизод какой-то большой космической саги...Хотя сказать, в общем-то, больше и нечего...
Клец Е. Процедуры
Страшные пришельцы попадают на Землю через подпространственные переходы. Их встречают и отражают ружейно-огнеметным огнем бойцы спецназа. А пришельцев не становится меньше, ведь для них всё происходящее - это что-то вроде приятного массажа.
В этом разделе должен был бы быть и рассказ "На близкой дистанции", если бы он не был моим.
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ фантастика.
И в других разделах был юмор. Но тут он - чистой воды.
Госсен Пауль Звездолеты, монстры и красивые девушки.
В жизни всегда есть место мечте. Пускай сегодня ты простой космический
мусорщик - завтра будешь спасать на звездолете с красивой девушкой на каждом колене родную Землю от пяти ужасных хищных планет.
Мазур С. А. Венианский полдень
Действие рассказа происходит в баре 'Пикник динозавра'. А выпивкой там служит плазмообразный 'Глоток протуберанца' - самый дорогостоящий напиток земной расы, за который с радостью расстаются с жизнью, тем более что покойников теперь легко воскрешают клонированием. 'За последние двадцать лет во всей вселенной ни одного безвозвратного убийства. Все пять рас собирают силы для глобальной войны'. В общем - остается только вновь погрузиться с новым глотком в мир безвременья...
Тишанская М. А. Маниока
Роман Гончарова из пяти букв - облом в финале. Жестокая шутка над читателем. Извиняется только действительно качественным по языку и образности повествованием о поиске на планете Маниока пропавшей экспедиционной группы. До самого конца не понимаешь, что рассказ юмористтический. И еще остается неразгаданная загадка. Кто же выкладывал сигнальный знак из осколков зеркал и не подстроено ли столь удачное падение главного героя Лопатина. Может, финал не так уж и прост, и рассказ навеян не Шекли, а Брэдбери?