Я бы отнес рассказ скорее к изобразительному искусству, чем произведению художественной литературы. Хотя имеется интересный сюжет - притча о Летучем Голландце, которого перенесло со своим кораблем в далекое будущее. Но это, на мой взгляд, прежде всего попытка передачи через письменную речь зрительных образов. Наверное, именно такие вещи надо издавать в виде аудио-книг. Настроиться глазами на восприятие такой картины не всегда получается. Рассказ может показаться несколько великоватым для своей формы. Всё же, по существу, это зарисовка, миниатюра, впечатление уходящего в полет пилота нового, космического парусника.
Тюлин Дмитрий Юрьевич
Анаквайр
http://zhurnal.lib.ru/t/tjulin_d_j/anakwajr.shtml
Гипнотизирующее и очень глубокое по своей сути произведение о невозможности контакта развивающихся независимо друг от друга космических миров. Вывод неутешителен: "Для человеческого мозга высокоорганизованная материя другой планеты, где бессилен предшествующий опыт, - неусваиваемый продукт!" Вообще адекватное раскрытие темы ограниченности восприятия человеком по настоящему чужого, на мой взгляд, по силу только действительно серьезной фантастике. Конечно, может вызывать возражения и даже казаться излишними фразы о "СОВЕРШЕННО ИНЫХ биополях", "сети сознания вещей и сознаний", "энергоинформационном поле". Я воспринимал эти фразы, как рабочие гипотезы, которые на ходу придумывал космонавт на чужой планете, пытаясь ухватиться за любую логическую соломинку, чтобы осмыслить наблюдаемый им хаос.
У меня сложное отношение к этому рассказу о родоначальнике всех ракет, незримо провожающем в полет очередное творение своих последователей. С одной стороны, написано образно, гармонично и красиво, при чтении тебя будто околдовывает небесной хрустальной музыкой (возражение лишь кое в чем, например, в описании уже приготовленной к старту, но ПОКОЯЩЕЙСЯ ракеты). С другой стороны, у меня возник вопрос - можно ли так писать о Кибальчиче? Поданный как цитата отрывок текста по существу лишает его права именоваться 'Отцом Ракеты', ведь сравнение ракеты с воздушным змеем ('разница лишь в способе опоры на воздух'), означает непонимание самого принципа реактивного движения. Не космическую ракету Кибальчич придумывал - 'воздушную лодку' на ракетной подушке (хотя и братья Монгольфьер тоже считали, что их шар поднимает 'электрическая сила' тлеющей шерсти). На мой взгляд, говоря о Кибальчиче, нельзя ограничиться 'чистым изобретательством'. И фигуры четырех казненных с ним неназванных народовольцев ситуации не выправляют. Не для того они, в конце концов, императора взрывали, чтобы ракеты в космос запускать. Или, выходит, для этого? И, как ответ, - девушка Соня (параллель с Перовской?) - как живое олицетворение советской романтики Космоса. Вывод - рассказ получился, в нем хорошо передано ощущение прорыва в новое, но образ Кибальчича - чересчур мифологизирован.
КОСМОС КАК ОДИНОЧЕСТВО
Сергеев Алекс
Астероид
http://zhurnal.lib.ru/r/ryzhkow_a_s/nyp.shtml
Веселый и чуть грустный рассказ про новогоднее одинокое веселье на космической станции с роботами вместо приятелей, помидорным кустом вместо елки и шампанским из газированной виноградно-спиртовой смеси. " - Я Дедушка Мороз. Я подарочки принёс, - бесполым голосом говорил Первый. - Да, он Дедушка Мороз. Да, он подарочки принёс, - поддакивал Второй". И всё это - не просто так. Это сопротивление сложившимся обстоятельствам, борьба с безумием и страхом.
Краснов Иван Витальевич
Один в поле
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnow_i_w/kolba.shtml
Рассказ о том, как плохо проснуться на спящем столетним сном космическом корабле. Мне почему-то вспоминался пародийный фильм про экспедицию на Марс, где придурковатый герой не смог попасть в сонную капсулу, так как ее успела занять шимпанзе. Там он тоже был на грани безумия, впрочем, очень веселого. Ну, и сожрал все экспедиционные припасы. А вот на тему жизни среди порожденных патологическим сознанием призраков на ум пришел другой фильм, уже не пародийный, - "Игры разума". Там главный герой (его играл Рассел Кроу) сумел не только осознать, но и стать выше своей болезни, и призраки, присутствовавшие на его Нобелевской речи, не делали ее фантастической. Капитан из рассказа, на мой взгляд, получился психологически близким герою Кроу. Но стал бы такой обыскивать из любопытства каюты своих сослуживцев? Неужели единственное, что смог капитан сделать - вовремя ликвидировать вышедший из строя агрегат - самого себя. Мне кажется, капитан, как минимум, мог заняться научными исследованиями, а как максимум - попробовать найти способ долететь быстрее.
Очень схожий по ситуации с предыдущим рассказом. Только просыпаются все и просыпаются в виде призраков - душ самих себя спящих. Им предстоит бодрствовать шесть с половиной веков в корабле, летящем "во чреве Вселенной". Действительно, кошмар, хорошо, что рассказ не могут прочитать пилоты кораблей, которым в будущем, быть может, предстоит нырнуть в анабиоз. "Души сходят с ума?" Другой вопрос, как получилось, что испытания сна не превышали недели. Ну, понятно, 650 лет не проверишь. Но хотя бы год-другой. А то какие шансы, что они вообще проснутся?
Дуэль Алексей Игоревич
Два Одиссея
http://zhurnal.lib.ru/d/duelx_a_i/odissej.shtml
Жизненная история о бытовых отношениях во время длительной космической экспедиции. Двойное одиночное заключение Два непрофиссиональных пилота в консервной банке космического корабля, отрезанной от остального мира. От космонавтов требуется только одно - быть "пушечными ядрами" - "идеально совместимыми, здоровыми и дрессированными, как цирковые собачки", а главное - выдержать общество друг друга. Минус рассказа, на мой взгляд, как раз в этой самой бытовой жизненности. Во-первых, просто становится противно, а, кроме того, должна ведь быть какая-то цель у трехлетнего круиза "по периметру Солнечной системы"?
Одиночество не в космосе, не в оживленной Вселенной, а на пустынной планете. Одиночество - как бегство от апокалипсиса в реальном мире. Но, одновременно, это ноша, поддерживающая существование виртуального мира, в котором счастливо живут заснувшие вместе с ним. Неужели они не заметили, что за 20 лет никак не изменились? И сколько ресурса заложено в тренажере? На мой взгляд, этот вопрос сняло бы упоминание эффекта "ускоренного игрового времени"
Отрадно, что и в светлом будущем остались автомобили, пьяницы и, конечно, телефоны с болтающими по ним сексуально выглядящими медсестрами. Представляемое автором как в высшей степени справедливое общество показалось мне парадоксальным. С одной стороны, постулируется высшая ценность человеческой жизни, а с другой - любой проступок, ведущий косвенным образом к смерти другого, наказывается отправкой в космическое никуда в одноместной капсуле. Странно, что в этом мире еще встречаются невысланные в космос врачи. Что помогло героям рассказа выдержать перелет к далекой планете, заслужить своеобразную "амнистию"? Тем "что нам есть о чем думать всю оставшуюся жизнь" - о торжестве свершившегося правосудия?
Очень тонкий и глубоко душевный рассказ про чувство одиночества, про то, что его можно принять у других, взвалив на свои плечи, но, в результате, оказаться придавленным к земле, мучимым тоскою о небе. А нужно научиться выпускать холод и тоску на свободу, чтобы вновь обрести утраченную легкость.
КОСМОС КАК ЭКОЛОГИЯ
Тихонова Татьяна Викторовна
Непослушные боги
http://zhurnal.lib.ru/t/tihonowa_t_w/5.shtml
В этой изящной и философской притче мне показался совершенно лишним звездолет, доставляющий героев на новую планету. Трудно представить, что таких персонажей можно поместить в клетку. На мой взгляд, Эя. Эо и Ио получились скорее действительно богами-землетворцами, некими духами живой планеты, а не банальными терраформаторами, посланными древней цивилизацией для подготовки будущей колонизации. К сожалению, воспринимать красивый, поэтический язык мешает элементарная невычитка рассказа.
Усович Евгений Валентинович
Не бойся дождя
http://zhurnal.lib.ru/u/usowich_e_w/rein.shtml
Нехорошо отгораживаться от природы зеркальными куполами, а хорошо с природой жить в полном единстве. Рассказ в общем ровный, читается легко, хотя финал кажется малопонятным. Предсмертные видения? А если нет, каким образом герой, выбросившись в космос, перенесся обратно на планету дождей?
Рассказ про разумное дерево-пришельца. Что-то я не раз читал о таком у зарубежных классиков НФ. Инопланетное деревце первым делом установило мир в семействе главного героя и, насколько я понял, подобное умиротворение обещает стать у нас повсеместным. А потом мы понесем семена разумных растений на своих космических кораблях. В общем всё добренько и миленько.
Варюхин Юрий Юрьевич
Кусты
http://zhurnal.lib.ru/w/warjuhin_j_j/kusty.shtml
Две цивилизации на одной планете. Земные колонисты, не достигшие большого успеха в освоении Мареты - мира мангровых болот, и аборигены, находящиеся практически в симбиозе с местными кустами. Вроде бы, подразумевается, что второе лучше, люди в джунглях без своих технических средств обречены. Но и жизнью аборигенов, несмотря на прекрасное описание их парадизного быта, соблазнится, на мой взгляд, лишь очень большой любитель природы.
КОСМОС КАК ВСТРЕЧА
Ракитина Ника Дмитриевна/
Фея
http://zhurnal.lib.ru/r/rakitina_n_d/faery.shtml
Грустная мораль со счастливым концом о том, что нельзя никакое свое счастье строить на несчастье другого. Однако ответ на вопрос - "Если приходится выбирать между жизнью совершенной, но неразумной твари, и жизнью человека, что мы выберем" - дан уже давно, и это явно не тот выбор, который делает главный герой. Да не только что ради жизни любимой - ради простого научного интереса! На мой взгляд, рассказ сильно выиграл, если бы сюжет не был бы так прост и однозначен. Скажем, если бы у героя был выбор спасти любимую, умертвив фею, или, сохранив фее жизнь, в перспективе извлечь из ее безграничной памяти лекарство против белошипа. А может, следовало бы сделать печальный финал, пробуждающий что-то в ушедшей в себя фее. Честно говоря, меня в рассказе заинтересовали не страсти главного героя, а именно она - немой хранитель космической мудрости, услышавший призыв о спасении, но предоставивший человеку самому делать свой выбор.
Капустин Вад
Столбик из солнца
http://zhurnal.lib.ru/w/wad_kapustin/sis.shtml
О возможной разумности космических светил писал еще Лем ("Правда"), чтобы подчеркнуть ничтожность человека, да и всей белковой жизни в целом. Здесь же всё очень позитивно. Разумное солнце спасает вошедшего с ним в телепатический контакт главного героя. Опять же вспоминается Лем - как в романе "Фиаско" земляне пытались сделать "фильм" для инопланетян. Сложная тема контакта в рассказе раскрывается весьма интересно, при том, что в целом рассказ производит впечатление очень светлого и легкого, чуть ли не детского чтения. Личность Валерия Седова, успешней ладящего с инопланетянами, чем с землянами-соотечественниками, мне, впрочем, видится не по детски трагичной. И это, на мой взгляд, лишает Седова, эдакого космополита в самом широком смысле слова, части заслуживаемой им читательской симпатии.
Романтическая история о контакте. Не очень романтично, на мой взгляд, только, что герой нашел любовь и контакт со своей инопланетной любимой, обнаружив ее древний сломанный ноготь. Может, лучше заменить на сохранившуюся в янтаре прядь волос? Еще, на мой взгляд, много лишних технических вопросов, которые вряд ли будут занимать ведущих разговор через время и пространство возлюбленных, во всякой случае, едва ли они будут говорит об этом на таком официозном языке. Разве, что их об этом попросят заинтересованные товарищи в их мирах. При этом социальное устройство инопланетной цивилизации показано действительно интересно - высокими технологиями пользуется всего 1,5% населения, остальные - живут в полудиком состоянии. Но будет ли такое общество стимулировать развитие на чужих планетах, строить там "стимуляторы прогресса", если замораживает его на собственной? Финал показался мне несколько искусственным, особенно встречи влюбленных, которые только и делают, что играют с друг другом во что-то вроде шахмат. И в заключении, диалоговая форма рассказа, по-моему, себя не оправдывает.
Некогда прибывший на Землю огромный пришелец, представляющий собой скорее совокупность ландшафтов, исследует людей, не считая их, впрочем, хоть как-то способными к контакту. Для Болотного Ужаса это скорее жестокая игра с крошечными зверушками. Но, всё же, чем-то человеческая душа инопланетного монстра интересует. Например, хочется выяснить, что же такое любовь, хотя скорее это следовало бы назвать человечностью...
Минасян Татьяна Сергеевна
Сквозь стекло
http://zhurnal.lib.ru/m/minasjan_t_s/steklo.shtml
Тот же офисный планктон, что сейчас, только что за соседним столам за прозрачной стеной - инопланетянка, которая, правда, не умеет улыбаться, зато научилась подмигивать. Был такой известный рассказ Кира Булычева про любовь землянина к морозной пришелице, с которой он не мог хоть как-то сойтись (даже прикосновение вызывало ожог). Вроде то же, но по другому, как ни странно - оптимистичней. Интересно показано отличие любви у землян и инопланетян. У нас это желание привязать любимого к себе, у инопланетян - сделать его счастливым: "Для нас любовь - это когда в первую очередь думаешь о любимом, а потом уже о себе". Мне показалась банальной история с кислородом. Это у Казанцева еще в "Лунной дорожке" американка отдавала свой воздух советскому космонавту. Хорошо, что хотя бы не было жертвенной смерти героической инопланетянки. И еще, может заменить террористов-сепаратистов каким-нибудь блуждающим метеоритом?
Как мы выглядим последние полвека с точки зрения инопланетного наблюдателя? Да, в общем, так же, как представляется нам самим. Сами знаем, что обыкновенно руководствуемся сиюминутными желаниями и надеемся на везение, вместо того, чтобы просчитывать длительные последствия своих решений. Разве что об утраченных древних телепатических способностях не догадываемся. Вот про них, инопланетян - интересно. Но мало. На гравилетах летают, над Лас-Вегасом от разнополярных биоэнергетических выбросов кайф ловят, возрождаются в новых телах с памятью о прошлой жизни. Почему-то при этом, интересно, главный герой-пришелец пишет письма маме? Что ему, реинкарнированному, мама?
Можно ли вступать в контакт с 'энергоинформационными существами', которые вселяются в тела умерших людей? Инопланетная цивилизация воспринимает это как агрессию, захват тел своих соплеменников (подозревая, что речь может идти не только об умерших). Прибывшие на планету земляне настроены более оптимистично, видя в 'духах' представителей высокоразвитой цивилизации и восхищаясь их способностью оказывать восстанавливающее действие на умирающий организм. Но как мы сами должны воспринимать эти новые создания - как прежнего человека (об этом говорит сохранившаяся привязанность воскресшего мужа и жены), обогащенного некоторыми новыми знаниями, или Нечто, лишь внешне имеющее привычный человеческий облик? Зачем вообще 'духам' вселяться в людские тела? Только для того, чтобы наладить контакт?
Щукин Евгений
SOS
http://zhurnal.lib.ru/s/shukin_e_a/260208.shtml
Понять главного героя-инопланетянина, наверное, сможет каждый, кто сталкивался с проблемой отсутствия условий для творчества. Мы-то что, перетерпим, а вот у синвелкоидов с этим сложно. 'Нарушить сосредоточение - смертельно опасно'. Припрет вдохновение - сдерживаться нельзя, 'внутреннее напряжение разорвет сосуды'. А раз нужны для акта творчества свобода и безопасность - можно и станцию космическую в подходящую для самореализации трубу свернуть. И переговорное устройство хвостом разнести, чтобы не отвлекало! Где этот ... телефон!!!!
Проблемы контакта людей с цивилизацией ящеров-телепатов, которые, к тому же, все поголовно художники. Обмен эмоциями не всегда благо. Впрочем, у ящериц свои собственные проблемы контакта, например, как при всеобщей телепатии объяснить в любви, не оскорбив предмет воздыханий 'эротическими картинками'. Очень интересно, что движущей силой контакта столь отличных друг от друга цивилизаций стали не какие-то материальные интересы, а общие представления о ценности Красоты.
Власов Игорь Евгеньевич.
Контакт (внеконкурс)
http://zhurnal.lib.ru/w/wlasow_i_e/kontakt.shtml
А контакта, в общем-то, нет. Даже с текстом. Ощущаешь себя в рассказе так, как его главный герой, помещенный в чью-то голову в другом мире, но не способного ни сделать, ни понять толком происходящее вокруг. История то ли о любви на почве путешествий во времени, то ли о скрывающихся под личиной людей ящероподобных пришельцах, которые зачем-то всё это устроили.
Зачем? Почему им так будет проще захватить Землю? Но главных героев больше беспокоит проблемы давней автокатастрофы их родителей, возможно, по вине летающей тарелки. Невольно сам заражаешься безразличием ко всему, что выходит за пределы личного мирка. Ну, наблюдают за нами по-прежнему ледяной взгляд Аллиенов, но с этим ведь ничего не поделаешь...
Вот живем мы тихо и не знаем, что уже десятилетия за наш мирный покой идут звездные войны, горят в далеких системах космические рейдеры и эсминцы. А когда на Земле узнают о Советской тайне, тогда и конец будет всем, несмотря на все укрепления. К достоинствам рассказа я бы отнес живое описание героики и трагизма космического сражения. К главному недостатку - отсутствие ответа, почему подвиг героев Космоса остался неизвестным.
Яров Эдуард
Звездный патруль
http://zhurnal.lib.ru/j/jarow_e/starpatrol.shtml
Проще победить в бою с многократными силами водочных контрабандистов, чем противостоять штабным интригам. Храбрец наказан за чужую трусость и изгнан из флота. Трус со связями оправдан и повышен в звании. Честно говоря, немного странно, что проявив твердость и находчивость в бою, главный герой не сделал ничего, чтобы хоть как-то оправдаться. Одна надежда - на продолжение истории.
А вот этот рассказ хорошо бы пошел как идея видеоклипа. Только группа должна быть ОЧЧЕНЬ сильная. И, в общем, инопланетные захватчики не более чем повод оторваться по полной.
Начало рассказа вполне хрестоматийно. Два заклятых врага - человек и инопланетянин - в одной ловушке. К тому же вражеский пришелец оказался роженицей (помню, был такой фильм американский старый, где землянин в итоге принял роды, выходил и воспитал новорожденного инопланетянинчика). Впрочем, всё оказалось не так просто. Настолько непросто, что сам герой не смог объяснить сделанный выбор. Он понятен только представителям высокоразвитой космической цивилизации, которая несет Земле свои ценности через тайно инициированных землян. Можно, конечно, вспомнить Тойво Глумова, справедливо опасающегося, что сверцивилизация начнет творить на Земле добро, как она его понимает ("сверхдобро"), а не так как понимают добро земляне. А ведь церртам, к тому же, приходится защищаться от нападения землян. Не станет ли после церртианской инициации пилот флота Империи Диккет Лати невольным тайным агентом воюющей с Землей державы?
Вот, к слову, в продолжение темы предыдущего рассказа. Тоже противостояние космических цивилизаций и главное оружие "крылатых эльфов" - позволить противнику понять их душу: "Если они смогут постичь, заразятся тем, что нами движет, воевать больше не потребуется". К сожалению, высокие материи затрагиваются только в самом финале рассказа. Основная часть посвящена заключительному экзамену курсантов Алайской академии (напрасно ожидал продолжения "Парня из преисподней"). На мой взгляд, экзамен, как и всё, что творится у "детей океана", кровожадно до неправдоподобия: "Вылетело десять пар кораблей, примут на базу только одну. Первую. Остальные... брак. Их, по слухам, того... в расход. Не допустят в шлюзы, и все. Без кислорода долго ли полетаешь". Потом, правда, экзамен оказывается гипносеансом. Но тут же всё возвращается на круги своя - лучшего курсанта за подлог документов готовы сжечь заживо, а других - поставить к стенке только по подозрению, что они об этом подлоге знали. Тоталитаризм тоталитаризмом, но вот так запросто списать стоимость восьми лет подготовки четырех летчиков?
Кружевский Дмитрий Сергеевич
Артефакт
http://zhurnal.lib.ru/k/kruzhewskij_d_s/art.shtml
Фантастика ближнего прицела. Луну исследуют американский и российский космонавты. У российского скафандр маленький, простой и серенький, у американца - большой, сложный и белый. Кстати, почему? Американцы как раз достигли больших успехов в миниатюризации своей техники. И едва ли на Луне будут так лихо перемещаться прыжками, рискуя (что есть в тексте) попасть ногой в расщелину. И, конечно же, американцы опять оказались себе на уме, наши вновь проявили героизм и самопожертвование, а "кошачеподобные" пришельцы и не подозревали, к чему приведет в будущем их пустяковая неосмотрительность.
Тоже Луна. Альтернативная история. 1991 год. Один из проводимых научных экспериментов в советском "Лунном городе" (построен в 1981)- девочка, родившаяся и растущая на Луне. Ей как раз исполнилось шесть лет, когда ядерная война, уничтожившая цивилизацию на Земле, добралась и до лунной колонии... Честно говоря, непонятно, что хотел сказать автор. Тема появляющегося в последний момент пришельца, который вроде бы спасает ребенка, выглядит оборванной и непонятной. Может, начало какой-либо большой вещи о "Последней из людей"?
Хохлов Димитрий
Триумф Мпако
http://zhurnal.lib.ru/h/hohlow_d/thriumf.shtml
Межгалактические войны. Космическая цивилизация высшего порядка, использующая для сооружения памятников вещества сотен планет, а в качестве боевых кораблей - целые солнечные системы, готовится к приему посланника другой высокоразвитой цивилизации. Гигантизм межзвездных масштабов торжественных церемоний постепенно становится всё более утомительным. Однако гость оказывается в тысячу раз могущественней "повелителей Вселенной" и немедленно физически поглощает их, как до того они поглощали менее сильные расы. Осталось верным старое правило, что на каждую силу найдется еще большая сила, но только пока не дойдет до самого страшного хищника во Вселенной - человека. Понравился авторский комментарий: "Если прочли полностью, Вы герой".
Всё об том же. На каждого крутого найдется крутейший. Хотя тут самым верхним оказался гигантский космический моллюск. Чего он, спрашивается на Землю за углеводородами прилетел. На других планетах метана куда как больше.
Ой, как крепко тут всё перекручено! Значит так, имеем на планете три цивилизации: местных разумных кристаллов вуисков и воюющих с ними колонистов двух рас - потомков кошачьих оль-лейранов и землян (терран). Для обеих групп колонистов переселение на чужую планету вынужденное. У землян сломался корабль, лейраны бежали от каких-то собственных разборок. Далее, если машинная цивилизация лейран очень похожа на то, как рисуют наше будущее фантасты, то общество землян основано на доминировании телепатов ('перворанговых'). Вроде бы, обе пришлые цивилизации нашли друг друга, организовав совместную оборону против атак аборигенов. При этом лейраны подавляют 'кристаллическую нечисть' классическими оружием, а земляне - противостоят агрессии в 'пси-диапазоне'. В конце, правда, выяснится, что не так всё просто. Лейраны, оказываются, обладают собственными технологиями телепатической защиты, а размещенные в городах 'Новой России' под предлогом обороны от разумных кристаллов лейранские боевые расчеты - лучший способ в будущем расправиться с конкурентами. И в центре всего этого - мальчик Тим, которого свои считают полностью замкнутым в себе безумным страдальцем, а он, на самом деле, именно тот, кто может наладить контакт враждующих цивилизаций, потому что только он слышит музыку всего сущего. Наверное, главное, что есть в этой истории - трагизм непонимания, сердечной глухоты. Отклика нет ни от землян, ни от их противников, потому что 'на самом-то деле ничем вуиски не отличались от людей... Упертость, ограниченность, гордыня, чрезмерное самомнение, - все это оказалось присуще им не меньше, чем людям'.
Усович Евгений Валентинович.
Планета Надежды (внеконкурс)
http://zhurnal.lib.ru/u/usowich_e_w/planet.shtml
Очень похоже по стилистике, а местами и по содержанию на произведения Андрея Ливадного. Планета, ставшая местом захоронения радиоактивных отходов, да так что заразила целый сектор Галактики (!!! - просто супер-сверхновая какая-то), тем не менее, имеет поселение людей-мутантов, которых преследуют контрабандисты, прилетающие сюда за неким чудодейственным и, одновременно, наркотическим растением. Власти сладить с контрабандистами не могут, так как их представители по непонятной традиции безоружны и только уговаривают нарушителей закона одуматься. К счастью, сами мутанты вдруг открывают у себя телепатический дар и тут же коллективной силой мысли побеждают своих врагов.
Замечательная юмористически-героически-пафицистическая история про минометчика, которого считали сельским дурачком, а он взял, да и победил всех врагов. Потомственный фермер, умеющий как надо стрелять из пушки, десятками уничтожает инопланетных врагов, но и просит прощение у срезанного выстрелом дерева. Герой мне понравился, а то у нас либо Тёркин, либо Чонкин, либо надрыв, либо юродство, а вот Гарри Корн - это действительно нечто. Нечто по внешности вполне гаррисоновское, но куда как психологичней.
КОСМОС КАК ЮМОР
Токарев Алексей Викторович
Чугунная сковородка в космический век
http://zhurnal.lib.ru/t/tokarew_a_w/shptxt.shtml
В общем непонятно, почему действие нужно было переносить в космос. Только ради построения сюжета? Хотя образ "жуткой мужицкой планеты" сладко греет душу. Правда, по-моему, на новый "Дикий, Дикий Запад" не похоже. Скорее на американскую глубинку второй половины ХХ в. с отвязно шопингующими домохозяйками. Кстати, с одной стороны упоминается, что на планете находятся "обогатительные комплексы", с другой - что воздух там ("сладкий, ароматный") можно продавать на промышленные планеты. А это - не промышленная?
Батаев Владимир Петрович
Космический автосервис-1. Космические целители
Легкий полудетектив про спящую царевну, т.е., извините, наследницу межзвездной промышленной корпорации, изложенная ее случайным свидетелем. Вот он-то ко всему происходящему не имеет никакого отношения. К чему вся предшествующая история про "единственный в Галактике автосервис для космических кораблей"?
Близкие контакты гастрономического рода. Приготовление плова в параболической антенне вместо казана. " - Ты что, хочешь из живого существа пищу готовить? - Лёша явно был шокирован. - Почему из живого? Мы его вначале умертвим, - успокоил я Лёшу". Проблемы с открытым пламенем. Зато в результате аборигены отказались от дикости нравов и признали земного повара "божеством вкусной пищи". Обязательно покажу рассказ теще, она у меня пловный спец.
Андреев Александр
Счет в банке и статья в энциклопедии
http://zhurnal.lib.ru/s/shok_a_w/success.shtml
Фельетон про талантливого, но неудачливого ученого, которому нужны, всего-то, слава и достаток, чтобы заткнуть рот пилящей его "за науку никчемную" супруге. Вместо дьявола появляется пришелец, а вместо души он забирает у обманутого им нового Фауста уши. Вот, в общем-то, и весь юмор ситуации. В языке и манере изложения смешного намного-намного больше, так что читать легко и интересно. Тема проблем отечественной науки в рассказе отражена действительно очень жизненно. "Граната со смещенным центром тяжести" - не бывает.
Читал я уже похожий по сюжету рассказ о вредном воздействии на искусственный интеллект космического корабля содержимого корабельной библиотеки. Только там, помнится, корабль начитался детских приключенческих романов и вообразил себя пиратом. Здесь корабельный компьютер стал жертвой дамских романов, превратившись, естественно, в стерву. По-моему, получилось гораздо жизненней и интересней. На самом деле, веришь, что пилот влюблен в своего электронного навигатора, наделенного настоящим женским характером.
Токарев Алексей Викторович.
Вход с котами и драконами запрещен! (внеконкурс)
http://zhurnal.lib.ru/t/tokarew_a_w/koty.shtml
Рассказ о корабельных коте и драконе и об их встрече в супермаркете на одной из транзитных планет: 'Рептилия обиженно сказала: "Ик!", распустила крылья и взлетела. Но летел дракон медленно и низко, потому что в его хвост вцепился Маркиз'. Вы знаете - мне обидно и за котов, и за драконов. И не потому, что их не пускают в магазин. Высокие традиции русской литературы, память о творениях Станюковича и Житкова, а также братьев Стругацких (мимикродонт Варя) зовут нас показывать корабельных животных существами с большой, хотя и бессловесной душой, способными на реальные поступки, а не одни только пустые драки на потеху праздной публики.
Апокриф-продолжение знаменитых путешествий удачно и остроумно подражает 'Звездным дневникам Йона Тихого', который на этот раз берется проверить идею, что 'большинство научных открытий не столько способствуют развитию цивилизации, сколько вредят человечеству в целом'. Для меня с детства существует два Йона Тихого. Один - эдакий космический Мюнхаузен из 'Звездных дневников', другой, более мне симпатичный, - печальный философ из 'Воспоминаний'. Ближе к первому, чем ко второму Тихий из 'Осмотра на месте', 'Мира на Земле' и 'Футурологического конгресса'. В 'Путешествии ? ... ' мой привередливый взгляд, увы, не нашел той изюминки, которая делает всех этих лемовских Йонов одной личностью.
Межзвездный корабль со сменой поколений. Обычно использовался авторами мрачных западных антиутопий или уж очень оптимистически-советской фантастики. В рассказе удачно совмещено и то, и другое.
Вновь история про "тримпампацию" - стоит ли готовится к сверхдлительным космическим путешествиям, если за их время могут быть открыты способы более быстрого передвижения ("Полдень" бр. Стругацких). По большому счету, Стругацкие тогда на всё и ответили.
Производственный рассказ о том, как придумали быстро эвакуировать всё население Земли на личном автотранспорте - если его возьмут на буксир космические корабли. Остроумное техническое решение в конце слегка приправлено пацифизмом. Конечно же, в "этой гребанной войне" виноваты "америкосы", которые первые предложили напасть, а остальные их поддержали. Интересно, возьмем ли мы на буксир американские автолеты?
Мрачный мир всеобщего благоденствия. Есть Космопорт и есть флайеры - космические корабли. Только Космопорт - давно только название, а флайеры не летают в космос, превратившись в обычный воздушный транспорт. Люди разучились мыслить и переживать, хотя бы концентрировать внимание. Ушли в прошлое эмоции. Остались только бессмысленная работа и бездумный отдых. Убийцей разума стал прогресс, направленный только на потребление, изобретения, позволяющие оставить как можно меньше времени на размышления. И даже бунт разума в этом мире превращается в роман с резиновой куклой. При чем тут космос? Видимо, именно отказавшись от него ради маленького бытового рая, люди и пришли к подобному печальному (со стороны) состоянию.
После мелькнувших в начале рассказа скафандра и шаттла был настроен на нечто более космическое, хотя бы по антуражу. Итак, суровые будни инопланетной полиции. Усыпляющее описание того, как отстраненная от работы коррумпированным начальством женщина-коп зачем-то расследует обстоятельства убийства, свидетелем которого она случайно стала. На общем унылом фоне порадовал неожиданный финал. И, правда, ведь, крайне скучно предугадывать предстоящие события. Хотя, особого дара предвидения у главной героини я, честно, по ходу рассказа что-то не заметил. Путают переходы изложения от третьего лица к первому, причем - от имени разных людей. Непонятно, отчего это песчаная планета с двумя холодными солнцами называется "Юпитер", хотя - почему бы и нет. А вот похожие на арабские надписи вымерших аборигенов названы иероглифами совсем уж зря.
Ермаков Роман Владимирович
Экипаж
http://zhurnal.lib.ru/e/ermakow_r_w/nebgem1.shtml
Рассказ вызываем обилие вопросов, на которые уже не ждешь ответа. Читателя будто внезапно хватают, сажают в корабль и отправляют на непонятную планету, созданную из космического мусора на околоземной орбите при помощи "черной материи". Как бы между прочим становятся известны детали научного эксперимента, коварные замыслы властей, политические интриги, героические помыслы, подробности личной жизни героев; вспыхивает любовь, звучат выстрелы, льется кровь... В общем, эта неясность картины дает впечатление некого нового мира, нерадостного, а потому, наверняка, к сожалению, реалистичного.